Научная статья на тему 'Некоторые вопросы взаимодействия уголовно-исполнительной системы Минюста России с общественными организациями'

Некоторые вопросы взаимодействия уголовно-исполнительной системы Минюста России с общественными организациями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
195
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хромин Евгений Константинович

The article discusses some positive results of such co-operation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF CO-OPERATION BETWEEN THE CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM OF THE RUSSIAN MINISTRY FOR JUSTICE AND SOCIAL ORGANIZATIONS

The article discusses some positive results of such co-operation.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы взаимодействия уголовно-исполнительной системы Минюста России с общественными организациями»

2. Анденес И. Наказание и предупреждение преступлений / Пер. с англ. М., 1979. С. 42-43.

3. Антонян Ю.М. Психология убийства. М., 1997. С. 46.

4. Курс советской криминологии. Предупреждение преступности. М., 1986. С. 176-177.

5. Герцензон А.А. Введение в советскую криминологию. М., 1965. С. 41,46.

6. Остроумов С.С. Преступность: динамические ряды. М., 1970. С. 8.

7. Бородин С. В. Квалификация преступлении против жизни. М., 1977. С. 41-42.

8. Яковлев А. М. Социология экономической преступности. М., 1988. С. 3, 5-6.

9. Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984. С. 70-75.

10. Алиев Г.А., Сафиулин Н.Х. Умышленные убийства: их особенности, классификация и предупреждение. М., 1996;

11. Варданян А.В., Сафиулин Н.Х. Преступное насилие над личностью и потерпевшие от изнасилования. М., 1996.

12. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. М., 1995.

13. Корецкий Д.А. Тяжкие вооруженные преступления. М., 1997.

14. Современные проблемы противодействия преступности в России. Челябинск, 1995. С. 3.

15. Кудрявцев В.Н. Механизм социальной деформации // Вопросы философии. 1989. № 11. С. 7-8.

16. Организованная преступность - 2. М., 1993. С. 9, 13 и след.

17. Кириллов С.И. Личность преступника (проблемы типологии). Курск, 1998. С. 41-45.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МИНЮСТА РОССИИ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Е.К. Хромин

Khromin E.K. Some aspects of co-operation between the criminal executive system of the Russian Ministry for Justice and social organisations. The article discusses some positive results of such co-operation.

Проводимые в нашей стране правовые реформы затронули все коренные составляющие уголовного судопроизводства и коснулись, в том числе, и уголовно-исполнительной системы (УИС). Эта система, несмотря на существенное увеличение нагрузки, постепенно и неуклонно подвергается позитивным изменениям. Процесс реформирования УИС России осуществляется с 1992 года и преследует главную цель - создание таких условий и порядка исполнения наказаний, а так же отношения к осужденным и их правам, которые соответствуют общепринятым международным стандартам. В соответствии с принятым в 1997 году новым Уго-ловно-исполнительным кодексом, началась передача УИС в подчинение Министерства юстиции. Поэтому на государственном уровне был принят целый ряд нормативных документов, которые были направлены не только на обеспечение условий содержания осужденных лиц и гарантии их прав, но и на обновление и качественное развитие отечественной пеницитарной системы в соответствии с общепринятыми международными

нормами. При этом заметим, что основные принципы обращения с заключенными были приняты на 68-м пленарном заседании ООН 14 декабря 1990 года. Данные принципы провозглашали уважение достоинства заключенных как людей, запрещали какую бы то ни было дискриминацию, за исключением тех ограничений, необходимость которых явно обусловлена фактом заключения в тюрьму, и другие [1].

1997-1998 годы стали переломными в развитии уголовно-исполнительной системы России. Образно говоря, двери тюрем стали открыты средствам массовой информации (СМИ), различным общественным, благотворительным и религиозным организациям и конфессиям. В печати стали публиковаться различные сведения о правонарушениях и лицах, их совершивших, а в Российском статистическом ежегоднике в разделе правонарушения - данные о числе зарегистрированных преступлений; составе лиц, совершивших преступления; числе преступлений, совершенных отдельными категориями лиц; числе осужденных по приговорам судов,

вступившим в законную силу, по отдельным видам преступлений; численности молодежи в возрасте до 30 лет, осужденной за отдельные виды преступлений; составе осужденных; распределении осужденных по мерам наказания, назначенным судами. Данным перечнем сведений о правонарушениях статистические данные исчерпываются [2]. Аналогичная информация о правонарушениях публикуется и на региональном уровне. См., например, [3].

По мере ухудшения криминогенной обстановки в стране происходит увеличение количества лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы. Данный процесс имеет свои ярко выраженные причины. Прежде всего, это последствия кардинальных экономических преобразований в нашем государстве, результат стремления к рыночной экономике. На фоне ломки старых экономических устоев претерпели существенные изменения причины вовлечения людей в орбиту криминального образа жизни. Повсеместная безработица и резкое снижение уровня жизни людей способствовали переориентации криминогенного потенциала общества. Страну захлестнула волна совершенных преступлений нового количественного и содержательного уровня - заказных убийств, мошеннических «пирамид», похищений людей, шантажа, уничтожения имущества. Произошло и смещение социально-ценностной ориентации. Общественное сознание перестало традиционно реагировать на преступность и преступника. Криминальные проявления стали насаждаться нормой современной жизни через определенную часть СМИ. Преступность «помолодела», стала более интеллектуальной и организованной. Например, к началу января 2000 года в семи исправительных колониях УИН по Тамбовской области при плановой численности 7000, содержится 7286 человек (104 процента), в том числе в исправительных колониях общего режима - 3340 (100,6 процента), в исправительных колониях строгого режима - 2448 (111,2 процента), в колонии-поселении -1258 (123,3 процента). В четырех следственных изоляторах области и одном помещении, работающем в режиме следственного изолятора при ИК-3 (п. Зеленый), на 1 января 2000 года содержалось 1279 подозреваемых и обвиняемых. По степени физической зрелости их соотношение следующее: осужденных в возрасте до 25 лет включительно - 2228 че-

ловек, или 30,5 процента от списочной численности, от 26 до 55 лет включительно -4900, или 67,2, от 56 до 60 лет - 85, или 1,16, старше 60 лет - 73 человека, или 1 процент [4].

Приведенные данные неутешительны, но общество обязано предпринимать все меры по социальной адаптации своих членов, преступивших закон и отбывших наказание. Немалую роль в перевоспитании и проведении подготовительных мероприятий по социальной адаптации играют исправительные учреждения. Экономические условия, а также количественные, возрастные и интеллектуальные моменты играют существенную роль при выборе методов организации работы по перевоспитанию спецконтингента в исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) [5-7]. Базисом системы перевоспитания осужденных в системе УИН выступает учет психологических свойств поведения личности в особой социальной среде ИТУ (чем лучше себя ведет, исправляется, тем более льгот, которые охватывают широкий спектр - от свидания с родственниками, обеспечения комфорта содержания, до «открытых тюрем») [6].

Работа коллектива сотрудников по укреплению правопорядка и режима отбывания наказания должна проводиться в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства РФ, приказов и инструкций Минюста России. В основе их деятельности заложен комплекс мер, направленных на создание надлежащих условий отбывания наказания, обеспечения гуманного и дифференцированного подхода к осужденным на основе своевременного предъявления законных и обоснованных требований строжайшему соблюдению режима отбывания наказания. Так, например, вопросы обеспечения требований режима отбывания наказания включают в себя комплекс мероприятий по профилактике правонарушений, выполнению распорядка дня осужденными, надзору, обеспечению личной безопасности осужденных и сотрудников. Этой деятельностью занимаются преимущественно отделы безопасности ИТУ. Они же должны выступать инициаторами и координаторами претворения в жизнь всех режимных мероприятий в масштабах учреждения. Возможности указанных отделов, как, впрочем, и самих ИГУ, ограничены их штатной численностью и запланированными бюджетными средствами, которые, как часто случается, не материализуются на практике. Все это в комплексе соз-

дает серьезные проблемы не только для осуществления исправительных мероприятий, но и для функционирования исправительных учреждений в нормальном режиме. Определенным выходом из этой ситуации будет не только экономическая стабильность государства, но и расширение взаимодействия администраций ИТУ с различными общественными, а также благотворительными организациями. Сегодня их помощь играет все более существенную роль в решении задач перевоспитания личности и решения некоторых проблем функционирования ИТУ УИС. Поэтому организация тесного взаимодействия, сотрудничества с общественными, попечительскими, религиозными и иными организациями приобретает большую значимость.

Попутно заметим, что с функциональной точки зрения к наиболее значимым признакам взаимодействия относят реальное сотрудничество (очное и заочное); оказание взаимопомощи (прямой или косвенной); кооперирование сил и средств; управляемость взаимодействия. Данные признаки возникают только между субъектами взаимодействия, к которым в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы относятся: 1) система исполнения наказаний в целом и различие ее подсистемы; 2) субъекты, находящиеся вне системы исполнения наказаний, -государственные органы, общественные, благотворительные и иные организации. Подробнее о взаимодействии см., например, [8].

Правовое регулирование взаимодействия УИС и ее составных элементов в системе управления заключается в гарантиях самостоятельности субъектов взаимодействия и стимулирования их деятельности; обеспечении правильного соотношения компетенции и принимаемых субъектами взаимодействия актов (решений); обеспечении согласованности в действиях участников взаимодействия; обеспечении стабильности и ритмичности управленческой деятельности.

Обзор ГУИН Минюста «О взаимодействии с общественными, попечительскими, религиозными и иными организациями в 1999 году» анализирует положительную практику и позитивные результаты по большинству регионов России, в 22 субъектах которой созданы и действуют попечительские советы, а также отмечается устойчивый характер взаимодействия исправительных учреждений с религиозными организациями, которое развивается свыше 10 лет [9].

Надо заметить, что контакты УИС с различными попечительскими, благотворительными и религиозными организациями имеют глубокие исторические корни.

19 июля 1819 года императором Александром I было дано разрешение на открытие в Петербурге «Попечительного о тюрьмах общества». Общество имело своей целью нравственное исправление содержащихся под стражею преступников, а также улучшение состояния заключенных за долги и по другим делам людей. Вторая статья устава давала перечень средств исправления арестантов: 1) ближайший и постоянный дозор за заключенными; 2) размещение их по роду преступлений или обвинений; 3) наставления их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности, на оном основанной;

4) занятие их приличными упражнениями и

5) заключение провинившихся или буйствующих из них в уединенное место [10].

В 1857 году были внесены некоторые изменения в Устав о содержащихся под стражею, среди которых - введение нового раздела с «Уставом попечительного о тюрьмах общества» в новой редакции. Согласно требованиям устава, членами Общества по должности становились губернатор, полицмейстер, предводитель дворянства и архиерей. Члены «Попечительного о тюрьмах общества» посещали тюрьмы и следили за тем, «чтобы назидание заключенных в правилах христианского благочестия доброй нравственности было выполняемо неукоснительно; чтобы в установленные дни было совершаемо богослужение; чтобы во время постов арестанты говели; чтобы воскресные и праздничные дни проводились арестантами в богочестивых чтениях, беседах и молитве; чтобы духовный отец подготавливал осужденных к перенесению заслуженного наказания с христианской покорностью и раскаянием и т. д.» [11].

Комитеты и отделения «Попечительного о тюрьмах общества» занимали значимое место в комплексе мер воздействия на заключенных. Учитывая их важность, в марте 1906 года Главным тюремным управлением были изданы правила об организации работы библиотек. В них отмечалась необходимость этого во всех местах заключения. Заведовать библиотекой могли помощник начальника учреждения, священник, псаломщик, школьный учитель или, с разрешения губернатора,

одно или несколько лиц местной интеллигенции.

По окончании тоталитарного периода и начала процесса демократизации в России произошла переоценка роли религии в духовном возрождении нашего государства и общества. После длительных церковных гонений и атеистического воспитания населения наше общество пришло к переоценке наследия и стало возвращаться к естествен-но-духовным корням, составлявшим в том числе и нравственную основу общества взаимоуважения и терпимости. Эти процессы послужили стимулом к принятию законодательных актов соответствующей направленности, которые заметно расширили права осужденных, в том числе, и на свободу совести и свободы вероисповедания осужденных [12].

Основа сотрудничества между исправительными учреждениями и религиозными конфессиями была заложена в Совместном заявлении от 6 сентября 1994 года и Соглашении о сотрудничестве от 30 августа 1996 года между МВД России и Московской Патриархией Русской Православной Церкви. Так, например, в Директиве МВД РФ «Об основных направлениях оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и слу-жебно-боевой деятельности внутренних войск в 1995 году», в разделе, посвященном совершенствованию деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, было сказано, что в организации профилактики правонарушений и работы в отрядном звене необходимо использовать просветительский и воспитательный потенциал религиозных объединений и общественных организаций, создать необходимые условия для отправления в местах лишения свободы религиозных обрядов осужденными и проповедческой деятельности священнослужителями.

В настоящее время проповедческую деятельность среди осужденных осуществляют и различные зарубежные религиозные миссии, центры, объединения, общества, многие из которых имеют свои представительства в нашей стране. Среди них - служители культов из США, Великобритании, Германии, Финляндии, Кореи и других стран. Кроме этого священнослужители освещают закладку первого камня строящихся церквей и храмов, сооруженные культовые храмы, проводят божественные литургии, обряды крещения, исповедания, венчания, организуют за-

нятия в воскресных школах, ведут индивидуальные беседы с осужденными и подследственными. В этой деятельности принимают участие не только настоятели местных церквей и приходов, другие священнослужители, но и высшие духовные лица Русской Православной Церкви: Патриарх Московский и вся Руси Алексий II, архиепископы Тамбовский и Мичуринский Евгений, Курский и Белгородский Ювеналий и другие [13].

Составной частью сотрудничества УИС с общественными организациями выступает предоставление ими благотворительной и гуманитарной помощи. Это могут быть различные печатные издания, а также духовная литература, продукты питания, денежные средства, аудио- и видеотехника, одежда и обувь, медикаменты, различное оборудование и другое.

В настоящих условиях именно за счет поступающих таким образом средств осуществляются мероприятия по улучшению быта, досуга и трудовой деятельности заключенных, осуществляются различные ремонтновосстановительные работы и укрепляется материальная база, на основе которой организуется воспитательная, лечебно-профилактическая и оздоровительная работа. Причем немалую благотворительную помощь ИТУ России оказывают зарубежные религиозные конфессии и благотворительные общества. Они передают духовную литературу, продукты питания, медикаменты и многое другое. В минувшем году президентом Международного тюремного братства господином Родональдом Никкелем для учреждений городов Санкт-Петербурга, Москвы, Красноярского края и Томской области безвозмездно передано четыре медицинских госпиталя с медикаментами [13, с. 11].

Таким образом, расширение сотрудничества УИС с различными общественными организациями является позитивным и важным фактором в функционировании уголовноисполнительной системы и вызывает необходимость дальнейшего совершенствования форм и методов, а также поиска новых направлений психолого-педагогического воздействия и духовно-нравственного воспитания осужденных.

1. Сборник стандартов и норм организации объединенных наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. ООН. Нью-Йорк, 1992. С. 130-131.

2. Российский статистический ежегодник. М., 1999. С. 176-177.

3. Статистический ежегодник Тамбовской области. Тамбов, 1999. С. 220-225.

4. Ельцов Н.С. Пенитенциарная система Тамбовской области и проблемы ее эффективности в исполнении уголовных наказаний // Проблемы теории, законодательства и практики правоохранительных органов по стабилизации и снижению роста преступности в России: Материалы науч.-практич. конф. 8-9 февраля 2000 года. Тамбов, 2000. С. 16.

5. См., например: Опыт работы по обеспечению требований режима отбывания наказания осужденными, содержащимися в учреждении УГ-42/5 УИН УВД Архангельской области // Передовой опыт уголовно-исполнительной системы. М., 1998. Вып. 18. С. 9-14.

6. Опыт работы Бийской воспитательной колонии по изучению психологии личности несовершеннолетних осужденных // Там же. С. 15-25.

7. Пучнин В.М. Криминологическая характеристика динамики преступности в Тамбовской

области за период 1995-1999 гг. // Проблемы теории, законодательства и практики правоохранительных органов по стабилизации и снижению роста преступности в России... С. 4.

8. Герасгшова А.П. Организация взаимодействия в управлении органами внутренних дел. М., 1986.

9. О взаимодействии с общественными, попечительскими, религиозными и иными организациями в 1999 году: Обзор ГУИН МИНЮСТА РФ № 18/15/1-158 от 27.03.2000. М., 2000. С. 5.

10. Герчет М.Н. История царской тюрьмы. М., 1951. Т. 1. С. 98-99.

11. Свод законов Российской империи. СПБ., 1857. Т. XIV. Устав о содержащихся под стражею.

12. Комментарий к Уголовно-исполнительскому кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. А.И. Зубкова. М., 1997. С. 34-37.

13. Калинин Ю.И. Вступительное слово // Инф. бюл. ГУИН МВД России. М., 1995. № 23. С. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.