УДК / UDK 130.2:338.48 DOI: 10.12737/21101
Жиленко Вилена Юрьевна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Российская Федерация); канд. биол. наук, доцент; e-mail: Zhilenko@bsu.edu.ru
нематериальное культурное наследие
белгородской области: проблемы вовлечения в сферу туризма
В статье обоснована актуальность выявления и сохранения нематериального культурного наследия, значимость разработки нормативно-правовой базы в этой сфере, проанализированы возможности по актуализации объектов нематериального наследия в сфере туризма, даны рекомендации по увеличению потока туристов за счет их приобщения к познанию и непосредственному участию в обрядах, празднествах, народных промыслах и ремеслах. В статье проводится анализ не только положительного влияния сферы туризма на нематериальное культурное наследие, но и представлены факторы отрицательного воздействия, даны рекомендации по их снижению и минимизации.
Целью исследования являлся анализ проблем вовлечения в сферу туризма нематериального культурного наследия Белгородской области, что позволило выявить перспективы развития в регионе таких видов туризма, как этнографический и событийный. На основе существующего реестра нематериального культурного наследия Белгородской области проведена оценка потенциала для развития туризма на его основе. Выделены наиболее перспективные районы Белгородской области, обладающие наибольшим потенциалом для развития туризма на базе нематериального культурного наследия. Выявлены и охарактеризованы наиболее ценные объекты нематериального культурного наследия Ракитянского и Чернянского районов, обладающих наивысшим потенциалом для развития этнографического и событийного видов туризма. Осуществлен анализ основных проблем вовлечения в сферу туризма нематериального культурного наследия Белгородской области. Основными использованными методами исследования явились статистический, теоретический и проблемный анализ. В результате исследования разработан комплекс мероприятий по сохранению и безопасному вовлечению нематериального культурного наследия в сферу туризма Белгородской области.
Ключевые слова: нематериальное культурное наследие, Белгородская область, сфера туризма, этнографический туризм, событийный туризм, реестр объектов нематериального культурного наследия Белгородской области.
Введение. Для сохранения нематериального культурного наследия 17 октября 2003 г. в Париже на 32-й Генеральной конференции ЮНЕСКО была дополнена принятая в 1972 г. «Конвенция по вопросам охраны нематериального культурного наследия». По итогам внесенных дополнений в Конвенцию стали составляться охранные списки ЮНЕСКО, согласно которым охране подлежал целый ряд объектов нематериального культурного наследия1.
Проведя оценку деятельности ЮНЕСКО и учитывая имеющийся зарубежный опыт сохранения нематериального культурного
1 Конвенции ЮНЕСКО в области охраны культурного наследия и национальное законодательство государств-участников СНГ: материалы международной конференции. Минск, 2007. 124 с.
наследия, в 2000 г. Государственный дом народного творчества выступил с инициативной идеей по реализации международного проекта «Провозглашение шедевров устного нематериального наследия человечества» под эгидой ЮНЕСКО. Участие в данном проекте позволило разработать нормативно-правовые акты по сохранению нематериального наследия человечества во многих субъектах РФ. Была разработана и утверждена в 2008 г. «Концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации»2.
2 Концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов РФ на 2009-2015 гг. (утверждена Приказом Министерства культуры РФ от 17.12.2008 № 267).
24 мая 2016 г. на пленарном заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ с докладом о необходимости создания и принятия Федерального Закона «О нематериальном культурном наследии народов России» выступила советская и российская народная певица, исследователь народной песни, педагог Н.Г. Бабкина. Актуальность разработки данного закона подтверждена в резолюции совещания, проведенного Комитетом по науке и культуре Совета Федерации в декабре 2015 г. В резолюции в первом пункте сообщается о необходимости разработки и принятия закона, так как он «является основой формирования национальной идеи и идентичности, духовного возрождения нации, способствует воспитанию патриотизма и созданию национальной идеи России». Содержание этого закона должно быть направлено на регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации, охраны существующих объектов нематериального культурного наследия РФ, на реализацию и защиту прав народов и других этнографических общностей на сохранение своей национальной самобытности, реализацию конституционных прав каждого гражданина и доступ к культурным ценностям при конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении нематериального культурного наследия [2].
К объектам нематериального культурного наследия относятся проявления обычаев, формы представления и выражения навыков и знаний, связанные с ними инструменты, предметы, артефакты, а также культурные пространства, признанные таковыми сообществами, представляющие историческую и культурную значимость и внесенные в Каталог объекты нематериального культурного наследия РФ. Последний представляет собой информационную систему, которая включает в себя перечень объектов с подробным их описанием.
Носителями нематериального культурного наследия народов РФ являются коренные сообщества, группы или отдельные лица (в некоторых случаях), которые имеют важное значение в создании и сохранении нематериального культурного наследия народов России, обогащающие
культурное разнообразие и способствующие развитию имеющихся творческих задатков человека. Формами проявления нематериального культурного наследия народов РФ являются: устные традиции и их формы выражения, включающие язык как носитель нематериального культурного наследия, различные исполнительские искусства, обряды, обычаи и празднества, обычаи и знания, которые относятся к природе и вселенной, а также знания и навыки по традиционным ремеслам [2].
Нематериальное культурное наследие находится в постоянном развитии, так как постоянно обогащается каждым последующим поколением и состоит не только из унаследованных традиций и обрядов прошлого, но и из современных нематериальных аспектов культуры городских и сельских территорий.
В современном мире нематериальное культурное наследие находится под угрозой из-за постоянных процессов глобализации, урбанизации, его сохранение является одной из важнейших задач, так как является определяющим фактором для культурного разнообразия и этнической самобытности, которые являются значимыми для развития туризма. При познании туристами чужой культуры возникает межкультурный диалог, взаимопонимание между людьми, данный процесс воспитывает чувство толерантности. Интерес туристов к нематериальному культурному наследию вызывает у местных жителей понимание ценности наследия, вызывает у них чувство гордости и патриотизма. В результате возникновения мощного мультипликативного эффекта от сферы туризма в смежных отраслях экономики увеличиваются доходы и уровень жизни населения, финансируются мероприятия по возрождению, сохранению и развитию материального и нематериального культурного наследия.
Однако, существует и отрицательное воздействие туризма на культурное наследие. Одним из отрицательных воздействий на нематериальное культурное наследие можно выделить явление коммерциализации, когда культурное наследие превращается в товар, так объекты и явления культуры становятся рыночными категориями,
учитываются такие их факторы, как стоимость, доходность, конкурентоспособность на рынке [3].
В результате во многих туристских регионах происходит массовое производство сувениров из материалов и в техниках, не соответствующих традиционным. Происходит постепенное нарушение и упрощение традиций, обрядов, ритуалов, изменения в национальных костюмах местного населения.
Целью нашего исследования являлось изучение проблем вовлечения нематериального культурного наследия в сферу туризма Белгородской области и поиск путей решения. Были изучены основные факторы, негативно влияющие на состояние нематериального культурного наследия. Объектом исследования является нематериальное культурное наследие Белгородской области. Исходными материалами для исследования послужили аналитические и статистические данные по состоянию объектов нематериального культурного наследия в Белгородском регионе. При исследованиях использовались такие методы, как теоретический, проблемный и статистический анализ. Для выявления наиболее перспективных районов Белгородской области, обладающих наибольшим потенциалом для развития туризма на основе ресурсов нематериального культурного наследия, была разработана шкала балльной оценки.
Основная часть. Основные объекты, относящиеся к фольклорному нематериальному культурному наследию на территории Белгородской области, представлены в региональном реестре [1], в котором указано количество единиц записей фольклора на DVD-дисках, CD-дисках, аудиокассетах, бобинах (табл. 1). Центрами хранения фоно-документов являются архивы ГУК «Белгородский государственный центр народного творчества», районные методические службы, Белгородский государственный институт культуры и искусств (БГИКИ), Белгородский государственный музыкальный колледж им. С.А. Дегтярёва БГИКИ, и Губкинский государственный музыкальный колледж.
В ГУК «Белгородский государственный центр народного творчества» собрано 6232 ед. записей фольклора, в том числе
наибольшее количество записей представлено по Алексеевскому и Грайворонскому району. Наименьшее количество записей приходится на Корочанский и Шебекин-ский районы. По Ровеньскому и Старо-оскольскому районам записей фольклора вообще не представлено. Районными методическими службами собрано 350 ед. записей фольклора, данные представлены только по Алексеевскому, Волоконовскому, Корочанскому, Прохоровскому и Шебекин-скому районам. В Белгородском государственном институте культуры и искусств (БГИКИ) собрано 786 записей фольклора по всем районам Белгородской области, но записи только по песенному фольклору. В Белгородском государственном музыкальном колледже им. С.А. Дегтярёва БГИКИ собраны записи песенного фольклора по Алексеевскому, Волоконовскому, Ивнянскому, Красногвардейскому, Прохо-ровскому, Ракитянскому и Яковлевскому районам. Наибольшее количество песенных записей представлено по Ракитянскому району. В Губкинском государственном музыкальном колледже представлены записи песенного фольклора по 10-ти районам Белгородской области, наибольшее количество записей собрано по Губкинско-му и Красногвардейскому районам. Таким образом, наибольшее количество разнообразных фольклорных записей представлено в ГУК «Белгородский государственный центр народного творчества».
Для оценки потенциала развития туризма на основе нематериального культурного наследия в Белгородском регионе нами разработана балльная шкала оценки. При оценке использовались такие аттрактивные для туристов факторы, как количество коллективов песенного фольклора, количество событий, количество мастеров в доме ремесел (в области в каждом районе имеется один дом ремесел). Использовалась 10-балльная шкала оценки, баллы ранжировались в соответствии с общим количеством единиц хранения. Результаты балльных оценок по районам Белгородской области представлены в табл. 2.
Таким образом, наибольшим потенциалом для развития туризма на основе нематериального культурного наследия об-
Таблица 1 - Количество единиц хранения фонодокументов по муниципальным районам Белгородской области
Table 1 - The number of items of documentary photos on the municipal districts of Belgorod region
^ч Кол-во единиц ^ч фонодоку-^ч ментов ^ч по местам \их хране-^ч ния Муницип. р-ны \ Песенный фольклор Обрядовый фольклор Устное народное творчество Инструментальный фольклор Традиционный костюм и ДП НХТ Игровой фольклор ИТОГО, ед. записей
А Б В Г Д А Б А Б А А А
Алексеевский 1120 0 126 4 44 230 3 14 6 0 0 10 1557
Белгородский 45 0 58 0 0 13 0 1 0 1 0 0 118
Борисовский 241 0 16 0 0 16 0 0 0 0 28 0 301
Валуйский 341 0 36 0 2 1 0 4 0 166 52 4 606
Вейделевский 232 0 12 0 0 5 0 0 0 0 46 2 297
Волоконовский 314 39 0 50 18 23 5 6 12 151 0 0 618
Грайворонский 538 0 20 0 0 62 0 2 0 0 0 1 623
Губкинский 157 0 54 0 85 20 0 10 0 0 0 0 326
Ивнянский 397 0 88 94 0 9 0 0 0 52 0 6 646
Корочанский 34 121 13 0 0 8 12 0 0 0 0 0 188
Красненский 235 0 32 0 26 276 0 14 0 0 0 4 587
Красногвардейский 261 1 111 78 85 8 0 4 0 124 0 10 682
Краснояружский 0 0 27 0 0 30 0 1 0 61 31 0 150
Новооскольский 0 0 0 0 43 13 0 0 0 91 0 0 147
Прохоровский 90 36 34 13 8 61 11 4 2 0 0 0 259
Ракитянский 186 0 44 165 0 10 9 0 0 0 0 11 425
Ровеньский 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Старооскольский 0 0 25 0 14 0 0 0 0 0 0 0 39
Чернянский 0 0 6 0 27 3 0 0 0 99 0 11 146
Шебекинский 0 80 36 0 0 0 0 0 13 0 0 5 134
Яковлевский 217 0 48 4 0 4 0 1 0 0 0 5 279
ИТОГО 4408 277 786 408 352 792 40 61 33 745 157 69 8128
Примечание: Буквами обозначены места хранения фонодокументов: А - ГУК «Белгородский государственный центр народного творчества»; Б - Районные методические службы; В - Белгородский государственный институт культуры и искусств (БГИКИ); Г - Белгородский государственный музыкальный колледж им. С.А. Дегтярёва БГИКИ; Д - Губкинский государственный музыкальный колледж
ладают Ракитянский и Чернянский районы Белгородской области (27 баллов).
В Ракитянском регионе имеется 14 коллективов фольклора, в которых работают 167 человек. Четыре из них получили звание «Народный самодеятельный коллектив». Самыми популярными и известными фольклорными коллективами считаются: «Ладо», «Карагод», «Посиделки», «Истоки», «Рябинушка». Весомое пространство в совместной системе этнической художественной культуры занимает народная одежда. Русский этнический костюм считается произведением искусства, прототипом согласия цвета и части, которая объединяет в себя большое
количество обликов ремесел и рукоделия, доведенных до нашего времени. Этнический костюм плотно связан с разными сторонами культуры - традициями быта, обычаями, верованиями и ритуалами. Традиционный костюм населения Ракитянского региона наиболее колоритно отображает женская одежда жителей таких сел, как Меловое, Вышние Пены, Нижние Пены, Коровино и Псковское (рис. 1). Как раз данный костюм и стал так называемой «визитной карточкой» Ракитянского региона. Среди элементов этого костюма косоклинные сарафаны, рубашки, «хвартушки», «оправа», шубки, «хапуны», «заплечник», «монисто», корсет.
Таблица 2 - Балльная оценка фольклорного нематериального культурного наследия как ресурса для развития туризма в Белгородской области
Table 2 - Numerical score of folk intangible cultural heritage as a resource for tourism development in Belgorod region
^^ Количество Муници- ^^ пальные районЫ^ Коллективов песенного фольклора Событий для этнографического, событийного туризма Мастеров в доме ремесел Итого баллов
Ед. Баллы Ед. Баллы Ед. Баллы
Алексеевский 10 5 7 8 3 4 17
Белгородский 13 8 5 6 5 6 20
Борисовский 6 2 4 5 4 5 12
Валуйский 10 5 6 7 5 6 18
Вейделевский 11 6 4 5 5 6 17
Волоконовский 11 6 6 7 5 6 17
Грайворонский 11 6 6 7 6 7 18
Губкинский 13 8 5 6 7 8 22
Ивнянский 9 4 4 5 4 5 14
Корочанский 11 6 5 5 5 6 17
Красненский 7 2 4 5 4 5 12
Красногвардейский 13 8 5 6 5 6 20
Краснояружский 13 8 6 7 4 5 20
Новооскольский 12 7 6 7 6 7 21
Прохоровский 9 4 7 8 7 8 20
Ракитянский 14 9 8 9 8 9 27
Ровеньский 4 1 4 5 4 5 11
Старооскольский 13 9 5 6 4 5 20
Чернянский 14 9 8 9 8 9 27
Шебекинский 10 5 5 6 5 6 17
Яковлевский 4 1 3 4 4 5 10
Большое значение имеет для туристов сфера питания. Традиционная кухня района особенно привлекательна для туристов, так как очень вкусная, ибо переняла самое лучшее от русской и белорусской кухни.
В Ракитном значительное количество объектов, относящихся к нематериальному культурному наследию.
Ракитянский краеведческий музей расположен в центре п. Ракитное в здании, которое построено в 1906 году на территории Успенской церкви. Предположительно, ранее в нем находились церковная сторожка и воскресная школа. В 1936 г. Успенская церковь была разрушена. В разное время в здании современного музея располагались центральная библиотека, отдел культуры, Дом пионеров.
Ракитянский Дом ремёсел образован в 2007 г. на базе ДК «Молодежный». В нем работают умелые мастера промыслов и ремесел, часто они проводят первоклассные
мастер-классы по различным жанрам декоративно-прикладного творчества: лозопле-тение, батик (вышивка лентами), лоскутное шитье, бисероплетение, тесто-пластика, вязание, мягкая игрушка, флористика. При Доме ремесел работает студия «Стиль» по пошиву сценических костюмов, ростовых кукол, одежды для сцены, штор, разнообразного реквизита для проведения массовых мероприятий.
Ракитянский район сохранил традиции предков, и сегодня в районе живут народные мастера, которые изготавливают самобытные изделия, отличающиеся особой народной фантазией и красотой. Сувенирная лавка «Ракитянский сувенир» реализует сувенирную продукцию, исполненную в различной технике: вышивка, вязание, макраме, бисероплетение, ку-клоделие, глина, живопись, лозоплетение, скульптуры и продукция, выпускаемая типографским способом (рис. 2).
Рис. 1 - «В царстве зеленой дубравы»: традиционный женский костюм Ракитянского района (фото пресс-службы администрации Ракитянского р-на, 2016)
Fig. 1 - «in the realm of green oaks»: traditional female costume of Rakityansky district (photo of press-service of the Rakityansky district administration, 2016)
Рис. 2 - Сувенирная лавка «Ракитянский сувенир» (фото пресс-службы администрации Ракитянского р-на, 2013 г.)
Fig. 2 — Souvenir shop «Rakityansky souvenir» (Photo of press service of the Rakityansky district administration, 2013)
Практически во всех культурно-досу-говых учреждениях Чернянского района работают студии, кружки, основная задача которых состоит в возрождении и развитии традиционных декоративно-прикладных промыслов и ремесел района.
Главным продолжателем и хранителем народной культуры является Ездочен-ский дом народного творчества, который был образован летом 1995 г. Здесь есть необходимые условия для обучения и занятия различными видами творчества для 100 подростков и детей, с которыми работают семь мастеров по двенадцати направлениям: лозоплетение, резьба по дереву, цветоделие, бисероплетение, работа с кожей, природными материалами и др.
Народные промыслы являются живой традицией, которая связывает целые поколения, а народные умельцы являются душой народа.
На территории Белгородской области регулярно проводятся интересные и уникальные события. Например, Фестиваль народностей и исторических реконструкций, который ежегодно проводится в июне в парке регионального значения «Ключи» (Прохоровский район). В начале июля на территории Ракитянского района в рекреационной зоне с. Центральное прошло народное гуляние «В царстве зеленой дубравы», где был проведен фестиваль народного творчества «Поющая дубрава».
Ежегодно проводится декабрьское народное гуляние «Казачий круг» в с. Скородное (Губкинский район), основой которого стало сохранение казачьей культуры в местах ее бытования. Одним из ярких и запоминающихся для туристов событий является областной праздник-ярмарка Уразовского поселения «Клубничная страна», который проводится в сезон созревания клубники.
Несмотря на значительный потенциал нематериального культурного наследия Белгородской области для развития сельского, этнографического и событийного видов туризма, существует ряд проблем, которые отрицательно влияют как на развитие туризма, так и на сохранность нематериального культурного наследия. Основная сложность актуализации нематериального культурного наследия заключается в том, что в основном оно существует не в рамках профессиональной культуры, в которой сформированы свои институты и традиции сохранения, изучения и трансляции будущим поколениям, а в культуре повседневности, то есть существует внеинституционально, обладая нечеткими, расплывчатыми формами передачи от поколения к поколению. Также в каждом локусе, в каждом определенном периоде его социального бытия возникает свой, особый вариант нематериального культурного наследия, который в результате и находится в постоянном полилоге с другими культурными феноменами.
Таким образом, актуализация нематериального культурного наследия должна осуществляться на основе не только «аутентичных» реконструкций, но базироваться на живом интересе туристов к прошлому, воспринимаемому не как нечто отжившее, а как источник сокровенных смыслов и сакральных начал, значимых для современного человека.
Необходимость актуализации нематериального культурного наследия вызвана ещё и тем, что в последние годы заметно возрос интерес к народным традициям, обрядам, творчеству, самобытной народной культуре [3, 4]. Предлагаемые турфирмами этнотуры включают в себя знакомство с бытом и укладом жизни наших предков, посещение жилищ и культовых сооружений, возможное участие в фольклорных обрядах, красочные фольклорные шоу.
Знакомство с историей и культурой не только своего народа, но и с культурой и искусством других этносов расширяет мировосприятие человека, внушает уважение к жизни и творчеству его предков, формирует уважение к культуре и истории других народов мира. Именно поэтому привлекательным элементом в туризме становятся этнические объекты и материальные ценности, которые связаны с домом, жилищем, пищей, украшениями того или иного народа. Музыка, этнический танец, традиционные ремесла, национальная кухня, фольклор - все это способно сформировать побудительную мотивацию к туристической поездке [5, 6].
Но следует отметить, что объекты народного культурного наследия необходимо представлять с творческим и разумным подходом. Так, в результате научно-технического прогресса продукция одних стран стала мало отличаться от соответствующей продукции других стран. Но в культуре проявление единообразия недопустимо. Региону, который принимает туристов, необходимо предлагать расширенный ассортимент сувениров, выполненных (кустарным или фабричным способом) местными ремесленниками и мастерами. Сувениры являются хорошей памятью о стране, регионе, местности. Необходимо помнить, что сувенир, купленный туристом на па-
мять, но изготовленный не в стране посещения, теряет для туриста свою особую значимость, воспринимается как поддельный. Все виды сувенирной продукции, а также другие нужные туристу товары (аксессуары, туристское снаряжение) необходимо продавать в удобно расположенных торговых точках или магазинах. Необходимо учитывать потребительский спрос и покупательскую способность туристов. В некоторых турцентрах создаются специализированные магазины в особом национальном стиле, где местные ремесленники изготавливают изделия при непосредственном присутствии или даже участии туристов. Данная форма торговли сувенирной продукцией может относиться к своеобразной достопримечательности региона и вызывать значительный интерес у туристов [7].
Заключение. Для сохранения нематериального культурного наследия Белгородской области необходимо разработать и принять закон «О сохранении и развитии нематериального культурного наследия народов Белгородской области» и Концепцию с программными мерами по их реализации, которые позволят создать необходимые условия для выявления, развития, сохранения и популяризации нематериального культурного наследия, а также реализации комплекса организационно-управленческих, материально-технических и кадровых условий, основными из которых являются:
- создание нормативно-правовой базы в части сохранения нематериального культурного наследия народов Белгородской области;
- борьба с существующей текучестью кадров культурно-досуговых учреждений, особенно в сельской местности;
- осуществление обновления по материально-технической базе культурно-досуговых учреждений (увеличение числа учреждений, имеющих специальное оборудование, которое соответствует современным нормам и требованиям);
- расширение межрегионального, международного сотрудничества в области сохранения нематериального культурного наследия народов мира;
- включение ряда территорий, где выявлены объекты нематериального культурного наследия Белгородской области, в международную сеть культурной турин-дустрии.
Для вовлечения нематериального культурного наследия Белгородского региона в сферу туризма необходимо проводить следующие мероприятия:
- создание узнаваемого бренда Белгородского региона;
- вовлечение туристов в народные обряды, ремесла, промыслы, фестивали, фольклорные мероприятия, календарные события;
- создание электронного каталога всех объектов нематериального культурного наследия с их подробным описанием.
Список источников:
1. Единый реестр объектов нематериального культурного наследия Белгородской области / Сост. и науч. ред. В.А. Котеля. Белгород: ГУК «БГЦНТ», 2010. 182 стр.
2. Житенёв С.Ю. Управление объектами культурного наследия: научные, методологические и практические аспекты // Вопросы культурологии. 2015. № 7. С. 18-28.
3. Миронова Т.Н. Наследие как социокультурный феномен // Вопросы культурологии. 2013. № 12. С. 94-98.
4. Artun E. Exhibition in the Museum of Village of Theatrical Cultural Heritage. Exhibition in the Museum of Intangible Cultural Heritage Symposium Booklet. 2004. Pp. 147-151.
5. Baldwin P., Fleming K. Teaching Literacy through Drama Creative Approaches. Londra: Routledge Falmer, 2003.
6. Bendix R. Heritage between Economy and Politics: An Assessment from the Perspective of Cultural Anthropology. Londra: Routledge Falmer, 2009. Pp. 253-269.
7. Ekici M. Afterwards of a Symposium: Exhibiting the Intangible Cultural Heritage in a Museum // Milli Folklor. № 61. 2004. Pp. 5-13.
Vilena Yu. Zhilenko
Belgorod State National Research University (Russia);
PhD of Biology, Associate Professor; e-mail: zhilenko@bsu.edu.ru
intangible cultural heritage of belgorod region: problems of involving in the tourism sector
The article substantiates the necessity for discovering and preservation the intangible cultural heritage and the importance of the developing the legal framework in the field of intangible cultural heritage. The author gives recommendation how to increase the flow of tourists through their learning the intangible cultural heritage and involvement in the rituals and festive events, folk arts and crafts. The article analyzes not only a positive effect on the intangible cultural heritage, but also presents the factors of negative impact. The recommendations how to reduce and minimize their impact are given.
The analysis of the problems of involving intangible cultural heritage of Belgorod region in tourism is the aim of the study. This revealed development prospects of such types of tourism as ethnographic and event tourism. Based on the existing inventory of intangible cultural heritage of Belgorod region the author assesses the potential for tourism development based on intangible cultural heritage. The most promising areas of Belgorod region, having the greatest potential for development of tourism based on intangible cultural heritage, are selected. The most valuable objects of intangible cultural heritage of Rakityansky and Chernyansky districts with the greatest potential for tourism based on the intangible cultural heritage are described and identified.
Analysis of the major problems of involving the intangible cultural heritage of Belgorod region in tourism has been carried out. Statistical methods, theoretical and problem analysis are the main for the study. As the research result, the set of measures to preserve and secure involvement of the intangible cultural heritage in tourism of Belgorod region has been developed.
Keywords: intangible cultural heritage; Belgorod region; the sphere of tourism; ethnographic tourism; event tourism; inventory of the intangible cultural heritage of Belgorod region.
References:
1. A single register of intangible cultural heritage of Belgorod Region / Comp. and Ed. V.A. Kotelia. Belgorod: GUK «BGTSNT», 2010. 182 p. (In Russ.).
2. Zhitenev S.Yu. Managing cultural heritage sites: scientific, methodological and practical aspects. Voprosy kul'turologii [Issues of Culturology], 2015, No.7, p. 18-28. (In Russ.).
3. Myronova T.N. Heritage as sociocultural phenomenon. Voprosy kul'turologii [Issues of Culturology], 2013, No. 12, p. 94-98. (In Russ.).
4. Artun E. Exhibition in the Museum of Village of Theatrical Cultural Heritage. Exhibition in the Museum of Intangible Cultural Heritage Symposium Booklet, 2004, p. 147-151.
5. Baldwin P., Fleming K. Teaching Literacy through Drama Creative Approaches. Londra: Routledge Falmer, 2003.
6. Bendix R. Heritage between Economy and Politics: An Assessment from the Perspective of Cultural Anthropology. Londra: Routledge Falmer, 2009. Pp. 253-269.
7. Ekici M. Afterwards of a Symposium: Exhibiting the Intangible Cultural Heritage in a Museum. Milli Folklor, No.61, 2004, p. 5-13.
Жиленко В.Ю. Нематериальное культурное наследие Белгородской области: проблемы вовлечения в сферу туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 3. С. 55-63. DOI: 10.12737/21101. Дата поступления статьи: 22 января 2016 г.
ZhilenkoV.Yu. Intangible cultural heritage of Belgorod region: problems of involving in the tourism sector. Sovremennye prob-lemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 2016, vol.10, No. 3, pp. 55-63. DOI: 10.12737/21101. Received 22 January 2016
ТУРДАЙДЖЕСТ_
TOURDIGEST
9
второй этап всероссийского конкурса
БрендРоссии «туристический бренд россии»
В феврале 2015 г. по инициативе Федерального агентства по туризму (Ростуризм) при поддержке Министра культуры РФ проведен первый этап открытого Всероссийского конкурса «Туристический бренд России». Бренд создается коллективно. В конкурсе принимает участие широкая общественность, но ведущая роль создания бренда отдается профессионалам, которые подключаются к процессу на втором этапе, дедлайн которого -23 сентября 2016 г. Затем в открытых коллективных воркшопах профессиональные дизайнеры, вдохновленные лучшими народными работами, будут визуализировать самые интересные предложения.
Оценивать логотипы и слоганы будут 11 членов жюри, в составе которого -заместитель руководителя Администрации Президента РФ, пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков, Министр культуры РФ Владимир Мединский, генеральный секретарь Всемирной туристской организации (ЮНВТО) Талеб Рифаи, международный эксперт в области брендинга Хуан Карлос Белоссо, генеральный директор информагентства ТАСС Сергей Михайлов, глава ВЦИОМ Валерий Фёдоров, почетный президент Русского географического общества Владимир Котляков и другие эксперты.
Результатом коллективного творчества должен стать высококлассный туристический бренд Российской Федерации, который обеспечит ее узнаваемость во всем мире как привлекательного направления для отдыха и путешествий. Права на бренд будут безвозмездно переданы государству. Подведение итогов конкурса состоится в декабре 2016 г. в рамках Премии Ростуризма.
Наличие узнаваемого бренда является непременным атрибутом государства-лидера в сфере туризма. Сегодня у России как туристического направления нет собственного бренда, в то время как из 195 стран мира 146 имеют таковой. Идея туристического бренда должна раскрывать действительные преимущества и особенности страны как туристического направления, привлекательного для самых разных видов туризма, быть актуальной для различных сегментов аудитории и корректировать воспринимаемый образ России в благоприятную сторону.
Сайт конкурса: http://турбрендроссии.рф. По материалам сайтов турбрендроссии.рф, russiatourism.ru (дата обращения: 28.08.2016)