Е.Н.Князева
Нелинейная динамика сознания*
Сознание как синергетический инструмент
В последние десятилетия в эпистемологии и философии сознания (philosophy of mind) успешно применяется динамический подход, который базируется на использовании моделей нелинейной динамики и теории самоорганизации сложных систем (синергетики).
Прежние подходы к пониманию мозга и сознания - вычислительный и информационный - оказываются принципиально недостаточными. Вычислительный подход основывался на проведении аналогии между функционированием мозга и работой компьютера (компьютерная метафора), что восходит еще к представлениям Г.Лейбница об исчисляющей природе сознания человека. Информационный подход, который во многих отношениях сохраняет свою действенность, основывается на представлении, что человеческий мозг перерабатывает информацию. Динамика функционирования сознания является более сложной, чем исчисление и переработка информации.
Сознание - эмерджентная, сложноорганизованная и автономная сеть элементов, а когнитивные процессы в сознании являются независимыми, на уровне сознания возникают новые, не сводимые к субстратной, нейро-
* Работа выполнена по проекту РФФИ «Нелинейная динамика когнитивных систем» № 07-06-00293а.
физиологической основе качества. Нет нужды в новом иерархическом уровне, или «шефе», чтобы дирижировать оркестром элементов познания, сама динамика познавательных процессов выполняет эту роль. Мозг не есть компьютер, а сознание не вычисляет, а строит целостные образы.
В сознании возникают эмерджентные феномены, появляются и комбинируются сложные чувственные и ментальные образы. Сознание не просто накапливает и перебирает поступающие извне данные, как это делает компьютер, но выбирает и продуцирует из самого себя. Оно способно к непосредственному и целостному схватыванию (чувственной и интеллектуальной интуиции), к тому, что Р.Декарт называл «проницательностью ума», его «внутренним светом». Наконец, сознание обладает спонтанностью, самопроизвольной активностью, причем эта активность глубоко индивидуальна и ситуативна. Философы сознания говорят ныне об исследовании феноменов сознания, свойств и паттернов, описывающих именно «мой опыт в этом мире» (их называют «квалия сознания»), утверждают необходимость построения «методологии от первого лица» (Ф.Варела).
Для понимания динамики сложности сознания привлекаются сейчас такие представления нелинейной динамики, как быстрый гиперболический, лавинообразный рост, множество разных путей развития, смена темпа развития, циклы активности, пороговость возбуждения, повышенная чувствительность в состоянии неустойчивости, или способность к разрастанию малых возмущений в макроструктуры, каскады бифуркаций, фазовые переходы, балансирование на краю хаоса.
В современной философии сознания появляется новое представление о телесной природе сознания (embodied mind). Телесность сознания отнюдь не означает отрицания идеальности его продуктов, но указывает на необходимость учета телесных детерминант духовной деятельности и познания. Необходим целостный подход «тело-сознание»: сознание от-елеснено, воплощено (embodied mind), а тело одухотворено, оживлено духом. Подвижность духа означает подвижность тела, и наоборот. Сила и здоровье тела поддерживают силу и здоровье духа, верно также и обратное. Дряхление тела сопровождается истощением духа, и наоборот.
Развиваемый холистический подход к пониманию тела-духа и тела - окружающей среды лежит в русле феноменологических традиций М.Мерло-Понти и Ф.Варелы. Этот подход радикально противоположен картезианской дихотомии тела-машины и мыслящего сознания. Тело и сознание, а также познающее тело и среда его активности связаны друг с другом петлями круговой, циклической причинности.
Телесность становится в настоящее время модной темой, обсуждаемой во многих областях естественнонаучного, гуманитарного и социального знания. Не претендуя на полноту, укажем на ряд различных аспектов, в которых рассматривается ныне телесность:
- телесность боли (язык боли человеческого тела), психосоматическая обусловленность многих болезней;
- трансформации тела для возвышения духа в духовных и религиозных практиках (аскеза и т.п.);
- телесный опыт в танце, в изобразительном искусстве;
- память тела, а не только мозга, как подлинная, наиболее глубокая и нестираемая память;
- телесно определенные предсмертные состояния сознания;
- воздействия правителей на свое тело (специальные диеты и т.п.) для более эффективного осуществления политической власти и телесные механизмы господства над подданными (муштра и т.п.).
В контексте данной статьи внимание концентрируется на когнитивных функциях сознания и их телесной детерминации.
Познание человека телесно, или «отелеснено», воплощено, детерминировано телесной облеченностью человека, обусловлено мезокосмиче-ски1 выработанными способностями человеческого тела видеть, слышать, ощущать. То, что познается и как познается, зависит от строения тела и его конкретных функциональных особенностей, способностей восприятия и движения в пространстве, от мезокосмической определенности человека как земного существа. Устроено по-разному - значит познает мир по-разному.
Если раньше гносеологи говорили, что познание теоретически нагружено (то есть то, что мы видим, во многом определяется имеющимися у нас теоретическими представлениями), то ныне, в рамках современных эпистемологических представлений, можно утверждать к тому же, что познание телесно нагружено.
Существуют телесные нити, управляющие разумом. Психосоматические связи строятся по принципу нелинейной циклической причинности. Тело и душа, мозг и сознание находятся в отношении циклической, взаимной детерминации. Отстаивая единство тела и духа, М.Мерло-Понти отмечал, что дух есть «иная сторона тела. Он прочно внедрен в тело, поставлен в нем на якорь»2. Телесно восприятие человеком самого себя. По словам Мерло-Понти, «Я не перед своим телом, Я не в своем теле, скорее Я и есть мое тело».
По-своему рельефно это представление было выражено еще Фридрихом Ницше в 1881 г.: «Мы, философы, не вольны проводить черту между душой и телом, как это делает народ <...>. Мы не какие-нибудь
1 Мезокосм - мир средних измерений, к которому адаптировался человек в процессе жизни и познания. Это когнитивная ниша человеческого существа. Термин был введен Г.Фолльмером. См.: Фолльмер Г. По разные стороны мезокосма /Пер. Е.Н.Князевой//Человек. 1993. № 2. С. 5-11.
2 Merleau-Ponty M. Le visible et l'invisible. Paris: Gallimard, 1964. P. 316.
мыслящие лягушки, не объективирующие и регистрирующие аппараты с холодно установленными потрохами, - мы должны непрестанно рожать наши мысли из нашей боли и по-матерински придавать им все, что в нас есть: кровь, сердце, огонь, веселость, страсть, муку, совесть, судьбу, рок. Жить - значит для нас постоянно превращать все, что нас составляет, в свет и пламя, а также все, с чем мы соприкасаемся, - мы не можем иначе»1.
Телесность сознания тесно связана с представлением о ее ситуацион-ности. Телесное означает территоризированное, расположенное в определенном пространстве жизни, которое топологически и темпорально структурировано. Когнитивная система встроена, укоренена как внутренне - в обеспечивающем ее деятельность материальном нейронном субстрате, так и внешне - включена во внешнее ситуативное физическое и социокультурное окружение. Невозможно понять когнитивную и креативную деятельность человека, если абстрагироваться от субъекта познания как живого организма, который включен в определенную ситуацию, имеющую своеобразную конфигурацию, то есть действующего в экологически определенных условиях. Всякий когнитивный акт расширяется в некую ситуацию, обладающую определенными топологическими свойствами; он осуществляется здесь и теперь.
Мерло-Понти ввел представление о «телесных схемах», или «рисунках тела», которые ограничивают и определяют возможности интенци-ональности сознания. Более того, можно говорить не только об интен-циональности сознания, но и об интенциональности тела. Телесные схемы - это не просто восприятия «моего бытия», но тот особенный стиль, который организует движения моего тела и определяет его взаимодействия с окружающей средой. «Психологи часто говорят, что телесные схемы являются динамическими. <...> Действительно, их пространственные характеристики не похожи на пространственные характеристики объектов внешнего мира или „пространственных ощущений"; они фиксируют не пространственность положения, а пространственность ситуации»2. Играющий легко перемещает себя на момент в различные воображаемые ситуации, ему доставляет удовольствие изменять свою среду. Заболевшего человека тяготят не столько телесные недомогания, сколько необходимость отказаться от своего привычного стиля жизни, ограничивать свою активность, то есть изменить, как говорит Мерло-Понти, «глобальный рисунок своего тела». Например, головная боль означает не просто боль в голове, но и невозможность сконцентрироваться на книге, которую я читаю, наслаждаться музыкой, которую я слушаю, увлеченно
1 Ницше Ф. Веселая наука//Ницше Ф. Соч. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. С. 495.
2 Merleau-Ponty M. Phénoménologie de la perception. Paris: Gallimard, 1945. P. 116.
общаться с другом, которого давно не видел. Болезнь воспринимается мной не как нарушение функционирования моего биологического тела, а как распад мира, в котором я живу.
Телесное сознание не просто активно, оно энактивировано (enacted): сознание выполняет свои когнитивные функции в действии и через действие1 . Через действия, двигательную активность формируются когнитивные способности живого организма как в онтогенезе, так и в филогенезе.
Сенсомоторный смысл телесного Я раскрывает Д.Легранд. Телесное Я не просто наблюдает за действиями со стороны и даже не просто является зачинщиком действий, оно само и есть чувствование и действие. Тело есть «та точка, в которой конвергируют действие и восприятие <...>. На телесном уровне иметь дорефлексивное самосознание означает испытывать на опыте когерентность действия и восприятия»2.
Познавательная активность в мире создает и саму окружающую по отношению к познающему субъекту среду - в смысле отбора, «вырезания» познающим субъектом из мира именно и только того, что соответствует его когнитивным способностям и установкам. Ф.Варела связывает «энактивацию» с понятием «Geschehen» («событие») у Хайдеггера, а именно с двойной обусловленностью акта рождения как бытия-для-жизни и как историчности. Энактивация - это действительно со-бытие, то есть совместное и согласованное становящееся бытие субъекта и познаваемого им объекта, их когерентное и итеративное рождение и скоординированная трансформация.
Структуры сознания являются эмерджентными. Они появляются спонтанно, непредсказуемо и относительно недетерминированно в ходе процессов самоорганизации, которые охватывают и увязывают воедино мозг человека, его тело и его окружение, которые связаны с появлением петель циклической причинности (вверх: от нейронного и соматического субстрата к высшим проявлениям ментальности и духовности человека, и вниз: от самостийного и сознательного когнитивного агента и духовного искателя к его укорененности в природе - нейрофизиологическому и телесному базисным уровням).
Франсиско Варела, заложивший основы новой концепции инакти-вированного познания в когнитивной науке, рассматривал понятие эмер-
1 См. об этом: Князева Е.Н. Концепция инактивированного познания: исторические предпосылки и перспективы развития // Эволюция. Мышление. Сознание (Когнитивный подход и эпистемология). М.: Канон +, 2004. С. 308-349. Поскольку в медицинской и психологической литературе употребляется термин «инактивация» (inactivation), имеющий прямо противоположный смысл («подавление активности», «бездействие»), я в этой статье, в отличие от работы 2004 г., принимаю для важного понятия Варелы «enaction» написание «энактивация».
2 Legrand D. The Bodily Self: The Sensori-motor Roots of the Pre-reflective Self-consciousness // Phenomenology and the Cognitive Sciences. 2006. Vol. 5. P. 89-118.
джентности как абсолютно фундаментальное для постижения когнитивных процессов. Глобальное есть одновременно и причина, и следствие локальных действий. «Разум или суждения разума представляют собой нечто вроде вишни на пироге. Разум - это то, что продуцируется, порождается на самом последнем этапе непрекращающихся эмерджентных трансформаций со-знания»1.
Нелинейность - коренное свойство сложных систем мира, в том числе человека и его сознания. Природа, по выражению создателя теории катастроф Я.Стюарта, «безжалостно нелинейна». Нелинейность работы сознания, его когнитивной и кре- Франсиско Варела
ативной активности проявляется (07.09.1946-28.05.2001)
в следующем.
Во-первых, в пороговости его чувствительности, что указывает также на квантовые свойства сознания как сложной системы. Известно, что существуют пороги восприятия человеческого глаза, человеческого уха и т.д. Сознание человека становится более чувствительным (порог его восприятия) к тем мыслям и идеям в тексте или услышанной речи, к которым сам человек уже приходил, о чем уже сам размышлял.
Во-вторых, существует нелинейность процессов быстрого роста, в которых присутствуют длительная квазистационарная стадия и стадия взрывного роста с характерными скачками, эмерджентными явлениями. В квазистационарной стадии, казалось бы, ничего не происходит, идеи лишь вызревают глубоко в сознании, обучение трудному предмету, например иностранному языку, как будто ни к чему не приводит. На стадии сверхбыстрого, взрывного роста новые идеи рождаются внезапно, происходят прорывы в изучении предмета. Вдруг пишется, вдруг хочется творить - словом, есть что сказать человечеству. Ребенок вдруг заговорил на иностранном языке, вдруг стал понимать тексты, а не гоняться за каждым словом в словаре. Это фазы озарения, инсайта или качественного изменения уровня знания какого-то предмета. Такого рода качественные
1 Varela F. Quatre phases pour l'avenir des sciences cognitives // Théorie - Littérature -Enseignement. 1999. No. 17. P. 13.
перестройки в сознании, подобные катастрофическим явлениям в природе (извержению вулкана или сходу снежной лавины), сравнимы с качественными переходами в диалектике Гегеля. В синергетике они называются фазовыми переходами.
В-третьих, имеет место смена темпа развития: периоды активного творчества (такие как Болдинская осень Пушкина) сменяются периодами отдыха, спада активности. Периоды коммуникации, активного общения, выхода творческого человека в мир сменяются периодами погружения в себя, ухода от мира, уединения. Вообще говоря, все самое интересное и важное в мире человек делает один.
В-четвертых, существуют резонансные возбуждения, когда наблюдается известный эффект «Малые причины больших исторических событий». Существуют периоды неустойчивости - кризисные природы. Социальная ткань становится чувствительной к малым изменениям, она рождает инновации. Сознание человека становится особенно способным к прорывам к новому. В периоды кризисов могут происходить радикальная ломка мировоззрения личности, кристаллизация его таланта, кристаллизация или перекристаллизация его чувств, его любви. Человек становится другим, происходит перестройка ядра его личности.
Автопоэзис - самопроизводство жизни и самодостраивание сознания
Чилийские ученые Франсиско Варела и его старший коллега, учитель Умберто Матурана создали в начале 1970-х гг. концепцию автопоэ-зиса, или самопроизводства, жизни, живых существ. Они стремились выявить сущность жизни, не согласившись с распространенным представлением, что сущность живых систем в отличие от неживых - их способность к самовоспроизведению, репродукции.
Ключевое свойство живых систем, по мнению Матураны и Варелы, -это автопоэзис, в буквальном смысле - само-производство (греч. autos -сам + poiesis - производство, созидание, творчество) всякого живого существа, поддержание им своей идентичности. Это был нетривиальный, новый подход в понимании сущности жизни, недаром они в течение десяти лет не могли осуществить публикацию книги со своей концепцией на английском языке. Холодное, скептическое отношение издателей могло затормозить выход их книги на еще более долгий срок, если бы не поддержка известного кибернетика Х. фон Фёрстера. Впоследствии концепция автопоэзиса не только получила признание научного сообщества, но и была успешно распространена и на общество, в первую очередь Никласом Луманом, и на сложные самоорганизующиеся системы вообще.
Основные положения концепции автопоэзиса перекликаются с идеями, развитыми в рамках эволюционной эпистемологии прежде всего К.Лоренцем, Р.Ридлем и Ф.Вукетичем:
- биологическая обусловленность человеческого познания, когнитивных структур: «человек познает, и его способность познавать зависит от его биологической целостности»;
- жизнь есть познание: «живые системы являются когнитивными системами, и жизнь как процесс является процессом познания»;
- живые системы являются автономными, операционально закрытыми системами; их организация носит циклический характер; определяющей для них является гомеостатическая функция, самоподдержание, самоотнесенность;
- живые системы - это исторические системы: «релевантность их настоящего поведения всегда определяется прошлым опытом», то есть жизнь живого содержит тот нарративный аспект, важность которого была подчеркнута позднее в философии самоорганизации, в частности Ильей Пригожиным;
- происходит коэволюция автопоэтической системы и ее окружения; они ко-эволюционируют в общем историческом течении 1.
Матурана и Варела исходили из разработанной ими экспериментальной компьютерной модели искусственной жизни, некоего варианта клеточного автомата, имитирующего зарождение замкнутых на себя структур из неупорядоченного субстрата - набора клеток, с добавлением к ним катализирующих элементов. Образовавшиеся структуры проявляли способность к самоподдержанию и восстановлению нарушенных связей между клетками в случае разрушающих воздействий извне. Модель показывала, что структуры обладают способностью каким-то образом «узнавать» о нарушении связей, с тем чтобы восстановить их. Это «узнавание» и легло в основу определения сущности феномена познания.
Чтобы определить сущность познания, Варела выделил характерное свойство живого существа. «Я придерживаюсь здесь того взгляда, что репродукция не является существенной для минимальной логики жизни <...>. Идентичность имеет логический и онтологический приоритет над репродукцией, хотя и не предшествует репродукции в историческом плане»2. Таким образом, определяющим свойством живого существа являются поддержание им своей идентичности (тождественности) и внутренняя направленность на сохранение своей идентичности. Варела
1 cm.: Maturana H.R., Varela F.J. Autopoiesis and Cognition. The Realization of the Living. Dordrecht: D.Reidel, 1980. P. 5, 13, 27.
2 Varela F.J. Patterns of Life: Interwining Identity and Cognition // Brain and Cognition. Vol. 34. 1997. P. 76.
суммирует осмысленное следующим образом: «Познание есть действие, направленное на нахождение того, что упущено, и восполнение недостающего с точки зрения когнитивного агента»1.
Развивая эти формулировки, к сказанному можно было бы добавить, что познание автопоэтично, ибо оно направлено на поиск того, что упущено, чего еще не достает и на самодостраивание целостности. Познание в его отношении к жизни представляет собой «узнавание» нарушения, а жизнь дает ответ на это нарушение, устраняя обнаруженные неполадки.
Существа в живой природе способны к самодостраиванию: из куска гидры при определенных условиях снова вырастает целая гидра, ящерица отращивает отброшенный хвост и т.д. Раны на теле человека затягиваются, человек излечивается от болезней, в том числе он может излечиться и от смертельных болезней, например от рака, как описал А.И.Солженицын в «Раковом корпусе». Человек беспрерывно восстанавливает себя и поддерживает свою идентичность и в биологическом, и в духовном плане. Сложная организация души-тела человека балансирует «на краю хаоса», на хрупкой границе между жизнью и смертью. Необратимый телесный и духовный рост, подъем по лестнице жизни и возвышение над самим собой невозможны без возвратов к старому, без оглядок, без переключения на иной режим, когда в основном происходит растекание по старым следам, без спусков на несколько ступенек вниз. Если спускаться, то нужно делать это осторожно, понемногу, чтобы однажды не скатиться вниз по лестнице, не сорваться на полное падение, не умереть.
Ситуационность сознания. Структурное сопряжение воплощенного разума и среды его активности
Сложные системы не просто открыты, они операционально замкнуты. Понятие операциональной замкнутости было введено у.Матураной и Ф.Варелой. Сложная система, в том числе и такая, как человеческое сознание, одновременно и отделена от мира, и связана с ним. Ее граница подобна мембранной оболочке, которая является границей соединения/ разделения. Мембрана позволяет системе быть открытой миру, брать из окружающей среды нужные вещества и информацию и быть обособленной от него, во всех своих трансформациях и превращениях поддерживать свою целостность, сохранять свою идентичность. Рост сложности систем в мире означает рост степени их избирательности.
Выражаясь образным языком, сложная система, возникнув и развиваясь, испытывает мир, бросает ему вызов, но и мир оказывает влияние на нее. И система, и окружающая среда обоюдно активны. Если процесс их
1 Varela F.J. Patterns of Life: Interwining Identity and Cognition P. 85.
взаимного испытания не завершается распадом системы, то в результате они оказываются взаимноподогнанными друг к другу. Система адаптируется к окружающей среде, которая в свою очередь также видоизменяется. Процесс налаживания их сосуществования, обустройства их совместной «жизни» называют процессом коэволюции, а результатом этого процесса является структурное сопряжение сложной системы и среды (в живой природе - организма и среды его обитания).
Если мы рассматриваем когнитивную активность человеческого сознания, можно говорить о структурном сопряжении субъекта и объекта познания, об их неотделимости. По словам Матураны, «мы, человеческие существа, не существуем в природе, природа возникает с нами и мы сами возникаем в ней, поскольку мы объясняем тот способ, каким мы существуем, поскольку мы действуем как наблюдатели».
В философии сознания активно применяется ныне феноменологический подход (в частности, Варелой). Феноменология духа связана с феноменологией тела. Мир, как он переживается мною здесь и сейчас, - это мой опыт в его пространственно-временной определенности, в его си-туативности, в его телесности. Телесный опыт простирается за непосредственные границы человеческого тела в окружающий мир (по Я. фон Икскюлю, Umwelt), который строит тело-сознание, бытийствуя в нем и обустраивая его по своему собственному разумению.
Даже у Гегеля, который занимался, казалось бы, изучением чисто идеальных содержаний сознания, можно найти любопытные мысли о чувственном сознании (das sinnliche Bewußtsein) или о воспринимающей душе (die empfindende Seele), которые движутся в телесном круге. В «Философии духа» он писал, что для ощущающей души нет различия внутреннего и внешнего, объективного и субъективного, это различие появляется для рассудочного сознания (das verständige Bewußtsein). «Процесс восприятия вообще есть здоровое соучастие индивидуального духа с его телесностью. Чувства есть простая система специфицированной телесности» \ Отношение души и тела, о форме которого много размышляли и Декарт, и Мальбранш, и Спиноза, и Лейбниц, Гегель называет содружеством, или общением (die Gemeinschaft). Телесность свойственна многим проявлениям субъективного духа. Он говорит о телесности голоса, об индивидуальной тотальности и всепроникающей силе души в спящем теле, о телесности смеха как согласия субъекта с самим собой и о телесности боли как «разорванности» ощущающего субъекта.
Жить, познавать и творить означает быть целым, сохранять свою самотождественность. Механизм поддержания самого себя - это круговая
1 Hegel G.W.F. Philosophie des Geistes//Hegel G.W.F. Sämtliche Werke in 20 Bänden. B. 10. Stuttgart, 1929. S. 126.
причинность, или, как его называет Ф.Капра, сетевой паттерн1. Телесное сознание не только организует само себя, но и само на себя ссылается, строится через отношение самореферентности. Оно не просто черпает информацию из внешней реальности, но и создает новые связи внутри самого себя, а также связи себя со средой, одновременно отделяющие его от среды и встраивающие в нее. Оно «не обрабатывает информацию, но, наоборот, творит некий мир в процессе познания»2.
В биологической теории эволюции центральное место занимает представление об адаптации. Считается, что в ходе эволюции организмы оптимально приспособились к окружающему миру, а одни биологические виды к другим, так что каждый вид занял определенную, подобающую ему экологическую нишу, а все экологические ниши подогнаны друг к другу в царстве живой природы. Причем имеет место не предустановленная гармония природы, о которой писал Г.Лейбниц, а пост-установленная в ходе биологической эволюции.
Варела внес в это представление важное дополнение. Логика эволюции живой природы является не прескриптивной, а проскриптивной. Тогда как основной тезис прескриптивной логики - «все, что не разрешено, запрещено», тезис проскриптивной логики иной - «разрешено все, что не запрещено». «В проскриптивном контексте естественный отбор можно считать действующим, но в ином смысле: отбор устраняет то, что несовместимо с выживанием и воспроизведением. Организмы и популяция предоставляют разнообразие; естественный отбор гарантирует только, что то, что происходит, удовлетворяет двум основным требованиям - выживания и воспроизведения. Эта проскриптивная ориентация обращает наше внимание на потрясающее разнообразие биологических структур на всех уровнях»3.
Каждый организм черпает из огромного резервуара возможностей мира все то, что ему доступно, что отвечает его способностям познания (способностям восприятия и мышления). Живой организм как когнитивный агент активно осваивает окружающую среду, он познает действуя. Это вполне в духе синергетики: обусловленные внутренними свойствами открытых нелинейных сред наборы структур-аттракторов эволюции -это гигантский резервуар возможностей мира, скрытый, неявный мир, из которого реализуется, актуализируется всякий раз лишь одна определенная, резонансно возбужденная структура.
1 Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. Киев: София; М.: ИД «Гелиос», 2002. С. 114.
2 Там же. С. 295.
3 Varela F., Thompson E., Rosch E. The Embodied Mind. Cognitive Science and Human Experience. Cambridge (MA): The MIT Press, 1991. (7th printing 1999). P. 195.
Активность исходит и от организма как когнитивного агента, и от среды. Причем среда - как среда именно данного когнитивного агента, и среда вообще - как весь внешний и объективный мир, далеко не тождественны. Если прибегнуть к образному сравнению, то среду когнитивного агента можно сравнить с пальто, которое носит человек: оно прилажено к нему, скроено по его телу, отвечает его нуждам, пропитано его теплом и испарениями, растянулось под его формы. Пальто соприкасается с «еще более» внешним миром, но это уже проблема пальто, а не человека; за пределами пальто он для человека как бы и не существует. Еще лучше подошел бы для этого сравнения образ скафандра, который одновременно и отделяет человека от мира, обеспечивает поддержание его целостности, и связывает его с миром, ибо позволяет в нем оперировать, его осваивать. Любая граница сооружается в соответствии с природой ограждаемого объекта и является и способом отделения от мира, и способом связи с ним.
Синергизм когнитивного агента и окружающей среды - один из базисных принципов в рамках динамического подхода в когнитивной науке. Причем воззрения Франсиско Варелы восходят в этом плане к идеям, развиваемым Морисом Мерло-Понти: «.именно сам организм - в соответствии с собственной природой своих рецепторов, порогами восприятия своих нервных центров и движениями органов - отбирает те стимулы в физическом мире, к которым он будет чувствителен» 1.
При этом характерно, что рост сложности структуры сознания человека является ростом степени его избирательности. Лишь дети и беспомощные старики, которые впадают в детство, имеют слабые фильтры сознания, впитывают как губки то, что их окружает. Они еще или уже не имеют своего Я и растворяются в ближайшем окружении, выпадая из большого социума. Человек как сложившаяся личность имеет жесткие фильтры сознания, он знает, что ему надо, а что не нужно. Как говорил А.Шопенгауэр, «чем больше человек имеет в себе, тем меньше требуется ему извне, тем меньше могут дать ему другие люди»2. Гении предельно одиноки, они наслаждаются одиночеством, они черпают из него силы для творчества. Одиночество - естественное состояние существования всякого творческого человека. Нужно расчистить пространство вокруг себя для полета свободной творческой мысли внутри себя.
Альфред Н.уайтхед в своей работе «Наука и современный мир» (1925) развивал процессуальное видение мира как единого потока, в котором каждая вещь связана с каждой. Неотъемлемая часть философии
1 Merleau-Ponty M. The Structure of Behavior. Boston: Beacon Press, 1963. P. 13.
2 Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М.: Советский писатель, 1990 (репринтное издание с издания 1914 г.). С. 26.
процесса Уайтхеда - понимание глубокой внутренней связи субъекта и объекта.
С его точки зрения, субъект и объект - плохие термины, если они понимаются в аристотелевском, по сути, дуалистическом смысле слова. На самом деле одно вливается в другое:
- субъект есть часть окружения, он непосредственно встроен в него; «Тело есть часть окружающей среды, оно чувствительно к окружающей среде как целостному телесному событию, каждая часть этой целостности чувствительна к модификациям другой. Эта чувствительность так организована, что часть подстраивается, чтобы сохранить стабильность телесного паттерна»1;
- субъект креативен: он творит, создает, строит свое собственное окружение; «Организмы могут создавать свое собственное окружение»2;
- опыт субъекта в его определенной телесной облеченности отражает пространственно-временное состояние мира, его процессуальность; «Стремясь осмыслить телесный опыт, мы должны вовлекать в свое рассмотрение аспекты всей пространственно-временной организации мира как отражающиеся как в зеркале в телесной жизни <...>. В определенном смысле слова все находится везде во всякий момент времени. Ибо местоположение любого тела затрагивает аспекты его любого другого местоположения. Всякое пространственно-временное положение отражает как в зеркале весь мир»3;
- событие связи субъекта с объектом имеет настоящее (отражает способы действия и поведения сегодняшних объектов), прошлое (память о прошлом вплавлена в его собственное настоящее поведение) и будущее (отражает и предвосхищает способы будущего поведения); событие имеет сложную структуру не только во временном, но и в пространственном аспекте: от события тянутся нити в ближайший, непосредственно прилегающий, и отдаленный, глобальный мир.
Развивая представления о структурном сопряжении познающего разума и среды его активности, Варела, как уже говорилось, вводит понятие энактивации - вдействования живого организма в мир. Мир организма возникает вместе с его действием. Не только познающий разум познает мир, но и процесс познания формирует разум, придает конфигурации его познавательной активности. Поэтому прав Варела, утверждая, что «мир, который меня окружает, и то, что я делаю, чтобы обнаружить себя в этом мире, неразделимы. Познание есть активное участие, глубинная
1 Whitehead A.N. Science and the Modern World. Cambridge: The University Press, 1953. P. 185.
2 Там же. P. 140.
3 Там же. P. 113-114.
ко-детерминация того, что кажется внешним, и того, что кажется внутренним»1.
Познающий не столько отражает мир, сколько творит его. Он не просто открывает мир, срывает с него завесу таинственности, проникает в его мистерии, но и отчасти изобретает его, вносит в мир что-то свое, конструирует что-то, пусть и наподобие природных устройств и форм или стихийных моторов (вихри водные или ветряные). Имеет место нелинейное взаимное действие субъекта познания и объекта его познания. Имеет место также сложное сцепление прямых и обратных связей при их взаимодействии. Сложность и нелинейность сопровождающих всякий акт познания обратных связей означает, по сути дела, то, что субъект и объект познания взаимно детерминируют друг друга, то есть находятся в отношении ко-детерминации, они используют взаимно предоставленные возможности, пробуждают друг друга, со-рождаются, со-творятся, изменяются в когнитивном действии и благодаря ему.
Мысль о ситуативности познания и о необходимости надлежащего вписывания в среду замечательно выразил Монтень: «Великое и славное достижение человека - это жить кстати (vivre à propos). Жить и мыслить кстати - значит жить и мыслить достойным человека образом в каждой конкретной ситуации».
Автопоэтичность сознания. Оператор автономии и самосозидания
Сергей Павлович Курдюмов, мой Учитель, строя модели синергетики и развивая синергетическое видение мира, всегда с особым трепетом относился к возможности приоткрыть - с помощью синергетики -завесу над тайной феномена человека и его сознания2. Рассмотренные мною в этой статье новые, нелинейно-динамический и телесный, подходы к пониманию человеческого сознания как эпифеномена над отношением «мозг - тело - окружающая среда» могут помочь нам в раскрытии сложных внутренних механизмов работы сознания.
Сознание является в высшей степени самореферентной системой. Оно способно к самообучению и самодостраиванию. Возвышение сознания есть показатель внутреннего роста личности. Философская сентенция «Познай самого себя!» идет от первых древнегреческих мудрецов. Применительно к деятельности врача она звучит так: «Излечи себя сам!».
1 Varela F. Quatre phares pour l'avenir des sciences cognitives // Théorie - Littérature -Enseignement. 1999. No. 17. P. 8-9.
2 О наших совместных находках см.: Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. М.: КомКнига, 2006.
Она прописана в Евангелии от Луки (гл. 4, ст. 23): «Врач! Исцели Самого Себя!». Это означает, что хорош тот врач, который может управлять самим собой, налаживать свою собственную жизнь, поддерживать свою собственную телесность в гармоничном состоянии, тогда он сможет излечивать и других людей. Речь идет о высшей ценности человеческой жизни - самореализации, о чем говорили мыслители со времен Гераклита до Абрахама Маслоу, построившего известную пирамиду человеческих ценностей. По мысли Гераклита, ничто никогда не есть, но все становится, поэтому и себя он видит в процессе непрерывного становления, обнаружения своей собственной природы. Он смотрел на мир широко открытыми, полными любопытства глазами, но все, что знал, выпытал у самого себя. «Я искал самого себя», - говорил Гераклит.
Сознание является операционально замкнутой системой, то есть одновременно и отделенной от мира (фильтры сознания), и соединенной с ним (открытость миру). Операциональная замкнутость является условием когнитивной и креативной активности сознания.
Автопоэтичность работы сознания - это его непрерывное самопроизводство, поддержание им своей идентичности через ее постоянный поиск и ее становление. В автопоэзисе всегда есть не только сохранение состояния, но и его преодоление, обновление. Можно, пожалуй, говорить и об автопоэзисе мысли, что означает наличие в ней вектора на самодостраивание, изобретение и конструирование, достижение цели и построение целостности. Познание автопоэтично в том смысле, что оно направлено на поиск того, что упущено, на ликвидацию пробелов.
Представление Варелы об автопоэтичности сознания и автопоэтичности роста личности в процессе ее самореализации резонирует с некоторыми образами сознания в истории философии. Согласно Платону, душа находится в диалоге сама с собой, в ходе которого она припоминает то, что она знала в своей космической жизни; внутренние конфликты вожделеющей, страстной и разумной души стимулируют движение колесницы души. Декарт развил учение о сознании как прямом и непосредственном знании души о самой себе (интроспективная концепция сознания). Один из «гештальтов» сознания в «Феноменологии духа» Гегеля - это «несчастное сознание», которое тоскует по самому себе, по высшей сущности, которое всегда хочет преобразований, но никогда не достигает окончательной реализации. Сущность разума - это его самополагание, становление. Это свойственная сознанию «нехватка-к-бытию», о которой говорил Жак Лакан. Это его «творческое беспокойство», на которое указывал Стивен Пинкер. Человек в сопряжении тела и сознания, как и всякое живое существо, отличается от мертвого тем, что оно всегда может измениться. По М.К.Мамардашвили, «быть живым - это быть способным к другому». «Человека характеризуют избыток недостатка (Ж.Батай) или фундамен-
тальное неблагополучие (С.С.Хоружий), постоянно порождающие смятение, беспокойство, импульс к действию, различные формы активности, деятельности»1. Автопоэтичность предполагает выход за пределы самого себя и самодостраивание.
Самодостраивание имеет место в визуальном восприятии, в распознавании образов. На самодостраивании основывается работа синерге-тического компьютера, о котором пишет в своих книгах Г.Хакен.
Самодостраивание лежит в основе работы творческой интуиции, озарения, инсайта2. Происходит восполнение недостающих звеньев, «перебрасывание мостов», самодостраивание целостного образа. Мысли вдруг обретают структуру и ясность. Интуиция всегда холистична (это - целостное схватывание) в отличие от логики, которая аналитична.
На первоначальном этапе работы интуиции, вероятно, имеет место максимальное расширение креативного поля поиска, охват максимально возможного разнообразия элементов знания. При этом уравновешивание главного и неглавного, существенного и несущественного, то есть радикальная переоценка познавательных ценностей перед лицом смутного Единого - творческой цели, служит основой для продуктивного выбора идеи.
Единство возникает через разнообразие (одно - через многое) - это принцип кибернетики и общей теории систем, который находит в синергетике самые разные формулировки: «порядок из хаоса» (И.Пригожин), «порядок через шум» (Х. фон Фёрстер), «организующая случайность» (А.Атлан), «unitas multiplex», или «многообразное единство» (Э.Морен).
Целое и одно часто возникает в форме образа (оно ощущается, а не мыслится!) И это ощущаемое целое и одно ведет человека в творчестве.
Переоценка ценностей знания возможна в том случае, когда сняты привычные заслоны и запреты «левополушарного» мышления, что имеет место в состоянии сна, засыпания или в состоянии мечтающего, свободно двигающегося, «отпущенного» сознания, по терминологии буддизма. Тогда связи, которые были нарушены в период активного бодрствования, возобновляются, вновь проявляются. То, что было приглушено, придавлено, обретает очертания, структуру, ясность. Восстанавливается полный «орнамент». Причем акцент может быть сделан на не предполагаемом ранее.
На втором этапе происходит не слепой перебор вариантов, а выбор главного. Творческое мышление содержит некую скрытую установку, детерминирующую тенденцию или некий организующий принцип,
1 Зинченко В.П. Живое время (и пространство) в течении философско-поэтической мысли // Вопросы философии. 2005. № 5. С. 2-46.
2 Впервые эта идея выдвинута в статье: Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. 1994. № 2. С. 110-122.
градиент цели. Скрытая установка, обусловленная определенным личностным пониманием научной проблемы или художественного замысла, с самого начала имеет селективный, фильтрующий смысл. Она «знает», как справиться с разнообразием. Выход креативного мышления на один из аттракторов есть как раз свертывание этого разнообразия и попадание на путь ясности.
На третьем этапе происходит самодостраивание вокруг выбранного ключевого звена. Развертывается процесс самосборки целого из частей в результате самоусложнения этих частей. Сам поток мыслей и образов в силу своих собственных потенций усложняется и спонтанно выстраивает себя. Из простой структуры вырастает более сложная.
Образ самодостраивания подобен вырастанию «родословного древа решения» или «древа познания» на специально подготовленном, окультуренном поле сознания. Речь идет о неком когнитивном аналоге биологического процесса морфогенеза. Этот образ резонирует с восточными представлениями о природе сознания. Так, в чань-буддизме сознание человека предстает в образе древа бодхи, или древа просветления. А путь к просветлению ассоциируется со средствами стимулирования созревания и расцветания древа бодхи.
Суммируя сказанное, отметим, что обсуждаемые здесь эффекты самоорганизации характерны для «разума во плоти», или «воплощенного разума» (embodied mind), «отелесненного сознания», или «одухотворенного тела». Человек как субъект познания осваивает доступный ему фрагмент мира. Он имеет свою когнитивную нишу, потому что наделен именно такими способностями познания как существо «среднего мира», или, как говорят, мезокосмическое существо. Имея определенную телесную организацию, человек может когнитивным образом осваивать, визуально воспринимать, слышать и ощущать этот мир. А другие живые существа, имея иную телесную организацию, - взять таракана, паука и т.д., - осваивают и строят свою, соответствующую возможностям их телесной организации среду. Каждое существо имеет свой жизненный мир, строит свое окружение, свою экологическую и когнитивную нишу.
Мы должны принимать во внимание также ситуационность когнитивной активности сознания. Речь идет о том, что каждый акт познания, акт творчества осуществляется в определенной жизненной и когнитивной ситуации. Влияние соответствующего окружения на человека как на когнитивное существо таково, что, с одной стороны, человек определяется этой ситуацией, а с другой стороны, он творит эту ситуацию. Познающее существо и окружающий мир, как он выглядит здесь и сейчас, то есть ситуационно, находятся в отношении взаимной, циклической детерминации. Все мы живем в таких ситуациях, что творим мир, который находится вокруг нас, и одновременно являемся «творением», «плодом», «результатом» раз-
вития ситуации, изменяясь в ней и благодаря ей. Учитель, который объясняет материал даже самым нерадивым и не желающим учиться ученикам, все равно изменяется сам. Он изменяется в результате самого акта обучения. И любой акт нашей деятельности в этом мире означает изменение среды и изменение от среды. Выражаясь научным языком, это так называемые нелинейные обратные связи, устанавливающиеся между субъектом познания и деятельности и средой его активности.
Концепция автопоэтичности тела и сознания внутренне проникнута конструктивистской эпистемологией. Человек не просто отражает мир, но и конструирует его в соответствии со своими когнитивными, экзистенциальными и социальными установками. Человек всякий раз совершает акт конструирования мира, своей среды обитания, своей социальной среды, своего космоса, малого (личного, семейного) и большого (социального, планетарного, звездного) Космоса. То есть всегда нужно учитывать, куда вписан человек, в каком плане мы его рассматриваем, но всегда речь идет именно о взаимном конструировании человека и среды. Взаимосвязь судеб человека и Космоса с его сложными структурами, человека и общества или цивилизации с ее сложными структурами - это взаимосвязь не покорения, а партнерства, солидаристического приключения, совместного плавания. Установление отношений партнерства с малой и большой средой, партнерства с Космосом - это новый экологический подход, новое экологическое сознание. Состоять в партнерстве с Космосом, быть сотворцом космической истории и истории человечества - значит осознавать на себе огромный груз ответственности.
Основателями конструктивизма и идеи о том, что мир нужно рассматривать в качестве поля самоорганизующихся систем, были не только Матурана и Варела, но и их учитель Хайнц фон Фёрстер. Описывая отношения человека и мира, он предложил интересную метафору танца: человек не просто живет и познает мир, созидает и творит его, но он как бы находится в танце с миром, где оба являются партнерами, причем оба ведущими. То человек ведом, его ведет мир, то он ведет мир, а мир подстраивается под его па. Эта метафора танца, мне кажется, очень хорошо передает новое отношение человека к миру - отношение партнерства и взаимного созидания.
Энактивация - совершенно новый термин для отечественной эпистемологии. Энактивация - это вдействование человека в мир. То есть человек познает всегда только благодаря действию, именно через действие куется его интеллект, развиваются познавательные способности. Фёрстер замечал: «Хочешь познавать, научись действовать!» и «Действуй так, чтобы умножать возможности для выбора!».
И мыслит человек не только мозгом, чувствует не только сознанием, он мыслит и чувствует всем своим телом. Говорят о «глазе ума», то есть
о визуальном мышлении, которое характерно для высокого творчества, когда сознание видит, как собрано целое из частей. Говорят о синестезии творческого мышления, когда различные чувственные ощущения пересекаются (скажем, мы слышим музыку, которая обладает цветом и ароматом) и запускаются триггером нашего мышления. Синестезия позволяет уловить вкус мира «на кончике нашего языка».
Все эти новые подходы взаимосвязаны, переплетены друг с другом. Сознание холистично, целостно. Когнитивная архитектура воплощенного разума (отелесненного сознания) сложно организована: в ней переплетены уровень чувств и уровень рационального мышления, вербальное и образное, логика и интуиция, аналитические и синтетические способности восприятия и мышления, локальное и глобальное, аналоговое и цифровое, архаическое и постмодернистское.
Человек - существо телесное. Следы памяти отпечатаны не только в его сознании, но и в теле. Человек помнит телом, чувства никогда не обманывают, самые подлинные чувства - это, как говорится, ощущения кожей. Марина Цветаева писала, что соприкосновения никогда не забываются. Об ощущениях, как и о вкусах, не спорят. Тактильные ощущения всегда истинные и никогда не стираются из памяти.
Такова совокупная и всепроникающая связь тела и сознания, всех уровней познания, неразрывная связь познания с действием, познания через действия в среде и через взаимодействие с той средой, которая формирует познающее существо и которую оно применительно к себе видоизменяет. Связь человека с миром, нас с вами, каждого из нас с другими.
Различны состояния тела-сознания. Человек может находиться в разных состояниях: бодрствующее, состояние творчества, творческого полета и вдохновения, состояние во сне, состояние умирания. Тысячелетний опыт духовных практик и современная когнитивная наука сходятся в том, что существует глубокая аналогия между разными типами состояний: творчества, сна, оргазма, умирания.
Во сне человек как бы расстается с самим собой, словно раздвигает какую-то границу человеческой телесности - уходит в некий виртуальный мир, который, конечно, обусловлен его жизненным опытом, дневным бытием, решаемыми задачами, но «прокручивает» этот опыт, «перелопачивает», а потом, проснувшись, возвращается к реальности. Часто это помогает увидеть мир иначе и решить проблему. Наиболее креативная часть сна - это сон со сновидениями, называемый парадоксальным сном, который регистрируется как сопровождающийся быстрым движением глаз (стадия REM - rapid eye movement). В этих фазах сна «создается пространство, которое можно использовать не сразу и не непосредственно, но где можно тренировать воображение, переосмысливать, переформулировать. Это - форма повторения, которая позволяет испытывать новые
возможности»1. Как говорят французы, reculer pour mieux sauter (отступить, чтобы лучше прыгнуть). Возврат к старому есть способ прорыва к новому, способ активизации креативных потенций сознания.
Различные стадии сна чередуются, обычно стадия быстрого сна со сновидениями случается пять-шесть раз в течение ночи. А сон без сновидений еще древние индусы считали глубочайшей тайной. Непонятно, что при этом происходит. С.П.Курдюмов говорил, что во сне без сновидений человек может соприкасаться с каким-то отдаленным будущим цивилизации. Правда, поскольку это сон без сновидений, то этот опыт мы не можем вербализовать, передать его содержание друзьям, коллегам, окружающим нас людям. Но сам человек при этом, может быть, становится другим, происходит изменение глубинной структуры его личности. Однако опыт, приобретенный во время этого состояния во сне, когда человек расстается с самим собой и узнает что-то о мире, невозможно описать словами.
Опыт засыпания и сна подобен опыту умирания. Смерть - это диссипация, возвращение тела к той основе, которая ему единосущна. Согласно учению даосов, душа гибнет со смертью тела и растворяется в мировой энергии ци. Жизнь человека - нечто вроде протуберанца, который мимолетно взметнулся над океаном мировой энергии, а потом поглотился в ней. Согласно западному ви дению мира, смерть можно трактовать как расширение пространства человеческой души. Рождение и становление самосознания означает отделение себя от вселенной, вырывание себя лучом сознания из единого вещественного, телесного ковра жизни, мучительное обособление от бога-природы. Тоска по смерти, киркегоровская и хайдеггеровская Krankheit zum Tode («болезнь к смерти»), которая воспринимается здоровым сознанием как противоестественная, выглядит с этой точки зрения вполне объяснимой. Умереть - значит обрести желаемую целостность, встроиться недостающим фрагментом в пазл бытия, слиться в любовном экстазе с Богом. По словам Г.Гессе, «возвратиться к вселенной, отказаться от мучительной обособленности, стать Богом - это значит расширить свою душу, чтобы она снова могла объять вселенную»2.
Описания опыта умирания, в том числе людьми, перенесшими состояние клинической смерти, включает в себя ряд характерных феноменов: ощущение ясности и умиротворенности сознания, опыт выхода из тела (out-of-the-body experience), ощущение шума (гудения, рычания, свиста, музыки), встречу с духами, умершими родителями и друзьями,
1 Dormir, Rêver, Mourir. Explorer la conscience avec le Dalaï-Lama. Sous la direction de Francisco Varela. Paris: NiL éditions, 1998. P. 53.
2 Гессе Г. Степной волк. М.: Эксмо-Пресс, 2000. С. 59.
попадание в пространство лучезарного света, воспринимаемого как личный свет, в котором легко передаются мысли, интенсивное и ясное вспоминание своей жизни, личностный рост в любви к другим и жажда познания при отсутствии страха смерти. Все это говорит о том, что, умирая, человек входит в состояние резонанса с миром. По некоторым данным, мозг в предсмертных состояниях по какой-то причине начинает продуцировать вещество ДМТ1, являющееся нейромедиатором, которое ответственно за возникновение состояния ясности сознания, непроизвольное вспоминание, казалось бы, совершенно стертых в памяти эпизодов далекого прошлого.
Еще один пример телесной обусловленности работы сознания - состояние творческого вдохновения. Художники - как они творят? Дзэнский художник говорит: «Чтобы нарисовать эту сосну, я сам должен стать сосной». Как-то на одной из конференций я смотрела фильм об Иннокентии Смоктуновском, в котором он делится опытом актерского искусства. «Я не играю этот образ (речь шла о князе Мышкине), я становлюсь им, я живу им», - пояснял артист. Это тоже выход за пределы своего Я, за границы своей телесности. Я живу, проживаю этот образ, я перевоплощаюсь в него. А перевоплощаясь в другого человека, я открываю в себе иное, может быть, даже более глубокое и подлинное Я. Становясь другим, я становлюсь собой.
Состояние творческого вдохновения - это тоже резонанс человека с миром. По словам И.-Г.Гердера, «человек есть непрерывное совместное чувствилище, которое прикасается то к одной стороне бытия, то к другой». И это чувствилище имеет резонатор - свое тело. В творческом порыве человек отдает себя миру, причем отдает полностью, без остатка, без оглядки. Так, известно, что некоторые поэты, которые дали миру высочайшие образцы поэтического творчества, признавались: «Не я пишу, а кто-то другой водит моей рукой»; «Не могу не писать»; «.пальцы тянутся к перу, перо - к бумаге». Пронзительное чувство приковывает человека к бумаге или к холсту, вынуждает писать. Это - осознание, что он должен творить, должен что-то сделать в этом мире, осуществить свою вселенскую миссию. Для этого он заброшен в мир. Всякое творчество, как и сон, - это отдача себя миру, слияние с миром, растяжение до предела границ человеческой телесности. Но отдача для чего? Для того чтобы найти себя, чтобы вновь собрать себя по частям. Человек, который не боится расстаться с собой, диссипировать в среде, растворить себя в мире, является поистине цельным человеком, ибо динамично переустраивает свою целостность.
Для объяснения эффекта резонанса в творчестве есть два подхода. С одной стороны, холистический: то есть только цельная, холистическая личность, такая как Смоктуновский, могла создать такие художественные
1 Диметилтриптамин.
образы. Только тот, кто предельно содержателен внутри, является человеком без границ. Потому что если у человека нет ничего внутри, если он не имеет внутреннего собственного содержания, тогда он настолько без границ, что в нем нет ничего, он пуст, в нем не остается ядра, он весь рассеян в окружении. С другой стороны, есть такие люди, которые еще недостаточно духовно созрели, твердое ядро личности у которых в стадии формирования. Они могут отдавать миру всего себя - но вместе с тем для них важны и социальные связи, бесконечная и постоянная поддержка, участие в повседневной жизни. А тот, кто нашел в себе ядро, свой жесткий стержень, должен отойти от мира, на время уйти в пустыню, в затвор, в одиночество, уйти, чтобы собрать себя, а затем опять до конца отдавать себя миру, сказать миру Новое слово. Получается, что человек - это своего рода пульсирующее существо. Именно поскольку он сформировал в себе твердое ядро, постольку осознает свою миссию на Земле, он готов и чувствует свое призвание бесконечно отдавать себя миру, отдавать без остатка, чтобы потом обнаружить в себе что-то новое. А если он будет что-то придерживать, у него ничего не получится. Если постоянно отдавать все, отдавать полностью, вычерпывать колодец своей души до самого дна, только тогда соберешь цельную картину самого себя.
Итак, человек как оператор самодостраивания и самообновления тела и духа никогда «не задан» наперед: он продукт собственной свободной творческой деятельности, своего окружения, среды, которую он строит и которой управляет. Свобода индивида, по Сартру, есть «разжатие бытия», образование в нем трещины, дыры, «ничто», откуда рождается новое в индивидуальном и социальном планах. Позиция конструирования своего сознания-тела, безусловно, имеет свои преимущества. Во-первых, позиция конструктивизма позволяет нам свободно играть с реальностью; мир представляется как если бы (als ob), в свободном, подвешенном состоянии, мы можем перестраивать его по своему усмотрению, пробовать, испытывать и ждать от него отклика. Во-вторых, конструктивизм подчеркивает важность создания метареальности в процессе коммуникации, в которой отношение играет большую роль, чем содержание передаваемого. В-третьих, конструктивизм акцентирует внимание на возможности постоянного и активного создания реальности и самого себя, индивидуальной эмерджентности, растворения Я субъекта в окружающем его мире, в деятельности, в сетях коммуникации, которые он создает и которые создают, творят его самого.
Таким образом, автопоэтическое обновление, самоорганизация человека, когда он постоянно раздвигает границы своей телесности или своего сознания, а потом собирает себя как личность - это и есть путь человека к самому себе. Человек находится в пути. Он стремится к тому, чтобы целиком и полностью стать самим собой.