Б01 10.24411/2223-0564-2019-10310 Г.Р. Хусаинова, Н.М. Сиражитдинова УДК 398: 030
НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ БАШКИРСКОГО НАРОДА: ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Аннотация
В преддверии Всемирной фольклориады-2020, которая пройдет в Республике Башкортостан, в Государственном автономном учреждении науки «Башкирская энциклопедия» совместно с фольклористами республики начата работа над составлением энциклопедии «Фольклор народов Башкортостана». Научная задача по систематизации фольклорной информации предполагает проведение определенной аналитической работы, которая будет способствовать выявлению новых методик исследований, основных научных тенденций в башкирской фольклористике, а также современных форм бытования традиционного фольклора, среди которых отдельным явлением представляется художественная самодеятельность. Башкирский фольклор служит питательной средой для творческой деятельности участников художественной самодеятельности, профессиональных артистов, современного изобразительного, театрального и др. видов искусств.
В статье, опираясь на научные достижения предшественников, делается попытка системно охватить направления изучения башкирского традиционного фольклора в современных условиях и выделить наиболее значительные научные труды. Во-первых, в последние годы в области башкирской фольклористики наметилась определенная тенденция к локальным, сугубо фольклорным исследованиям. Территориальное изучение фольклора представляет собой перспективное направление современной фольклористики, позволяющее проследить состояние историко-культурных взаимосвязей и их константы. Во-вторых, широкое использование материалов традиционного фольклора в философских, литературных, социологических, языковедческих и др. научных трудах выражает стремление научного мира к переосмыслению народных ценностей. Обращение к истокам народной культуры и ее изучение объясняется поисками истинных знаний о жизни, сущности человека и об окружающем мире. Кроме этого, в сложившихся социально-экономических условиях традиционный фольклор и его бытование служат опорой для стабильности общества.
Проведенная работа будет служить основой для вводной статьи будущего издания.
Ключевые слова: Всемирная фольклориада-2020, башкирский традиционный фольклор, энциклопедия «Фольклор народов Башкортостана»
Gulnur R. Khusainova, Nafisa M. Sirazhitdinova
INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE OF THE BASHKIR PEOPLE: THE RESEARCH RESULTS AND CURRENT STATUS
Хусаинова Гульнур Равиловна, доктор филологических наук, заведующая отделом фольклористики Ордена Знак Почета Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН (Уфа), e-mail: bashfolk@yandex.ru
Сиражитдинова Нафиса Миндияровна, кандидат филологических наук, научный редактор отдела эн-циклопедистики Государственного автономного учреждения науки «Башкирская энциклопедия » (Уфа), e-mail: birusa-raf@mail.ru
Gulnur R. Khusainova, Dr. Sc. (Philology), Head of the Department for Folklore Studies, Order of the Badge of Honour Institute of History, Language and Literature, Ufa Federal Research Center, Russian Academy of Sciences (Ufa), e-mail: bashfolk@yandex.ru
Nafisa M. Sirazhitdinova, Cand.Sc. (Philology), Scientific Editor, Department of Encyclopaedistics, State Autonomous Institution of Science Bashkir Encyclopedia (Ufa), e-mail: birusa-raf@mail.ru
Abstract
On the eve of the World Folkloriada-2020, which is to be held in the Republic of Bashkortostan, the Bashkir Encyclopedia State Autonomous Institution of Science together with the folklorists of the republic began working on the compilation of the encyclopedia Folklore of the Peoples of Bashkortostan. The scientific task on the systematization of folklore information involves carrying out some analytical work that will help identify new research methods, major scientific trends in Bashkir folklore studies, and modern forms of traditional folklore, among which artistic amateur activity is a separate phenomenon. Bashkir folklore serves as a breeding ground for the creative activities of amateur and professional artists, and contemporary visual, theatrical and other types of art.
The article, resting upon the high scientific achievements of predecessors, tries to cover the areas of study of Bashkir traditional folklore in modern conditions systematically and to distinguish the most significant scientific works. First, in recent years there has been a definite tendency towards local, purely folklore research in the field of Bashkir folklore studies. Territorial study of folklore is a promising direction of modern folklore, allowing to trace the state of historical and cultural relationships and their constants. Secondly, the widespread use of materials of traditional folklore in philosophical, literary, sociological, linguistic and other scientific works expresses the desire of the scientific world to rethink people's values. Appeal to the origins of folk culture and its study is explained by the search for true knowledge about life, the essence of man and the world around. In addition, in the current socio-economic conditions, traditional folklore and its existence support the stability of society.
The work done will serve as the basis for an introductory article of a future publication.
Key words: World Folkloriada-2020, Bashkir traditional folklore, encyclopedia Folklore of the Peoples of Bashkortostan
Одной из актуальных проблем современной фольклористики является изучение бытования традиционного фольклора. Сегодня в условиях глобализации, насаждения виртуальной реальности во всем мире перед людьми возникает опасность утери национальной самоидентификации, остро возникает необходимость в сохранении человека и его благополучной жизнедеятельности, поэтому обращение к истокам своей народной культуры можно объяснить поисками истинных знаний о жизни человека и об окружающем мире. В сложившихся социально-экономических условиях традиционный фольклор служит опорой для стабильности в обществе. В статье, которая преследует своей целью сбор информации по заявленной теме, ставится задача обзора методологических тенденций изучения современного башкирского традиционного фольклора, а также форм его бытования. Аналитическая работа будет способствовать выявлению новых методик и итогов исследований. В данном ключе была проведена аналитическая работа и по современному состоянию фольклористики финно-угорских народов Башкортостана [1], а также русской, украинской, белорусской фольклористики [16]. Настоящая статья является продолжением работы по систематизации научных знаний о фольклористике в Республике Башкортостан.
Башкирский традиционный фольклор представлен богатым материалом различных жанров (кубаиры, песни, такмаки, баиты, мунажаты,
сенляу и др.). Одним из главных достижений башкирской фольклористики, безусловно, являются издания фундаментальных фольклорных сводов, осуществленные силами ученых Института истории, языка и литературы и ученых-педагогов БашГУ, СГПИ, которые увидели свет в конце 1950-х годов в трех, в 1972-1985 - в восемнадцати, а с 1999 года начали публиковаться в 36 томах на башкирском языке [9]. Наработанный башкирскими фольклористками материал систематизирован в многотомной энциклопедии [7].
С 2003 года по проекту Ф.А. Надршиной образцы башкирского фольклора начали издаваться в переводе на трех языках: башкирском, русском, английском [14; 19; 27; 28 и др.], а также снабжаться указателями мотивов на русском и английском языках [5], что содействует расширению и обмену фольклорной информацией в современном мировом пространстве и вносит вклад в обогащение всеобщей духовной культуры.
На основе фольклорного материала появились универсальные словари, способствующие концентрации информации по различным тематическим категориям. Так, словарь, подготовленный Ф.А. Надршиной [15], включает около 2000 пословиц и поговорок и их башкирские соответствия; словарь, составленный Ф.Г. Хисамитди-новой [22], - около 5000 слов и словосочетаний, связанных с башкирской мифологией. В словарь башкирских пословиц и поговорок М.Х. Ахтя-
мова [26] входит около 13 тысяч пословиц и поговорок, который также снабжен статистическими таблицами, представляющими частотность использования частей речи башкирского языка в пословицах и поговорках и др.
О современном реальном состоянии традиционных жанров башкирского народного творчества можно судить по полевым исследованиям фольклористов республики. В новом веке экспедиции фольклористов ИИЯЛ УФИЦ РАН осуществляются ежегодно: в Зилаирский (2003), Альшеевский (2004), Татышлинский (2004), Бу-раевский (2006), Аскинский (2007), Караидель-ский (2007), Янаульский (2005), Балтачевский (2008), Бурзянский (2009), Абзелиловский (2009), Хайбуллинский (2010) и др. районы Республики Башкортостан. Проводятся экспедиции и в соседние регионы с компактным проживанием башкир: в Челябинскую (2009), Свердловскую (2004, 2005), Самарскую и Саратовскую (2005), Курганскую (2016) области, Пермский край (2006) и др. На основе собранных во время экспедиций образцов устного народного творчества, сведений по обрядам, обычаям, народной медицине и т.д. увидели свет больше десяти сборников материалов [25 и др.], значение которых для дальнейших научных изысканий бесспорно.
Необходимо отметить, что в последние годы опубликован ряд монографий, определяющих достижения современной башкирской фольклористики в свете общей российской и мировой фольклористики [3; 6; 17; 18; 21; 23 и др.], среди них особое значение имеют работы по исследованию уникального башкирского эпоса «Урал-батыр» [24 и др.]. Учеными Института истории, языка и литературы было подготовлено Досье для включения эпоса в список шедевров Всемирного наследия ЮНЕСКО. Деятельность российского и мирового сообщества под эгидой ЮНЕСКО по составлению списков является сегодня одной из популярных и актуальных движений в научном сообществе. Между тем, наряду с исследовательской работой, сотрудники института осваивают и переводческое дело. В свете расширения взаимосвязей по нематериальному культурному наследию народов, куда входит и кубаир «Урал-батыр», переведенный на киргизский язык, учеными осуществлен перевод киргизского эпоса «Манас» на башкирский язык (2016). Обоюдная работа ведется и с якутскими коллегами на основе Соглашения о взаимном переводе, достигнутого в рамках Международного эпического
форума «Эпосы народов мира на земле олонхо» (Якутск, 2015) и проекта Якутии с ЮНЕСКО по созданию книжной серии «Эпические памятники народов мира». Эпос «Урал-батыр» переведен на якутский язык (2017), а якутский эпос «Дьурулуйар Ньургун Боотур» («Нюргун боотур Стремительный») - на башкирский. Подобная научная деятельность ученых расширяет межэтнические взаимосвязи фольклора народов, обнаруживаются их общность и сходства идейно-тематических, функциональных, духовных ценностей. Синкретический характер фольклора позволяет широко рассматривать произведения, выявляя типологию жанров, художественных средств выражения, образов и др. Типологические отношения не ограничиваются какими-либо временными, территориальными и др. внешними факторами и определяются, в конечном счете, сходством (единством) исторического развития народов, социально-культурных, бытовых, психологических особенностей, а также единством фольклорной культуры в международном плане. Постановка проблем типологии в связи с изучением фольклорного процесса как процесса возникновения и развития традиций способна объяснить сходство фольклора разных народов и считать фольклор каждого из них национальным достоянием. При родстве народов типология, вызванная верностью общему исконному источнику, корректируется движением народной мысли в каждую новую эпоху. Чем дальше народ уходит в своем развитии, тем сильнее выступает национальное своеобразие в типологически сходных произведениях.
Не случайно современное определение термина «фольклор» стремится к расширению. Под термином понимается не только устное народное творчество, но и народные танцы, декоративно-прикладное творчество, народные ремёсла и др. В современной терминологии появилось также определение «нематериальное культурное наследие». Оно объединяет в себе обычаи, формы выражения и представления устных традиций, в т.ч. язык, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами или отдельными лицами как часть их культурного наследия, передаваемого от поколения к поколению. Впервые употребление термина фиксируется в «Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия», принятой ЮНЕСКО (2003). Этому предшествовало
совещание правительственных экспертов, где предлагалось использование унифицированного определения термина «фольклор» (Париж, 1985). На международной конференции «Глобальная оценка рекомендации 1989 года по сохранению традиционной культуры и фольклора: возможности на местах и международное сотрудничество» в Смитсоновском институте (Вашингтон, 1999) было отмечено, что термин «фольклор» определяет лишь конечный продукт культурного наследия, а не сам процесс его производства. Однако до выработки и внедрения в международную практику соответствующей терминологии предложено продолжать использовать общепринятые термины: «фольклор», «устное народное творчество», «традиционная культура» и др. В РФ принята «Концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы» и разработан пилотный вариант электронного Реестра объектов нематериального культурного наследия (ОНКН) народов РФ. Электронный реестр создаётся с учётом разработанной анкеты. В Башкортостане работа по созданию электронного каталога ведётся Республиканским центром народного творчества в «Едином портале башкирской культуры - ОНКН РБ».
Анализ научных работ последних лет показывает, с одной стороны, их определенную тенденцию к локальным, сугубо фольклорным исследованиям, с другой - к использованию материалов традиционного фольклора в философских, литературных, социологических, языковедческих и др. научных трудах. Результатами таких исследований является определение роли человека в окружающем пространстве, которое он восхваляет, бережет, выражает чувства к родной земле, показывает истину народной жизни. Например, З.Н. Муфазалова рассматривает традиционные жанры прозаического и песенного фольклора Ме-четлинского района Башкортостана в их современном бытовании [13], которое обуславливается социально-историческим и жизненно-бытовым опытом народа, проживающего на данной территории. Р.Р. Алтынбаев анализирует фольклор катайских башкир [2], расселенных ныне на территории Белокатайского района Башкортостана, Кунашакского и Аргаяшского районов Челябинской области, Сафакулевского и Альменевского районов Курганской области, что свидетельствует о ярком менталитете башкирского населения,
имеющем неразрывные духовные связи с Уралом и родной стороной.
Другое направление изучения традиционных жанров башкирского фольклора последних лет представлено в лингвокультурологическом анализе русских и башкирских волшебных сказок Л.А. Хайрнуровой [20], где на основе сравнительного изучения языка фольклорного материала проводится проецирование на специфику языковой картины мира башкир и русских, чьи формульные конструкции являются показателем их национальной специфики. Исследование О.В. Ахмадрахимовой осуществлено в жанровом контексте, где проводится сравнительное изучение опубликованных вариантов башкирского эпоса «Заятртэк менэн Ьыу^шыу» («Заятуляк и Хыухылу») [4]. На основе материалов экспедиций конца ХХ и начала XXI века, собственных записей, анализа литературных версий эпоса автор оценивает состояние его бытования, которое находит выражение в современной башкирской литературе. Башкирский традиционный фольклор и его репрезентация в русской литературе рассматривается И.Г. Кульсариной [12 и др.], выявлены приемы и принципы использования фольклорного материала в авторском тексте. В сложившихся в Башкортостане социально-экономических и поликультурных реалиях в башкирский фольклор проникают и заимствования из фольклора других народов, прежде всего русского народа. Такая особенность выделяется и в этнографических научных изданиях [8 и др.]. Ф.Г. Галиева на основе полевых и др. материалов изучает обрядовые традиции башкир с точки зрения межкультурных взаимодействий. З.Г. Ами-нев при исследовании мифологической картины мира башкир опирается на башкирские эпосы, легенды и предания, сказки, песни и др. [3]. Мировоззренческие основы фольклорного сознания башкир исследуют З.Я. Рахматуллина, Л.А. Ит-кулова [10], З.Н. Рахматуллина и др. В работах основным ядром является ценностная сущность жизни на земле, роль человека в освоении пространства, времени, которые рассматриваются с точки зрения башкирского национального миропонимания. Научные труды, основанные на традиционном башкирском фольклоре, позволяют судить о многогранности словесного искусства народа, а различные методологические подходы к изучению народной культуры предполагают поиск человеком смысла существования, порядка мироощущения.
Другим важным практическим направлением в возрождении и популяризации традиционного фольклора является художественная самодеятельность. По поводу соотношения фольклора и художественной самодеятельности, которая представляет собой отдельную категорию народного творчества, в полной мере можно согласиться с тезисом Е.А. Каминской. По ее мнению, традиционный фольклор является «питательной средой и системой алгоритмов», благодаря чему в современной культуре находят продолжение постфольклорные явления и фольклоризм, к которым относится и художественная самодеятельность. Она говорит о том, что, хотя фольклор в сегодняшних условиях «не преобладает в фольклорной культуре», но «...является детерминирующей их культурной формой, следовательно, занимает центральное положение в указанной системе» [11, с. 128]. Башкирский традиционный фольклор сегодня продолжает бытовать в разных проявлениях и формах народного творчества. В Башкортостане большую роль в популяризации фольклора играют различные мероприятия, проводимые Министерством культуры РБ, Республиканским центром народного творчества. Сегодня широко пропагандируют башкирский фольклор многие коллективы художественной самодеятельности, проводятся состязания мастеров художественного слова - айтыш (эйтеш), конкурсы сказительского мастерства и др. Немало профессиональных коллективов, основной репертуар которых составляют народные произведения. Данное направление по своей сути не только пропагандирующее, но и представляющее современный постфольклорный потенциал народного творчества, заложенный в его духовной культуре, феномен его возрождения и опирающееся на такие незыблемые качества фольклора, как коллективность и синкретичность.
Таким образом, говоря о современной фольклорной культуре, необходимо отметить, что башкирский фольклор служит источником для творческой деятельности участников художественной самодеятельности, профессиональных артистов, является своеобразной основой для современного изобразительного, театрального и др. видов искусств. Важным событием для Башкортостана является и подготовка к проведению в 2020 году Всемирной фольклориады, что, несомненно, даст импульс для дальнейшего усиления фольклорного движения в регионе.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Абдрахманова Л.Н., Сиражитдинова Н.М. Современная фольклористика финно-угорских народов Башкортостана: историографический обзор // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7. № 4А. С. 573-584.
2. Алтынбаев Р.Р. Фольклор башкир-катайцев: эпическое, лирическое и обрядовое творчество: дис. ... канд. филол. наук. Уфа, 2013. 189 с.
3. Аминев З.Г. Пространственно-временные представления в традиционной культуре башкир. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2008. 44 с.
4. Ахмадрахимова О.В. Сравнительное изучение вариантов и литературных версий башкирского народного эпоса «Заятуляк и Хыухылу». Уфа: Башк. энцикл., 2018. 128 с.
5. Башкирские исторические предания и легенды / авт.-сост. Ф.А. Надршина. Уфа: Китап, 2015. 528 с.
6. Башкирский баит «Сак и Сук» (тексты и исследования) / сост. Г.В. Юлдыбаева, Г.С. Ханова. Уфа: Мир печати, 2018. 192 с.
7. Башкирская энциклопедия. В 7 т.: Т. 1: А - Б. Уфа, 2005. 624 с.; Т. 2: В - Ж. Уфа, 2006. 624 с.; Т. 3: З - К. Уфа, 2007. 672 с.; Т. 4: Л - О. Уфа, 2008. 672 с.; Т. 5: П - С. Уфа, 2009. 576 с.; Т. 6: Т - У, Советы народного хозяйства. Уфа, 2010. 544 с.; Т. 7: Ф - Я. Уфа, 2011. 624 с.
8. Галиева Ф.Г. Семейные обряды и обычаи башкир в поликультурном пространстве. Уфа: Диалог, 2017. 314 с.
9. Институт истории, языка и литературы УФИЦ РАН. URL: http://www.rihll.com/department/folklore/ (дата обращения: 27.05.2019).
10. Иткулова Л.А. Мировоззрение этноса как социокультурное явление: философский анализ: дис. . д-ра филос. наук. Уфа, 2018. 299 с.
11. Каминская Е.А. Традиционный фольклор в современной фольклорной культуре // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2016. № 2 (150). С. 126-132.
12. Кульсарина И.Г. Башкирский фольклор в русскоязычной прозе Башкортостана // Вестник Башкирского университета. 2012. № 3 (1). С. 1559-1562.
13. Муфазалова З.Н. Современное состояние традиционного башкирского фольклора Мечетлинского района: дис. ... канд. филол. наук. Уфа, 2010. 250 с.
14. Надршина Ф.А. Башкорт халык йырзары, йыр-риуэйэттэре. Башкирские народные песни, песни-предания. Bashkort folk songs, songs-legends. Уфа: Китап, 1997. 289 с.
15. Надршина Ф.А. Русско-башкирский словарь пословиц-эквивалентов. Уфа: Китап, 2008. 196 с.
16. Сиражитдинова Н.М. Историографический обзор исследований фольклора славянских народов в Республике Башкортостан // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 10. № 3. С. 95-104.
17. Сулейманов А.М. Башкирский народный юмор. Уфа: ЮША: Башк. энцикл., 2015. 208 с.
18. Султангареева Р.А. Башкирский фольклор: семантика, функции и традиции. Т. 1: Миф. Обряд. Танец. Сказительство. Шаманский, религиозный, музыкальный фольклор. Современные традиции. Уфа: Башк. энцикл., 2018. 520 с.
19. Урал-Батыр: башкирский народный эпос / сост. Ф. Надршина; пер.: Г.Г. Шафиков, С.Г. Шафиков; ху-дож. З.Г. Гаянов. 2-е изд., стер. Уфа: Информреклама, 2005. 465 с.
20. Хайрнурова Л.А. Традиционные формулы в фольклорном тексте (на материале русских и башкирских волшебных сказок): дис. ... канд. филол. наук. Уфа: БашГУ, 2013. 209 с.
21. Хакимьянова А.М., Султангареева Р.А. Башкирские свадебные песни (текст и практика). Уфа: Мир печати, 2018. 176 с.
22. Хисамитдинова Ф.Г. Мифологический словарь башкирского языка. М.: Наука, 2010. 452 с.
23. Хусаинова Г.Р. Башкирская волшебная сказка: поэтика и текстология. Уфа: Гилем, Башк. энцикл., 2014. 216 с.
24. Шакурова Ш.Р. Башкирский народный эпос «Урал-батыр»: архивный первоисточник и его текстологический анализ. Уфа: Гилем, 2007. 386 с.
25. Экспедиционные материалы-2017: Стерлиба-шевский район (Материалы и исследования) / сост. Юлдыбаева Г.В., Хакимьянова А.М., Гайсина Ф.Ф. Уфа, 2018. 352 с.
26. Эхтэмов М.Х. Башкорт хальгк мэкэлдэре hэм эйтемдэре hYЗлеге. 9фе: Китап, 2008. 776 б. (Ахтя-мов М.Х. Словарь башкирских народных пословиц и поговорок. Уфа: Китап, 2008. 776 с.).
27. Ergun M., Ibrahimov G. Baskurt Halk Destani Ural Batur. Ankara: Gen Matbaacilik, 1996. 527 р. (Эргун М., Ибрагимов Г. Башкирский народный дастан «Урал-батыр». Анкара: Полиграфия «Gen», 1996. 527 с.).
28. Ural-Batir. Das baschkirische Volksepos / Übersetzung von Alia Taissina. Illustriert von Rais Khalilov. 1. Auflage. Weiler, Germany: Bertugan-Verlag, 2006 («Урал-батыр»: Башкирский народный эпос / пер. Алии Тайсиной; иллюстрации Раиса Халилова. 1-е изд. Вайлер, Германия: Изд-во «Бертуган», 2006).
REFERENCES
1. Abdrahmanova, L.N., Sirazhitdinova, N.M.
Sovremennaya fol'kloristika finno-ugorskikh narodov Bashkortostana: istoriograficheskij obzor [Modern Folklore of Finno-Ugric Peoples of Bashkortostan: A His-toriographical Review]. Kul'tura i tsivilizatsiya - Culture and Civilization. 2017. Vol. 7. No. 4A. P. 573-584 (in Russ.).
2. Altynbaev, R.R. Fol'klor bashkir-katajtsev: epicheskoe, liricheskoe i obryadovoe tvorchestvo [The Folklore of the Bashkirs of the Katay Clan: Epic, Lyric and Ritual Art Works]. Ph.D. Thesis. Ufa, 2013. 189 p. (in Russ.).
3. Aminev, Z.G. Prostranstvenno-vremennye pred-stavleniya v traditsionnoj kul'ture bashkir [Spatial and Temporal Views in the Bashkir Traditional Culture]. Ufa: RIO RUNMTs MO RB, 2008. 44 p. (in Russ.).
4. Akhmadrakhimova, O.V. Sravnitel'noe izuchenie variantov i literaturnykh versij bashkirskogo narodnogo eposa „Zayatulyak i Hyuhylu" [A Comparative Study of the Variants and Literary Versions of the Bashkir Folk Epic Zayatulyak and Hyuhylu]. Ufa: Bashkir Encyclopedia, 2018. 128 p. (in Russ.).
5. Bashkirskie istoricheskie predaniya i legendy [Bashkir Historical Stories and Legends]. Compiled by F.A. Nadrshina. Ufa: Kitap, 2015. 528 p. (in Russ.).
6. Bashkirskij bait „Sak i Suk" (teksty i issledovani-ya) [The Bashkir Bait Sak and Suk (Texts and Studies)]. Compiled by G.V. Yuldybaeva, G.S. Khanova. Ufa: Mir pechati Press, 2018. 192 p. (in Russ.).
7. Bashkirskaya entsiklopediya. V 7 t. T. 1: A - B; T. 2: V - Zh; T. 3: Z - K; T. 4: L - O; T. 5: P - S; T. 6: T- U, Sovety narodnogo khozyajstva; T. 7: F - Ya [Bashkir Encyclopaedia. In 7 Vols]. Vol. 1. Ufa, 2005. 624 p.; Vol. 2. Ufa, 2006. 624 p.; Vol. 3. Ufa, 2007. 672 p.; Vol. 4. Ufa, 2008. 672 p.; Vol. 5. Ufa, 2009. 576 p.; Vol. 6. Ufa, 2010. 544 p.; Vol. 7. Ufa, 2011. 624 p. (in Russ.).
8. Galieva, F.G. Semejnye obryady i obychai bashkir v polikul 'turnom prostranstve [Bashkir Family Traditions and Customs in a Multicultural Space]. Ufa: Dialog, 2017. 314 p. (in Russ.).
9. Institut istorii, yazyka i literatury UFITs RAN [The Institute of History, Language and Literature, Ufa Federal Research Center, the Russian Academy of Sciences]. URL: http://www.rihll.com/department/folklore/ (Accessed May 27, 2019) (in Russ.).
10. Itkulova, L.A. Mirovozzrenie etnosa kak sotsio-kul'turnoe yavlenie: filosofskij analiz [The World-view of Ethnicity as a Sociocultural Phenomenon: A Philosophical Analysis]. Ph.D. Thesis. Ufa, 2018. 299 p. (in Russ.).
11. Kaminskaya, E.A. Traditsionnyj fol'klor v sovre-mennoj fol'klornoj kulture [Traditional Folklore in Modern Folk Culture]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury - Bulletin of Ural Federal University. Series 1. Education, Science and Culture. 2016. No. 2 (150). P. 126-132 (in Russ.).
12. Kulsarina, I.G. Bashkirskij fol'klor v russko-yazychnoj proze Bashkortostana [Bashkir Folklore in the Russian Language Prose]. Vestnik Bashkirskogo universiteta - Bulletin of Bashkir State University. 2012. No. 3 (1). P. 1559-1562 (in Russ.).
13. Mufazalova, Z.N. Sovremennoe sostoyanie tra-ditsionnogo bashkirskogo fol'klora Mechetlinskogo rajona [The Present State of Traditional Bashkir Folklore in the Mechetlinsky Region]. Ph.D. Thesis. Ufa, 2010. 250 p. (in Russ.).
14. Nadrshina, F.A. Bashkort khalyk jyrdary, jyr-riuajattare. Bashkirskie narodnye pesni, pesni-predaniya. Bashkort folk songs, songs-legends [Bashkort Folk Songs, Songs-Legends]. Ufa: Kitap, 1997. 289 p. (in Russ., Bashkir, English).
15. Nadrshina, F.A. Russko-bashkirskij slovar' poslovits-ekvivalentov [Russian-Bashkir Dictionary of Equivalent Proverbs]. Ufa: Kitap, 2008. 196 p. (in Russ., Bashkir).
16. Sirazhitdinova, N.M. Istoriograficheskij obzor issledovanij fol'klora slavyanskikh narodov v Respublike Bashkortostan [Historiographical Review of Studies of Folklore of the Slavic Peoples in the Republic of Bashkortostan]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem - Contemporary Research on Social Problems. 2018. Vol. 10. No. 3. P. 95-104 (in Russ.).
17. Sulejmanov, A.M. Bashkirskij narodnyj yumor [Bashkir Folk Humour]. Ufa: YUSHA: Bashkir Encyclopaedia, 2015. 208 p. (in Russ.).
18. Sultangareeva, R.A. Bashkirskij fol'klor: se-mantika, funktsii i traditsii. T. 1: Mif. Obryad. Tanets. Skazitel'stvo. Shamanskij, religioznyj, muzykal'nyj fol'klor. Sovremennye traditsii [Bashkir Folklore: Semantics, Functions and Traditions. Vol. 1: The Myth. Ceremony. Dance. Storytelling. Shamanistic, Religious, and Musical Folklore. Modern Traditions]. Ufa: Bashkir Encyclopaedia, 2018. 520 p. (in Russ.).
19. Ural-Batyr: bashkirskij narodnyj epos [Ural-Batyr: Bashkir Folk Epic]. Compiled by F. Nadrshina; Translated by G.G. Shafikov, S.G. Shafikov; Illustrated by Z.G. Gayanov. 2nd ed. Ufa: Informreklama, 2005. 465 p. (in Russ.).
20. Khajrnurova, L.A. Traditsionnye formuly v fol'klornom tekste (na materiale russkikh i bashkirskikh volshebnykh skazok) [Traditional Formulas in the Folklore Text (a Case Study of Russian and Bashkir Fairy Tales)]. Ph.D. Thesis. Ufa: Bashkir State University, 2013. 209 p. (in Russ.).
21. Khakimyanova, A.M., Sultangareeva, R.A. Bashkirskie svadebnye pesni (tekst i praktika) [Bashkir Wedding Songs (Lyrics and Practice)]. Ufa: Mir pechati, 2018. 176 p. (in Russ., Bashkir).
22. Khisamitdinova, F.G. Mifologicheskij slovar' bashkirskogo yazyka [A Mythological Dictionary of the Bashkir Language]. Moscow: Nauka, 2010. 452 p. (in Russ., Bashkir).
23. Khusainova, G.R. Bashkirskaya volshebnaya skazka: poetika i tekstologiya [The Bashkir Fairy Tale: The Poetics and Textology]. Ufa: Gilem, Bashkir Encyclopaedia, 2014. 216 p. (in Russ.).
24. Shakurova, Sh.R. Bashkirskij narodnyj epos "Ural-batyr": arkhivnyj pervoistochnik i jego teksto-logicheskij analiz [The Bashkir Folk Epic Ural-Batyr: Archival Source and Its Textual Analysis]. Ufa: Gilem, 2007. 386 p. (in Russ., Bashkir).
25. Ekspeditsionnye materialy-2017: Sterlibashevskij rajon (Materialy i issledovaniya) [Expedition Materials-2017: Sterlibashevsky Region (Materials and Research)]. Compiled by Yuldybaeva, G.V., Khakimyanova, A.M., Gajsina, F.F. Ufa, 2018. 352 p. (in Bashkir).
26. Akhtyamov, M.Kh. Bashkort khalyk mäkäldäre häm äjtemdäre hüölege (Slovar' bashkirskikh narodnykh poslovits i pogovorok) [A Dictionary of Bashkir Folk Proverbs and Sayings]. Ufa: Kitap, 2008. 776 p. (in Bashkir).
27. Ergun M., Ibrahimov G. Baskurt Halk Destani Ural Batur. Ankara: Gen Matbaacilik, 1996. 527 p. (in Turkish).
28. Ural-Batir. Das baschkirische Volksepos / Übersetzung von Alia Taissina. Illustriert von Rais Khalilov. 1. Auflage. Weiler, Germany: Bertugan-Verlag, 2006.