ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАРАКАЛПАКСТАН Иматов А.М. Email: [email protected]
Иматов Азат Маратович - старший научный сотрудник-соискатель, кафедра правоведения, Каракалпакский государственный университет им. Бердаха, г. Нукус, Республика Каракалпакстан
Аннотация: в этой статье анализируются некоторые теоретические и правовые вопросы совершенствования парламентского контроля в Республике Каракалпакстан. Проанализированы теоретические подходы к понятию, сущности и особенностям контрольной деятельности в целом, а также государственного и парламентского контроля. Также в статье рассматриваются и анализируются формы парламентского контроля в Республике Каракалпакстан. Дается оценка эффективности осуществления парламентского контроля парламентом Каракалпакстана на современном этапе развития страны. Затрагиваются вопросы о направлениях совершенствования парламентского контроля.
Ключевые слова: Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, парламентский контроль, формы парламентского контроля, закон, государственный контроль.
SOME QUESTIONS OF PERFECTION OF PARLIAMENTARY CONTROL IN THE REPUBLIC OF KARAKALPAKSTAN
Imatov A.M.
Imatov Azat Maratovich - Senior scientific researcher, LAW DEAN AT THE KARAKALPAK STATE UNIVERSITY AFTER THE NAME OF BERDAKH, NUKUS, REPUBLIC OF KARAKALPAKSTAN
Abstract: in this article was analyzed some theoretical and legal problems on improving parliamental control in the Republic of Karakalpakstan. The authors analyze the theoretical approaches towards nature, definition and specificities of the control activities in general, and state and parliamentary control in particular. Also, the article examines and analyzes the forms ofparliamentary control in the Republic of Karakalpakstan. The assessment of the effectiveness of the execution of the Parliament control by the Parliament of Karakalpakstan on the modern stage of the country's development is given. The problems of the trends of the improvement of the Parliament control are touched.
Keywords: Jokargy Kenges of Karakalpakstan, parliamental control, forms ofparliamental control, law, state control.
УДК 342.533
Как известно, одним из самых действенных влияний парламента на жизнедеятельность общества оказывает его деятельность в сфере контроля. В ряде юридических литературы дискуссионным является вопрос о соотношении парламентского и общественного контроля. Некоторые ученые трактуют парламентский контроль как основную форму государственного [1, 72]. Существует мнение, что парламентский контроль носит политический характер и является его разновидностью. «Необходимо иметь в виду, - пишет Н.М. Добрынин, - что парламентский контроль часто называют политическим, в том смысле, что контрольные полномочия парламента основываются не только на его собственных правах, установленных законодательством,
но и на мнении избирателя, которые выражают верховную власть любого демократического государства» [2, 16]. Думается, что парламентский контроль не является сугубо государственным. Он представляет собой опосредованную форму общественного контроля, своего рода «мостик» между общественным и государственным контролем. Иными словами является наиболее организованной, структурированной, методически отработанной его частью.
Следует отметить, что в Каракалпакстане конституционно закреплен принцип разделения власти [3]. Согласно статье 68 Конституции Республики Каракалпакстан, высшим государственным представительным органом власти является Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, осуществляющий законодательную власть. В Конституции и законодательстве предусматривается, что от имени народа Каракалпакстана может выступать только избранный им Жокаргы Кенес республики, никакая часть общества, политическая партия, общественное объединение, движение или отдельное лицо не могут выступать от имени народа Республики Каракалпакстан [4].
Обращаясь к зарубежному опыту законодательного закрепления норм в сфере парламентского расследования, можно выделить ст. 53 Конституции Австрии, ст. 56 Конституции Бельгии, ст. ст. 44 и 45а2 Конституции ФРГ, ст. 68 Конституции Греции, ст. 51 Конституции Дании, ст. 76 Конституции Испании, ст. 82 Конституции Италии, ст. 64 Конституции Люксембурга, ст. 181 Конституции Португалии, гл. 4 Конституции Швеции, ст. 62 Конституции Японии. В Российской Федерации же принят отдельный Закон «О парламентском расследовании».
Согласно принятой в апреле 2014 года поправке к Конституции Республики Каракалпакстан, парламент страны Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан вправе осуществлять парламентского контроля [5]. Но отсутствие единого отдельного нормативно-правового акта, направленного на регулирование правовых основ контрольно-аналитической деятельности парламента приводило к многим организационным и правовым проблемам. Поэтому в целях систематизации, кодификации правовых норм законодательных актов, регулирующих парламентский контроль, создания действенного механизма основных положений Конституции, повышения эффективности правового регулирования контрольно-аналитической деятельности двухпалатного парламента в качестве важного направления реализуемых конституционных реформ принятие 28 декабря 2016 года Жокаргы Кенесом Закона Республики Каракалпакстан «О парламентском контроле» имеет огромное значение [6].
На сегодняшний день в нашей стране реализуются следующие виды парламентского контроля (в ст. 5 Закона «О парламентском контроле»):
- принятие Государственного бюджета Республики Каракалпакстан, а также рассмотрение хода исполнения Государственного бюджета;
- рассмотрение отчета Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан по отдельным актуальным вопросам социально-экономического развития страны;
- рассмотрение ежегодного доклада Совета Министров Республики Каракалпакстан по важнейшим вопросам социально-экономической жизни страны;
- заслушивание на заседаниях Жокаргы Кенеса информации членов правительства по вопросам их деятельности;
- заслушивание отчета Прокурора Республики Каракалпакстан;
- заслушивание отчета председателя Государственного комитета Республики Каракалпакстан по охране природы;
- заслушивание отчета председателя Главного управления Центрального банка Республики Узбекистан по Республике Каракалпакстан;
- парламентский запрос;
- запрос депутата Жокаргы Кенеса;
- заслушивание комитетами Жокаргы Кенеса состояния исполнения сообщений руководителей органов государственной власти и управления;
- изучение комитетами Жокаргы Кенеса состояния исполнения законодательных актов, правоприменительной практики и осуществления ими мониторинга за принятием подзаконных актов [7].
Кроме того, полагаем, что в целях дальнейшего повышения престижа парламента в системе государственной власти и обеспечения полного выражения воли народа уместно воплотить в действие следующие виды контрольно-аналитической деятельности, сформированных мировым опытом:
- рассмотрение вопроса предъявления Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан вотума недоверия;
- правительственный час (час обращения с вопросами к правительству);
- парламентское расследование.
Надеемся, что это предложение, разработанное в рамках исследования, способствует усилению влияния и повышению роли парламента в жизнедеятельности общества и государства, укреплению его контрольной деятельности, созданию целостной системы правовых основ, созданию для депутатов благоприятных условий в этой сфере, координации их взаимной деятельности. В заключение приводим следующие слова Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева: «Руководители всех уровней должны глубоко осознать одну истину: не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу... С этой точки зрения изучение социальных настроений, общения с людьми и обеспечение интересов человека тесно взаимосвязаны» [9].
Список литературы /References
1. Беляев В.П. Контроль и надзор в Российском государстве. М., 2005. С. 72.
2. Добрынин Н.М. Общественный контроль и власть: Политико-правовое и историческое исследование // Российский юридический журнал, 2006. № 1. Ст. 16.
3. Статья 11 Конституции Республики Каракалпакстан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://parliamentrk.gov.uz/uz/dokumenti/konstitucija-respubliki-karakalpakstan/ (дата обращения: 09.04.2017.)
4. Статья 10 Конституции Республики Каракалпакстан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://parliamentrk.gov.uz/uz/dokumenti/konstitucija-respubliki-karakalpakstan/ (дата обращения: 09.04.2017.)
5. Ведомости Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, 2014. № 9. Ст. 18.
6. Ведомости Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, 2016. № 3. Ст. 139.
7. Ведомости Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, 2016. № 3. Ст. 140.
8. Мирзиеев Ш.М. Доклад на торжественном собрании, посвященном 24-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.uza.uz/ (дата обращения: 07.01.2017).