© Г.И. Еремин, 2005
УДК 622.271 Г.И. Еремин
НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОСТАВА МЕР БЕЗОПАСНОСТИ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ РАБОТ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ЕДИНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
Щ~Ъ опубликованных в 2002 г. «Единых правилах ■И безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом (ЕПБ)» достигнуты существенные улучшения как по составу, включенных в ЕПБ мер безопасности при выполнении горных работ на карьерах при разработке месторождений полезных ископаемых, так и с учетом специализации видов работ, их аргументации и параметрирования.
Так, в области размещения отходов производства (при выемке пустых пород и их размещения в отвалах, а также отходов процесса обогащения руд на обогатительных фабриках) четко и конкретно представлен комплекс мер безопасности по намывным отвалам (гидроотвалом) и их поддержания в устойчивом состоянии. Также полно и обосновано представлены мероприятия безопасного производства работ при применении механизации горных работ (Раздел III «Механизация горных работ») и некоторые другие разделы.
Вместе с тем имеется возможность улучшения и дополнения разделов и параграфов, связанных с горными работами и видами процессов выполняемых работ.
В настоящее время, включенные в ЕПБ параграфы и отдельные положения имеют ограничительный характер, и тем самым сужают положительную сторону действия регламентированных мер безопасности. Так, например, включение в подраздел 3.1. «Насыпные отвалы и перегрузочные пункты» раздела 3 процесса «Отвалообразование» пункта «Запрещается размещение отвалов на площадках месторождений, подлежащих отработке открытым способом», с одной стороны - исключает недобросовестное использование недр и их хищническую эксплуатацию, а, с другой стороны, не учитывает этапность разработки месторождений, выбор площадок под отвалы сразу за пределами перспективных границ карьера увеличит почти на порядок объем грузопотока вскрыши отвалов с одновременным возрастанием расстояния транспортирования пород в 3-5 раз и более в зависимости от горногеологических условий, хотя результаты фундаментальных исследований с выбором рациональных площадок с применением промежуточных (временных) отвалов
давно известны (проф. В.С. Хохряков и др.) (19652000 гг.).
Включение такого пункта, следовательно, автоматически повышает затратность процессов на карьерах, хотя, тут же в параграфе 3 регламентируется выбор местоположения перегрузочных пунктов в рабочей зоне карьера в соответствии с планами развития горных работ. Есть и инструмент, и механизм реализации данного пункта: «перегрузочный пункт должен выполняться по проекту, утвержденному техническим руководителем организации». Также может быть решен вопрос с выбором площадок под промежуточные (временные) отвалы в связи с линиями планами развития горных работ в карьере и проектом, утверждаемому техническим руководителем организации. Такое уточнение целесообразно ввести в раздел, связанный с горными работами, где даются общие положения по рациональному использованию недр.
Следующими положениями, которые требуют уточнения в ЕПБ, являются сам процесс отвалооб-разования и высота и тип уступов на карьерах. Процесс отвалообразования на карьерах носит сложный, многообразный и комплексный характер. Следует включить в раздел «Отвалообразова-ние» все виды отвалообразования: автомобильно-бульдозер-ные, и связанные с ним меры безопасности отсыпки и поддержания в устойчивом состоянии, экскаваторно-железнодорожные отвалы и соответствующие им меры безопасности, конвейерные отвалы, организуемые с применением отвалооб-разователей или экскаваторов (с перегрузкой).
Когда будут регламентированы меры безопасности как самого процесса отсыпки пород в отвалы при применяемых механизациях и видах транспорта, так и поддержания их в устойчивом состоянии при необходимых параметрах, будет сформирован полный подраздел, связанный с насыпными отвалами типа подраздела с намывными отвалами.
Важно, чтобы при регламентированных мерах безопасности достигались необходимые параметры отвалов. Так, например, при попадании в породную массу снега, высота отвала и ярусов составляет 50100 м, хотя достигнутая на опыте (карьер Центрального рудника ОАО «Апатит») безопасная высота от-
вала, на которые выезжала транспортная и вспомогательная техника (большегрузные автосамосвалы и бульдозеры), и работа велась длительное время (1-2 года и более), составляла 200-300 м. Следовательно, желательно включить в ЕПБ предложенные способы отсыпки пород в отвалы с созданием буфера между слоями различного температурного сезона отсыпки, защита откоса зимнего периода отсыпки и учета нейтрализации попадания жидких осадков в виде дождя регулированием интенсивности отсыпки пород.
Кроме того, особенностью отсыпки высоких отвалов, как бульдозерных, конвейерных, так и железнодорожных, при попадании снега в породу, является необходимость учета и содержания резервных площадок. При работе в зимний период и отсыпке пород под откос или вблизи откоса при применении автосамосвалов и экскаваторов (перегрузка с конвейера из штабеля или железнодорожного транспорта), может временно повышаться деформация отвала, и необходим переход на резервную площадку. Влияние деформации приоткосной части отвала при попадании снега в породу учитывается также ежедневным подъемом площадки в зоне разгрузки автосамосвалов. Ее устойчивость и исключение сползания достигается укаткой большегрузной техникой (автосамосвалами и работающими бульдозерами). В весенне-летний период при появлении местных провалов (из-за таяния снега в местах его скопления) поддержание площадки в нормальном состоянии обеспечивается применением бульдозеров.
Меры безопасности при отвалообразовании, характерные для указанных выше условий, могут быть полезны и необходимы при отвалообразовании с применением конвейеров и отвалообразователей или конвейеров и экскаваторов с перегрузкой из штабеля под откос. Последний способ применяется на Ков-дорском карьере комплексных железных руд, перспективно его применение на Коашвинском карьере ОАО «Апатит» при организации конвейерного отвала. Бульдозерные отвалы широко применяются на большинстве карьеров северной зоны.
В заключительных разделах этого параграфа также следовало бы отметить, что «запрещается оставлять отвалы, отсыпанные на склонах в период консервации и после отсыпки слоев в зимний период
без защиты площадки и откосов буфером из пород без снега, чтобы исключить зарождение техногенного селя в теле отвала или оползня».
Важным является выделение параграфа или подраздела, связанного с регламентацией мер безопасности при отстройке откосов уступов и борта карьера. Ограничительные меры могут задержать или приостановить реализацию предложений, связанных с созданием крутых откосов в карьерах. Так, исследованиями выявлено, что при разработке магматических месторождений с глубиной снижается трещиноватость массивов пород, а техногенная нагрузка на откосы снижается при доработке карьера по форме, близкой к опрокинутому усеченному конусу.
Сцепление пород может повышаться в квадратной зависимости по мере уменьшения трещиноватости и действия массовых взрывов. Следовательно, имеется возможность отстройки высоких и крутых откосов, по которым с помощью механизации может доставляться порода или руда на верхние горизонты. Такой способ имеет неплохие перспективы по сравнению с традиционными (автомобильным транспортом и наклонными стволами при небольших углах их наклона).
Следовало бы такие подразделы ЕПБ завершать положениями о необходимости учета физикомеханических свойств пород и техногенных нагрузок (регулирование негативного воздействия массовых взрывов в карьере), «Выполнять в соответствии с планами развития горных работ», а инструмент и механизм реализации такого пункта: «Крутой откос уступа (борта), предназначенный для строительства подъемной (конвейерной) системы должен быть укреплен и выполняться по проекту, утвержденному техническим руководителем организации», поскольку в проектах разработки месторождений обычно рекомендуются известные технологии, а новые могут быть включены только после соответствующих их испытаний и апробирования.
Для получения достоверных показателей о свойствах массива горных пород и принятия решения о возможности увеличения угла наклона борта необходимо создание опытно-промыш-ленных участков (ОПУ) на карьерах по проекту, утверждаемому техническим руководителем организации.
---------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом. Госгортехнадзор России. ПБ 03-498-02. - 110 с.
— Коротко об авторах ----------------------------------------------------------------------------------
Еремин Г.И. - кандидат технических наук, Горный институт Кольского научного центра РАН.