С.М. Хенкин
Нелегальная иммиграция и преступность: Ситуация в Испании
В качестве одной из основных угроз национальной безопасности, связанных с иммиграцией, массовое сознание западных обществ воспринимает преступность. Широко распространено представление о существовании прямо пропорциональной связи между ростом в стране переселенцев, прежде всего нелегальных, и увеличением преступности. Определенной части политической элиты выгодно эксплуатировать эту тему, сваливая на «людей без документов» ответственность за усиление социальной напряженности и отвлекая внимание населения от других острых проблем и собственных просчетов и ошибок. В немалой степени под влиянием пропаганды власть имущих в разных слоях общества формируется представление об «иммигрантах как преступниках». Насколько, однако, соответствует действительности точка зрения о прямой связи между нелегальной иммиграцией и ростом преступности, на первый взгляд выглядящая весьма правдоподобной?
В свете сказанного несомненный интерес представляет опыт Испании, сменившей в последние десятилетия переселенческую парадигму и превратившейся из страны эмиграции в страну иммиграции. В 1982 г. в Испании насчитывалось 200 тыс. официально зарегистрированных иммигрантов, в 1993 г. -393 тыс., а в 2006 г. - уже 4 млн. (9,3% населения) (13, с. 16). Таким образом, за 24 года численность переселенцев возросла в 20 раз.
Столь же стремительно возрастала и численность нелегальных иммигрантов, хотя данные на этот счет, естественно, весьма приблизительны. В начале 2005 г. в стране было свыше 1 млн. нелегалов. В 1999 г. их число увеличилось на 4%, в 2000 г. - на 15, а в 2004 г. -уже на 32% (1, с. 89).
Пути проникновения нелегалов в Испанию
В Испанию эмигрируют по многим причинам. Прежде всего на ее позитивный образ «работают» утвердившаяся здесь демократия и экономическое благополучие, достигнутое на протяжении жизни всего лишь одного поколения. ВВП Испании в 6 раз выше, чем в Марокко и Эквадоре, и в 13 раз выше, чем в Сенегале (3, с. 351). Привлекательны также географическая близость этой страны для выходцев из африканских стран и культурная близость для латиноамериканцев. Существенно и то, что переселившиеся в Испанию оказывают сильное воздействие на своих родственников и друзей, поощряя к переезду сюда и помогая найти работу и жилье. По словам испанских авторов, «социальные связи, основанные на родственных и дружеских отношениях, даже при всей своей недостаточности, дают весомую поддержку новым иммигрантам, как легальным, так и нелегальным» (3, с. 352). Наконец, переезд в Испанию объясняется широко распространенными надеждами на легкое получение гражданства. Между тем эти надежды необоснованны, так как в Испании действует «принцип крови», а не «почвы». Поэтому сын иностранца испанцем не становится, хотя и родился в Испании.
Пути проникновения нелегальных переселенцев в Испанию различны. Одни их них попадают сюда в качестве туристов, которые после окончания срока визы переходят на нелегальное положение, другие проникают в страну изначально нелегальными способами. В Испании существует весьма развитая криминальная сеть транспортировки нелегальных иммигрантов.
Отдельно следует сказать о нелегальных переселенцах из Африки. Испания - единственная европейская страна, часть территории которой расположена в Африке - портовые города-анклавы на североафриканском побережье Сеута и Мелилья, Канарские острова, ряд принадлежащих ей островов и архипелагов Средиземноморья (общей площадью примерно 40 тыс. кв. км). Эти 80
пограничные территории Испании являются одновременно южной границей Евросоюза.
С 1990-х годов страна испытала буквально «наплыв» североафриканских мусульман - множество людей пересекает Гибралтарский пролив на лодках и катерах. Часть этих иммигрантов задерживала и депортировала на родину береговая охрана; для некоторых, отправлявшихся в путь на совершенно не приспособленных для этого утлых лодках, путешествие заканчивается трагически: они гибнут при переправе. В 2004 г. вопрос удалось частично решить, создав систему технического контроля за Гибралтарским проливом, предусматривающую оборудование его зоны радарами и другими техническими средствами обнаружения объектов на море.
Однако этим проблема нелегальной африканской иммиграции не исчерпывается. Серьезным вызовом Испании и всему Евросоюзу стал массовый исход населения из стран Черной Африки, находящихся южнее Сахары. Здесь генерируются проблемы нищеты, отсталости, болезней, лишь обостряемые глобализацией и усиливающие отставание этих стран от остального мира. Потоки переселенцев из Нигерии, Сенегала, Мали и других стран Западной Африки, гонимые тяжелыми условиями существования, движутся через пустыню Сахара в Марокко, Алжир или Ливию, с тем чтобы прорваться в Евросоюз - «землю обетованную». Испанские города Сеута и Мелилья нередко первыми в ЕС принимают на себя этот мощный миграционный выброс. Толпы африканцев штурмом берут заградительные сооружения, отделяющие их от Марокко. Марокканские пограничники открывают огонь, в результате чего гибнут и получают ранения сотни африканцев. Тем не менее немало людей прорываются таким образом в Испанию и другие страны Евросоюза.
Еще один путь проникновения выходцев из стран южнее Сахары в Испанию - через Атлантический океан на Канарские острова. Каждый год испанская полиция возвращает множество лодок, наполненных африканскими переселенцами, часть которых выпрыгивает из лодок и плывет к берегу. Некоторые при этом погибают.
В последние годы нелегальная иммиграция приняла поистине угрожающий характер. Только в 2004-2006 гг. на границе с Испанией было задержано 74,6 тыс. нелегалов, из которых 7 тыс. по-
гибли. Испания лидирует среди европейских стран по числу смертных случаев и исчезновению людей (1, с. 93). По мнению многих экспертов, остановить потоки переселенцев из Черной Африки невозможно.
Отметим, что отнюдь не все африканские нелегалы хотят обрести новую родину в Испании. Для немалого их числа эта страна становится всего лишь сухопутным мостом для проникновения в более богатые европейские страны. Вместе с тем нередко случается так, что в этих странах они долго не задерживаются из-за ужесточения миграционного законодательства и возвращаются в Испанию, где в последние десятилетия власти несколько раз предоставляли части нелегалов легальный статус.
Условия существования иммигрантов
Многие иммигранты уезжают с родины из-за тяжелых условий существования, ограниченных возможностей социального продвижения. Испания представляется им страной, где мечта об обеспеченном и стабильном будущем может осуществиться. Однако мечта нередко оборачивается горьким разочарованием. Часть переселенцев становится нелегалами - и это состояние превращается в перманентное. Крушение надежд объясняется самыми разными причинами - отсутствием поддержки принимающей стороны и соотечественников, неблагоприятной конъюнктурой на рынке труда, незнанием испанского языка и обычаев страны, недостатком жизненного и производственного опыта, неприятием со стороны коренного населения и т.д.
Большинство иммигрантов становятся в Испании неквалифицированными рабочими или чернорабочими, выполняющими самую тяжелую и плохо оплачиваемую работу и зачастую занимающими те рабочие места, которые не спешат занимать коренные испанцы. Иммигранты подвергаются дискриминации при приеме на работу. По данным Международной организации труда (середина 1990-х годов), возможности коренных жителей устроиться на работу в отраслях, где присутствие иммигрантов не распространено, втрое превышают возможности переселенцев при схожих анкетных данных (13, с. 232-233). Дискриминация иммигрантов проявляется и при аренде жилья. Квартиросъемщики нередко отказывают им или предлагают жилье по явно завышенной стои-82
мости. Иммигранты вынуждены снимать квартиру на несколько человек, что может создавать конфликтные ситуации с соседями, например, из-за шума. Зачастую иммигранты обитают в самодельных жилищах на пустырях или окраинах в ненормальных условиях -без воды, света, а то и вообще без крыши над головой.
По оценке общественной организации «СОС: расизм», «статус нелегальных иммигрантов как граждан совершенно не признается, они занимают самые низшие ступени на социальной шкале» (16, с. 33). В ходе опроса, проведенного в ноябре 2000 г. среди 765 иммигрантов (в основном африканцев и латиноамериканцев), выяснилось, что лишь 6% из них получали финансовую поддержку для приобретения жилья или пособие по безработице, 12 - обучались на курсах испанского языка и курсах профессиональной подготовки, 30% имели доступ к системе здравоохранения (6, с. 67).
Серьезная проблема для иммигрантов - необходимость иметь документы, дающие право на проживание в Испании. Без них представители властей могут, задержав переселенца на улице, немедленно выслать его из страны. Между тем получить документы нелегалам, имеющим на это основание, можно, лишь преодолев бюрократическую волокиту, отстояв длинные очереди в рабочее время, что зачастую чревато конфликтом с работодателем. Иммигранты говорят о своей правовой незащищенности, «институциональном расизме» (13, с. 277).
Большинство нелегалов вовлечено в сферу теневой экономики, являющуюся важным компонентом всей экономики Испании. По некоторым оценкам, на долю теневой экономики приходится до 20% ВВП, в ней занято свыше 23,4% всего экономически активного населения страны (1, с. 90). Нелегалы вносят существенный вклад в развитие теневой экономики, особенно аграрного сектора, текстильной и пищевой промышленности, где трудится примерно половина от их числа. По меткому замечанию испанских авторов Х. Гойтисоло и С. Неира, «нелегальная иммиграция связана с теневой занятостью, как лихорадка с бубонной чумой» (8, с. 122).
Нелегальные иммигранты не имеют трудовых контрактов, находятся в полной зависимости от хозяина и зачастую подвергаются сверхэксплуатации. Предпринимателям выгоднее иметь дело с официально не зарегистрированными работниками - это снижает издержки работодателя за счет экономии на заработной плате,
уклонения от уплаты взносов в систему социального обеспечения. Часть нелегальных иммигрантов занята мелким бизнесом, розничной торговлей, а некоторые из них напрямую связаны с преступностью, торговлей наркотиками и проституцией.
По национальному составу основные группы иммигрантов -это выходцы из стран Африки, Латинской Америки и Восточной Европы. Среди стран, давших наибольший процент нелегалов, вплоть до последнего времени лидировало Марокко. За ним следовали Алжир, Колумбия, Эквадор, Доминиканская Республика, Румыния, Украина, Польша. С 2003 г. марокканцев по темпам прироста начали обгонять латиноамериканцы. Дело в том, что в январе 2003 г. в законодательство Испании была внесена поправка, в соответствии с которой прямые потомки переселенцев в Латинскую Америку получили право на возвращение в Европу и на получение испанского гражданства. Для этого достаточно, чтобы один из родителей в прошлом был гражданином Испании. На Пиренеи могут переехать и представители младшего поколения - в том случае, если внук выходца из Испании проживает здесь. Принятие этих поправок положило начало переезду сотен тысяч новых иммигрантов из пораженных кризисом латиноамериканских стран в более экономически благополучную и развитую Испанию.
Несмотря на нелегальный статус, выходцам из Европы и Латинской Америки, близким коренному населению по культуре и языку, легче приспособиться к смене места жительства, чем африканским мусульманам. Другой язык, другая религия и обычаи затрудняют процесс адаптации к новой социально-культурной среде. Так, многие переселенцы из Марокко убеждены, что в Испании к ним относятся хуже, чем в любой другой европейской стране (может быть, за исключением Италии), а также хуже, чем к иммигрантам из других стран. По их мнению, здесь нет таких возможностей для социального продвижения, какие были, например, в США у итальянцев и ирландцев в XIX в. или у китайцев и кубинцев в ХХ в. Их удел в Испании - «всегда работать на стройке или официантом» (13, с. 283).
Среди нелегальных иммигрантов заметное место занимают изгои, люди «без кола и двора». Эти иммигранты выделяются даже среди нелегалов своей необустроенностью и бедственным положением. Многие из них живут без всяких надежд изменить к лучшему
свою участь, без веры в будущее. По имеющимся оценкам, они составляет 10% от общей численности иммигрантов (15, с. 401).
В приютах для обездоленных доля этой части иммигрантов весьма высока. Так, в 2003 г. в приютах Сан Хуан де Диос в Мадриде и Барселоне их численность была выше, чем численность местных жителей. В приютах Мурсии в 2005 г. испанцы составляли не более 20% (15, с. 400-401). В 2002 г. в соответствующие испанские службы для обездоленных обратились 31 % выходцев из Северной Африки, 24 - латиноамериканцев, столько же выходцев из стран Восточной Европы, 11 - из стран ЕС, 8% - из стран Тропической Африки (15, с. 398-399). Многие из этих отверженных были таковыми и у себя на родине.
Взяв за критерий степень отторжения обездоленных нелегальных иммигрантов от общества, испанские социологи выделяют среди них несколько социальных типов: находящиеся в «зоне риска», «изгои со слабой степенью выраженности», «изгои с сильной степенью выраженности» и, наконец, отверженные, находящиеся в этом состоянии перманентно. Для лучшего понимания этой классификации целесообразно охарактеризовать крайние типы. Обездоленные в «зоне риска» - это те, кто еще сохраняет семью, хотя, возможно, находящуюся на грани распада, перебивается временными и случайными заработками, пользуется слабой социальной поддержкой, не болен (физически и умственно). Напротив, «перманентно отверженные» - это люди нигде не работающие, не получающие никакой поддержки, физически больные, с расстроенной психикой, нуждающиеся во врачебной помощи (15, с. 388).
Нелегалы по-разному реагируют на условия своего существования. Одни из них предпочитают не отвечать на произвол либо из боязни быть высланными из страны, либо по причине того, что их могут заменить другими работниками, более послушными. Другие же реагируют прямо противоположным образом, становясь на путь совершения преступных действий. И этот способ получения доходов превращается для них в основной.
Некоторые черты социального портрета нелегалов-преступников
Испанская статистика фиксирует неуклонный рост преступности в рядах нелегальных иммигрантов, особенно ощутимый в
сопоставлении с аналогичными показателями среди коренного населения.
Таблица 1 (16, с. 31)
Испанцы и иностранцы, находившиеся в заключении (1994-2005)
Год Доля испанцев (%) Доля иностранцев (%) Общее число заключенных (тыс.) Иностранцы, находящиеся в заключении (тыс.)
1994 84,0 16,0 47 351 7 573
1995 83,7 16,3 45 192 7 346
1996 82,5 17,5 42 025 7 369
1997 82,5 17,8 42 878 7 650
1998 81,9 18,1 44 695 8 073
1999 81,9 18,1 44 226 8 022
2000 79,6 20,4 45 062 9 177
2001 76,7 23,3 47 495 11 090
2002 74,1 25,9 51 848 13 413
2003 72,9 27,1 56 096 15 205
2004 70,9 29,1 58 975 17 138
2005 69,6 30,4 60 414 18 393
Из табл. 1 видно, что в 1994 г. в испанских тюрьмах находились 7573 тыс. иммигрантов, а в 2005 г. - уже 18 393. Таким образом, за 11 лет численность их возросла на 142,9%. За это же время доля заключенных коренных жителей увеличилась только на 5,6% (16, с. 31).
Речь в данном случае идет о переселенцах, отбывающих тюремный срок. Число же иммигрантов, ежегодно задерживаемых полицией за всевозможные правонарушения, во много раз больше. Например, в 2004 г. были задержаны 200,6 тыс. иностранцев. Больше всех закон нарушали марокканцы (26,6 тыс. случаев административных правонарушений). На их долю приходится 22,4% преступлений от общего числа нарушений закона иммигрантами. Процент преступлений, совершенных марокканцами, выше, чем их доля в составе всего иммигрантского населения (13,7%). За ними следуют румыны (13,6% правонарушений, 12,3% преступлений).
Процент преступлений, числящихся за ними, также выше их доли в составе иммигрантов (8,5%). Алжирцы составляют 1,2% от всех переселенцев. Однако и здесь количество административных правонарушений и преступлений заметно выше (соответственно 4,2 и 4,8%). Далее следуют эквадорцы: 13,3% от общего числа переселенцев, 9,7 - административных правонарушений и 9,9% преступлений; колумбийцы - 7,2% от общего числа иммигрантов, 3,8 -административных правонарушений и 5% преступлений; британцы - 6% от всех иммигрантов, 1,3 - административных правонарушений и 3% преступлений; китайцы - 2,3% иностранцев, 1,5 - административных правонарушений, 2,6% преступлений. На долю европейцев - выходцев из Восточной Европы (не считая поляков), составляющих 8% от всех переселенцев, приходится 8,9% административных правонарушений и 8,8% преступлений (3, с. 364).
Таблица 2 (3, с. 359)
Преступления и административные правонарушения (средние показатели за 2000-2004 гг.)
Преступления 1 020 906
имущественного характера 869 261
против личности 29 404
против коллективной безопасности 42 769
другие преступления 79 472
Административные правонарушения, затрагивающие 1 009 470
права личности 198 528
право собственности 808 579
общественные интересы 3216
общественный порядок 11 747
всего 2 042 976
Больше всего задержанных было в возрасте от 21 до 30 лет (более 102 тыс.), затем следовали те, кому от 31 до 40 лет (40,5 тыс.), от 18 до 20 (23,5 тыс.), от 41 до 50 (14,8 тыс), менее 18 (более 6 тыс.), от 51 до 64 (3,3 тыс.), старше 64 (451). В целом среди задержанных преобладали люди моложе 30 лет (65,5%). Характерно также, что
подавляющее большинство задержанных составляли мужчины (87,2%) (3, с. 376). Таким образом, типичный образ нелегала-преступника - это молодой мужчина, африканец или латиноамериканец.
По статистике, административные правонарушения и преступления, совершаемые иммигрантами, делятся примерно пополам.
По статистике нелегалы чаще всего совершают преступления в Мадриде, Валенсии, Каталонии, на Балеарских и Канарских островах - территориях, где ВВП на душу населения выше, чем в большинстве других регионов Испании. Нелегалов-преступников манит богатство и роскошь части обитателей этих регионов.
«Что же касается легальных переселенцев, то среди них преступность распространена меньше, чем среди коренных жителей. Иммигрант, имеющий работу и знающий о недоверии, которое он вызывает, предпочитает как можно меньше обращать на себя внимание» (6, с. 192).
«Иммигрантская» преступность: мифы и реальность
Безусловно, увеличение числа нелегальных иммигрантов в Испании влечет за собой и увеличение количества преступлений, совершаемых ими. Более быстрый рост «иммигрантских» преступлений по сравнению с аналогичным показателем среди коренных жителей во многом объясняется маргинализацией чужестранцев, обусловливающей предрасположенность части их к противоправным и уголовным деяниям.
Вместе с тем на статистику влияют действия испанских правоохранительных органов. Дело в том, что опасность быть задержанными для чужестранцев гораздо выше, чем для испанцев по причине антииммигрантского настроя в полицейской среде. Представители правоохранительных органов признают, что получают распоряжения, отличающиеся ксенофобской направленностью. Причиной задержания может стать уже сам по себе факт отсутствия необходимых документов. Кроме того, возможности юридической защиты у иммигрантов, равно как и уплата залога за поручительство, зачастую весьма ограничены по финансовым причинам.
Статистика неопровержимо свидетельствует: подавляющее большинство иммигрантов не нарушают испанское законодательство, не совершают преступлений и не находятся в заключении. Так, в 88
2005 г. в тюрьмах находились лишь 18 393 иммигранта, или 0,4% от общей их численности (свыше 4 млн. человек) (16, с. 30). Однако в общественном сознании живуч стереотип о неразрывной взаимосвязи иммиграции и преступности. В 1991 г. 43%, а в 2002 г. уже 59% опрошенных связывали увеличение иммиграционных потоков из слаборазвитых стран с ростом преступности в Испании (6, с. 185).
В стране растут антииммигрантские настроения. Согласно опросам общественного мнения, иммиграция на протяжении многих лет входит в число проблем (наряду с безработицей и терроризмом), вызывающих беспокойство у испанцев. Переселенцев из слаборазвитых стран обвиняют в том, что они отнимают работу и снижают заработки у местного населения, но прежде всего на них возлагают вину за рост преступности в стране. С 1996 по 2004 г. в четыре раза (с 8 до 32%) увеличилось число лиц, выступающих против предоставления переселенцам социальных и гражданских прав, против приема политических иммигрантов и упорядочения положения нелегалов. Эти испанцы обеспокоены возможностью жить вместе с чужестранцами, они считают, что законы об иммиграции слишком терпимы, и высказываются за введение запрета на въезд трудящимся-иммигрантам в Испанию. «Отторгающие» относятся к партиям, стоящим на расистских позициях (6, с. 33, 351).
Акты агрессии, насильственных действий против переселенцев получают все большее распространение в испанском обществе. Не встречая должного отпора со стороны местных властей, они создают у жертв ощущение незащищенности, а у агрессора - чувство безнаказанности. Борцов против расизма особенно беспокоит то, что акты агрессии совершают и представители сил правопорядка. По данным общественной организации «СОС: расизм», из 131 случая расистских выходок в Каталонии в 2004 г. каждую четвертую совершали представители правоохранительных органов (11, с. 22).
Важную роль в формировании антииммигрантских настроений играют некоторые партии и средства массовой информации Испании. По словам испанского социолога Бордаса Мартинеса, «иммиграция из сферы демографии перешла в область криминальной социологии благодаря контексту глобального насилия, реального или воображаемого, об опасности которого без устали твердят средства массовой информации, вызывая у населения едва
ли не параноидальные реакции... Когда войны, политический или религиозный терроризм, семейное положение или состояние здоровья смешиваются в человеческом сознании с информацией о преступности, то все это порождает чувство страха» (3, с. 348). Страх перед феноменом иммиграции еще более усиливает то, что испанское общество прежде никогда не сталкивалось с ним в столь широких масштабах. Это обстоятельство делает особенно опасными фальсификации и демагогические заявления по иммигрантской проблеме.
Политические партии Испании:
подходы к решению проблемы «иммиграция-преступность»
После принятия в 1985 г. первого современного Закона о свободах и правах иностранцев иммиграционное законодательство в Испании постоянно обновляется и корректируется с целью упорядочения пребывания переселенцев в стране. Законодательство признает равенство многих прав и свобод легальных иммигрантов с коренным населением. Переселенцам предоставляются, в частности, право на жилище, защиту семьи, образование, гарантируются юридические услуги, защита прав малолетних, право на забастовку (хотя и ограниченное). Официально признаются различные общественные организации в защиту иммигрантов. Вместе с тем иностранцы, приехавшие из стран, не являющихся членами ЕС, не имеют права участвовать в выборах.
Законодательство же в отношении нелегальных иммигрантов, первоначально предоставлявшее им целый ряд прав, заметно ужесточилось. В период второй легислатуры Народной партии (НП, 2000-2004 гг.) нелегалы лишились права на помощь в приобретении жилья, получении образования (кроме самого необходимого), на бесплатную юридическую помощь (за исключением случаев, связанных с высылкой или отказом во въездной визе). Создание ими ассоциаций, профсоюзов, проведение собраний и манифестаций требовали разрешений, установленных законом. Хозяева предприятий, использовавшие труд нелегалов, могли быть оштрафованы, а их предприятия закрыты (13, с. 216). Опасаясь потерять контроль над расширявшимся потоком нелегальных иммигрантов, правительство НП усилило преграды для их въезда в
страну, а также расширило возможности для депортации иммигрантов, нарушающих закон.
Накануне парламентских выборов 2008 г. позиция НП еще более ужесточилась. Председатель НП М. Рахой заявил, что в случае победы на выборах обяжет переселенцев, которые хотят обновить разрешение на проживание в Испании, подписать «контракт об интеграции». В этом документе, согласно Рахою, иностранцам придется принять на себя обязательства по «исполнению законов, уважению обычаев испанцев, изучению языка, уплате налогов. Они обязаны активно работать, чтобы интегрироваться в испанское общество, а если не найдут работу - возвратиться на родину» (2, с. 30). Иными словами, они должны будут покинуть Испанию, если не найдут работу через год после подписания «контракта об интеграции». В другом выступлении Рахой сказал: «Мы будем помогать иммигрантам интегрироваться. Если же они этого не сделают, будем создавать гетто» (7, с. 24).
Один из основных постулатов консерваторов по иммиграционной проблеме состоит в том, что переселенцам «не хватает места» в Испании. Политики из НП культивируют негативный образ переселенцев из слаборазвитых стран, создавая превратное представление о наличии прямой связи между увеличением их притока в страну и ростом преступности. Лидеры партии Х.М. Аснар и Рахой постоянно напоминают, что «от 78 до 89% лиц, находящихся в предварительном заключении, - это иностранцы» (12, с. 23).
Председатель НП Рахой заявил, что если он станет председателем правительства, то будет беспощадно выдворять из страны иностранцев-преступников, включая и совершивших нетяжкие правонарушения. Он добавил, что будет стимулировать заключение соглашения в рамках ЕС, в соответствии с которым эта группа переселенцев вообще не сможет попасть в страны Сообщества. «Закроем ворота перед теми, кто не уважает закон... Я буду бороться с мнением, что в Испанию можно проникнуть нелегально», - заявил он (5, с. 29; 14, с. 22). В бытность министром внутренних дел в правительстве Х.М. Аснара (2000-2004) Рахой уже пытался претворить в жизнь эту идею, однако встретил решительные возражения, в частности Верховного суда, поскольку его предложения лишают иностранцев презумпции невиновности (в настоящее время осужден-
ные иммигранты депортируются из Испании лишь после вынесения судебного приговора).
«Контракт об интеграции» Рахоя, выдвинутый им во время предвыборной кампании, явно не свободен от популизма. Лидер НП подыгрывал настроениям ксенофобии, все шире распространяющимся в Испании. Радикальный настрой НП - это еще и претензия на представительство всего правоконсервативного лагеря Испании, в том числе его экстремистской части. В современной Испании, в отличие от многих западноевропейских стран, не сформировалась влиятельная праворадикальная партия. Между тем существуют серьезные предпосылки для формирования такой партии, в числе которых уже не раз упоминавшийся рост национализма в связи с массовой иммиграцией в страну и развитием процессов европейской интеграции; малочисленные пока праворадикальные организации, действующие в различных регионах; исторические традиции. Опасаясь появления сильной праворадикальной партии, способной отнять у нее часть избирателей, НП «играет» на этом поле, заполняет ту часть политического спектра, которую обычно занимают ультраправые.
Предложения Рахоя не отличаются оригинальностью. «Контракт об интеграции» чрезвычайно похож на документ, который в 2004 г. во многом благодаря усилиям президента Франции Н. Саркози, бывшего тогда министром внутренних дел, стал частью французского законодательства. Вместе с тем НП - не первая партия Испании, предложившая радикальный путь решения «проблемы иммиграции». В 2006 г. с похожими предложениями выступила влиятельная правоцентристская националистическая партия «Конвергенция» и Союз Каталонии (в Каталонии проживает примерно четверть всех перебравшихся в Испанию иммигрантов).
В либеральных и демократических кругах Испании «контракт об интеграции» Рахоя вызвал критику как порывающий с основополагающими конституционными принципами равенства всех граждан перед законом. Например, оппоненты из Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП), не соглашаясь с требованиями Рахоя к иностранцам следовать «устоявшимся обычаям» испанцев, иронически заметили: «Кто определяет каталог устоявшихся обычаев - это обычаи. архиепископа Мадрида или агно-
стика, отцов или детей? ... Мы должны заставить их (иммигрантов. -Авт.) полюбить корриду или посещать мессу?» (17, с. 28).
Подход к решению проблем нелегальной иммиграции, предложенный правительством Испанской социалистической рабочей партии, которое сменило в марте 2004 г. кабинет министров НП, выглядит более либеральным. ИСРП, как и многие другие партии, профсоюзы и неправительственные организации страны, отмежевалась от «контракта об интеграции» Рахоя, подвергнув его критике. Председатель правительства Х.Л. Родригес Сапатеро принес извинения иммигрантам за «дискриминационные обиды». Социалисты противопоставляют ксенофобии НП традиционные для испанцев дружелюбие и гостеприимство по отношению к гостям (17, с. 28).
Социалисты предприняли попытку разрешить проблему нелегальных переселенцев, сделать иммиграцию легальной и упорядоченной. С февраля по май 2005 г. действовала новая редакция Закона о проживающих в Испании без права гражданства, в соответствии с которой нелегальные иммигранты, занимавшиеся трудовой деятельностью в стране не менее шести месяцев, но не имевшие разрешения на проживание здесь, могли такое разрешение получить. Претворение этого закона в жизнь, как считает правительство, позволяет серьезно ограничить сферу теневой занятости, нанести удар по преступности, улучшить материальное и правовое положение сотен тысяч переселенцев и создает благоприятные условия для их интеграции в общество. Результатом действия закона стало выведение из теневой деятельности 580 тыс. предприятий и предоставление легального статуса 647 тыс. иммигрантов (это число больше, чем дали все предыдущие кампании по легализации вместе взятые). В настоящее время рассматривается еще 700 тыс. заявок на легализацию (1, с. 92).
Столь масштабная легализация нелегалов во многом объяснялась предшествовавшей недооценкой требований рынка труда и неэффективностью механизма предложения вакансий переселенцам. До принятия закона вакансии заполнялись преимущественно нелегалами. Так, в 2002-2005 гг. предприниматели нуждались в 700 тыс. работниках (240 тыс. в год). Между тем реально число легальных иммигрантов едва превышало 30 тыс. человек в год, включая и временных рабочих (4, с. 914). Сталкиваясь с дефицитом ра-
бочей силы, испанские предприниматели были вынуждены включиться в процесс предоставления своим работникам легального статуса.
После принятия закона привлечение нелегалов стало более сложным и дорогостоящим делом, так как власти усиливают проверки на предприятиях и налагают крупные штрафы за использование труда нелегалов. Однако потребность в них вовсе не отпала. Работа домашней прислугой, в гостиничном секторе, строительстве, сфере туризма предполагает высокую мобильность рынка труда, необходимость срочно заполнять вакансии. Между тем предприниматели зачастую не имеют достаточных ресурсов, чтобы спрогнозировать свои потребности даже в краткосрочном плане. В результате власти не могут определить хотя бы примерное количество легальных иммигрантов для удовлетворения спроса со стороны рынка труда.
Массовая легализация, предпринятая правительством ИСРП, вызвала волну критики, прежде всего со стороны консерваторов, утверждающих, в частности, что облегчение условий легализации сделает Испанию еще более притягательной для переселенцев из слаборазвитых стран и лишь расширит «масштабы нашествия на страну чужеземцев» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Рахой заявил, что в случае победы на парламентских выборах консерваторов «массовой легализации нелегалов больше не будет никогда» (5, с. 29). Кто бы ни был прав в оценке последствий применения данного закона, в Испанию продолжается массовый наплыв нелегалов - прежде всего африканских мусульман.
В сложившейся обстановке ИСРП пошла по пути ужесточения своей политики в отношении нелегальной иммиграции. Совместно с другими странами ЕС патрулируется африканское побережье Атлантического океана, заключаются соглашения с некоторыми странами Африки о высылке туда выходцев из этих стран, нелегально оказавшихся в Испании. В 2006 г. на Евроафри-канской конференции министров иностранных дел в Рабате, встречах глав правительств стран ЕС в Мадриде и Лахти (Финляндия) были приняты решения об упорядочении миграционного регулирования, в том числе об оказании Испании и другим странам ЕС (Италии, Мальте, Греции) финансовой помощи на 2007-2013 гг. в размере 2,3 млрд. евро на укрепление их пограничных служб.
В 2007 г. благодаря усилению пограничного контроля масштабы нелегальной иммиграции сократились на 61 % на Канарских островах и на 30% в Андалусии (9, с. 25).
ИСРП прибегает к депортации нелегальных иммигрантов, причем делает это в более широких масштабах, чем НП. Если в годы правления последней из Испании были высланы 260 тыс. человек, то в период первой легислатуры ИСРП (2004-2008) - 370 тыс., или на 43% больше (17, с. 28.).
Депортация нелегальных переселенцев вызывает критику части либеральной общественности. Так, деятель католической церкви И. Эльякурия, выражая общее мнение несогласных с этой мерой, отметил, что большинство нищих из слаборазвитых стран проникают в Испанию с целью изменить свое положение, утвердиться в своем фундаментальном праве - праве на жизнь. Депортация же «ущемляет достоинство этих людей, их право на жизнь, потому что возвращает их в нищету, или, другими словами, приближает к смерти» (10, с. 22).
На международных встречах по проблемам иммиграции неоднократно подчеркивалось, что управлять потоками переселенцев невозможно только путем усиления пограничного контроля. В условиях транснационального характера иммиграции очевидна необходимость глобального взаимодействия всех заинтересованных сторон, ставящего своей целью социально-экономическое развитие отсталых стран и регионов мира - основных поставщиков дешевой рабочей силы.
Вместе с тем принимаемые пока меры лишь частично решают проблему нелегальной иммиграции, которая в будущем вполне может обостриться. Дело в том, что после прибытия иммигрантов в Испанию их помещают в специальные центры. Если не будет установлено гражданство или если таковое будет установлено, но между Испанией и данным государством нет соглашения о возвращении нелегальных иммигрантов, то по истечении 40 дней человека должны выпустить на свободу. Хотя у нелегального иммигранта нет никакого документа, по испанским законам его нельзя ни выслать из страны, ни арестовать, если он не совершил преступления. Юридическая основа для массовой депортации может быть создана только после изменения законов - как в Испании, так и в других странах ЕС, которые основываются на уважении прав человека.
Иными словами, идея массовой депортации входит в противоречие с европейской либеральной традицией.
Меры, принимаемые властями ряда членов ЕС (Франция, Италия и др.), ужесточающими контроль за иммигрантами и облегчающими условия их депортации, свидетельствуют, что имеет место поиск новой политики управления иммиграцией, отвечающей, по мнению осуществляющих этот поиск, реалиям начала XXI в. В политических партиях Испании - при всех различиях - сдвиги в иммиграционной политике также идут в этом направлении. Напрашивается вывод, что проводимая ныне иммиграционная политика зачастую априори как бы «криминализирует» нелегальных иммигрантов, приравнивает их к преступникам.
В целом же ситуация с решением проблем нелегальной иммиграции выглядит весьма неоднозначно. Противодействуя потоку нелегалов, испанские власти вместе с тем заинтересованы в них. Труд нелегальных иммигрантов, как и иммигрантов вообще, необходим для нормального функционирования испанской экономики в условиях низкого уровня рождаемости и роста численности пенсионеров. Крайне существенно также, что именно нелегальные иммигранты делают тяжелую, грязную и малооплачиваемую работу, выполнять которую отказываются коренные жители. Власти, таким образом, оказываются перед необходимостью решения двух задач, противоречащих друг другу: удовлетворения потребностей экономики и реагирования на запрос, связанный с ростом антииммигрантских настроений в обществе. Своеобразие ситуации состоит в том, что иммиграционная политика не может быть успешной без учета в той или иной мере обоих этих аспектов.
Список литературы
1. Понеделко Г.Н. Сдвиги на рынке труда Испании // Мировая экономика и международные отношения. - М., 2008. - № 2. - С. 86-93.
2. Barbulo T., Garriga J. Rajoy quiere obligar a los inmigrantes a firmar «un contrato de integracion» // El Pais. - Madrid, 2008. - 7 febr. - P. 30.
3. Bordas Martinez J. La inmigracion y la delincuencia en España // Sistema. -Madrid, 2006. - Enero, N 190-191. - P. 347-383.
4. Bravo Moreno A. Inmigracion: Criminalization, Rationalization y Desarollo Economico // Y Congreso sobre la inmigracion en España. Inmigracion y desarollo humano. - Valencia, 2007. - Marzo. - P. 908-923.
5. Cañizares M.G. Rajoy quiere obligar a los inmigrantes a «respetar las costumbres de España» // ABC. - Madrid, 2008. - 7 febr. - P. 29.
6. Cea D'Ancona. La activacion de la xenofobia en España. Que miden las encuestas? - Madrid, 2004. - 363 p.
7. Cue C.E. Rajoy : «La inmigracion es un problema real» // El Pais. - Madrid, 2008. - 10 febr. - P. 24.
8. Goytisolo J., Nair S. El peaje de la vida: Integracion o rechazo de la inmigracion en Espana. - Madrid, 2001. - 226 p.
9. Entrevistas digitales // El Pais. - Madrid, 2008. - 29 febr. - P. 25.
10. Martinez S. Expulsion de inmigrantes // El Pais. - Madrid, 2008. - 29 febr. -P. 22.
11. Mas victimas del racismo // El periodico de Cataluña. - Barcelona, 2005. -22 marzo. - P. 22.
12. Miranda J. Inseguridad ciudadana, inmigracion y economia criminal // Viento Sur, 2002. - Junio, N 190-191. - P. 21-25.
13. Perez Diaz V., Alvarez-Miranda B., Chalia E. La inmigracion musulmana en Europa. Turcos en Alemania, argelinos en Francia y marroquis en España. -Madrid, 2004. - 329 p.
14. Rajoy quiere obligar a los inmigrantes a «respetar» las costumbtes de España» // El Mundo. - Barcelona, 2008. - 7 febr. - P. 22.
15. Sanchez Morales R. La internalizacion de la exclusion social extrema en España: tendencias y escenarios de futuro / / Sistema. - Madrid, 2006. -N 190-191. - P. 385-404.
16. Tezanos J.F. y Tezanos V.S. La cuestion migratoria en España. Tendencias de inmigracion y exclusion social // Sistema. - Madrid, 2006. - N 190-191. -P. 9-39.
17. Tomas N., Santos P. Zapatero sale a pedir a los inmigrantes por las «ofensas» del PP // El periodico de Cataluña. - Barcelona, 2008. - 8 febr. - P. 28.