Таким образом, привлечение к гражданско-правовой ответственности обязанного органа в данном случае невозможно.
Изложенное позволяет прийти к следующим выводам. Права человека на получение социального обеспечения в силу их особого целевого назначения (обеспечить существование человека в тяжелых жизненных ситуациях) нуждаются в защите от нарушений обязанными органами. Поскольку блага по социальному обеспечению предоставляются в различных формах, постольку право на получение социального обеспечения в любой форме должно быть защищено законом.
Необходимым элементом защиты, на наш взгляд, должно стать введение в законодательство о социальном обеспечении специальных норм, предусматривающих ответственность обязанного органа перед гражданином. Было бы целесообразным ввести в это законодательство нормы, аналогичные нормам ГК РФ 1, предусматривающие начисление процентов за несвоевременное назначение и (или) выплату пособий, пенсий, сумм страхового возмещения и т.д. В случае необоснованного отказа в предоставлении социальных услуг или несвоевременного их предоставления мерой ответственности могла бы стать обязанность обязанного органа выплатить гражданину компенсацию в размере рыночной стоимости непредоставленного вида социального обслуживания или натурального социального обеспечения с начислением на нее процентов (либо возмещение расходов гражданина на их приобретение). Введение таких норм в отраслевое законодательство позволит наиболее полно восстановить нарушенные права граждан.
Н.В. Куценко,
соискатель МГЮА
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ИЗ ЧИСЛА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ
ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ
Право на социальное обеспечение, гарантируемое каждому человеку, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства, включает, в том числе, и право на пенсионное обеспечение. Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или
1 Удачный пример введения таких норм в отраслевое законодательство уже имеется: ст. 236 Трудового кодекса РФ предусматривает материальную ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и других причитающихся работнику сумм в размере не ниже одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день задержки.
иной общественно-полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенной, значимой для общества обязанности. Это предопределяет содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий.
В силу правовой природы пенсий, как выплат, связанных с предшествующей трудовой деятельностью, государство обязано гарантировать право на получение полагающейся пенсии независимо от того, где проживает гражданин, которому назначена пенсия: в Российской Федерации или за ее пределами. Такая правовая позиция неоднократно излагалась в решениях Конституционного Суда РФ. (Постановление от 15 июня 1998 г. № 18-П ', определения от 4 декабря 2003 г. № 444-0 2 и от 4 марта 2004 г. № 146-0 3).
Действующим законодательством РФ предусматривается возможность выплаты пенсий лицам, которым они были назначены согласно российскому законодательству, при выборе ими для постоянного проживания территории других государств. Однако в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»4, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, применяются правила международного договора, что корреспондируется с положениями п. 4 ст. 15 Конституции РФ.
В рамках СНГ применительно к проблеме пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территории государства — участника СНГ, действует Соглашение стран СНГ от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения»5. В соответствии с ним пенсионное обеспечение граждан государств — участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Таким образом, установлен территориальный принцип назначения и выплаты пенсий.
Из содержания ст. 2 и 5 названного Соглашения следует, что оно распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств — участников Соглашения, за исключением пенсионного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников и порядка выделения средств
1 Собрание законодательства РФ. 1998. № 25. Ст. 3003.
2 Собрание законодательства РФ. 2004. № 7. Ст. 597.
3 Собрание законодательства РФ. 2004. № 27. Ст. 2806.
4 Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. ст. 4831; 2002. № 30. Ст. 3033; 2004. № 19. Ст. 1835; № 35. Ст. 3607; 2006. № 48. Ст. 4946; № 52 (3 часть). Ст. 5505.
5 Бюллетень международных договоров. 1993. № 4. С. 26—28.
на пенсионное обеспечение этих лиц, которые регулируются специальным соглашением. Такой подход обусловлен особым характером военной службы.
Военная и аналогичная ей служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляют собой особый вид государственной службы, непосредственно связанный с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. С учетом специфики военной службы как вида трудовой деятельности, отличающегося от иных ее видов, пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, регулируется специальными нормативными актами. Специальное регулирование вопросов пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, предусмотрено и международными соглашениями в рамках СНГ.
Несмотря на прямое указание в Законе РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»1 на то, что его действие распространяется на проживающих в РФ лиц, проходивших военную службу, — граждане, проходившие военную службу в Российской Федерации и выехавшие на постоянное место жительства за ее пределы, сохраняют право на получение пенсии согласно названному Закону (Определение Конституционного Суда РФ от 1 марта 2001 г. № 46-О 2). При этом реализация права на пенсионное обеспечение лицами, проходившими военную службу в Вооруженных Силах РФ (СССР), проживающими на территории государства — участника СНГ, осуществляется с учетом международных соглашений, заключенных между Российской Федерацией и государствами — участниками СНГ.
В рамках СНГ по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, приняты Соглашение о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г.3 и Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников СНГ от 15 мая 1992 г.4, которыми
1 Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 9. Ст. 328; СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3613; 1999. № 23. Ст. 2813; 2002. № 30. Ст. 3033; 2003. № 27. Ст. 2700; 2007. № 1 (1 часть). Ст. 35.
2 Собрание законодательства РФ. 2001. № 17. Ст. 1767.
3 Соглашение между государствами — участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей» //Бюллетень международных договоров. 1993. № 1. С. 20—21.
4 Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения // Бюллетень международных договоров. 1993. № 4. С. 26-28.
также закреплен общий территориальный принцип пенсионного обеспечения военнослужащих — на условиях и в порядке, установленный законодательством государства, на территории которого эти лица проживают. Единственным исключением из этого правила является определение выслуги лет, дающей право на пенсию за выслугу лет, которая исчисляется согласно законодательству страны, на территории которой проходила военная служба. Именно такое толкование положений рассматриваемых соглашений следует и из решения Экономического суда СНГ № С-1/11-96 от 4 сентября 1996 г.1.
Следует отметить, что соглашениями от 14 февраля 1992 г. и от 15 мая 1992 г. четко определено, что уровень прав и льгот военнослужащих и членов их семей, в том числе прав на пенсионное обеспечение, предоставляе-мыгх этим лицам государствами — участниками СНГ, не может быть ниже, нежели уровень, установленный ранее для соответствующих категорий лиц законодательством Союза ССР. В силу этого, как отметил Экономический суд СНГ в решении от 4 сентября 1996 г. № С-1/11-96, государства — участники названный соглашений не вправе устанавливать в своем законодательстве правила, которые ухудшали бы положение военнослужащих и членов их семей в области пенсионного обеспечения по сравнению с положением, предусмотренным законодательными и иными актами бывшего СССР. Если в государстве, где проживает военнослужащий и члены его семьи, нормативный акт, регулирующий пенсионное обеспечение этой категории лиц, не принят, обеспечение последних осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, действовавших в СССР. Это же правило должно применяться и в том случае, когда в государстве подобный акт существует, но в нем отсутствует регламентация прав той или иной категории военнослужащих (членов из семей). В соответствии с названным решением Экономического суда СНГ положения рассматриваемы« соглашений подлежат безусловному выполнению государствами-участниками даже в том случае, когда в национальном законодательстве государства-участника содержатся правила, противоречащие указанным соглашениям.
Таким образом, положения соглашений от 14 февраля 1992 г. и от 15 мая 1992 г. устанавливают гарантии недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной защиты в сфере пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу в Вооруженных Силах РФ (СССР), и членов их семей в случае их переезда на постоянное место жительства за пределы России. Такое регулирование создает правовую основу защиты пенсионныгх прав бышших военнослужащих и заслуживает всемерной под-
1 СПС «КонсультантПлюс».
держки. Однако для государств, не подписавших названные соглашения или подписавших их с оговорками, соблюдение указанных гарантий не является обязательным, что создает проблемы как в обеспечении гарантий пенсионных прав граждан РФ, проживающих на территории соответствующих государств, так и в межгосударственных отношениях.
В отличие от большинства других государств — участников СНГ Грузия не присоединилась к Соглашениям от 14 февраля 1992 г. и от 15 мая 1992 г. При этом несмотря на то, что заключенным между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии 16 мая 1997 г. Соглашением о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения 1 предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц регулируется специальными соглашениями, до настоящего времени такие соглашения не приняты. Таким образом, пенсионное обеспечение военнослужащих (их семей) — граждан России, проживающих на территории Грузии, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации»2.
Другим примером является Республика Молдова, не подписавшая Соглашение от 14 февраля 1992 г. о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и изложившая особое мнение: «В Молдове гарантии военнослужащим определяются законодательством республики». При подписании Соглашения от 15 мая 1992 г. о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников Содружества Независимых Государств Молдавия допустила оговорку в части, касающейся возмещения расходов по пенсионному обеспечению военнослужащих и их семей и обязательному государственному страхованию военнослужащих. Таким образом, Молдова установила особый порядок регулирования пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, проживающих на ее территории, отнеся их разрешение исключительно к национальному законодательству.
Законом Республики Молдова «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел»3 определены условия пенсионного обеспечения соответствующих ка-
1 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 33. Ст. 3194.
2 Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 11. Ст. 998.
3 Закон Республики Молдова от 23 июня 1993 г. № 1544-Х11 «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел» // Официальный монитор Парламента Республики Молдова. 1993. № 7. Ст. 220.
тегорий лиц — граждан Республики Молдовы. В соответствии с ч. 2 ст. 11 названного Закона пенсионное обеспечение военнослужащих вооруженных сил, органов государственной безопасности и внутренних дел других государств, а также их семей осуществляется на основании двусторонних договоров (соглашений) о социальном обеспечении.
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова 10 февраля 1995 г. заключено Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения 1, ст. 9 которого предусматривает, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил и Пограничных войск, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и государственной безопасности Российской Федерации и Республики Молдова, а также членов их семей регулируется специальными соглашениями.
Соглашением о социальных гарантиях и пенсионном обеспечении бывших военнослужащих и членов их семей, заключенным между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова также 10 февраля 1995 г.2, урегулированы вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах и других воинских формированиях Российской Федерации и Республики Молдова, бывшего СССР, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, и членов их семей.
Названным Соглашением установлен аналогичный, предусмотренный в Соглашениях от 14 февраля 1992 г. и от 15 мая 1992 г., территориальный принцип пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей при смене ими места жительства — оно осуществляется по месту их постоянного жительства на условиях, по нормам и в порядке, которые определяются соответственно Российской Федерацией и Республикой Молдовой, за исключением порядка исчисления выслуги лет, при котором в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается служба (в том числе и на льготных условиях) в вооруженных силах и воинских формированиях согласно законодательству соответственно Российской Федерации или Республики Молдова, на территории которых проходили службу военнослужащие.
Российская Федерация ратифицировала данное Соглашение, причем при обсуждении законопроекта по этому вопросу отмечалось отсутствие в законодательстве Республики Молдовы возможности реализации права на пенсию лиц, уволенных с военной службы из Вооруженных Сил других государств, а также не имеющих гражданства Республики Молдова 3.
1 Собрание законодательства РФ. 2005. № 7. Ст. 494.
2 Собрание законодательства РФ. 2004. № 2. Ст. 112.
3 Стенограмма заседаний Государственной Думы РФ // Бюллетень. 1996. № 25 (167). Ч. 1. С. 27-28.
Рассматриваемое Соглашение вступило в силу 7 декабря 1999 г. после его ратификации Постановлением Парламента Республики Молдова № 647-Х1У от 22 октября 1999 г.1 и завершением внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу. Однако в указанном Постановлении Республика Молдова указала, что действие этого Соглашения распространяется на бывших военнослужащих, уволенных из Российских Вооруженных Сил, и членов их семей, имеющих гражданство Республики Молдова и постоянно проживающих на территории Республики.
Такое правовое регулирование на практике повлекло неоднозначность толкования названных положений. Известны случаи, когда рассматриваемые положения трактовались уполномоченными органами как предоставляющие гарантии в сфере пенсионного обеспечения только в отношении военнослужащих, уволенных из Российских Вооруженных Сил, и членов их семей, имеющих гражданство Республики Молдова и постоянно проживающих на территории республики.
Однако такое толкование противоречит смыслу и содержанию как Соглашения о социальных гарантиях и пенсионном обеспечении бывших военнослужащих и членов их семей, заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова от 10 февраля 1995 г., так и общим принципам, установленным в международных соглашениях, заключенных в рамках СНГ о пенсионном обеспечении граждан государств — участников СНГ при смене ими места постоянного жительства.
Подобное толкование противоречило бы и ст. 2 Постановления Парламента Республики Молдова № 647-ХГУ от 22 октября 1999 г., в соответствии с которым Правительство Российской Федерации было нотифицировано о ратификации указанного соглашения без каких-либо изъятий и дополнений. В таких условиях вступление в силу рассматриваемого Соглашения не представлялось бы возможным.
Вместе с тем, распространив действие Соглашения о социальных гарантиях и пенсионном обеспечении бывших военнослужащих и членов их семей от 10 февраля 1995 г. на лиц, уволенных из Российских Вооруженных Сил, и членов их семей, имеющих гражданство Республики Молдова и постоянно проживающих на территории республики, Парламент Республики обеспечил возможность предоставления указанным лицам пенсионного обеспечения наравне с гражданами Республики Молдова, проходившим службу в Вооруженных Силах Республики Молдова (т.е. по нормам Закона Республики Молдова «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц
1 Постановление Парламента Республики Молдова от 22 октября 1999 г. № 647-Х1У // Официальный монитор от 4 ноября 1999 г. № 120—122.
начальствующего и рядового состава органов внутренних дел», которым такая категория граждан не была предусмотрена). Таким образом, урегулирование вопросов пенсионного обеспечения бывших военнослужащих международным соглашением повлекло дальнейшее развитие национального законодательства Республики Молдова в части предоставления гарантий пенсионного обеспечения как гражданам Республики Молдовы, так и гражданам Российской Федерации.
A.C. Коротаев,
аспирант МГЮА
МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, РАБОТАЮЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования состоит в гарантировании гражданам получения медицинской помощи при возникновении страхового случая за счет накопленных средств и финансировании профилактических мероприятий. Она определена в ст. 1 Закона РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»1.
Сразу оговоримся, что права иностранцев на получение медицинской помощи в рамках медицинского страхования определяются характером их проживания на территории России.
В соответствии со ст. 8 вышеназванного Закона иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане России, если международными договорами не предусмотрено иное.
Документальным подтверждением постоянного проживания на территории России является вид на жительство, выданный органом внутренних дел.
Медицинское страхование иностранцев, временно находящихся в Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. № 1488 «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федера-ции»2, которым утверждено Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации.
1 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 27. Ст. 920.
2 Собрание законодательства РФ. 1998. № 51. Ст. 6305.