УДК 343.8
ББК 67.409.022 E.A. ALTUKHOVA
А52
SOME ASPECTS OF THE LEGAL REGULATION OF IMPLEMENTATION OF STATE ENFORCEMENT MEASURES BY THE PENAL STAFF
Annotation: the article reveals the aspects of the legal regulation of implementation of state enforcement measures by the penal staff, namely physical force, special means and weapons. Keywords: the penal staff, enforcement means, physical force, special means, weapons.
ЕВГЕНИЯ АНАТОЛЬЕВНА АЛТУХОВА, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров
(Академия ФСИН России) E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ УИС МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
Аннотация: статья раскрывает вопросы правового регулирования осуществления сотрудниками УИС мер государственного принуждения, а именно физической силы, специальных средств и оружия. Ключевые слова: сотрудник УИС, меры принуждения, применение физической силы, специальных средств, оружия.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также иные функции, если они предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях является федеральным законом, следовательно, сотрудники УИС в рамках данного нормативного акта осуществляют меры, обеспечивающие производство по делу, которые в целом являются мерами государственного принуждения. Кроме того, в процессе своей деятельности сотрудники УИС применяют физическую силу, специальные средства и оружие. Данные полномочия зафиксированы в гл. 5 ст. 28-31 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, испол-
няющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Тем не менее в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Учитывая данное положение, правильно будет начать изучение оснований применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и оружия именно с указаний и требований международных документов.
Статья 28 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» устанавливает общие требования к применению физической силы, специальных средств и оружия. В частности, указано, что физическую силу, специальные средства и оружие вправе применять лишь сотрудники уголовно-исполнительной системы, то есть лица, имеющие специальные звания сотрудников УИС. Данное положение является важным, так как в соответствии со ст. 24 рассматриваемого Закона к работникам УИС, кроме сотрудников, относятся рабочие и служащие различных учреждений и органов, входящих в
ISSN 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2014. № 1
42
эту систему. Определены также места, где сотрудникам УИС предоставлено право применять физическую силу, специальные средства и оружие. Это территория учреждений, исполняющих наказания; прилегающая к учреждениям, исполняющим наказания, территория, на которой установлены режимные требования; охраняемые объекты.
Статьей 28 Закона установлено, что сотрудники СИЗО могут применять физическую силу, специальные средства и оружие в порядке и в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. В связи с этим правильнее было бы также включить территории СИЗО, входящих в УИС, и прилегающие к ним территории, на которых установлены режимные требования, в перечень мест, на территории которых сотрудники УИС могут применять физическую силу, специальные средства и оружие.
Частью 3 ст. 28 рассматриваемого Закона установлена обязанность сотрудников УИС проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим. Данное положение соответствует рекомендациям международных актов, в частности Основным принципам применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка. Принципом 19 данного документа установлено, что «правительство и правоохранительные органы обеспечивают, чтобы все должностные лица по поддержанию правопорядка проходили подготовку и проверялись в соответствии с надлежащей специальной подготовкой к действиям в условиях применения силы, а должностные лица по поддержанию правопорядка, которые должны носить огнестрельное оружие, получают соответствующие разрешения лишь по завершении специального курса обучения их применению».
Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» также определяет для сотрудников УИС обязанность при применении ими физической силы, специальных средств и оружия предупредить о намерении их использовать,
- ISSN 2072-2427 Уголовно-исп<
предоставив нарушителю достаточно времени для выполнения своих требований. Значение такого предупреждения объясняется тем, что оно дает возможность, с одной стороны, правонарушителю за предоставленное время уяснить смысл предъявленных ему требований и выполнить их, с другой стороны, сотруднику еще раз убедиться в серьезности намерений правонарушителя и необходимости применения мер безопасности. Форма предупреждения в Законе не указывается. Представляется, что она может быть выражена и словесно, и в форме предупредительного выстрела.
Предупреждать необязательно в случаях, когда промедление в применении физической жизни, специальных средств и оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью персонала и иных лиц, а также осужденных и заключенных, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия может повлечь за собой иные тяжкие последствия и когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным.
Под непосредственной опасностью для жизни или здоровья можно понимать наличную, способную немедленно, неминуемо причинить вред в виде лишения жизни или причинения различной степени тяжести вреда здоровью опасность. Опасным для жизни признается такое физическое воздействие на потерпевшего, которое при беспрепятственном развитии или без приостановления приведет к смертельному ис-ходу1. В свою очередь, опасным для здоровья признается такое насилие, которое повлекло или могло реально повлечь за собой в момент его совершения причинение потерпевшему тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, а также легкого вреда здоровью, вызвавшее кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособ-ности2. Таким образом, законодатель для предупреждения возникновения непосредственной опасности жизни или здоровью персонала или иных лиц, а также осужденных и заключенных допускает применение физической силы, специальных средств и оружия без предупреждения.
Предупреждение также не является обязательным, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия может повлечь за собой иные тяжкие последствия. В данном случае категория «иные тяжкие последствия» является оценочной и может означать совершение взрыва, поджо-
нительное право. 2014. № 1 -
га, значительную утрату материальных ценностей и т. п.
У сотрудника нет обязанности делать предупреждение и тогда, когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является неуместным либо невозможным, например отсутствие для этого времени, неспособность правонарушителя услышать или уяснить такое предупреждение (значительное расстояние, состояние невменяемости и т. п.).
Следует отметить, что в Законе РФ № 54731 в ст. 31 разграничиваются понятия «применение» и «использование» огнестрельного оружия и в понятие «применение огнестрельного оружия» вкладывается смысл «применять на поражение, по живым объектам», а понятие «использование огнестрельного оружия» не связывается с преднамеренным причинением вреда непосредственно жизни или здоровью человека, хотя такая возможность не исключается. Учитывая это, правильнее в Законе РФ № 54731 в ч. 4 ст. 28 слова «предупредить о намерении их использования» заменить словами «предупредить о намерении их применить».
При применении физической силы, специальных средств и оружия Закон возлагает на сотрудника обязанность обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным и заключенным, предоставление пострадавшим медицинской помощи.
Требование обеспечить наименьшее причинение вреда может трактоваться как соразмерность, соответствие вреда, причиненного применением мер безопасности, характеру и степени опасности предотвращенного либо пресекаемого деяния, то есть причиненный вред должен быть ровно таким, чтобы предотвратить или пресечь какое-либо деяние осужденного или заключенного, не более того. Например, незаконным будет применение мер безопасности после прекращения осужденным или заключенным противоправного действия и выполнения всех законных требований сотрудника УИС. Вместе с тем при наличии законных оснований применения рассматриваемых мер безопасности допускается причинение посягающему или задерживаемому любого вреда, соразмерного с оказываемым противодействием, вплоть до лишения его жизни.
Мы считаем правильным, что требование обеспечить наименьшее причинение вреда должно распространяться не только на осужденных и заключенных, но и на иных лиц, так как Закон РФ «Об учреждениях и органах, испол-
няющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в ст. 29, 30 говорит о возможности применения мер безопасности в отношении такой категории, как иные лица.
Закон также определяет, что сотрудник УИС, применивший физическую силу, специальные средства и оружие, обязан предоставить пострадавшим медицинскую помощь. Однако, учитывая тот факт, что в обязанность сотрудника УИС входит прохождение периодической проверки на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим, правильнее было бы словосочетание «обеспечить предоставление пострадавшим медицинской помощи» заменить на слова «обеспечить оказание пострадавшим доврачебной помощи». В данном случае под оказанием доврачебной помощи можно понимать перенос пострадавшего в безопасное место, остановку кровотечения, вызов медицинских работников и т. п.
После применения мер безопасности на сотрудника УИС также возложена обязанность доложить непосредственному начальнику о каждом таком факте. Непосредственным начальником считается ближайший к сотруднику прямой начальник. Форма, в которой необходимо доложить о факте применения физической силы, специальных средств и оружия, не определена, так же как и срок, в течение которого необходимо доложить. Срок установлен только в отношении случаев применения оружия, который ограничен 24 часами. Но заметим, что имеется ряд ведомственных нормативных актов, в которых определена обязанность сотрудников УИС докладывать о применении мер безопасности не только непосредственному начальнику, но и начальнику соответствующего учреждения УИС в форме рапорта, поэтому правильнее закрепить такую обязанность на уровне федерального закона с определением четко установленного срока - в кратчайший срок, но не позже чем через 24 часа с момента применения необходимых оборонительных действий (данное устойчивое выражение соответствует п. 54 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными).
Завершая рассмотрение отдельных моментов правового регулирования применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками УИС, считаем возможным предложить ряд изменений в текст ст. 28 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»:
/ЭЭМ 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2014. № 1
44
ч. 1) сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют физическую силу, специальные средства и оружие на территории учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, входящих в уголовно-испол-нителъную систему, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, на охраняемых объектах в порядке, предусмотренном настоящим Законом и другими законами;
ч. 4) при применении физической силы, специальных средств и оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны:
1) предупредитъ о намерении применитъ их, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала и иных лиц, а также осужденных и заключенных, может повлечь за собой иные тяжкие последствия или когда такое
предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным;
2) обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным, заключенным и иным лицам, оказание пострадавшим доврачебной помощи;
3) доложить непосредственному начальнику и началънику учреждения в писъмен-ной форме в кратчайший срок, но не позже чем через 24 часа, о каждом случае применения физической силы, специальных средств и оружия.
Итак, меры принуждения зафиксированы во многих нормативных актах, однако некоторые из них (например, Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы») уже не отвечают современной действительности, поэтому необходимо новое законодательство, регламентирующее осуществление сотрудниками УИС мер государственного принуждения, например федеральный закон «О службе в уголовно-исполнительной системе».
Список использованной литературы
1 См.: Ткаченко В. И. Насилие, не опасное для жизни и здоровья, как уголовно-правовая категория // Гос-во и право. 1992. № 12. С. 79-82.
2 См.: О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое : постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 27 декабря 2002 г. № 29.
/ЭЭМ 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2014. № 1