Научная статья на тему 'Некрополи протогородов Приуралья'

Некрополи протогородов Приуралья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
139
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТОГОРОД / НЕКРОПОЛИ ПРОТОГОРОДОВ / МОГИЛЬНИКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некрополи протогородов Приуралья»

хокамскому региону материал, можно отметить определенную эволюцию общественных отношений у местного населения. В I тыс. н.э. происходит замена родовых связей соседскими. Основной экономической ячейкой общества становится большая патриархальная семья -при сохранении достаточно прочных родовых традиций. В начале 11тыс. н.э. с развитием пашенного земледелия, значительно индивидуализировавшего труд, усиливается имущественная дифференциация. Более заметным становится процесс разложения первобытнообщинных отношений. В рамках большесемейной общины главную хозяйственную роль начинает играть малая моногамная семья. Вместе с тем, следует думать, что процесс классообра-зования в зюздинском крае приобрел более выраженные черты уже в составе Русского государства.

Н.Б.КРЫЛАСОВА.

НЕКРОПОЛИ

ПРОТОГОРОДОВ

ПРИУРАЛЬЯ

При изучении вопроса о населении протогородов нельзя обойти вниманием могильники, расположенные рядом с ними. Если протогорода являлись древними административными, торговыми, ремесленными центрами, местом обитания племенной знати- это обязательно находит отражение в погребениях.

Как известно, всем крупным городищам, которые можно относить к протогородам, сопутствуют достаточно крупные могильники. Так археологами Перми и Ижевска изучались могильники Телячий Брод, Рождественский, Солдырский могильник Чемшай, расположенные соответственно у гипотетических протогородов Соломатовского на р.Усьва, Рождественского на р.Об-ва, Иднакар на р. Чепца.Известно о существовании могильников у городищ Гурьякар, Анюшкар, которые так же могут быть интерпретированы как протогорода. Таким образом,некрополь следует считать обязательной частью протогородского комплекса.

Как правило могильники расположены на расстоянии от 0,5 до 3 км (в среднем от 0,8 до 1,5 км) от городища, причем родановские могильники находятся, как правило, ниже поселения по течению реки, Солдырский могильник расположен выше Иднакара. Обычно некрополи протогородов имеют черты типичные для большинства могильни-

© Крыласова Н.Б., 1991 -118-

Гвозд

лр- о 10

Д-0,77 и ,и

Рис.1. Погребение № 14 из мусульманской части Рождественского

могильника

ков, представляемых ими археологических культур, не отличаясь от прочих по погребальному обряду. Однако погребальный инвентарь таких некрополей в целом более обильный, нежели на одновременных им, но не протогородских могильниках.

Материалы погребений позволяют судить о социальной и имущественной дифференциации жителей протогородов. Так на всех изученных могильниках можно выделять более богатые погребения лиц, вероятно имевших высокий социальный статус На могильнике Телячий Брод исследовано погребение

-119-

№5 датированное XIII вв. и принадлежавшее шаману либо вождю. Высокое социальное положение покойного определяется по набору предметов и наличию на погребенном особого знака -серебряной бляхи с изображением сокольничего. Выделяются на этих могильниках и погребения воинов, и погребения ремесленников. Так к последней категории может быть отнесено погребение №1 могильника Чемшай.

Восточнее Рождественского городища на Обве расположен некрополь, который, как показали раскопки нескольких лет, состоит из мусульманской и языческой частей.

■4-. >•-

Рис. 2. Погребение №16 из мусульманской части Рождественского могильника

Могильник представляет большой интерес в силу ряда причин: во-первых, он свидетельствует о двуком-понентности населения Рождественского городища, что подтверждается и материалами раскопок городища; во-вторых, в языческой части некрополя собран богатый материал, который четко датируется многочисленными монетами; в-третьих, в погребальном обряде могильника прослеживаются некоторые своеобразные черты, которые наблюдаются и на других, вновь исследованных, памятниках южной (юго-восточной) группы родановс-кой культуры, таких как Антыбар-

ский могильник и могильник Телячий Брод в Чусовском районе. Могильник местного населения имеет характерные черты родановско-ло-моватовских могильников. Погребения ориентированы в меридиональном направлении, имеют глубину около 70 см, ямы подпрямоуголь-ной формы, погребения сопровождаются инвентарем. Среди вещей преобладают детали поясного набора: бронзовые накладки, пряжки, наконечники поясов; встречены пронизки, шумящие подвески, стеклянные бусы, ромбовидные наконечники стрел. Костяки сохранились плохо, но по находкам отдель-

ных костей рук, зубов, челюстей и по отсутствию следов огня можно судить о том, что погребения совершены по обряду трупоположения. Данная часть могильника, изученная в 1990 г., может быть датирована Х-ХІ вв.

На мысу, примыкавшему к городищу, были обнаружены погребения без четких очертаний, ориентированные головой на запад, глубиной около 50 см. Костяки в этой части могильника сохранились хорошо. Скелеты лежат на спине, череп повернут лицевой частью к югу, левая рука согнута в локте и положена на область таза или живота, правая рука вытянута вдоль тела, ноги вытянуты или слегка согнуты в коленях направо.(рис.1 и 2) Кроме целых костяков обнаружены два черепа, захороненные в вертикальном положении лицевой частью к югу. Большая часть мусульманских погребений безынвентарные, за исключением погребений №№ 13,14 и 32. В погребении № 13 на плечевой кости правой руки была обнаружены маленькая бронзовая пластинка; в погребении № 14 (рис. 1) найдена бронзовая цепочка, а в погребении № 32 между костями нижних конечностей находился фрагмент керамики и железный ромбовидный наконечник стрелы с упором XI - XIII вв. В некторых погребениях встречены гвозди от гробовищ.

Данные погребения совершены по мусульманскому обряду и были оставлены, видимо, булгарским населением Рождественского городища. Смешанный булгаро-финно-угорский состав жителей этого гипотетического протогорода подтверждается многочисленными находками на городище в том числе гончарными горнами булгарского

типа. Безусловно важным является и то, что мусульманские домонгольские захоронения сейчас известны не только в Рождественском могильнике, но и у внешнего тына на стрелке городища Анюшкар. Топография мусульманского некрополя Анюшкара, таким образом, совпадает с топографией описываемого некрополя так же ,как и характер данного поселения близок Рождественскому городищу.

Таким образом, могильники при протогородах несут информацию по многим аспектам жизнедеятельности этого поселения, поэтому изучение протогородов необходимо проводить в комплексе с раскопками могильников как части единого протогородского комплекса.

Обсуждение доклада Н.Б. Крыша-совой

(Макаров Л.Д.) Антропологическая экспертиза бы1ла проведена по Рождественскому могильнику? Нет? Глубина могил этих мусульманских?

(Крышасова Н.Б.) До 70 см. Антропология произведена только предварительная, мы1 хотели бы1 договориться с антропологами из Уфы1, но пока не получается.

(МакаровЛ.Д.) Дата, конечно, относительная, я так понимаю. А почему Вы1 решили, что это мусульманский могильник? То, что я здесь услыннал, все признаки, которые вы1 назвали, кроме согнутых слегка ног и поворота черепа, - единственное, что может говорить об этом. Но ведь остальное-то — западная ориентация — у русских сплошь, захоронение черепов у нас на Вятке тоже есть. Глубина такая же, безышвен-тарность — то же самое — отсутствие крестиков идет вплоть до ХУШ века. Пока я, кроме этих полусогнутых ног ничего особенного не вижу. Поэтому, мне кажется, еще преждевременно говорить об их му-

сульманской принадлежности.

(Крыласова Н.Б.) Но почти полное отсутствие инвентаря — русского материала на городище даже крайне мало, во-первых; во-вторы1х, голова лицевой частью повернута на юг во всех погребениях, в-третьих, левая рука почти во всех погребениях лежит на животе и слегка повернутые на правый бок ноги - это признаки кыблы1.

(Макаров Л.Д.) Рука на животе у меня тоже есть, а вот головы1 на юг я, откровенно говоря, не прослеживал.

(Крыласова Н.Б.) Все особенности — комплекс особенностей — считается характерными для мусульман.

(Макаров Л.Д.) Вы1 можете допустить, что это быш поздний русский могильник?

(Крышасова Н.Б.) В заполнении погребений в одном погребении, если можно так сказать — на гроб была положена бронзовая цепочка, а в другом погребении — рядом с черепами — была найдена бронзовая пронизка с двумя прорезными вздутиями. Это дает домонгольскую дату.

(Макаров Л.Д.) А гробовища сами сохранились как-нибудь? Нет? То есть очертаний нет, гробовищ тоже нет.

(Крышасова Н.Б.) Как обыектов гробовищ не прослежено. Но имеются находки гвоздей от гробов, которые лежат по периметру погребения в определенном порядке. Картина такая же как и в Волжской Болгарии, о чем писала Е.А. Халикова, Ф.Ш. Хузин и др. И по поводу мусульманской принадлежности. Главное, что весь комплекс признаков характерен для кыблыі, т.е. соответствует требованиям ислама. На русских или на финно-угорских христианских могильниках о кы1бле говорить не приходится.

(Белавин А.М.) А аналогий в Волжской Болгарии полным-полно. И время то же самое.

(Макаров Л.Д.) Да кыблу и все иные мусульманские традиции мы плохо себе представляем, поэтому и может возникнуть путаница с христианскими погребениями.

(Шутова Н.И.) А родановские вещи не могли попасть случайно из более раннего слоя? Т.е. ненамеренно туда брошены. Потому что обряд получается уже почти без языческих пережитков.

(Крыласова Н.Б.) Вот именно, что туда вещи эти могли попасть либо случайно, либо, у нас такая версия возникла — что может быть у них возникли какие-то связи родственные, смешанные браки. И это быш своеобразный дар от родственников -язы чников.

(Шутова Н.И.) Сколько у вас погребений.

(Крыласова Н.Б.) Нами вскрыто 6погребений, и еще Н.Н. Новокрещен-ных были вскрыты 12 погребений тоже в этом же самом месте, мы нашли площадку гумна, возле которой быш его раскоп, раскопанные Но-вокрещенных погребения находились почти рядом с нашим раскопом и погребения быши сделаны по тому же обряду. Но раскопки-то наши быши еще маленькие. Мы могильник еще только нашли и собираемся продолжить эти работы, сделать еще раскопы. Правда, в центральной части могильник разрушен огородами.

(Иванова М.Г.) Это все очень интересно, в непосредственной близости от Инднакра тоже есть могильник, кроме известного Бигершая.

(Ленц Г.Т.) А могильник большой?

(Иванова М.Г.) Большой, где-то около 80 погребений было вскрыто сначала Матвеевым, потом Смирновым. Матвеев опубликовал, конечно, материалы, но все равно, комплексы там уже не восстанавливаются, и работать с этим материалом очень сложно. В Бигершае Александр Геннадьевич Иванов копал. Там вскрыто 7 погребений. Он, возможно, даже продолжит работы.

(Белавин А.М.) А планиграфичес-ки они не стыкуются?

(Иванов А.Г.) Нет, даже топография совершенно разная. Вполне возможно, что это когда разрушается какая-то структура городища-центра, прекращаются захоронения. И просто какие-то поселения сохраняются, деревеньки небольшие, и возможно — это могильник одного из таких поселений.

А.В.СТАРКОВ. СИСТЕМЫ ОБОРОНЫ

протогородских центров верхнего прикамья

При рассмотрении проблемы возникновения протогородских центров у финно-угров Верхнего Прикамья встает вопрос о своеобразии данных центров в планиграфии и системе обороны. В данном сообщении приводится краткое планиг-рафическое описание условно выделенных протогородских центров (городищ Анюшкар, Рождественское и Иднакар) и реконструкция их оборонительных сооружений.

Рождественское городище (комплекс) находится на р.Обве в 1,5 км от с. Рождественского. Оно расположено на высоком левом берегу реки, на высоте до 42 м над уровнем реки. С северной стороны городище защищено валом дугообразной формы, который упирается своими концами в края двух оврагов, выходящих к реке. Пр ичем западный овраг имеет ответвление искусственного происхождения, создававшее дополнительное препятствие и игравшее роль дренажной канавы. Вал, при длине 160 метров (?), имеет высоту в центральной части почти 3 метра. В 150-200 м западнее городища, за оврагом, находится небольшое Филипповское городище, площадью 1500 кв.м, защищенное валом с воротами, рвом и земляной башней. Это городище предварительно можно интерпретировать как детинец или крепость — часть городского комплекса. С напольной стороны к валу Рожде-

© Старков А.В., 1991

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.