Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
139
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / УРОКИ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мустафаев Бахтиёр Ибрагимович

В статье рассматриваются профессиональные навыки педагогов в области музыкальной культуры, дальнейшее совершенствование процесса музыкального образования, профессиональная компетентность учителей музыкальной культуры, педагогические возможности и новаторские подходы учителей в организации уроков. Новое содержание образования в области музыкальной культуры предполагает также « воспитание подрастающего поколения на уровне культурного человека, способного унаследовать национальное музыкальное наследие и осознать богатство универсальной музыки » .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Мустафаев Б.И.

Мустафаев Бахтиёр Ибрагимович - кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются профессиональные навыки педагогов в области музыкальной культуры, дальнейшее совершенствование процесса музыкального образования, профессиональная компетентность учителей музыкальной культуры, педагогические возможности и новаторские подходы учителей в организации уроков. Новое содержание образования в области музыкальной культуры предполагает также «воспитание подрастающего поколения на уровне культурного человека, способного унаследовать национальное музыкальное наследие и осознать богатство универсальной музыки».

Ключевые слова: музыкальная педагогика, уроки современной музыки, теоретические и музыкальные знания, образовательные технологии.

УДК 781

В последние годы, наряду с другими общеобразовательными дисциплинами, особое внимание уделяется системному развитию музыкального образования в республике. Конечно, велика роль учителя в повышении эффективности музыкального образования, в современном подходе к обучению, в повышении интереса учащихся к урокам музыки, в удовлетворении их потребностей.

В главе 4 "Концепции музыкального образования" говорится, что современный учитель музыки должен быть высококультурным, безоговорочно преданным своей профессии и иметь развитое педагогическое мышление. Он должен обладать способностью постоянно развиваться профессионально и культурно, обладать глубокими знаниями и навыками в комплексе музыки, эстетики, педагогики и психологических и физиологических наук, в частности, методов обучения музыке. В частности, профессия учителя музыки должна обладать необходимыми качествами игры, хорового дирижирования и теории музыки. Современный учитель музыки должен в совершенстве владеть национальной музыкой и узбекским литературным языком, быть знаком с культурой универсальной музыки, повседневной музыкальной и культурной жизнью. Подчеркивается, что учитель музыки должен иметь педагогическое общение и уметь эффективно использовать методы педагогического воздействия в любой ситуации.

Педагогические навыки проявляются в формировании у учащихся умений и навыков, таких как культура общения, заинтересованность и активность в выполнении музыкальной деятельности, прослушивание и анализ музыкальных произведений, пение, грамотность, исполнение музыкальных ритмических движений, музыкальное творчество. Уровень компетентности и профессионализма некоторых учителей, которые в настоящее время проходят обучение по своей специальности, кажется недостаточным в их работе, широкое использование информационных и образовательных технологий и учебных пособий в образовании, эффективное использование педагогических технологий в классе, творчество и инициативность в обучении студентов. Это требует нового творческого мышления и подхода в образовательном процессе, дальнейшего расширения художественного мышления и мировоззрения, безупречного владения педагогическими, информационными технологиями. Поэтому эффективное внедрение учебного плана, программы, образовательных стандартов в области музыкальной культуры в

общеобразовательных школах в учебный процесс, поощрение учащихся к самостоятельному мышлению напрямую связано с деятельностью учителей.

Одна из актуальных проблем науки современной музыкальной педагогики является повышение квалификации учителей. Воспитание музыкальной культуры подрастающего поколения, их эстетических и духовных потребностей зависит от качества обучения в этой сфере, ведь уроки включают не только овладение учениками музыкой, но и формирование культуры сознания, нравов и внутренних переживаний. Теперь основная цель состоит в том, чтобы учащийся мог применять полученные знания и навыки не только в процессе приобретения навыков, но и самостоятельно в своей личной, профессиональной и общественной деятельности и рационально использовать их в различных социальных отношениях на протяжении всей жизни.

В зависимости от содержания урока и способности учеников организовать преподавателя современной музыкальной культуры необходимо создание и использование инновационных технологий, основанных на передовых методах в учебном процессе. Педагог должен быть знающим, продвинутым, талантливым, творческим, любознательным, инициативным, педагогически-методическим. Ведь одной из важнейших проблем в совершенствовании содержания образования и на этой основе для достижения реального эффекта является вопрос научно-методического, культурно-образовательного и этико-эстетического уровня учителя. Педагог должен быть не только примером для окружающих своей духовно-нравственной культурой, но и уметь продемонстрировать свои педагогические способности, внести достойный вклад в процесс квалифицированного воспитания как зрелый педагог.

Теперь учителям музыки необходимо иметь совершенные теоретические и музыкальные знания и навыки. В настоящее время перед высшим образованием, послевузовским образованием, в том числе в учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров стоит актуальная задача повышения теоретико-методических знаний музыкальной педагогики до уровня современных требований.

Безусловно, неоценима роль современных передовых педагогических технологий в повышении эффективности музыкального образования. Но как бы ни были продвинуты учебники, информационные технологии, педагогическая практика, успех воспитательной работы все равно зависит от личности учителя, его профессиональных навыков. Педагогические и информационные технологии, а также интерактивные методы могут не дать ожидаемого результата, если изучаемое музыкальное произведение не раскрывается через простую, ясную и беглую речь учителя [1-28].

Таким образом, развитие и дальнейшее совершенствование педагогического профессионального мастерства, усиление акцента на повышение его эффективности признано актуальной задачей современности. Предоставление студентам конкретных теоретических знаний, развитие практических навыков и компетенций в музыкальной деятельности, соответствующая оценка уровня теоретических знаний, навыков и умений, приобретенных студентом, требует высокого профессионализма и нового творческого подхода к процессу музыкального образования.

Список литературы

1. Мадримов Б.Х. Представление учителя музыкальной культуры о педагогическом творчестве и педагогической технологии // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 29-32.

2. Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 54-57.

3. Норова Ш.У. Взаимозависимость социальной среды и образовательного процесса и их влияние на личность студента // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 40-43.

4. Миршаев У.М. Музыкально-эстетическое воспитание и современные требования к учителю музыки // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 44.

5. Ражабов Т.И., Ибодов У.Р. Обеспечение национального наследия в обучении песням бухарского детского фольклора на уроках музыки // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 51-54.

6. Хидиров А.А. Методика и принципы музыкальной педагогики // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 63-66.

7. Шамсиев Ш.И. Формы организации музыкального общения // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 67-70.

8. Мухамедов Т.Д. Способы направления студентов на информационные технологии // Вестник науки и образования. №21 (97), 2020, часть 2. С. 70-73.

9. Алаева З.М. Педагогика как наука и искусство воспитания // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 74-77.

10. Атамурадов Р.Э. Педагог музыкальной культуры - это понятие о педагогическом творчестве и педагогической технологии // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 77-80.

11. Гулов С.Н. Музыки и её воздействие на психическую деятельность человека // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 85-88.

12. Ражабов А.Ш. Дирижирование, хор и управление им // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 108-111.

13. Ramazanova U.Kh., Rakhmatova M.O. Social norms, sanctions and personality // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 111-114.

14.Хасанов Х.Р. Культура и искусство в эпоху Амира Темура и темуридов // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 115-118.

15. Rahmatova M.O., Tosheva D. Theory and methods of musical educational of children // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 52-53.

16. Rakhmatov N.E. Problems of Creative Approach in The Pedagogical Activity of Future Music Teachers // The American Journal of Social Science and Education Innovations, 2 (09), 2020, pp. 855-963.

17. Рузиев Д.Ю. Некоторые психологические особенности развития навыков игры на инструменте и подпевания // ACADEMY. 54:3 (2020). С. 640-647.

18. Мадримов Б.Х. Развитие музыкальной культуры в Средней Азии // Педагогическое образование и наука, 2017, №2. С. 138-139.

19. Норова Ш.У., Наимов Т.Дж. Воспитательное значение классических музыкальных произведений в образовании студентов // ACADEMY. 56:5 (2020). С. 55-57.

20. Нуриллаев Ф.Г., Нурилаева Н.К. Роль Фольклорных песен в воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 15-17.

21. Миршаев У.М., Миршаева Д.А. Роль народных песен в нравственном воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 6-7.

22. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.

23. Madrimov B., Uzakova (Nayimova) M.A. About the voice songs of the Chulpan // Theoretical & Applied Science. 4 (84), 2020. Pp. 434-437.

24. Ражабов Т.И. Тематическая классификация узбекской детской народной музыки и игр // Наука, образование и культура, 2020. С. 61-63.

25. Dustov S.D. The history of the Emergence of National Musical Instruments // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. 2020. Pp. 7125-7130.

26. Ramazonova U..Н., Sayfullaeva O. Makom art is a priority in the musical culture of Uzbekistan / Проблемы педагогика. № 2 (47), 2020. С. 87-88.

27. Yarashev J. Artistic and Aesthetic Features of "Buchof' Tune // Eastern European Scientific Journal. 2019, pp. 118-122.

28. Rajabov A. The development of music and instrumental performance in Central Asia // International Journal of Applied Research. 6 (5), 2020. Pp. 95-97.

ОРКЕСТР КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ Рузиев Д.Ю.

Рузиев Даврон Юлдашевич - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена оркестру, в частности - оркестру узбекских народных инструментов и его роли в музыкально-эстетическом воспитании учащихся детских музыкальных и специализированной школы искусств. Раскрывается сущность музыкального смысла в контексте осмысления роли музыки в жизни человека и общества. Музыкальный смысл рассматривается как музыкально-звуковая объективация личностного смысла. Исследование механизмов музыкального смысла генеза позволило выявить противоречия в учебно-образовательном процессе, обусловленные его рассогласованием с закономерностями музыкального смысла генеза, и наметить пути их преодоления.

Ключевые слова: оркестр, ощущение, восприятия, слуховые представления, эстетическое намерение, ритмический ансамбль.

УДК 781

Узбекские народные музыкльные инструменты, игре на которых обучают в музыкальных школах и специализированной школе искусств, благодаря своим исполнительским возможностям создают наиболее благоприятные условия для музыкально эстетического воспитания учащихся, дают возможность ученикам воспринять и передать характерные эстетические свойства музыкального искусства, исполнять произведения любого жанра и сложности. Благодаря простой и удобной конструкции многих народных инструментов детей можно быстро научить игре на них, приобщить их к музыкальному творчеству. Обучение на народных инструментах и овладание игрой на них могут служить основным средством при влечения детей в классы ансамблевых и оркестровых инструментов.

Как показало изучение специфических особенностей народных инструментов, любой из них обладает возможностью для индивидуального музыкально-эстетического развития ученика. В музыкальных школах в большинстве обучаются игре на плектерно-шипковых инструментах, т.к. эти инструменты более доступны для обучения и восприятия учениками. Это в свою очередь, создаёт благоприятные условия для организации однотипных ансамблей и оркестров. Обучение игре на струнно-ударных и смычковых инструментах в свою очередь создаёт условия для организации разнородных инструментальных ансамблей и оркестров. А включение в них таких инструментов, как басовый и контрабасовый дутар, являющемуся относительно близким по исполнительским манерам к этим инструментам, даёт право организовать малые оркестры, так называемый плектерный оркестр узбекских народных инструментов. Всё это вводит в музыкально-эстетическое воспитание учащихся более высокие формы музыцирования - многоголосного исполнительства и слышания, т.е. воспитывает восприятие многоголосных произведений, обеспечивая хорошие результаты в повышении исполнительского мастерства и развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.