Философия права. 2024. № 2 (109). С. 76-83.
Philosophiya prava. 2024. № 2 (109). Pp. 76-83.
Научная статья УДК 349.6
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ «ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ» В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРИРОДООХРАННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Негодаева Елена Георгиевна
Ростовский юридический институт МВД России, Ростов-на-Дону, Российская Федерация, a. negodaeva@bk. ru
Введение: изменение климата, утрата биоразнообразия, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, неравенство людей и стран сегодня являются факторами, требующими внедрения зеленых технологий и трансформации экологического права. Зеленые технологии появились достаточно давно, еще во времена Древнего Рима. Сегодня в связи с внедрением зеленых технологий трансформируется и правовое регулирование защиты окружающей среды, принимаются новые нормативные правовое акты, разрабатываются государственные программы - все это, несомненно, оказывает влияние на экологическое право. В рамках статьи автор анализирует современное правовое регулирование защиты окружающей среды, выделяет особенно важные документы, которые в совокупности образуют новый институт, регулирующий внедрение и функционирование зеленых технологий.
Материалы и методы: главным материалом проведенного исследования является действующее законодательство Российской Федерации, а также научная отечественная и зарубежная литература. В работе использованы различные научные методы исследования, среди которых: классификация и систематизация, обобщение полученных сведений, методы сравнительного и структурного анализа.
Результаты исследования: рассмотрены основные нововведения в правовое регулирование защиты окружающей среды, которые привели к трансформации современного экологического права России. Исследовано влияние нового экологического права на экономику страны.
Выводы и заключения: для повышения эффективности реализации основных принципов зеленой экономики предложено использовать три основные группы инструментов: экономические, маркетинговые и корпоративные. Экономические инструменты регулирования в сфере зеленой экономики содержат экологические налоги, субсидии и налоговые льготы. Маркетинговые инструменты представлены стандартами ISO 14000, экологической маркировкой и рекламой. Корпоративные инструменты в зависимости от вида и специфики деятельности предприятия предусматривают сценарное планирование и систему экологического аудита.
Ключевые слова: зеленые технологии, экология, защита окружающей среды, природоохранная политика, экологические нормы.
Для цитирования: Негодаева Е. Г. Некоторые вопросы правового регулирования «зеленой экономики» в условиях трансформации природоохранной политики России / Е. Е. Негодаева//Философия права: науч,-теоретич. журн. Ростов-на-Дону. 2024. № 2 (109). - С. 76-83.
Original paper
SOME SURVEYS OF THE LEGAL REGULATION OF «THE GREEN ECONOMY» IN THE CONTEXT OF THE TRANSFORMATION OF RUSSIA'S ENVIRONMENTAL POLICY
Negodaeva Elena Georgievna
Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Rostov-on-Don, Russian Federation
Introduction: climate change, loss of biodiversity, depletion of natural resources, environmental pollution, inequality ofpeople and countries today are factors requiring the introduction ofgreen technologies and the transformation of environmental law. Green technologies appeared quite a long time ago in the days of Ancient
Rome. Today, due to the introduction of green technologies, the legal regulation of environmental protection is also being transformed, new legal acts are being adopted, state programs are being developed, all this undoubtedly has an impact on environmental law. Within the framework of the article, the author analyzes the modern legal regulation of environmental protection, highlights particularly important documents that together form a new institution regulating the introduction andfunctioning of green technologies.
Materials and methods: the main material of the conducted research is the current legislation of the Russian Federation, as well as scientific domestic andforeign literature. The work uses various scientific research methods, including: classification and systematization, generalization of the information obtained, methods ofcomparative and structural analysis.
Results of the study: the main innovations in the legal regulation of environmental protection, which led to the transformation of modern environmental law in Russia, are considered. The influence of the new environmental law on the country's economy is investigated.
Findings and conclusions: it is proposed to use three main groups of tools to improve the effectiveness of the implementation of the basic principles ofthe green economy: economic, marketing and corporate. Economic instruments ofregulation in the field of green economy include: environmental taxes, subsidies and tax benefits. Marketing tools are represented by ISO 14000 standards, environmental labeling and advertising. Corporate tools, depending on the type and specifics of the company's activities, provide scenario planning and an environmental audit system.
Keywords: green technologies, ecology, environmental protection, environmental policy, environmental standards.
For citation: Negodaeva E. G. Some surveys of the legal regulation of «the green economy» in the context of the transformation of Russia's environmental policy / E. G. Negodaeva // Philosophiya Prava : scientific-theoretical journal. Rostov-on-Don. 2024. № 2 (109). -Pp. 76-83.
Актуальным при современных тенденциях высокой ресурсоемкой экономики является переход к социально ориентированной экономике с помощью политики под названием «зеленая экономика», которая позволит выйти из экологического кризиса, повысит конкурентоспособность российской экономики и существенно повлияет на имеющийся рынок труда.
Несмотря на повышение жизненного уровня человечества в целом, доминирующая сегодня экономическая модель приводит к значимым негативным последствиям: изменение климата, утрата биоразнообразия, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, неравенство людей и стран. Эта модель экономики содержит угрозу как для сегодняшнего, так и для грядущего поколений.
Сегодня для существования человечества требуется такое количество ресурсов, которое выходит за пределы возможностей нашей планеты. В последнюю четверть века наблюдался рост мирового валового внутреннего продукта в четыре раза, но экономический рост достигается главным образом за счет расхода природных ресурсов. Если наши требования к природным ресурсам и дальше продолжат расти в таком темпе, как сейчас, то в 2030 г. для поддержания жизни человечества понадобится эквивалент двух нынешних планет, а в 2050 г. - 2,8 планеты. Очевидно, что необходимы принципиально новые шаги,
переход на такую концепцию развития, которая даст возможность решать социальные, финансовые, топливные и климатические проблемы комплексно [1].
Внедрение зеленых технологий стало явной необходимостью для всех государств. В целях выяснения их сущности и значения для развития мира необходимо рассмотреть их развитие от древности до современности. Так, первые зеленые технологии начали применяться более 2000 лет назад в Древнем Риме, когда стали использовать систему пассивного кондиционирования воздуха при помощи горного снега [2]. Затем в XIX в. во Франции появились кремниевые солнечные батареи и свинцовые аккумуляторы. Кроме того, у ученых появилась идея использовать солнечную энергию в паровых двигателях. Применение солнечной энергии и других альтернативных видов рассматривались рядом стран с 1970 г. Однако зарождение зеленых технологий в современном понимании берет начало в 2001 г. в США. Причиной тому стали веерные отключения электроэнергии в Калифорнии, вследствие чего появилась необходимость использования альтернативных источников питания, и, соответственно, образовались компании, занимающиеся зелеными технологиями.
Ученые всего мира спорят об определении сущности понятия «зеленые технологии», и если обобщить все имеющиеся позиции,
можно дать авторское определение этому понятию [3]. Зеленые технологии представляют собой современные экологически чистые технологии, которые помогают максимально снизить негативное воздействие на окружающую среду и восстановить нарушенный антропогенными факторами баланс в природе.
Органы исполнительной власти обращают особое внимание на вопросы экологии, об этом свидетельствуют многочисленные конференции, заседания, принятие специальных нормативных правовых актов и др. Так, например, 23 ноября 2022 г. на заседании Совета по правам человека при Президенте РФ представители Российской академии народного хозяйства и государственной службы представили программу «Зеленый курс», разработанную на основе предложений более 150 общественных организаций, бизнес-ассоциаций и вузов [4].
В программе содержатся предложения по количественным и качественным целям климатической политики Российской Федерации на среднесрочную (до 2030 г.) и долгосрочную (до 2050 г.) перспективы, в частности, по наращиванию доли возобновляемых источников энергии до 20 % в 2030 г. и 100 % в 2050 г., снижению энергоемкости российского ВВП до 40 % в 2030 г. и к среднемировому в 2050 г. [4]. В то же время ни одно из предложений российских экологических организаций, направленных весной 2020 г. Президенту, Правительству и профильным министерствам Российской Федерации, не было учтено в правительственных антикризисных комплексных мероприятиях.
В России над климатическими вопросами на уровне институтов исполнительной власти работают:
- спецпредставитель Президента РФ по вопросам климата;
- Правительство РФ (функционал, касающийся изменения климата, регулирования в сфере устойчивого развития, экономического обеспечения экологической и климатической безопасности распределен между заместителями председателя Правительства и министерствами);
- Министерство экономического развития РФ (отвечает за разработку комплексной системы государственного регулирования выбросов парниковых газов);
- Министерство природных ресурсов и экологии РФ (в частности, вопросы мониторинга изменения климата и международного сотрудничества в рамках Межправительственной группы экспертов по вопросам изменения климата).
Базовым для экологического законодательства Российской Федерации является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [5], положения которого детализируются рядом других отраслевых законов («О недрах», «О животном мире», «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления», «Об особо защищенных природных территориях», «О радиационной безопасности населения», «Об экологической экспертизе» и т. п.) и кодексов (земельный, водный, лесной). Большинство законов являются регулятивными и для полноценного применения требуют подзаконных актов на уровне Правительства, федеральных органов исполнительной власти или органов власти субъектов Федерации. Например, закон «Об отходах производства и потребления» предусматривал принятие восьми постановлений Правительства РФ, которые предметно регламентировали отдельные процедуры [6].
В 2019 г. Правительство издало Распоряжение «О Плане мероприятий по реализации Стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 г.» [10], которое предусматривает внесение соответствующих законодательных изменений, внедрение новых экологических технологий на производствах, повышение эффективности надзора за опасными отходами, строительство и модернизацию очистных сооружений, мероприятия по минимизации рисков аварий, ликвидации негативных последствий воздействия антропогенных факторов на окружающую среду, создание системы экологических фондов, проведение научных исследований в области охраны окружающей среды, развитие системы экологического образования, углубление международного сотрудничества, смягчение негативных последствий изменения климата, государственное регулирование выбросов парниковых газов.
В 2020 г. правительственным распоряжением утверждена «Энергетическая стратегия РФ на период до 2035 г.» [8], которая хотя и включает некоторые меры по противодействию
изменениям климата, но уделяет мало внимания возобновляемым источникам энергии, кроме гидроэнергетики. Зато документ предусматривает рост к 2035 г. объемов добычи природного газа и угля.
Рассчитанный до конца 2024 г. национальный проект «Экология», утвержденный в 2018 г. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, предусматривает эффективное обращение с отходами производства и потребления, ликвидацию несанкционированных свалок, снижение уровня загрязняющих веществ в атмосфере, повышение качества питьевой воды, сохранение водных систем Байкала и Телецкого [9].
На реализацию задач национального проекта «Экология» действует десяток более узких федеральных проектов, в реализации которых задействованы различные министерства и ведомства. Россия имеет ряд международных обязательств в области защиты окружающей среды. В частности, в 1999 г. Российская Федерация подписала Киотский протокол (ратифицировала в 2004 г.), по которому взяла количественные обязательства сохранения уровня выбросов парниковых газов на уровне 1990 г. В 2016 г. Российская Федерация подписала Парижское климатическое соглашение (но не ратифицировала, а присоединилась правительственным постановлением 2019 г.), согласно которому обязалась до 2030 г. выбрасывать не более 70 % парниковых газов от уровня 1990 г. (при том что в 2017 г. объем фактических выбросов парниковых газов в России составлял 67,6 % от уровня 1990 г. без учета абсорбирующего эффекта лесов и 50,7 %, что стало следствием падения производства в 1990-1998 гг.) [4]. Ряд экологических соглашений подписан Россией в рамках СНГ (Соглашение об основных принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов; Соглашение о сотрудничестве в области экологического мониторинга; и др.) [10].
В феврале 2021 г. Госдума приняла закон, разработанный Минэкономразвития, законопроект «Об ограничении выбросов парниковых газов». В марте того же года принята Стратегия долгосрочного развития РФ до 2050 г. с низким уровнем выбросов парнико-
вых газов [11]. Российскими органами законодательной и исполнительной власти также разработан ряд других нормотворческих актов, включающих климатическую составляющую. В частности, внедрение обязательной углеродной отчетности, национальной таксономии устойчивого финансирования, платы за негативное воздействие на окружающую среду, поддержку альтернативных источников энергии, стимулирование снижения потерь в электро - и теплосетях, налоговые льготы для энергоэффективного оборудования, энергоэффективности зданий, инфраструктуры для электромобилей, отраслевых справочников по лучшим доступным энергосберегающим технологиям и т. д., ведется работа по направлению зеленого финансирования.
Впрочем, несмотря на достаточно широкую нормативно-правовую базу по вопросам экологии и климата, по оценкам независимых экспертов, сейчас ей не хватает четких целей и критериев экологичности по конкретным направлениям работы. Разработанный Минэкономразвития проект Стратегии долгосрочного развития РФ до 2050 г. с низким уровнем выбросов парниковых газов на самом деле предполагает рост реальных объемов выбросов парниковых газов с 1 578 млн тонн в 2017 г.до 1 993 млн тонн в 2050 г., с промежуточным показателем 2 077 млн тонн в 2030 г. [11]. По состоянию на 2023 г. доля возобновляемых источников электроэнергии в России, без учета крупных ГЭС, составляла лишь 0,28 %. Стоит также отметить, что в Доктрине энергетической безопасности РФ, утвержденной Указом Президента в 2019 г., наращивание международных усилий по реализации климатической политики и ускоренного перехода к зеленой экономике названо «внешнеполитическим вызовом энергетической безопасности» России - в контексте снижения спроса на российские нефть и газ [13].
Перспективой может стать также развитие ветровой энергетики, которая может быть особенно эффективной на местном уровне для удовлетворения потребностей удаленных от централизованной электросети городских центров на севере и востоке Российской Федерации.
Вместе с тем важно обратить внимание на то, что острая потребность в модернизации
правового регулирования экологических вопросов, а также экономической, экологической и социальной сферы привела к созданию концепции зеленой экономики, провозглашенной жизненно важной для обеспечения дальнейшего развития человечества со дня проведения Саммита Земли в Рио-де-Жанейро в 1992 г.
Сегодня рынок зеленой экономики растет быстрыми темпами и представлен различными видами деятельности. Зеленая экономика тесно связана с применением инновационных зеленых технологий, в основу которых положены солнечная и ветровая энергетики, геотермальные источники, производство биотоплива, твердые бытовые отходы и т. п.
Следует выделить следующие отличительные аспекты зеленой экономики от существующей традиционной экономической модели:
1. Разница в целях. Традиционная экономическая модель ориентирована преимущественно на максимизацию прибыли. Вместо этого зеленая экономика направлена на соблюдение устойчивых ценностей (признание взаимозависимости экономики, общества и экологии; уважение целостности природных систем; признание и соблюдение законов природы; соблюдение принципа справедливости; соблюдение интересов будущих поколений).
Отметим, что это различие проведено еще во времена Древней Греции. В частности, Аристотель различал экономику, сосредоточенную на социальных и природных ресурсах (ойкономия), и экономику, в которой на первый план отводились имущество, богатство и валюта (хрематистика).
2. Связь экономики с социальной справедливостью. Если для традиционной экономики социальная справедливость - это надстройка, незначительная часть, рассматриваемая лишь периферически, то для зеленой экономики принцип равенства и справедливости находится в центре внимания.
3. По источнику возникновения. В отличие от традиционной экономики зеленая экономика возникла не из абстрактных теорий, а из практической деятельности защитников окружающей среды и зеленых политических партий. Как отмечает М.С. Егорова [1], концепция зеленой экономики возникла и стала известна благодаря различным межправительственным форумам, таким как Инициатива
по созданию зеленой экономики ЮНЕМ (программа ООН по окружающей среде).
4. Инновационный аспект. Зеленое направление экономической мысли является сравнительно новым, оно представлено отчетами по корпоративной социальной ответственности, международными и национальными рекомендациями, планами и находится в поле научных дебатов всего мира.
5. Количественно-качественный аспект. Традиционная экономика сосредоточена исключительно на количестве, в то время как «зеленых» больше беспокоит качество жизни человека. В контексте этого можно увидеть еще одно существенное отличие зеленой экономики от традиционной экономики, а именно - уход зеленой экономики от акцента на экономическом росте к акценту «устойчивого состояния экономики» в длительной перспективе. Для достижения устойчивого состояния экономики необходимо:
- обратить внимание на количество людей, которые обмениваются ресурсами Земли, и уровень их потребления;
- быть информированным о регенеративной способности планеты;
- обеспечить условия более быстрой способности ресурсов быть возобновляемыми заменителями по сравнению с исчерпанием невозобновляемых природных ресурсов, а также ограничить уровень отходов и выбросов в окружающую среду.
6. Разница во взаимозависимости экономики, общества и экологии. В общепринятом представлении экономика, экология и общество взаимодействуют, но не являются взаимозависимыми. Несмотря на это каждый элемент модели одинаково важен, но на самом деле при принятии решений экономика оказывает большее влияние. Вследствие этого общество и окружающая среда несут потери за устранение последствий, за которые установлена достаточно высокая цена.
Концепция зеленой экономики предполагает, что общество находится внутри среды, а экономика является частью общества. В контексте этого и общество, и экономика зависят от окружающей среды. Это и проявляется в ценностях, которых следует придерживаться субъектам зеленого направления экономики, которые, как уже было отмечено, принято называть устойчивыми ценностями.
С целью формирования целей, принципов и задач внедрения и развития концепции зеленой экономики необходимо построение эффективной системы регулирования зеленого направления экономики. Сегодня можно выделить три основные группы инструментов регулирования зеленой экономики: экономические, маркетинговые и корпоративные.
Например, еще в 1990 г. в соответствии с предложением правительства Европейского Союза такие страны, как Швеция, Финляндия, Норвегия, Нидерланды и Дания, ввели налоги на выбросы углерода. В результате, например, в Швеции достигнуто снижение уровня выбросов СО и уровня использования электроэнергии предприятиями на 7 и 10 % соответственно [3]. Во многих странах действуют налоговые льготы и субсидии, содержащие природоохранное назначение и получателями которых могут быть муниципалитеты (в США Государственная программа обработки сточных вод на 75 % финансируется за счет федеральных фондов) или отдельные граждане (в Великобритании получателями являются семьи с низкими доходами, и субсидии предназначены для утепления домов; в Германии и США действуют налоговые льготы для частных и юридических лиц, инвестирующих в энергоэффективные технологии дома).
Растущее внимание к экологическим проблемам способствовало разработке маркетинговых инструментов, направленных на производство, реализацию и потребление продуктов (услуг), которые не вредят здоровью человека и окружающей среде. В зависимости от вида и специфики деятельности каждое предприятие разрабатывает собственные (корпоративные) инструменты по регулированию и минимизации воздействия на окружающую среду, к которым относится сценарное планирование и экологический аудит.
Исследование инструментов и отличий зеленой экономики от традиционной экономической модели позволило сделать следующие выводы:
1. Изменение климата, исчерпание природных ресурсов, утрата биоразнообразия, загрязнение окружающей среды и повышение неравенства между людьми и странами, содержащими угрозу как для сегодняшнего, так и для грядущего поколений, указывает на не-
обходимость переориентации национальной экономики на зеленый сценарий развития.
2. Исследование особенностей зеленой экономики позволяет определить ее как направление в экономической мысли, в рамках которого считают, что экономика является зависимым компонентом природной среды, в которой она существует и является ее частью. Рынок зеленой экономики растет быстрыми темпами и представлен следующими видами деятельности: производство биотоплива, солнечной и ветровой энергетики, экологически чистого транспорта, экологический туризм, утилизация отходов, зеленое строительство, органическое сельское хозяйство и т. п.
3. Проанализированы основные различия между зеленой и традиционной экономиками. В частности, выделены такие основные аспекты разграничения зеленой экономики от доминантной сегодня экономической парадигмы:
- тесная связь зеленой экономики с социальной справедливостью;
- возникновение на основе практической деятельности защитников окружающей среды и зеленых политических партий;
- отход от акцента на экономическом росте к акценту «устойчивого состояния экономики» в долгосрочной перспективе;
- признание взаимозависимости экономики, общества и экологии;
- соблюдение устойчивых ценностей при осуществлении экономической деятельности.
4. Предложено для повышения эффективности реализации основных принципов зеленой экономики использовать три основные группы инструментов: экономические, маркетинговые и корпоративные. Экономические инструменты регулирования в сфере зеленой экономики содержат экологические налоги, субсидии и налоговые льготы. Маркетинговые инструменты представлены стандартами ISO 14000, экологической маркировкой и рекламой. Корпоративные инструменты в зависимости от вида и специфики деятельности предприятия предусматривают сценарное планирование и систему экологического аудита.
5. Поддержка со стороны государства и экологически сознательное общество за счет использования действенных инструментов регулирования зеленой экономики - основные факторы развития современной жизнеспособной экономики.
Список источников
1. Егорова М.С. «Зеленые» технологии как объект социально-экономической реальности // Россия: тенденции и перспективы развития. 2020. № 15.
2. Барышева Г.А., Егорова М.С. Зеленые технологии: определение понятия, этапы становления и роль в устойчивом развитии экономики // Теория и практика общественного развития. 2019. № 12(14).
3. Ефремов H.A., Ефремова М.П. Мировой опыт применения «зеленых» технологий // Oeconomia et Jus. 2021. № 1.
4. Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/transcripts/70046 (дата обращения: 09.11.2023).
5. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справ, правовой системы «Гарант».
6. Об отходах производства и потребления: федер. закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справ, правовой системы «Гарант».
7. О Плане мероприятий по реализации Стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 г.: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2019 № 1124-р (ред. от 29.09.2023). Доступ из справ, правовой системы «Гарант».
8. Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года: распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 № 1523-р. Доступ из справ, правовой системы «Консультант Плюс».
9. Паспорт национального проекта «Экология» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). Доступ из справ, правовой системы «Консультант Плюс».
10. Соглашение об основных принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов государств - участников СНГ (11 сентября 1998 г.) // Бюллетень международных договоров. 2002. №11.
11. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых
References
1. Egorova M. S. «Green» technologies as an object of socio-economic reality // Russia: trends and prospects of development. 2020. № 15.
2. Barysheva G.A., Egorova M.S. Green technologies: definition of the concept, stages of formation and role in sustainable economic development // Theory and practice of social development. 2019. № 12(14).
3. Efremov N.A., Efremova M.P. World experience in the application of «green» technologies // Oeconomia et Jus. 2021. № 1.
4. Official website of the President of the Russian Federation http ://www.kremlin. ru/ events/president/ transcripts/70046 (date of access: 09.11.2023).
5. On Environmental Protection: dated 10.01.2002 № 7-FZ (latest edition) Federal Law. Access from the legal reference system «Garant».
6. On Production and Consumption Waste: Federal Law dated 24.06.1998 № 89-FZ (latest edition). Access from the legal reference system «Garant».
7. On the Action Plan for the implementation of the Environmental Safety Strategy of the Russian Federation for the period up to 2025: Decree of the Government of the Russian Federation dated 29.05.2019 № 1124-r (ed. dated 29.09.2023). Access from the legal reference system «Garant».
8. On approval of the Energy Strategy of the Russian Federation for the period up to 2035: Decree of the Government of the Russian Federation dated 09.06.2020 № 1523-r. Access from the legal reference system «ConsultantPlus».
9. Passport of the national project «Ecology» (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National projects, Protocol № 16 dated 24.12.2018. Access from the legal reference system «ConsultantPlus».
10. Agreement on the basic principles of cooperation in the field of rational use and protection of transboundary water bodies of the CIS member States (September 11,1998) //Bulletin of International Treaties. 2002. № 11.
11. On approval of the strategy of socio-economic development of the Russian Federation with low greenhouse gas emissions until 2050: Decree of the Government of the Russian Federation dated 29.10.2021 № 3052-r. Access from the legal reference system «ConsultantPlus».
12. Decree «On the coordinating role of the Ministry of Economic Development of the Russian
газов до 2050 года: распоряжение Правительства РФ от 29.10.2021 № 3052-р. Доступ из справ, правовой системы «Консультант Плюс».
12. Распоряжение «О координирующей роли Минэкономразвития России по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств к проектам устойчивого (в частности зеленого) развития в РФ». Доступ из справ, правовой системы «Консультант Плюс».
13. Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 13.05.2019 № 216. Доступ из справ, правовой системы «Консультант Плюс».
14. О развитии в Российской Федерации высокотехнологичной области «Развитие водородной энергетики и декарбонизация промышленности и транспорта на основе природного газа»: распоряжение Правительства РФ от 02.11.2021 № 3130-р. Доступ из справ, правовой системы «Консультант Плюс».
15. ISO 14000 // Википедия - свободная энциклопедия: сайт. 2004. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/ISO 14000 (дата обращения: 09.11.2023).
Federation on the development of investment activities and attracting extra-budgetary funds to sustainable (in particular green) development projects in the Russian Federation». Access from the legal reference system «ConsultantPlus».
13. On approval of the Doctrine of energy security of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated 13.05.2019 № 216. Access from the legal reference system «ConsultantPlus».
14. On the development of the high-tech field in the Russian Federation «Development of hydrogen energy and decarbonization of industry and transport based on natural gas»: Decree of the Government of the Russian Federation dated 02.11.2021 № 3130-r. Access from the legal reference system «ConsultantPlus».
15. ISO 14000 // Wikipedia - free encyclopedia: website. 2004. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/ISO 14000 (date of access: 09.11.2023).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Негодаева Елена Георгиевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин. Ростовский юридический институт МВД России. 344015, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Еременко, 83.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Negodaeva Elena Georgievna, PhD in Law, Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines. Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 83, Eremenko St., Rostov-on-Don 344015 Russian Federation.