6
№ 3 (39) 2015 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы
Филипец Оксана Борисовна,
доцент кафедры Уголовного права и досудебного производства Академии финансовой полиции РК, кандидат юридических наук
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ И ВИДОВ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
В настоящее время в период реформирования уголовного законодательства Республики Казахстан большое внимание уделяется реализации принципа гуманизма в отношении лиц, совершивших уголовные правонарушения.
Гуманизмом пронизаны многие нормы вновь принятого уголовного закона Республики Казахстан от 03 июля 2014 года, в отношении отдельных категорий граждан, совершивших уголовные проступки или преступления, в частности в отношении лиц женского пола в состоянии беременности или имеющих малолетних детей, мужчин в одиночку воспитывающих малолетних детей, лиц пенсионного возраста, инвалидов.
Особое внимание уголовный закон уделяет несовершеннолетним, совершившим уголовные правонарушения, что отвечает ряду международно-правовых норм по защите несовершеннолетних правонарушителей, в частности Минимальным стандартным правилам Организации объединенных наций (далее - ООН), касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятых резолюцией 40\33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года [1].
Несовершеннолетнее лицо, оказавшееся в конфликте с законом, нуждается в помощи, а именно в комплексном сопровождении и поддержке в процессе судопроизводства.
Несовершеннолетние являются особой категорией граждан, даже в случае совершения ими уголовных правонарушений к ним законодатель определил особый подход. Об этом свидетельствует то, что в Уголовном кодексе Республики Казахстан (далее - УК) отдельный
раздел посвящен уголовной ответственности несовершеннолетних (раздел 6 УК), несовершеннолетие виновного признается обстоятельством, смягчающим уголовную ответственность и наказание (п.2) ч.1 ст.53 УК), судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до восемнадцати лет не учитываются при признании рецидива и особо опасного рецидива (ч.3 ст.14 УК) и др.
В соответствии с ч.1 ст.80 УК, несовершеннолетними в уголовном законодательстве признаются лица, которым ко времени совершения уголовного правонарушения исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
При рассмотрении дел об уголовных правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, необходимо принимать меры к точному установлению возраста (число, месяц, год рождения) несовершеннолетнего.
Определение четкой возрастной границы уголовной ответственности регламентирует Нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан от 11 апреля 2002 года «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность».
В соответствии с п.2 руководящего Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан, возраст определяется не началом дня рождения, а его окончанием, т.е. с 00 часов следующих суток после дня рождения лицо считается достигшим определенного в законе возраста.
Дата рождения определяется на основании личных документов (паспорт, свидетельство о
рождении и т.п.). При отсутствии документов, удостоверяющих дату рождения, возраст устанавливает судебно-медицинская экспертиза. При определении минимального и максимального количества лет следует исходить из предполагаемого экспертами минимального возраста лица. Днем его рождения надлежит считать последний день года, который назван экспертами [2].
В уголовном праве действует принцип личной ответственности, в этой связи за совершённое уголовное правонарушение несет ответственность сам нарушитель.
Новый УК, как и ранее действовавший уголовный закон, установил два возрастных уровня наступления уголовной ответственности.
По общему правилу за совершение подавляющего большинства уголовных проступков или преступлений уголовная ответственность наступает с шестнадцати лет (ч.1 ст.15 УК). За отдельные преступления, общественная опасность и противоправность которых, как показывает многолетняя практика, очевидна и для подростков, достигших четырнадцати лет, уголовная ответственность наступает по достижении этого возраста (ч.2 ст.15 УК).
Содержащийся в ч.2 ст.15 УК перечень преступлений, за совершение которых уголовная ответственность наступает с четырнадцати лет, является исчерпывающим и обязательным для правоприменительных органов при решении вопросов об уголовной ответственности несовершеннолетних. Кроме того, необходимо отметить, что за уголовные проступки уголовная ответственность наступает только по достижению лицом шестнадцати лет (ч.2 ст. 15 УК).
В разделе 6 УК предусмотрены особенности уголовной ответственности несовершеннолетних лиц, в частности система и виды наказаний, назначаемых данной категории; порядок назначения им наказания; особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания; применения к ним принудительных мер воспитательного воздействия и др.
Необходимо отметить, что с учетом возраста несовершеннолетних, особенностей их психического развития, причин совершения уголовных правонарушений и других обстоятельств дела, не всегда целесообразно назначать им суровые наказания, в частности лишение
свободы.
Верно, указывает в своей статье Есдаулетова Г.К. «Если мы посмотрим на судьбу нынешних рецидивистов, то мы увидим, что все они практически начинали в несовершеннолетнем возрасте. И это показатель того, что общество не смогло найти адекватных мер воздействия для несовершеннолетнего, и он стал преступником на всю жизнь. И в этом отношении, действительно, все зависит от того, есть ли в обществе те механизмы, которые могут исправить этого ребенка, помочь ему в становлении, или нет.
Возникает вопрос, в чем же главная цель правосудия вообще и правосудия в отношении несовершеннолетних в частности? На сегодняшний день с точки зрения нашего законодательства, как главная цель, как высшая справедливость рассматривается наказание - справедливо наказать. На самом деле это совершенно неправильно. Общество должно быть заинтересовано не в том, чтобы вор сидел в тюрьме, а общество заинтересовано в том, чтобы вор перестал воровать, и в приложении к ребенку это тем более актуально. И если мы не мыслим категорией его реабилитации, если мы не рассматриваем его как субъект процесса, как личность, которая должна потом реализоваться в этом обществе и на пользу этому обществу, то мы обессмысливаем сам процесс правосудия. В этом смысле идея ювенальной юстиции, при всех ее недостатках - это начало изменения парадигмы судебной системы, отказа от репрессивной модели как стандарта судебной системы» [3, с. 68].
Таким образом, особенности психики несовершеннолетнего и его социального статуса предполагают особенности применяемых к нему отдельных видов наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия.
К несовершеннолетним запрещено применение наиболее суровых видов уголовного наказания (пожизненное лишение свободы и смертная казнь), уголовный закон запрещает применения к несовершеннолетним наказаний, исполнение которых невозможно или нецелесообразно ввиду особенностей социального статуса несовершеннолетнего (лишение права занимать определенные должности, конфискация имущества, арест).
В соответствии с ч.1 ст.81 УК, видами наказания, назначаемыми несовершеннолетним, являются:
1) лишение права заниматься определенной деятельностью;
№ 3 (39) 2015 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы
2) штраф;
3) исправительные работы;
4) привлечение к общественным работам;
5) ограничение свободы;
6) лишение свободы.
Этот перечень наказаний является исчерпывающим и значительно меньшим, в сравнении со ст.40 УК (где фактически указаны наказания за уголовные правонарушения для совершеннолетних лиц). При этом следует отметить, что ст.81 УК имеет ряд существенных недостатков.
Во-первых, в данной статье в части несовершеннолетних, законодатель не провел дифференциации наказаний в зависимости от вида уголовного правонарушения. Для сравнения в ст.40 УК основные наказания разделены на две группы, то есть наказания, назначаемые за уголовные проступки и наказания, назначаемые за преступления. В отношении лиц, не достигших восемнадцати лет, совершивших уголовные правонарушения, такой классификации нет и все наказания расположены в единой системе, что является пробелом в законе.
Во-вторых, в ч.1 ст.81 УК нет разделения наказаний на основные и дополнительные, что тоже не верно.
Таким образом, правоприменитель при назначении наказания несовершеннолетним, должен обращаться к положениям ст.40 УК для того, чтобы определить какие наказания следует назначать несовершеннолетним за уголовные проступки, а какие за преступления; какие наказания основные, а какие дополнительные.
Кроме того, из закрепленного в действующей редакции ч.1 ст.81 УК, вытекает, что к несовершеннолетним можно применять только один вид дополнительного наказания - это лишение права заниматься определенной деятельностью. Здесь возникает вопрос: почему нельзя в качестве дополнительного наказания применять выдворение за пределы Республики Казахстан, если несовершеннолетний является иностранцем или лицом без гражданства?
В этой связи, по нашему мнению, в ст.81 УК необходимо внести изменения и дополнения, сформулировав часть первую следующим образом:
«1. Основными видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним за совер-шение уголовного проступка, являются:
1) штраф;
2) исправительные работы;
3) привлечение к общественным работам.».
Дополнить ст.81 УК частью 1-2 и изложить ее в следующей редакции:
«1-2. К несовершеннолетнему, признанному виновным в совершении преступления, могут применяться следующие основные наказания:
1) штраф;
2) исправительные работы;
3) ограничение свободы;
4) лишение свободы.».
В части дополнительных наказаний дополнить данную статью частью 1-3 в следующей редакции:
«1-3. К несовершеннолетнему, признанному виновным в совершении уголовного правонарушения, наряду с основным наказанием могут применяться следующие дополнительные наказания:
1) лишение права заниматься определенной деятельностью;
2) выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства.».
Далее анализ ст.81 УК позволяет выявить следующие недостатки в части правовой природы отдельных видов наказаний, применяемых к несовершеннолетним.
Штраф и исправительные работы в соответствии с уголовным законодательством применяются и за уголовные проступки и за преступления, при этом в ст.81 УК размер этих наказаний указан без учета вида уголовного правонарушения.
Так, штраф (ч.3 ст.81 УК) в отношении несовершеннолетнего назначается при наличии у него самостоятельного заработка или имущества в размере от десяти до двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей. При этом размер штрафа не дифференцируется в зависимостиот видауголовного правонарушения, тогда как в ст.41 УК размер штрафа зависит именно от вида уголовного правонарушения (за уголовный проступок от двадцати пяти до пятисот месячных расчетных показателей, за преступления - в пределах от пятисот до десяти тысяч месячных расчетных показателей).
По нашему мнению, в ч.3 ст.81 УК необходимо указать размер штрафа с учетом того уголовный проступок это или преступление. Допустим, для несовершеннолетних за уголовный проступок размер штрафа может составлять от десяти до ста месячных расчетных показателей, за преступления - от ста до двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей.
В части исправительных работ, назначаемых несовершеннолетним та же ситуация.
8
Целесообразно указать размер удержаний с учетом вида уголовного правонарушения: за уголовный проступок от десяти до ста месячных расчетных показателей, за преступления - от ста до двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей.
Ограничение свободы, назначаемое несовершеннолетним, по нашему мнению, также должно иметь специфику с учетом возраста лица, совершившего уголовно-наказуемое деяние не только в части максимального, но и минимального предела. Так, законодатель в ч.6 ст.81 УК указал, что максимальный предел этого наказания составляет два года (для совершеннолетних в соответствии с ч.1 ст.44 УК - от одного года до семи лет), но при этом нижний предел ограничения свободы для несовершеннолетних в законе не указан. Руководствуясь ст.44 УК минимальный предел ограничения свободы для несовершеннолетних лиц составляет тоже один год, что мы считаем не совсем правильным. Для несовершеннолетних логичным было бы установить низший предел ограничения свободы сроком шесть месяцев.
Далее анализируя нормы о лишении свободы для несовершеннолетних (ч.7 ст.81 УК), следует отметить, что нижний предел этого наказания в законе не определен, учитывая положения ч.3 ст.46 УК этот срок составляет, как и для взрослых, шесть месяцев. В ч.7 ст. 81 УК, кроме общего
максимально предела - десять лет, указаны сроки лишения свободы с учетом тяжести, характера и степени общественной опасности содеянного - за убийство при отягчающих обстоятельствах или акт терроризма либо по совокупности уголовных правонарушений, одним из которых является убийство при отягчающих обстоятельствах или акт терроризма, - двенадцати лет.
Недостатком данной нормы является то, что законодатель не указал максимальный предел лишения свободы по совокупности приговоров, которая может иметь место и в отношении несовершеннолетних. Опять же, если руководствоваться нормами о лишении свободы относительно совершеннолетних лиц (ч.3 ст.46 УК) максимальный предел лишения свободы и для несовершеннолетних будет составлять тридцать лет, что является недопустимым. Мы считаем, что для несовершеннолетних этот срок должен быть сокращен наполовину, в этой связи считаем необходимым дополнить ч.7 ст.81 УК после слов «двенадцати лет» следующим положением: «а по совокупности приговоров не более пятнадцати лет.».
Указанные предложения направлены на совершенствование уголовно-правовых норм в части наказаний, назначаемых несовершеннолетним лицам, как отдельной категории граждан, имеющих возрастную специфику.
Список литературы
1. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), приняты резолюцией 40\ 33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года.
2. Нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан от 11 апреля 2002 года «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность».
3. Есдаулетова Г.К. Некоторые вопросы развития ювенальной юстиции // Вестник Института законодательства Республики Казахстан. - 2010. - № 4 (20).
Мацалада кзмелетке толмагандарга цатысты жазалар жуйесг мен турлерг туралы Цазацстан Республикасы цылмыстыц зацнамасы нормаларын дамытуга багытталган мзселелер царастырылган.
ТYйiн свздер: цылмыстыц зац, бас бостандыгынан айыру, жаза, кзмелетке толмагандар, цылмыстыц жауаптылыц.
В настоящей статье автор рассматривает вопросы совершенствования норм уголовного законодательства Республики Казахстан о системе и видах наказаний в отношении несовершеннолетних.
№ 3 (39) 2015 ж Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы
Ключевые слова: уголовный закон, лишение свободы, наказание, несовершеннолетние, уголовная ответственность.
In this article the author considers the issues of improving the system of criminal provisions and the penalties for juveniles.
Keywords: penal law, criminal liability, deprivation the right to freedom, penalties for juveniles, the system of criminal provisions.
Оксана Борисовна Филипец,
КР Каржы полиция Академиясыньщ К^ышмыстыщ жэне сот^а дешнп ic жYргiзу
кафедрасыньщ доценп, з.г.к.
^азакстан Республикасы кылмыстык заннамасы бойынша кэмелетке толмаFандарFа катысты жазалар жуйесш жетiлдiрудiн жэне жаза тYрлерiнiн кейбiр мэселелерi
Филипец Оксана Борисовна,
доцент кафедры Уголовного права и досудебного производства Академии финансовой полиции РК, к.ю.н.
Некоторые вопросы совершенствования системы и видов наказаний в отношении несовершеннолетних по уголовному законодательству Республики Казахстан
Filipets Oksana Borisovna,
associate professor of Criminal law and pre-judicial production of Academy of financial police of RK, captain of financial police
On some issues of improvement of the system and the types of punishment for juveniles in the criminal legislation of the Republic of Kazakhstan