Научная статья на тему 'Некоторые вопросы организации и форм воспитательной работы преподавателей'

Некоторые вопросы организации и форм воспитательной работы преподавателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панибратов В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы организации и форм воспитательной работы преподавателей»

рым будем стремиться приобщать студентов, но не можем сказать о том, что делаем это целенаправленно и эффективно, взаимодействуя для этого друг с другом.

Если говорить об организационном и содержательном уровнях, то вроде бы структурные подразделения не дублируют своей деятельности, а взаимодополняют. Но у каждого из них свой план работы, не учитывающий общей занятости приглашаемых к участию в его реализации преподавателей и студентов. В этом учебном году наблюдается активизация взаимодействия между факультетами во внеучебной работе со студентами. Защищено несколько совместных проектов по этому направлению. Было бы целесообразно по опыту НИЧ составлять сводный план воспитательной деятельности разных структурных подразделений университета, доводить его до сведения всех преподавателей. Кстати, отсутствие информации считают одним из главных препятствий к проявлению активности около 70% преподавателей.

Целесообразно также разработать общеуниверситетский примерный план основных мероприятий воспитательной деятельности профессорско-преподавательского состава по реализации Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 годы и на его основе — планы воспитательной деятельности про-

фессорско-преподавательского состава на факультетах, кафедрах, других структурных подразделениях университета.

Еще одно предложение, направленное на решение обозначенной проблемы. Может быть, стоит провести собеседование с деканами и заместителями деканов по воспитательной работе о состоянии и перспективах воспитательной работы профессорско-преподавательского состава со студентами на факультете на основе результатов проведенного опроса «Гер-ценовцы о воспитательной деятельности в университете» и документов факультетов. Определить миссию каждого факультета в решении задач, связанных с воспитанием студентов, в масштабах университета в контексте Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена.

Мой сегодняшний доклад раскрывал проблемы воспитательной деятельности преподавателей. Это не означает, что у нас нет достижений в этой работе. Возьмите очередной выпуск ежегодника «Герценовский университет — 2005» и вы увидите, что их немало. Именно это вселяет надежду и уверенность в то, что все вместе мы сумеем преодолеть все трудности в нелегком деле воспитания студентов и достойно будем выполнять миссию Герценовского университета. Ведь все мы — герценовцы и, несомненно, дорожим этим.

В. Н. Панибратов,

профессор кафедры философии

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Обсуждаемая тема — из числа вечных для педагогики. Вместе с тем она остро актуальна и на сегодня крайне специфична. Кто-то из западных ученых сказал, что XXI век должен быть веком гуманитарных наук либо его вообще не будет. Перефразируя и уточняя эту мысль, можно сказать, что XXI век должен стать веком Учителя-Воспитателя, веком воспитания, прежде всего нравственного. В этом плане показательны инициативы недавно состоявшегося 10-го Всемирного русского собора, направленные на радикальный пересмотр идейных оснований концепции прав человека, на которых она до сих пор разрабатывалась и практиковалась, на необходимость ее согласования с идущими через тысячелетия идеями нравственного достоинства и моральной ответственности личности.

Безусловно поддерживая основные положения доклада Р. У. Богдановой, в развитие и дополнение их остановлюсь на некоторых вопросах организации и форм воспитательной работы преподавателей.

Я исхожу из того, что не только каждый преподаватель должен вести воспитательную работу, но и каждый сотрудник, и каждое структурное подразделение должны подчинять свое функционирование этой цели. Ведь, в конечном счете, воспитывает вся университетская среда. Что же касается профессорско-преподавательского состава, то здесь может быть только один вопрос: где, на каком участке и в какой форме эту работу вести? Но я хочу поставить вопрос несколько иначе: как добиться того, чтобы воспитывало уже само имя Преподаватель?! Если мы понимаем, что XXI век

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ И ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТА

должен быть веком Учителя, Воспитателя, то кому как не нам, РГПУ им. А. И. Герцена, формировать и идеал, и эталон, и культ преподавателя? И с кого, как не с нашего преподавателя надо начинать?! Надо еще и еще раз подумать над этим вопросом и самим профессорам и преподавателям, и всем нашим службам начиная от кадровых и заканчивая бытовыми.

Что касается структурных подразделений, прежде всего факультетов и кафедр общеуниверситетского профиля, то я считаю уместным повторить предложение, сделанное мною два года назад на заседании нашего совета. Каждому из этих подразделений необходимо подумать над возможностью создать открытую для всех студентов университета структуру, основанную на дисциплинарной специфике подразделения и имеющую значимый воспитательный потенциал. Опыт факультета философии человека, на базе которого успешно функционирует творческое студенческое объединение «Пушкинские вечера», подтверждает перспективность такого направления в организации воспитательной работы в масштабе университета.

Переходя от вопросов организации к формам воспитательной работы, остановлюсь на трех идеях. Первая из них подсказана мне одним из выступлений нашего ректора Г. А. Бор-довского, который говорил о новых требованиях к должности вузовского преподавателя: он должен, в частности, не только давать знания, но и программировать самостоятельную работу студента над их поиском и усвоением. Моя идея состоит в том, что и с точки зрения педагогической, и в плане вечного дефицита живого времени надо выстраивать воспитательную работу преподавателя с учетом указанного программирования.

Что конкретно я имею в виду — поясню на примере своей работы в качестве сопредседателя объединения «Пушкинские вечера». Возьмем наш ежегодный конкурс поэтов, чтецов и бардов; этой осенью он состоится уже в пятый раз. Поэтому я хорошо знаю, что добрых две, а то и четыре сотни студентов заняты в той или иной мере подготовкой к нему: пишут стихи, мелодии, ищут и разучивают тексты. Они уже знают достаточно точно о требованиях конкурса к нравственным, эстетическим и педагогическим качествам номеров. И они сами работают над собой вот уже полгода после предыдущего конкурса. Программирующим эффектом воспитания членов «Пушкинских вечеров» обладают также и участие в меро-

приятиях Салона русской культуры, существующего при нашем объединении, и подготовка публикаций. Что касается последнего, то позвольте обратиться ко всем присутствующим с просьбой программирующего, простите, характера.

Сейчас готовится второе издание Герценов-ской поэтической антологии «Легенда о Пеликане». Оно приурочено к 210-й годовщине университета и должно быть дополненным, художественно и полиграфически более совершенным. Как ответственный редактор первого издания прошу вас, и особенно руководителей подразделений, довести эту информацию до всех заинтересованных сотрудников и обучающихся, организовать подготовку заявок на участие в антологии. Заявки подавать на факультет философии человека, заместителю декана по воспитательной работе (ауд. 112). Последний срок подачи — 1 июля текущего года.

А в заключение темы программирования хочу сказать об особой его форме. В общем-то она всем известна, но далеко не всегда и не всеми должным образом оценивается и применяется. Я бы назвал ее случайным программированием. Речь идет об индивидуальной воспитательной работе. Насколько значима она, настолько и сложна, специфична и трудоемка. Этически некорректно и нелепо уподоблять ее ведение индивидуальным учебным консультациям, подчинять сколь-нибудь четкому расписанию. Но и воспитательно общаться с каждым студентом отдельно у большинства из нас нет ни свободного времени, ни свободных сил. Где же выход? На мой взгляд, он в максимальном использовании возможностей повседневной жизни кафедр, факультетов, всего университета. Здесь мы постоянно встречаем наших воспитанников, и каждая, казалось бы, чисто случайная встреча может быть использована, чтобы поговорить со студентом «за жизнь» или хотя бы заглянуть ему в глаза, спросить, чем душа живет, какие у него проблемы. Иногда для этого достаточно нескольких минут. По своему опыту скажу — нет этих встреч благодарнее! Столько сам узнаешь, столько незримых уз взаимного личностного интереса и доверия завяжется; столько советов хочется подать. И подаешь, и, глядишь, со временем помогают. Значит — программируют! Давно взял я за правило не жалеть на это времени.

Вторая идея касается специфики нашего университета, ее воспитательного использова-

ния. Был я прошлой осенью на крупной международной конференции в Греции, на острове Родос. Собралось более 500 делегатов — представителей самых разных общественных групп, слоев, профессий. Обсуждалась тема диалога цивилизаций. И вот там я вдруг понял, что практически любая крупная проблема современности имеет особое измерение и в самой себе, и в своих решениях — это педагогическое измерение. Я назвал его Герценовским и связываю с ним возможность особой формы или даже класса форм воспитательной работы. Две я уже опробовал. По возвращении с Родоса провел в своих учебных группах несколько коротких бесед о поездке. Не придумывал никаких целей и средств, а просто делился живыми впечатлениями. И поразился эффекту: студенты просили рассказывать еще и еще, задавали вопросы, в перерыве подходили с благодарностями. А говорил-то я им всего-навсего об одном: как это здорово быть педагогом, видеть по-особому все проблемы, уметь общаться, находить друзей, быть нужным. Но, видимо, мое это «всего-навсего» оказалось созвучным проблемам жизненного и профессионального самоопределе-

ния слушателей. Ну а теперь вот еще вышли мои заметки по этой теме в журнальном приложении к «Педагогическим вестям». Спасибо студентам на факультетах физики и философии человека, вдохновившим на эту публикацию! Спасибо и редактору Н. И. Мельник. Я предложил ей завести рубрику для «воспитательских отчетов» о поездках герценовцев по России и зарубежью. И назвать эту рубрику «Герценовское измерение». В более общем плане считаю, что под таким названием можно проводить регулярные круглые столы для студенческого актива.

И, наконец, третья идея. Она возвращает нас к исходному вопросу: каждый ли преподаватель должен вести воспитательную работу? Я переформулирую и уточню уже данный мною ответ так: каждый преподаватель имеет широкие возможности для ведения воспитания через свой предмет, прежде всего через его историю. Любой закон, любое понятие науки имеют свою человеческую историю — биографии своих творцов, часто связанные с воспитательно значимыми событиями, переживаниями, уроками.

Л. А. Громова,

декан факультета управления

УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

К несомненным достижениям воспитательной деятельности в университете нужно отнести высокий уровень ее организации, научного обоснования и методического обеспечения. Итогом проделанной организационной работы стал очевидный рост творческого взаимодействия преподавателей и студентов, их совместного участия в факультетских и университетских проектах. Дальнейшее совершенствование этой деятельности связано с созданием и развитием механизмов управления воспитательным процессом. Оставляюсь на трех аспектах.

1. Управление знаниями и идеями - одна из самых продуктивных сфер взаимодействия преподавателей и студентов для развития творческих инициатив.

Как показывает опыт многих факультетов, за последние годы уровень творческой и научной активности студентов повышался в тех формах работы, которые были связаны с созданием и реализацией совместных с преподавателями проектов. Примером может служить

2-я международная студенческая конференция «Инновационные проекты в области предпринимательства, менеджмента, экологии и образования», которая прошла на факультете управления 20-21 апреля 2006 г. Идею предложили молодые ассистенты кафедры социального менеджмента. Студенты включились в этот проект в процессе изучения дисциплин «стратегический менеджмент», «проектный менеджмент» и других, выполняя задания по самостоятельной работе и групповым проектам. В результате в течение года студенты разработали и поддерживали сайт конференции, создали базу данных, организовали рассылку и обеспечили прием более тридцати студентов вузов России, ближнего и дальнего зарубежья, организовали проведение конференции, в которой участвовало около 200 студентов, разработали дизайн-макет и издали сборник материалов конференции. Но самый впечатляющий студенческий проект был осуществлен во время конференции — телемост, когда в режи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.