2. МРОТ с 1 января 2017 года. [Электронный ресурс]: электронный профессиональный журнал / Учет. Налоги. Право / Режим доступа: http://www.gazeta-unp.ru/articles/51616-qqq-16-т12-шго1;-8-1-уапуагуа-2017^О11а/ (дата обращения: 28.01.2017).
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34 683/ (дата обращения: 29.01.2017).
4. Федеральный закон от 02.06.2016 № 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201606020022?index=1&r angeSize=1/ (дата обращения: 30.01.2017).
5. Федеральный закон от 14.12.2015 № 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201512150021/ (дата обращения: 30.01.2017).
6. Федеральный закон от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201612200048/ (дата обращения: 31.01.2017).
7. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/172780/#block_402/ (дата обращения: 31.01.2017).
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КЫРГЫЗСТАНЕ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Кулуева Ч. Р.1, Астанова С. У.2
'Кулуева Чинара Раимкуловна — кандидат экономических наук, профессор, кафедра финансов и кредита, Ошский государственный университет; 2Астанова Саламат Ураимовна - старший преподаватель, кафедра бухгалтерского учета и аудита, Ошский технологический университет, г. Ош, Кыргызская Республика
Аннотация: данная статья посвящена вопросам развития женского предпринимательства в Кыргызстане на основе изучения зарубежного опыта ведущих стран дальнего и ближнего зарубежья, где вопросам поддержки женского бизнеса уделяется достаточно внимания на государственном уровне. Дается оценка причинам и тенденциям состояния женского предпринимательства, его социально-экономической роли в регионах и предлагаются направления для достойного развития и системной поддержки женщин-предпринимательниц на территориях Кыргызстана.
Ключевые слова: женское предпринимательство, женская занятость, женский бизнес, семейный бизнес, индивидуальное предпринимательство, трудовые возможности женщин.
SOME ISSUES OF WOMEN'S ENTREPRENEURSHIP IN KYRGYZSTAN: INTERNATIONAL EXPERIENCE Kulueva Ch.1, Astanova S.2
'Kulueva Chynara Raimkulovna - Candidate of economic sciences, Professor, DEPARTMENT OF FINANCES AND CREDIT OF THE OSH STATE UNIVERSITY; 2Astanova Salamat Uraimovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF ACCOUNTING AND AUDITING OF THE OSH TECHNOLOGICAL UNIVERSITY,
OSH, KYRGYZ REPUBLIC
Abstract: this article focuses on the development of women's entrepreneurship in Kyrgyzstan based on the study of foreign experience of leading countries of the CIS and foreign countries where the support for
women's business has been overlookedat the state level. The evaluation of the causes and trends of the state of women's entrepreneurship and its social and economic role in the region, and suggests directions for the proper development and system support women entrepreneurs in the territory of Kyrgyzstan. Keywords: women entrepreneurs, women's employment, women's business, family business, self-employment, employment opportunities for women.
УДК:331.882:658.1
В современных рыночных условиях предпринимательская деятельность в Кыргызской Республике регулируется представительными органами исполнительной и законодательной власти и поддерживается нашим государством. К великому сожалению, за 25 лет проведенных экономических реформ не было разработано ни одной целевой программы регионального и республиканского уровней, и ни одного законодательного или нормативно-правового акта, направленного на поддержание женского предпринимательства.
Чего нельзя сказать о позитивном отношении к предпринимательским инициативам женщин в экономически развитых странах, где осознается необходимость регулирования и поддержки женского предпринимательства на уровне государства в интересах экономического процветания, действуют программы поддержки женщин-предпринимателей. Стоит отметить, что Европейским экономическим сообществом всем странам и их правительствам в законодательном порядке было рекомендовано принимать специальные программы национального уровня и создавать государственные структуры по поддержке инициатив женщин в сфере предпринимательства.
В то же время необходимо подчеркнуть накопленный богатый опыт поддержки женского предпринимательства в США, где именно развитию женского предпринимательства придается особое значение на государственном уровне в плане поддержания их конкурентоспособности в рыночных условиях. В 1988 году принят нормативно-правовой акт о праве женщин на владение бизнесом, фирмой имеющий статус Закона. Для поддержки женщин, занимающихся предпринимательством, создана Секция женского малого бизнеса при Конгрессе США, где разрабатываются и реализуются успешно такие целевые программы, как «Центры женского предпринимательства», «Интерактивный центр женского бизнеса», «Сеть женских центров обучения предпринимательству», Национальная программа займов женщинам, Программа доступа к капиталу и др.
Вышеназванные программы реализуются в трех направлениях: во-первых, женщинам, желающим заниматься предпринимательской деятельностью, начинающим работу женским предприятиям для стимулирования женского предпринимательства; во-вторых, на оказание помощи женщинам-руководителям малых предприятий; в-третьих, для стимулирования женского предпринимательства. В США особую активность в вопросах поддержки женщин-предпринимателей осуществляют профессиональные объединения деловых женщин, отраслевые ассоциации и межотраслевые объединения, которых в стране насчитывается более тысячи, что способствовало увеличению числа женщин-предпринимателей развивающейся сфере малого бизнеса и привело к росту доли женщин в данной сфере с 7% до 60% на настоящее время [8].
С начала 90-х годов подобная политика реализуется и в странах «Старого мира» посредством разработанных государственных программ, направленные на поддержку женщин-предпринимателей и увеличение числа женщин-собственников. Например, в Финляндии за период 1994-1999 годов была реализована специальная программа «Новые возможности для женщин», в Швеции - программа «Развитие женского малого бизнеса в деревне», где только за 1994-1999 годы количество крестьянских фермерств, возглавляемых женщинами, увеличилось с 13% до 30% [8].
Следует отметить, что основными приоритетами программ является поддержка начинающих предпринимателей, особенно молодежи и социально незащищенных групп населения, где львиную долю занимает женская часть населения. В принятых программах приветствуется политика поддержки семейных форм организации предпринимательской деятельности как основного инструмента или способа укрепления семьи в плане поддержания ее семейного благополучия и уровня жизни, выступающая важным мотивационным аспектом для женщин-предпринимательниц, и как свидетельствует мировой опыт, многие предпринимательницы отдают свое предпочтение семейным формам организации бизнеса.
Семейный бизнес в странах Западной Европы занимает значительную часть национального производства. Например, в Италии львиная доля действующих предприятий, свыше 90%, относится к семейному типу, а % всего самодеятельного населения занята в бизнес-предприятиях, фирмах, находящихся в собственности одной семьи [5].
В Венгрии и Польше малое предпринимательство имеет свое развитие на основе семейной формы, где в начале 90-х годов оно охватывало 50-70% населения, что стало приобретать традиционность в сфере неформальной занятости. В то же самое время большой удельный вес самозанятых женщин начал наблюдаться в странах, где в экономическом развитии указанных стран мелкие семейные формы стали занимать достаточно ощутимую роль в решении социально-экономических задач государства. Доля самозанятых женщин в Румынии составляет 45%, в Польше - 27%, Словении - 16%, Болгарии - 11% [8].
Следует отметить, что в Кыргызстане и его территориях семейная форма предпринимательства, в частности женское предпринимательство, находится в стадии становления, а дальнейший процесс развития, согласно нашим исследованиям [6] тормозится по ряду причин:
❖ неразвитостью системы предоставления сравнительно «дешевых» кредитных денег для финансирования семейного бизнеса;
❖ отсутствие нормативно-правовых актов регулирующих женское предпринимательство, семейный бизнес;
❖ отсутствие семейных предпринимательских традиций;
❖ отсутствие специальных программ и стратегий, направленных на поддержание женского предпринимательства, особенно в сельской местности, что сдерживают развитие женского предпринимательства.
Подобные программы поддержки женского предпринимательства действуют во Франции, Германии Австрии, Скандинавских странах. В соседнем Казахстане в целях поддержки женского предпринимательства руководствуются Постановлением Правительства Республики Казахстан «О мерах по поддержке женского предпринимательства», принятый 5 сентября 2000 года за № 1345, согласно которому было выделено 4,5 млн долларов США на кредитование женского предпринимательства [8].
Следовательно, можно отметить положительную практику государственной поддержки женского предпринимательства стран дальнего и ближнего зарубежья в целях достижения экономического роста, повышения уровня жизни и сокращения женской безработицы, приобретавшей в некоторых странах, в том числе и у нас, «теневой или скрытый» характер, политической стабильности, а также формирования среднего класса предпринимателей, как на национальном, так и на региональном уровнях.
Следует отметить и тот момент, что Законодательство Кыргызской Республики в сфере развития предпринимательства не ведет четкого гендерного различия, поэтому при оценке и анализе состояния малого и среднего предпринимательства гендерный подход на законодательном и правовом уровне не включен в качестве юридического понятия, что независимо от пола предполагает равность условий всех предпринимателей. Между тем, опираясь на мировую статистику и анализ опыта развития женского предпринимательства [4] женщины в деловых начинаниях чаще всего сталкиваются с проблемами и барьерами по сравнению с мужчинами. В Кыргызстане и его регионах, несмотря на достаточный образовательный уровень, сельские женщины получают меньший доступ к программам поддержки предпринимательства, в силу сохранившихся традиций, во-первых, ограничиваются отсутствием или недостаточностью начального капитала (стартапа), во-вторых, вынуждены преодолевать культурные стереотипы и пережитки прошлого, связанных с дискриминирующим положением в семье, и, в-третьих, сохранены беспрекословная подчиненность и пассивность поведения женщины в доме и семье, традиционные семейные установки, более высокая рождаемость, привязывающая женщин к дому и пр.
В законодательстве Кыргызской Республики, регулирующем предпринимательскую деятельность [3], нет четкого единого классификатора субъектов предпринимательства, где существуют довольно значительные расхождения в критериях отнесения тех или иных факторов малого и среднего предпринимательства к определенному виду бизнес-предприятий. Так, например, подходы Национального статистического комитета КР, предоставляюшего данные о сфере предпринимательства, кардинально отличаются от подходов Министерства экономического развития, который координирует всю политику в области малого и среднего предпринимательства на государственном уровне. Поэтому, считаем, необходимым, чтобы законодательство дало ясность в вопросах, кто такой «сельскохозяйственный производитель», какие отличия имеет фермер, крестьянин от других субъектов в сельскохозяйственном предпринимательстве, и пр.
Традиционным считается, что субъектами малого предпринимательства выступают, с одной стороны, физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, с другой стороны, юридические лица, коммерческие
организации и предприятия, которые осуществляют экономическую деятельность с объемом валовой выручки до 3 миллионов сомов, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает установленных по отраслям предельных уровней [9].
В женском предпринимательстве особую актуальность и популярность приобретает форма индивидуального предпринимательства, осуществляющая деятельность по патенту или по свидетельству, в данном случае процесс организации приобретает форму индивидуального частного предприятия (рис. 1), особенно это характерно представительницам Иссык-Кульской (100%), Таласской (92,8%) и Чуйской (85%) областей, где деятельность женского предпринимательства функционирует на законном основании и намного облегчает процедуру кредитования со стороны финансово-кредитных учреждений. Сохранение незарегистрированного бизнеса характерна Баткенской (41,6%), Жалал-Абадской (43,4%), Ошской (50,3%) и Нарынской (45,8%) областям, где данный вид бизнеса занимает почти половину существующих форм и в основном действуют в сельских местностях. Женщины-предприниматели, выполняя львиную долю сельскохозяйственных работ, часто остаются в тени сельскохозяйственного производства, сталкиваясь с проблемами недостаточного обеспечения водными ресурсами для полива орошаемых земель [10]. Это объясняется тем, что многие женщины испытывают проблемы при ведении бизнеса с налоговыми и местными органами, недостаточно владеют навыками ведения бизнеса, не хватает квалификации, не желают заниматься «бумажной волокитой» и пр.
150 100 50 0
В незарегистр. бизнес иИП, ЧП Ы АО В НЗО/НХО
Рис. 1. Доля женщин, осуществляющих предпринимательскую деятельность, по видам организационно-правовой формы бизнеса и по территориальному признаку, в %> [2]
Составлено авторами на основе материалов исследования «Гендер в восприятии общества». Б., 2016. С. 79.
Занятие предпринимательской деятельностью и традиционным бизнесом для женщин-кыргызстанок носит преимущественно вынужденный характер, так как в основном доход, полученный от предпринимательства является способом повышения уровня жизни членов семьи, особенно детей, безбедного существования. Как показывает жизненная практика, уровень доходов от малого предпринимательства фактически не превышает официально установленного прожиточного минимума по стране, что, иногда, к сожалению, не оставляет дополнительных средств для дальнейшего развития бизнеса. По результатам национального исследования в Кыргызстане «Гендер в восприятии общества» респонденты, занимающиеся предпринимательством указали ряд причин, мотивационного характера, которые побудили их заняться предпринимательской деятельностью (таблица 1), где многие из опрошенных видят независимый бизнес (27,4% и 25,2%) и прибыльный бизнес с рыночными возможностями (25,9% и 25,4%).
Таблица 1. Основные причины, по которым женщины и мужчины занимаются предпринимательской деятельностью в КР, на конец 2016 года, в [2]
№ Причины женщины мужчины
1 Хотят быть хозяйками самой (хозяином самому) себе 27,4 25,2
2. Видят на рынке возможности для прибыльного бизнеса 25,9 25,4
3. Больше нигде не могут найти работу 11,8 16,6
4. В бизнесе могут работать когда и как захотят 19,6 17,2
5. Нет квалификации для занятия другими видами деятельности 8,7 9,8
6. Потеряли предыдущую работу 3,4 3,5
7. Другие причины 3,2 2,3
Составлено авторами на основе материалов исследования «Гендер в восприятии общества». Б., 2016. С. 77.
В Кыргызстане и его регионах отсутствует государственная программа поддержки женского предпринимательства. Здесь посильная помощь оказывают неправительственные объединения, созданные самими женщинами в целях оказания в основном информационной и моральной поддержки. Думается, такие усилия не могут дать ожидаемого результата и решить проблему становления и продвижения женщин в предпринимательскую среду.
Таким образом, сравнивая и сопоставляя отечественную практику и опыт дальнего и ближнего зарубежья в системе государственной поддержки женского предпринимательства, можно сделать вывод о необходимости существенного совершенствования государственной политики в отношении малого предпринимательства, и неотложности решения вопросов в плане разработки и принятия государственной программы поддержки женского предпринимательства на государственном и региональном уровнях [1].
Во-первых, первостепенную задачу государственной поддержки женского предпринимательства, мы видим в совершенствовании нормативной и правовой базы. На сегодняшний день пока не существует специального Закона о женском предпринимательстве, на должном уровне не освещены и не защищены права женщин в области занятости предпринимательской деятельностью, что говорит о сохранении и усугублении некоторых достойных внимания соответствующих проблем.
Во-вторых, существенную роль играет законодательное закрепление государственных и общественных организаций, в частности, женских. Например, в странах Западной Европы увеличение числа женщин-предпринимательниц приводит к консолидации их усилий и объединению в женские общественные организации, которые, как показала практика, во всех странах эффективны, ввиду того, что они в своей деятельности учитывают весь спектр особенностей женского предпринимательства с изучением его мотивации. В последние годы в Кыргызстане активизируется роль женских инициатив по поддержке женщин-предпринимательниц, сталкивающихся со специфическими трудностями, характерными для рыночных отношений. Как отмечают многие западные эксперты, общественное мнение в большинстве своем не готово к позитивной оценке стремления женщин в бизнес, характерными правилами рыночной конкуренции и криминальными моментами в формировании малого предпринимательства в нашей стране, особенно в его регионах и территориях, которые зачастую сопровождаются повышенной реакцией и эмоциональным настроением предпринимательниц или миграционным настроением [11]. В то же самое время стремление кыргызстанских женщин к предпринимательской деятельности, прежде всего, обусловлено материальными трудностями, а не потребностью в самоутверждении.
В-третьих, процесс совершенствования системы государственной поддержки женского предпринимательства может оказать ощутимый эффект на усиление структуры национальной и региональной экономики, с одной стороны, и положительно повлиять на повышение реального жизненного уровня не только отдельно взятой семьи, территории, региона, но и всего населения Кыргызстана. По нашим наблюдениям видно, что женское предпринимательство в Кыргызстане растет динамичнее мужского. Поэтому считаем, что нашему государству выгодно стимулировать и поддерживать развитие женского предпринимательства для достижения социального спокойствия в республике и его экономического роста в условиях жесткого рыночного механизма.
В-четвертых, Кыргызстан и его территории нуждаются в специально разработанном проекте (программы, Концепции) развития женского предпринимательства для повышения занятости женщин и достижения высоких темпов развития предпринимательства в стране. Считаем перспективным направлением содействия женской занятости и сокращения безработицы - разработку и реализацию региональных программ поддержки и развития именно женского предпринимательства в сфере малого и среднего предпринимательства [1]. Далее необходимо активизировать работу по привлечению женского населения в сферу управления и принятия решений для реализации социально-экономической политики государства.
В-пятых, в условиях реальной действительности основным стимулом роста отечественного женского предпринимательства считаем необходимым разработку и принятие закона о женском предпринимательстве, где в качестве основных пунктов рекомендуются внести следующие немаловажные моменты, связанные с:
❖ определением критериев отнесения к женскому предпринимательству;
❖ предоставлением льгот по налогам, кредиту и страхованию данной сферы [7];
❖ развитием системы микрофинансирования и микрокредитования;
❖ предоставлением гарантии достаточного уровня информационной поддержки женского предпринимательства.
Список литературы / References
1. Астанова С. У. Состояние развития женского предпринимательства в сельских территориях Кыргызстана // Economics», 2017. № 1 (22). С. 49-55.
2. Гендер в восприятии общества (результаты национального обследования). // Фонд ООН в области народонаселения в Кыргызской Республике. Национальный статистический комитет КР. Бишкек, 2016. С. 233.
3. Закон Кыргызской Республики «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 17 октября 2008 года. № 231.
4. Карелова Г. Н. Женское предпринимательство в России: состояние, тенденции, перспективы / Женское предпринимательство в России и СНГ. Сборник / под общей ред. Ивановой Э. М. М.: МЖОО «Конверсия и женщины», 2002. С. 16.
5. Климантова Г. И. Семейное предпринимательство: потенциал развития / Женское предпринимательство в России и СНГ. Сборник / под общей ред. Ивановой Э. М. М.: МЖОО «Конверсия и женщины», 2002. С. 31-32.
6. Кулуева Ч. Р. Некоторые вопросы дискриминации труда в современном Кыргызстане: социально-экономический и региональный аспект. // Журнал «Молодой ученый». № 1 (105), январь, 2016. Рубрика «Экономика и управление». С. 471-477.
7. Купуев П. К., Кулуева Ч. Р. Некоторые вопросы модернизации системы социального страхования работников в регионах Кыргызстана // Материалы международной научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития рынка страхования» (Воронеж - Кызыл-Кия, 5 октября 2016 года). Воронеж - Кызыл - Кия: «АМиСта», 2016. С. 438-444.
8. Первый форум женщин-предпринимателей в Женеве. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.owl.ru/win/infolist/2001/tonchu.htm/ (дата обращения: 10.02.2017).
9. Убайдуллаев М. Б. Улучшение государственного содействия предпринимательской деятельности в аграрном секторе / Международная научно-практическая конференция. Воронеж, 2012. С. 306-309.
10. Убайдуллаев М. Б. Экономическая целесообразность проекта в сфере использования земельных и водных ресурсов. / Социально-гуманитарные науки. Бишкек. № 7-8, 2010. С. 83-86.
11. Эргешбаев У. Ж. Особенности развития предпринимательства среди трудовых мигрантов. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2016. № 8-1. С. 190-192.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА КЕЙСОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ Терещенко С. В.1, Загорская М. К.2
'Терещенко Светлана Викторовна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учёта и аудита; 2Загорская Мария Константиновна — ассистент, кафедра математических методов в управлении; Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С. М. Кирова,
г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье акцентируется роль интерактивных методов при обучении студентов предпринимательской деятельности, в частности, метода кейсов - метода изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Рассмотрены особенности современных школ использования метода кейсов американской и европейской, подходы к использованию метода в зарубежных странах. Перечислены преимущества метода кейсов перед другими методами обучения, значимость метода при формировании необходимых компетенций при обучении студентов предпринимательству.
Ключевые слова: обучение предпринимательству, методы обучения, метод кейсов.