134
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
УДК 37.036:78
В. П. Рева
НЕЛИНЕЙНЫЙ ДИАЛОГ КАК ПРИНЦИП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С МУЗЫКАЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ
В статье раскрываются ассоциативные механизмы общения человека с музыкой, их роль в установлении нелинейных диалогов с образным миром искусства, перспективы применения в педагогике.
Введение
Взаимодействие человека с музыкой не укладывается в рамки традиционных линейных систем. По своей форме это упорядоченное и одновременно не регламентируемое жестко закрепленными правилами общение «Я»-личности с другими «Я», действующими лицами художественного мира музыкального произведения (композитор, лирический герой, повествователь, рассказчик, сюжетный персонаж и др.). Установление диалогов с ними обеспечивается установками на эстетическое восприятие музыки, понимаемое как выявление красоты самовыражения человека в звуках. Этот процесс динамичен, находится в постоянном становлении, обусловлен тезаурусом слушателя, потребностью в духовном самосовершенствовании. Музыкальное восприятие не имеет одномерных значений, постоянно видоизменяется, будучи развивающимся и многослойным явлением.
Эти закономерности необходимо учитывать при исследовании механизмов общения человека с музыкой. Определяющей здесь может быть концепция самовоспитания культуры музыкального восприятия личности, включения в художественный мир искусства, расширения горизонтов мировидения. Такой тип целеполагания требует уточнения принципов взаимодействия человека с музыкой, позволяющих учитывать такие важные факторы, как невозможность однозначного понимания ее содержания, семантики образного языка, влияния ассоциативной памяти, жизненного опыта, оценочных суждений, вкусов, предпочтений, мотивов художественной деятельности человека. Они находятся в состоянии непрерывного обогащения и саморазвития, чем объясняется необходимость изучения взаимодействия произведения искусства и личности как нелинейной системы, включающей рациональные и иррациональные усилия человека, сочетание образного и реального, стабильного и нестабильного, порядка и хаоса (формы и содержания, объективного и субъективного, осознанного и интуитивного). Актуальность исследования этих вопросов определяется возрастающим интересом к музыкальному искусству, отмечаемым в различных слоях общества, стремительным развитием средств массовой коммуникации, значительно расширившими возможности функционирования музыки в социуме. Общение с ней стало открытым для каждого слушателя, особенно с образцами музыки развлекательных жанров. Вместе с тем открытость искусства для потребления не гарантирует еще его доступности, прежде всего академических направлений, фольклорной, народной и джазовой музыки. Тенденции снижения интереса к ним в различных слоях общества, прослеживаемые на протяжении уже не одного десятка лет, не получили пока должного научного осмысления и обнадеживающих педагогических прогнозов по их преодолению.
Восприятие классического музыкального искусства обращено непосредственно к чувствам и через них к интеллекту человека. В отличие от этого, воздействие поп-музыки строится на тактильно-мышечных реакциях слушателя, что необходимо учитывать в педагогическом процессе. Перескакивание через пласты академической музыки в область поп-культуры приводит к подмене полноценного эстетического восприятия психофизиологическими рецепциями отдельных физических свойств синтезированного звука (метроритма, динамики, тембра), требует постоянной смены впечатлений, оказывает косвенное влияние на выбор жизненных стратегий человека. Учитывая это, мы выделяем личностный и проективно-деятельностный аспекты исследования проблемы.
ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
135
Личностный аспект определяет ближайшую перспективу развития музыкального восприятия у детей и школьников, удовлетворения потребности в общении с разными направлениями музыки, возможности быть причастным к ней в настоящее время. Следует учитывать то обстоятельство, что музыка в преломлении взглядов современной молодежи рассматривается как такое звуковое оформление жизни, такая звучащая среда, без которой они не могут прожить и дня. В стремлении к музыке дети и подростки обращаются, прежде всего, к тем жанрам, которые более всего доступны им для восприятия, имеют престижно означенную ценность в их социальной среде. Такой стиль общения с музыкальным искусством имеет, как правило, неосознаваемый характер.
Проективно-деятельностный аспект предполагает прогнозирование индивидуальных стратегий общения человека с музыкой на будущее, которые будут определять процесс самовоспитания этой способности на протяжении всей жизни. Сокровищница музыкальной культуры неисчерпаема. Ее невозможно освоить за годы учебы. Важно подготовить человека к самостоятельному общению с искусством, выработать умения самоорганизовывать свое музыкальное восприятие, находить в нем красоту. Не усвоение знаний и информации о музыке, а установление с ее помощью связности бытия, познания чувств и мыслей других людей определяют духовность личности. По словам А. Н. Леонтьева, специфика такой особой деятельности общения, как искусство, в том и состоит, чтобы суметь побороть равнодушие значений, прорваться за «значенческий», выражающий стереотипы слой восприятия и поведения, внушить личностные смыслы. «Искусство заставляет человека жить в истине жизни, а не в истине вещей» [1, 239].
Результаты исследования и их обсуждение
Нелинейный характер музыкального восприятия
Общение с музыкальным искусством обычно принято рассматривать с позиций научно-реалистической методологии, по аналогии с когнитивными процессами, накоплением информации, анализом ее как объективного знания, которое можно усвоить, запомнить и воспроизвести. Обратные связи и творческая инициатива, исходящие от слушателей, в таких случаях не учитываются, расцениваются как проявление стихийности, заорганизованности, которые необходимо преодолеть. В отличие от этого, самоценной для методологии открытой, «неклассической рациональности» становится идея саморазвития субъекта, овладения формами и методами самовоспитания, включения в широкий художественно -мировоззренческий контекст, не имеющий границ. Согласно такому пониманию процессов эволюции саморазвивающихся систем, они обусловлены открытостью, нелинейностью, неустойчивостью, обязательным присутствием обратных связей. Наличие этих детерминант - необходимое условие функционирования сложноорганизованных систем любого типа, включая искусство. Применительно к рассматриваемой проблеме это может быть связано со сменой установок на восприятие музыки, ценностных ориентаций, духовных потребностей и художественных идеалов слушателя.
Показателем открытости музыкального восприятия является то, что оно органично включено в круг систем более широкого порядка, и, прежде всего, художественной культуры и жизни в целом. Наиболее рельефно такие связи обнаруживаются в контексте социокультурных форм общения человека с искусством, включающих сотворчество, переживание, сопереживание, возникновение нового чувства, психологического состояния, эстетического наслаждения, катарсиса и пр. Базовой основой их служит коммуникативная природа музыки. Ею обусловлено общение субъекта с музыкальным произведением и реализуемым через него творческим замыслом композитора. Существенное влияние оказывают также факторы художественной критики, а в ситуации школьного урока музыки - слово учителя, взаимодействие его с учащимися и их друг с другом. В полной мере это касается диалогов, устанавливаемых человеком с художественными образами искусства. Их восприятие не укладывается в схемы причинно-следственной зависимости, представляя собой свободный выбор видов и форм общения с ценностями культуры как художественными моделями мира, опосредованными сознанием других людей.
Нелинейность музыкального восприятия определяется вариативностью общений «Я»-слушателя, «Я»-композитора, «Я»-исполнителя и виртуального «Я», запечатленного в образах
136
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
искусства. Как сверхсложные системы определяет в данной связи М. С. Каган взаимодействие человека с воссоздающими динамическую структуру личности художественными образами искусства. «Объясняется это уникальностью содержания каждой личности и каждого художественного образа, что повышает на несколько порядков уровень сложности и тип сложности этих систем и делает безграничным многообразие их конкретных модификаций, а значит, и процессов порождения, становления, формирования, развития - короче, самоорганизации - каждой личности и каждого художественного образа...» [2, 219]. Перенесение себя в позицию другого человека, переживание музыкальных образов способствуют более глубокому осознанию переданных в них духовных смыслов жизни.
Нелинейность процесса художественного общения с искусством рассматривается нами в мировоззренческом плане как идея многовариантности, открытости, свободы выбора альтернатив, необычных интерпретаций содержания, неожиданных решений, творческих открытий. Она определяется, как минимум, тремя составляющими - педагогом, учащимися и непосредственно произведением искусства. В процессе возникающих между ними диалогов накапливается витальный опыт восприятия музыки, включающий ту часть общего жизненного опыта человека, который может формироваться только под воздействием искусства: тезаурус музыкальных впечатлений, объем оперативной и долговременной художественной информации, образное мышление, эстетическое сознание, установки на общение с искусством (социокультурные, психологические, интонационные, жанровые, стилевые, языковые, формообразующие).
Нелинейность взаимодействия с искусством в постобразовательный период определяется уже умением воспринимающего самостоятельно устанавливать межличностные диалоги с художественными образами музыкальных произведений как представителями «Я» других людей. По мнению В. И. Аршинова, это позволяет рассматривать взаимосвязи «Я-Другой» как «нелинейный кольцевой процесс, который «держит», делает устойчивым и воспроизводимо повторяющимся синергетический параметр порядка, который как целое подчиняет себе поведение всей структурно-сопряженной связки «Я-Другой» так, что ее части «Я» и «Другой» оказываются в состоянии согласия друг с другом [3, 99].
Подготовленный к восприятию музыки слушатель способен устанавливать диалогические связи с продуктами творческой деятельности композитора - лирическими героями музыкальных произведений. Эти связи могут быть названы субъектными, ибо развертываются как общение реальных субъектов с искусственно созданными собеседниками - субъектами художественного мира искусства. Возникающие при этом эффекты взаимодействия становятся результатом совместных усилий «Я» воспринимающего субъекта и создаваемого этим же «Я», но уже на материале творческого замысла автора, виртуального «Я» - музыкального образа. Такая диалогичность может быть понята как психологический процесс самообщения человека с музыкой. «Внутренняя консолидация -в осознании своей общей человеческой сущности - осуществляется в искусстве в двух встречных направлениях соотнесения, в двух взаимообусловленных тенденциях: познавать самого себя в другом и осознавать другого через себя», - пишет В. И. Самохвалова [4, 96]. Конструктивная сущность общения может быть интерпретирована как умение достраивать художественные образы, переводить их на язык межличностного интонационного кода. Эти диалоги можно рассматривать как форму инактивированного познания, заключенного во взаимовлиянии субъектов общения. «Дорога не дана идущему и приобретающему знания и мудрость человеку a priori, она прокладывается в ходе продвижения по ней. Не только идущий прокладывает дорогу, но и дорога ведет идущего. Пройдя этот путь, он превращается в другого человека» [5, 384].
Ассоциативные механизмы общения с искусством
Педагогической аспект проблемы заключен в подготовке слушателя к творческому воссозданию художественных образов, достаточному для самовоспитания эстетической культуры личности. Важную роль в этом процессе приобретают ассоциативные представления - неизменный «строительный материал» восприятия искусства. Как наиболее неустойчивые элементы психики, как неполное знание, ассоциации задают направленность
ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
137
поискам смыслов музыки, создают условия для автопоэзиса, самодостраивания музыкальных образов. Отбор ассоциативных представлений не является произвольным, как это может показаться на первый взгляд. Он обусловлен первоначальными представлениями человека об общем (симультанном) эмоциональном образе музыке, ее интонационном тоне, выполняющих функцию «фильтра» ассоциаций, задающих смысловую направленность музыкальному восприятию.
При всей многовекторности ассоциаций они приобретают либо предметно -образную (внехудожественную), либо эмоционально-образную (художественную) ориентацию. Многое здесь зависит от того, какими внутренними установками пользуется слушатель. Степень адекватности ассоциаций содержанию музыки обеспечивается осознанием важнейших смыслообразующих установок музыкального искусства, синергизма задействованных в нем созидающих сил, того, что на протяжении уже многих тысячелетий подпитывает духовность человека. «Соцветия энергий души - энергий веры, надежды, любви, познания, воли, - вливаясь в звуки, и их делают энергийными, способными вдохновлять людей, просветлять, очищать и обновлять сердца», - пишет В. В. Медушевский [6, 9]. Для слушателя, который в силу разных причин не принял, не впитал в себя созидающих установок музыкального искусства, не подготовил себя к встрече с музыкой как сокровищницей эмоционального опыта человека -смыслозвуковой мир ее остается непроницаемым, а процессы самодостраивания эстетической культуры принципиально недостижимыми. Общение с художественным миром произведения невозможно без проникновения в этот мир через звуковую форму. Применительно к музыкальному восприятию ассоциации выполняют функцию субстрата обмена между жизненным опытом композитора, запечатлённым в художественном мире произведения, с одной стороны, и личным ассоциативным опытом слушателя, с другой. Именно на этой основе и возможен диалог двух сознаний, строящийся на эффектах приятия, идентификации позиций или их отрицания, спора, мирной беседы, поединка, диспута, борьбы, препирательства, конфиденциального объяснения, восторженного единения, веселой пикировки и пр. Выстраивание ассоциативных цепей присутствует на всех этапах общения с музыкой, в том числе на уровне осознания ноосферы, эстетосферы, обнаружения психологических, физиологических и других сторон жизненного опыта человека (чувств, мышечной и тактильной памяти, переживаний и пр.). «Если фокус ассоциативной деятельности узок, то каждое понятие как бы активировано само собой, и мы вынуждены целенаправленно и утомительно проигрывать в уме отдельные ассоциации, чтобы прийти к решению поставленной задачи. Если же, напротив, фокус активирования широк, то при определенных обстоятельствах может произойти спонтанное перекрытие областей активирования двух различных понятий. При этом автоматически возникает ассоциация, связанная с обоими понятиями, и без малейшего мыслительного усилия решение “ударяет” в голову» [7, 288].
Диалогичность процесса общения с музыкой может быть понята как способность достраивать художественные образы, переживать и переводить их на личный интонационный код. Диалог с музыкой осуществляется исключительно на эмоциональном уровне и представлен как разговор слушателя со своим вторым «Я». Предпосылки диалогичности общения с музыкой обусловлены самой спецификой музыкального звука, физическая природа которого и движения чувств человека - явления одного порядка. Не случайно на этой особенности ладово-гармонической и ритмической организации музыкальных звуков - инициировать общение с личностью - строилось учение о музыкальном этосе в античной эстетике. Ни одно из искусств не обладает такими возможностями созидательного воздействия на человека. Эти гуманистические идеи должны быть положены в основу современной педагогики музыкального искусства.
Общение с образным миром музыки развертывается на ассоциативном фоне творческого воображения и фантазии человека. Возникающие при этом ассоциации образуют своеобразный строительный материал в воссоздании субъективных образов слушателя. Многомерность ассоциативного поля искусства позволяет рассматривать ассоциацию в качестве наиболее неустойчивой переменной, задающей параметр порядка музыкальному восприятию. Данная закономерность свойственна восприятию всех без исключения артефактов художественной культуры. Разнообразие ассоциативных
138
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
представлений определяет пространство поиска личностных смыслов в музыке, активизирует творческое воображение человека. «Просмотр различных альтернативных ходов развития мыслей, продумывание и варьирование ассоциаций на заданную тему играет позитивную роль в творческом мышлении. В результате вырабатывается некий продуктивный мицелий /пересечения, сложноорганизованная сеть ходов/, который служит полигоном для свободного движения мысли, для её выхода в иные измерения, на новые уровни» [8, 113].
Будучи продуктом рефлексии, ассоциация не равна самому художественному содержанию, не подменяет музыкальный образ, но предопределяет достраивание его в сознании слушателя и в этом смысле может быть выделена в качестве «управляющего параметра» музыкального восприятия. Его структура сочетает в себе признаки как линейных, так и нелинейных систем, обусловлена высокой степенью сложности и неоднозначности содержания музыкального произведения, с одной стороны, и одновременно точности и упорядоченности художественных форм, с другой. В частности, такие свойства восприятия, как ассоциативность, образность, эмоциональность и избирательность характеризуют его переменную составляющую, основанную на взаимодействии мысли и интуитивных догадок слушателя.
Одним из свойств, указывающих на нелинейный характер этого процесса, является необратимость восприятия, обусловленная неисчерпаемостью и неоднозначностью музыкальных образов. При каждом повторном прослушивании из одного и того же произведения извлекаются новые, постоянно уточняемые блоки художественно-образных смыслов. Природа музыкального образа такова, что он не дан человеку как детерминированный объект или как научная истина. Он фиксирует лишь те элементы, которые выполняют функцию опорных интонаций, позволяющих достроить художественное содержание, включить его в контекст личностного опыта. Согласно теории самоорганизации, распознавание образа обеспечивается действием специальных механизмов, создающих вокруг него своеобразное «поле блужданий мысли», преднамеренно отвлекающей воспринимающего, «обеспечивающей эффект случайного скольжения по контуру объекта» (Е. Н. Князева), благодаря чему он попадает в зону повышенного внимания, целое начинает узнаваться по частям, по отдельным деталям. «Эта направленность на возникающее целое рассматривается как «аттрактор творческой деятельности». Что же касается творческого мышления, то здесь может иметь место не просто самодостраивание как выход на структуру-аттрактор, как возникновение на среде целостной структуры. Может иметь место более высокий тип самодостраивания - переход от простой структуры к сложной, саморазвитие, усложнение первоначальной структуры» [8, 118]. Такими прорастаниями мышления в художественные смыслы могут быть объяснены механизмы взаимодействия музыкального произведения и человека, резонансного влияния музыки на его духовный мир.
Выводы
Понимание нелинейных процессов музыкального восприятия расширяет возможности педагогики в эстетическом воспитании, формировании художественной культуры личности. Музыка может оказать плодотворное воздействие на человека в тех случаях, когда в ее содержании он способен обнаружить личностные смыслы, переосмыслить значимые для духовной самореализации формы выражения чувств и переживаний других людей. Динамика взаимодействия музыкального искусства и личности понимается нами как самостоятельное восстановление художественноассоциативных связей, самодостраивание музыкальных образов. Без этого трудно войти в сложный и увлекательный мир художественной культуры. Воспитательный потенциал музыки может быть реализован только через интонационные закономерности ее как искусства звуков, а не упрощенных представлений как средства иллюстрации жизни. «Мир имеет смысл, и смысл этот ощутим для нас в зеркале музыки» (Г. Гессе). Постигая личностные смыслы в искусстве, человек приближается к познанию самого себя, своего внутреннего мира, не оформившихся вербально мыслей, чувств, интуиций, глубоких жизненных предощущений.
Одним из условий полноценного художественного общения с музыкой является активность самого воспринимающего, способность проникаться образным содержанием.
ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
139
При этом условии оно может раскрыться перед слушателем всеми гранями тайных смыслов, получить отклик в душе, пробудить благородные мысли, намерения, стремление к которым было для человека актуальным всегда. Общение с искусством учит добру, чуткости, по-своему готовит к жизни, укрепляет конституирующие начала личности, в том числе творческие, позволяющие выходить за пределы собственного жизненного опыта, усваивать художественные артефакты культуры, находить в искусстве личностные смыслы, выражающие отношение к нему как к эстетической ценности. Будучи одной из важнейших системообразующих составляющих духовности, ценностное отношение становится значимым фактором не только с точки зрения осознания собственного внутреннего «Я», но и осмысления своего места в контексте художественной культуры в целом.
С позиций нелинейной методологии сущность взаимодействия человека с музыкой может быть понята как процесс распредмечивания, перекодировки возникающих ассоциативных представлений, саморазвертывания протоинтонационных ощущений в четко схватываемые ряды интонационно-художественных образов бесконечно разнообразной смысловой ориентации (чувственной, эстетической, психологической, философской и пр.). Такими прорастаниями мысли в художественный мир музыкального искусства обусловлено резонансное воздействие музыки на духовный мир человека, включение его в непрерывный процесс самовоспитания эстетической культуры, на пути к чему находится в настоящее время педагогика музыкального искусства.
Понимание нелинейной зависимости механизмов музыкального восприятия системно перестраивает представления о его формировании у слушателей, открывает перспективы исследования взаимодействия личности и музыки не только в педагогике, но и в других личностно-ориентированных науках - в психологии, теории эстетического воспитания, методологии художественного творчества, музыкотерапии.
Литература
1. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. / А. Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1983. - Т. ІІ. - 320 с.
2. Каган, М. С. Формирование личности как синергетический процесс / М. С. Каган // Синергетическая парадигма: Человек и общество в условиях нестабильности. - М. : Прогресс-Традиция, 2003. - С. 212-227.
3. Аршинов, В. И. Синергетика как коммуникация в пространстве учебного процесса / В. И. Аршинов // Синергетика и учебный процесс. - М. : РАГС, 1999. - С. 94-102.
4. Самохвалова, В. И. Красота против энтропии / В. И. Самохвалова // Введение в область метаэстетики. -М. : Наука, 1990. - 176 с.
5. Князева, Е. Н. Пробуждающее образование / Е. Н. Князева // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. - М. : Прогресс-Традиция, 2007. - С. 369-387.
6. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки / В. В. Медушевский // Исследование. - М. : Композитор, 1993. - 262 с.
7. Spitzer, M. Geist im Netz Modele fur Lemen, Denken und Handeln / M. Spitzer. - Berlin : Spektrum Akademischer Verlag, 2000. - 385 s.
8. Князева, Е. Н. Интуиция как самодостраивание / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. - 1994. - № 2. - С. 110-122.
Summary
The article deals with associative interaction mechanisms of a person and music, shows their role in establishing of nonlinear dialogues with the figurative world of art, prospects of their application in pedagogics.
Поступила в редакцию 03.11.08.