Правовое регулирование банковской деятельности
С.В. Тимофеев
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В данной статье рассматриваются общие положения о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций. Автором анализируются отдельные меры по предупреждению несостоятельности кредитных организаций, установленные в законодательстве Российской Федерации, а также в актах Банка России.
Ключевые слова: кредитная организация, банкротство, финансовое оздоровление, временная администрация, реорганизация, учредитель, кредитор.
В настоящее время порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства определены в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»1.
В соответствии со ст. 2 данного закона под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство).
При этом под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, которые определены в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»2, а также обязанность кредитной организации
© Тимофеев С.В., 2012
по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.
Исходя из положений ст. 50.7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», можно выделить следующие признаки банкротства кредитной организации:
1) неисполнение требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей;
2) срок неисполнения обязанности с момента наступления даты их исполнения равен четырнадцати дням;
3) факт отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банком России на основании заявления лиц, имеющих на это право;
4) требования к кредитной организации в совокупности должны быть не менее тысячекратного размера оплаты труда.
При этом проявляться эти признаки должны в совокупности, т. е. в случае отсутствия хотя бы одного из них дело о банкротстве кредитной организации не может быть возбуждено арбитражным судом.
Непосредственно положения о мерах по предупреждению несостоятельности кредитных организаций содержатся в большом количестве норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», что существенным образом отличает его от Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Безусловно, несостоятельность кредитных организаций всегда связана с большими финансовыми потерями для их клиентов, а в некоторых случаях может являться причиной банкротства юридических и физических лиц, являющихся вкладчиками и кредиторами банков. Поэтому неудивительно, что Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» направлен на устранение возможных рисков и сохранение платежеспособности кредитных организаций за счет предoставления реальных возможностей для восстановления ликвидности кредитной организации, испытывающей временные финансовые трудности.
Предупреждение банкротства кредитных организаций является важной составляющей в конкурсном производстве, так как руководство должника, его участники, третьи лица могут прийти к взаимному соглашению, направленному на преодоление временных финансовых сложностей, и тем самым предотвратить проведение конкурсного процесса в отношении банка.
Перечень мер по предупреждению банкротства кредитных организаций определен в п. 1 ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», согласно которому до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций реализуются следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:
- финансовое оздоровление кредитной организации;
- назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, за исключением случая назначения временной администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций;
- реорганизация кредитной организации.
Указанные меры по предупреждению банкротства кредитных организаций осуществляются при возникновении оснований, предусмотренных ст. 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», причем для применения мер по предупреждению банкротства кредитных организаций достаточно хотя бы одного из них. Таким образом, меры по предупреждению банкротства кредитной организации осуществляются в случаях, когда кредитная организация:
не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
допускает абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;
нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10 процентов;
допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. В случае возникновения указанного основания в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций к кредитной организации не применяются меры по предупреждению банкротства.
В законе также установлена обязанность кредитной организации, ее учредителей (участников), членов совета директоров (наблюдательного совета), ее единоличного исполнительного органа и коллегиального исполнительного органа в случае возникновения указанных оснований принимать необходимые и своевременные меры, которые могут выражаться в действиях по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитной организации.
При этом кредитная организация, самостоятельно осуществляющая меры по предупреждению банкротства, обязана информировать территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за ее деятельностью, о возникновении оснований и принимаемых мерах по предупреждению банкротства в соответствующем порядке3.
Однако если меры по предупреждению банкротства кредитной организации проводятся по требованию Банка России, последний вправе: потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению; назначить временную администрацию; потребовать осуществления реорганизации кредитной организации.
При получении соответствующего требования кредитная организация обязана разработать и представить в территориальное учреждение Банка России план мер или план мероприятий в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения такого требования Банка России.
Необходимо отметить, что под финансовым оздоровлением кредитной организации понимается осуществление во внесудебном порядке мер, предусмотренных ст. 7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»:
оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;
изменение организационной структуры кредитной организации;
приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала);
иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 76 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос-сии)»4 Банк России вправе осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций только по решению Совета директоров Банка России. Согласно п. 2 ст. 26 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» меры, направленные на финансовое оздоровление кредитной организации, принимаются учредителями (участниками) кредитной организации до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании кредитной организации банкротом.
Таким образом, финансовое оздоровление является досудебной процедурой, направленной на предупреждение банкротства банка. Финансовое оздоровление как меру по предупреждению банкротства кредитной организации следует отличать от финансового оздоровления как процедуры в деле о банкротстве, предусмотренной Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», по порядку, периоду осуществления, цели, правовому регулированию, органу, осуществляющему надзор, поскольку процедура финансового оздоровления, осуществляемая в соответствии с данным законом, является судебной.
Финансовое оздоровление в отношении кредитной организации осуществляется до подачи заявления о признании должника банкротом. Его цель - предупредить подачу заявления о признании кредитной организации банкротом путем восстановления платежеспособности. Контроль над проведением данной меры осуществляет Банк России, а не арбитражный суд5.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России в порядке, установленном указанным федеральным законом и нормативными актами Банка России.
Банк России вправе назначить временную администрацию в случаях, установленных п. 1 ст. 17 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в качестве меры по предупреждению банкротства кредитной организации. Целью назначения такой временной администрации Банка России, как правило, является оздоровление финансового положения кредитной организации.
Кроме того, Банк России обязан назначить временную администрацию в кредитную организацию не позднее дня, следующего за днем отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. Цель деятельности такой администрации в основном носит превентивный характер и заключается в предотвращении фактов хищения имущества кредитной организации после отзыва у нее банковской лицензии.
Порядок назначения и деятельности временной администрации Банка России урегулирован Положением ЦБ РФ «О временной администрации по управлению кредитной организацией»6.
Временная администрация назначается Банком России на срок не более шести месяцев (п. 1 ст. 18 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; п. 5 ч. 2 ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).
Временная администрация, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, осуществляет свою деятельность с момента своего назначения до момента назначения ликвидатора или конкурсного управляющего. Деятельность временной администрации прекращается по истечении срока ее действия, а также досрочно в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения, либо невозможности обеспечить личную безопасность руководителя, членов временной администрации и ее представи-телей7.
В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации актом Банка России о назначении временной администрации могут быть либо ограничены, либо приостановлены в порядке и на условиях, которые установлены указанным федеральным законом.
В состав временной администрации входят руководитель, заместитель руководителя, один или несколько членов временной администрации. В состав временной администрации по согласованию с государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» могут включаться ее служащие.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация реализует полномочия исполнительных органов кредитной организации, проводит обследование кредитной организации, устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организа-
ции, организует и контролирует их исполнение, принимает меры по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации, устанавливает кредиторов кредитной организации и размеры их требований по денежным обязательствам, принимает меры по взысканию задолженности перед кредитной организацией, обращается в Банк России с ходатайством в введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации, выполняет иные функции в соответствии с федеральным законодательством.
При назначении временной администрации в кредитную организацию после отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций полномочия исполнительных органов управления кредитной организацией (единоличного и коллегиального) считаются приостановленными. Такая временная администрация обладает полномочиями, рассмотренными выше, за исключением обязанности разработать план мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации и при наличии основания, предусмотренного пп. 1 п. 1 ст. 17 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации на срок не более трех месяцев.
Действие указанного моратория распространяется на денежные обязательства и обязанности по уплате обязательных платежей, которые возникли до момента назначения временной администрации.
Кроме того, ходатайство о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации, а также ходатайство о продлении срока (прекращении) действия моратория может быть направлено временной администрацией по управлению кредитной организацией в Банк России на условиях и в порядке, определенном Положением ЦБ РФ «О порядке рассмотрения Банком России ходатайства временной администрации по управлению кредитной организацией о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации»8.
Реорганизация кредитных организаций осуществляется по требованию Банка России в случаях, аналогичных основаниям назначения временной администрации, определенным в пп. 1-3 п. 1 ст. 17 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Реорганизация кредитной организации осуществляется в форме слияния или присоединения в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, а именно: Федеральным законом «О банке и банковской деятельности», федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Положением ЦБ РФ «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения»9, Инструкцией ЦБ РФ «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»10 и т. д.
Необходимо отметить, что Банк России лишь инициирует рассмотрение вопроса о реорганизации. Подбором кредитных организаций для слияния или присоединения он не занимается11.
С момента поступления в Банк России извещения кредитной организации о принятии решения о реорганизации кредитной организации территориальное учреждение Банка России должно установить контроль за реорганизацией кредитной организации. В максимально короткие сроки с момента поступления в Банк России извещения кредитной организации о принятии решения о реорганизации кредитной организации территориальное учреждение Банка России должно совместно с территориальным учреждением Банка России подготовить совместное заключение о целесообразности реорганизации кредитных организаций.
Таким образом, проведя анализ положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», можно сделать вывод о том, что он, безусловно, представляет реальные возможности для восстановления ликвидности и платежеспособности кредитных организаций, испытывающих временные финансовые трудности.
Примечания
1 См.: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 9. Ст. 1097.
2 См.: Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.
3 См.: Инструкция Банка России от 11.11.2005 № 126-И «О порядке регулирова-
ния отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций» // Вестник Банка России. 2005. № 68.
4 См.: Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ.
2002. № 28. Ст. 2790.
5 См.: Кавелина Н.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 25 февраля 1999 г.
№ 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (постатейный) / Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009.
6 См.: Положение ЦБ РФ от 09.11.2005 № 279-П «О временной администрации по
управлению кредитной организацией» // Вестник Банка России. 2005. № 67.
7 См.: Ефимова Л.Г. Банковское право. Т. 1: Банковская система Российской Фе-
дерации. М.: Статут, 2010.
8 См.: Положение ЦБ РФ от 14.07.1999 № 81-П «О порядке рассмотрения Банком
России ходатайства временной администрации по управлению кредитной организацией о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации» (документ официально не опубликован) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». [1997-2012]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= LAW;n=23761 (дата обращения: 17.09.2011).
9 См.: Положение ЦБ РФ от 04.06.2003 № 230-П «О реорганизации кредитных
организаций в форме слияния и присоединения» // Вестник Банка России.
2003. № 39.
10 См.: Инструкция ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия Банком
России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» // Вестник Банка России. 2010. № 23.
11 См.: Курбатов А.Я. Правосубъектность кредитных организаций: теоретические
основы формирования, содержание и проблемы реализации. М.: Юриспруденция, 2010.