Таким образом, насильственная преступность военнослужащих - это совокупность предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации наиболее распространенных преступлений против личности, связанных с причинением потерпевшему (потерпевшим) физических и моральных страданий, среди которых в отдельную группу выделяются нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими (глумления и издевательства одних военнослужащих над другими) - из-за высокой общественной значимости этих преступлений и криминологического влияния их последствий на повседневную жизнь военнослужащих (а также призывников и лиц, уволенных в запас). Ключевым элементом отнесения преступлений к насильственным является насильственная мотивация.
1 См.: Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 году // Российская газета. 2004. 28 июля.
2 См.: Международный пакт о гражданских и политических правах, 16 декабря 1966 г. // Действующее международное право. Т. 2. М., 1997. С. 21.
3 См.: Всеобщая декларация прав человека, 10 декабря 1948 г. // Действующее международное право. Т. 2. С. 5.
4 В то же время предлагается нормативно закрепить определенные ограничения на распространение статистики воинских правонарушений, которая отрицательно сказывается на ежегодном призыве в армию. См.: Слободанюк И.А. Под грифом «конфиденциально» // Консультант Плюс. Комментарии законодательства. С. 2.
5 См.: Берестов В.П. Превышение полномочий должностными лицами в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях (уголовно-правовая и криминологическая характеристика): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-н/Д., 2003. С. 21
6 См. Насильственная преступность / Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. М., 1997. С. 7.
7 См.: Гаухман Л.Д. Проблемы уголовно-правовой борьбы с насильственными преступлениями в СССР: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1979.
8 См.: Соловьев С.С. Трансформация ценностей военной службы // Социологические исследования. 1996. № 9. С. 23; Клепиков Д. Социальный контроль в армии // Социальный контроль над девиантностью современной России / Под ред. Я.И. Гилинского. СПб., 1998. С. 170.
9 Борисов И.Ю. «Гедонистический риск» в неформальных молодежных объединениях. - Цит. по: Хохряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы. М., 1991. С. 112.
10 См.: Певень Л.В. Готовность к военной службе: проблема формирования оборонного сознания российской молодежи // Социологические исследования. 1997. № 5. С. 22.
А.В. Шахматов*, В.Г.Ставцев**
Некоторые вопросы общей профилактики хищений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, оперативно-розыскными мерами
Объекты транспорта как места наибольшей мобильности и концентрации людей, а также материальных ценностей постоянно находятся в поле зрения преступного элемента. Так, если в 2003 г. на объектах транспорта было зарегистрировано 66594 преступления (+1,7%)', то в 2006 г. эта цифра составила уже 80850 преступлений (+8,4%), в т.ч. - 18613 тяжких и особо тяжких2. Оперативная обстановка на объектах транспортного комплекса России характеризуется ежегодным ростом общего массива регистрируемых преступлений.
Среди различных видов современной транспортной преступности особое беспокойство вызывают посягательства, направленные на имущество граждан и юридических лиц, перемещаемое различными видами транспорта. Несмотря на предпринимаемые органами внутренних дел на транспорте совместно с администрациями железнодорожного, воздушного и водного транспорта
* Начальник кафедры оперативно-розыскной деятельности в органах внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный сотрудник ОВД Российской Федерации.
** Соискатель кафедры оперативно-розыскной деятельности в органах внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России
меры, ситуация в такой узкой специальной области, как сохранность перевозимых грузов, остается сложной. Количество краж грузов в 2006 г. возросло на 12%, составив 4090 преступлений. Рост числа краж грузов отмечается на участках всех УВДТ. При этом остаток нераскрытых преступлений данной категории увеличился на 37,4%.
Значительная часть общественно опасных деяний указанной категории совершается на железнодорожном транспорте. Железная дорога по-прежнему остается объектом повышенной опасности для лиц, пользующихся ее услугами. Никто не застрахован от посягательства на личное имущество в пути следования. Особенно актуальна проблема преступных посягательств на имущество юридических лиц, перевозимое железной дорогой. При этом большинство преступлений оказываются латентными. Поэтому в настоящее время необходимо совершенствовать оперативную работу органов внутренних дел на железнодорожном транспорте в сфере предупреждения краж грузов.
Оперативно-розыскная профилактика преступлений основывается на информации о лицах, от которых можно реально ожидать совершения преступлений, и криминогенных ситуациях, чреватых такой опасностью. Специфика оперативно-розыскной профилактики определяется ее видовой направленностью: общая или индивидуальная профилактика.
Под общей профилактикой понимается деятельность по выявлению и устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений. При этом, рассматривая общепрофилактическую деятельность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, необходимо сказать о возможностях и пределах оперативно-розыскной активности подразделений органов внутренних дел на транспорте при выявлении и устранении обстоятельств, способствующих совершению преступлений. Это связано с тем, что далеко не все криминогенные факторы могут быть устранены органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Многие из них лежат вне сферы досягаемости оперативно-розыскных мер (например, безработица), и это должно учитываться при их осуществлении. Устранение определенного круга криминальных факторов лежит в плоскости социальных, экономических, законодательных и других задач государства.
В связи с этим оперативные подразделения органов внутренних дел на транспорте должны обращать внимание прежде всего на те криминогенные факторы, нейтрализация или устранение которых находятся в пределах их компетенции.
Общая профилактика противоправных деяний, проводимая оперативными подразделениями, начинается с выявления криминогенных факторов. Оно включает в себя обнаружение обстоятельств, способствующих совершению преступлений, их проверку и, наконец, оценку.
Установление криминогенных факторов происходит, как правило, в ходе аналитической работы, путем осуществления целенаправленных оперативно-профилактических мер, а также при проведении мероприятий по раскрытию преступлений.
Аналитическая работа оперативными подразделениями органов внутренних дел на транспорте осуществляется постоянно. Без аналитической функции оперуполномоченным транспортной милиции невозможно планировать работу, рационально распределять свои силы, обеспечивать их сосредоточение на наиболее важных объектах. Анализируется также состав выявленных преступников, долевые показатели обслуживающего персонала, иногородних, местных жителей, гастролеров, несовершеннолетних. На основе аналитических данных осуществляется и планируется работа конфиденциального аппарата органов внутренних дел. В ходе этой работы должны предусматриваться комплексные мероприятия по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, расстановка сотрудников территориальных и транспортных органов внутренних дел.
Целенаправленное проведение оперативно-розыскных мероприятий для выявления причин и условий преступлений осуществляется, как правило, в случаях:
- осложнения оперативной обстановки на обслуживаемой территории;
- увеличения доли некоторых видов преступлений в общей структуре преступности или определенных категорий лиц среди привлеченных к ответственности (несовершеннолетних, ранее судимых и несудимых, наркоманов и др.);
- сезонного увеличения количества отдельных видов преступлений (краж, грабежей, разбоев на объектах транспортной инфраструктуры и др.).
Осуществляя мероприятия по раскрытию преступлений и розыску скрывшихся преступников, оперативные подразделения органов внутренних дел на транспорте получают значительный объем информации, которая не всегда имеет тактическое значение для выявления лиц, совершивших преступления. В то же время эта информация иногда может быть использована в общепрофилактической деятельности. Это касается прежде всего ситуаций, когда полученные
Ьв
ГЪ
СЪ
3
а
я
*
а
а
I
^5
<\>
съ
&
X
Я
сь
съ
Я
съ
съ
Я
Я
сведения свидетельствуют о наличии обстоятельств, способствующих совершению преступлений на объектах железнодорожного транспорта.
Вся информация о криминогенных факторах должна проверяться и оцениваться. Проверка предполагает прежде всего выяснение достоверности полученных сведений. Иногда она может включать в себя мероприятия по уточнению каких-либо обстоятельств и сбор дополнительной информации. Оценив сведения, оперативный сотрудник должен определить возможности своего ^ подразделения для устранения выявленных причин и условий преступлений.
Оперативные подразделения органов внутренних дел на транспорте могут устранять выявленные криминогенные факторы самостоятельно или с использованием возможностей других служб, а также опосредованно, т.е. через учреждения и организации, могущие оказать помощь в нейтрализации причин преступлений. Действуя опосредованно, они , в частности, направляют в администрации железнодорожного транспорта, представления о необходимости устранения причин Ф I и условий преступлений. В них содержится информация о совершенном преступлении, раскрываются причины и условия, способствовавшие его совершению, даются рекомендации по их устранению, 15 указываются срок, в течение которого должны быть приняты профилактические меры, и порядок 3 уведомления органов внутренних дел на транспорте об их осуществлении.
^ В частности, аналитическая и оперативно-розыскная работа органов внутренних дел в
^ последние годы позволила выявить наиболее криминальные объекты транспортной инфраструктуры, в т.ч. с учетом проводимых на железнодорожном транспорте реформ, выявить криминогенно опасные участки железнодорожного транспорта, определить основные направления воздействия на
*!
транспортную преступность.
Так, в 2006 г. в целях стабилизации оперативной обстановки органами внутренних дел на транспорте совместно с администрациями предприятий и организаций транспорта, а также другими правоохранительными органами, осуществлялся комплекс практических мероприятий, направленных на предотвращение преступности на объектах транспортной инфраструктуры. Для обеспечения надежной охраны объектов транспорта были приняты комплексные меры тактического характера:
- скорректированы схемы маршрутов, учитывая местные и сезонные особенности ^ перемещения пассажиров;
^ - на вокзалах с большим пассажиропотоком организована работа стационарных постов милиции,
^ в задачи которых входит осуществление пропускного режима, досмотр ручной клади и багажа 2 пассажиров;
^ - ужесточен контрольно-пропускной режим;
^ - маршруты подразделений безопасности дорожного движения приближены к объектам
^ транспорта, в частности, к тем станциям и остановочным платформам, где отсутствуют ^ подразделения транспортной милиции;
^ - во взаимодействии с администрациями предприятий железнодорожного транспорта приняты
дополнительные меры по усилению охраны и совершенствованию пропускного режима на стратегически важных объектах жизнеобеспечения, а также в местах массового скопления ^ пассажиров;
- проводятся тщательные ежедневные отработки вокзалов, гостиниц, объектов торговли, жизнеобеспечения транспорта, подвижного состава, находящегося в местах отстоя, в резерве и перед выходом в рейс.
В целях предупреждения совершению хищений и иных преступлений на объектах железнодорожного транспорта, они оснащаются современными средствами защиты.
Для предупреждения хищений, а также их раскрытия при совершении на объектах железнодорожного транспорта оперуполномоченные транспортной милиции должны уделять внимание ^ соблюдению администрацией железнодорожного транспорта Приказа МПС России № 38 от 18 июня ^ 2003 г. «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением
^ и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечней грузов, требующих обязательного 5 сопровождения и охраны», в соответствии с которым транспортировка большого количества грузов должна осуществляться в сопровождении проводников, в качестве которых могут выступать ^ грузоотправитель, грузополучатель либо уполномоченные ими лица, в т.ч. ведомственная охрана цр Минтранса России и иных органов исполнительной власти3.
При этом нельзя не учитывать мнения начальника КМ Забайкальского УВДТ А.Г. Иванова о том, что в связи со вступлением с 15 мая 2003 г. в законную силу Федерального закона «Транспортный устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» необходимо провести с личным составом оперативных подразделений в системе боевой и служебной подготовки занятия по его изучению, где обратить особое внимание на статьи Устава, регламентирующие порядок охраны
грузов и обстоятельства, могущие повлечь за собой совершение преступлений, в частности, хищения груза. Например, согласно ст. 59 Устава, охрана перевозимых грузов осуществляется непосредственно охраной грузоотправителя/грузополучателя, что, несомненно, повлечет за собой сокращение количества стрелков ведомственной охраны Минтранса России, отвечающих за охрану перевозимых железнодорожным транспортом грузов, а также при подаче вагонов, контейнеров на подъездные пути, и, соответственно, вызовет увеличение преступных посягательств на грузы4. В этой связи в Уставе, а также в ведомственных и межведомственных приказах Минтранса и МВД Российской Федерации важно предусмотреть расширенный перечень грузов, принадлежащих предприятиям с государственным капиталом, перевозимых под охраной ведомственной охраны.
В вышеуказанном приказе также указываются способы передачи грузов под охрану, взаимоотношения между перевозчиком и ведомственной охраной, особенности выгрузки грузов при неисправности вагонов, контейнеров, запорно-пломбировочных устройств и т.д. Знание положений этого документа, а также положений иных ведомственных и межведомственных правовых актов поможет оперуполномоченному транспортной милиции наметить круг лиц, подозреваемых в совершении преступлений, составить план мероприятий и выполнить их более быстро и эффективно. Для этого нужна дополнительная подготовка лиц, поступающих на службу в оперативные подразделения органов внутренних дел на транспорте.
Большую помощь оперативным подразделениям органов внутренних дел на транспорте в предупреждении хищений и иных преступлений на объектах железнодорожного транспорта оказывает патрульно-постовая служба. В целях обеспечения общественной безопасности в целом и предупреждения и пресечения хищений на объектах железнодорожного транспорта оперативными подразделениями транспортной милиции в зависимости от состояния оперативной обстановки проводятся оперативно-розыскные и профилактические мероприятия. Регулярно проводятся оперативно-профилактические мероприятия «Вихрь-Антитеррор», «Арсенал», «Пассажир», «Розыск», «Нелегал», «Светофор», «Преграда» и др. В ходе таких операций во взаимодействии с территориальной милицией, внутренними войсками, ведомственной охраной обеспечивается безопасность вокзалов, станций, особо важных объектов жизнеобеспечения транспорта, увеличивается количество сопровождаемых поездов дальнего следования и электропоездов за счет привлечения сотрудников конвойных подразделений, дознания, подразделений по делам несовершеннолетних, криминальной милиции и следствия. Личный состав ОМОН в это время участвует в сопровождении наиболее криминогенно пораженных поездов дальнего, местного и пригородного сообщений, в массированных отработках парков отстоя пассажирских поездов и товарных парков.
Совместные специализированные оперативные группы ведомственной охраны и милиции играют немаловажную роль в обеспечении сохранности перевозимых грузов на объектах железнодорожного транспорта. В этой связи повышенное внимание руководителей органов внутренних дел и подразделений ведомственной охраны должно быть обращено на вопросы организации и практической деятельности этих спецформирований, повышения профессионального мастерства сотрудников. Работа ССГ должна анализироваться ежеквартально с направлением обзоров в подчиненные подразделения.
Отдельным направлением профилактики хищений на объектах железнодорожного транспорта является предупреждение и выявление замаскированных хищений грузов. В этих целях ежеквартально сотрудниками БППГ линейных подразделений во взаимодействии с работниками железнодорожного транспорта, ведомственной охраны проводятся проверки мест хранения, выдачи запорнопломбировочных устройств (ЗПУ) и бланочной продукции строгой отчетности. Так, например, непосредственно на все отделения Забайкальской железной дороги в 2006 г. поступило 82347 запорнопломбировочных устройств, из них израсходовано 74669 штук: Читинское отделение - 53482 шт., Свободненское - 16644 шт., Могочинское - 4543 шт. Остаток на 1 января 2007 г. составил 7676 штук (5501, 1654 и 521 шт. соответственно). В ходе проведения проверок установлено, что запорнопломбировочные устройства хранятся в сейфах, снабженных замком. Ключи от сейфов хранятся у ответственных за сохранность запорно-пломбировочных устройств. Номера выданных ЗПУ вносятся в журналы учета выдачи запорно-пломбировочных устройств, выдача производится под роспись. Расход бланков учитывается ежесуточно. При этом, конечно, оперативным работникам транспортной милиции необходимо обладать знаниями о типах запорно-пломбировочных устройств и их применении, а также правилах пломбирования вагонов и контейнеров.
Правила пломбирования вагонов и контейнеров утверждены Приказом МПС России от 12 апреля 1999 г. № 22Ц (зарегистрирован в Министерстве юстиции России 30 ноября 1999 г. № 1995).
Ьв
ГЪ
СЪ
3
X
Я
*
а
а
I
^5
<\>
съ
&
X
Я
сь
5
съ
Я
съ
съ
Я
Я
В данном документе отмечается, что запорно-пломбировочные устройства применяются в целях предотвращения проникновения посторонних лиц в грузовые помещения вагонов, контейнеров и обеспечения сохранности перевозимых грузов. ЗПУ не должны допускать возможности снятия их с вагона, контейнера без нарушения целостности либо несанкционированного проникновения внутрь вагона, контейнера. Для более эффективной работы оперативных подразделений в деле предупреждения и раскрытия хищений на объектах железнодорожного транспорта в их состав должны быть включены специалисты в данной области, способные сразу определить тип ЗПУ, способ его вскрытия, способ хищения груза и его маскировки и т.д.
Важным фактором в общей профилактике совершения хищений на объектах железнодорожного транспорта, в устранении причин и условий, им способствующих, выступает совершенствование кадровой политики в подразделениях по борьбе с хищением перевозимых грузов.
Так, с целью управленческого воздействия и контроля за работой подчиненных подразделений в ОБППГ Забайкальского УВД на транспорте за каждым из сотрудников закреплены конкретные линейные подразделения по линии работы БППГ, по каждому курируемому подразделению заведены литерные дела. В течение 2006 г. сотрудниками отдела БППГ осуществлено 39 выездов в подчиненные линейные подразделения для оказания практической и методической помощи в организации оперативно-служебной деятельности и раскрытии конкретных преступлений. По каждой командировке составлялись служебные задания, а в последующем - справка по выявленным недостаткам.
В целях повышения профессионального уровня сотрудников БППГ в 2006 г. прошли стажировку сотрудники БППГ ЛОВД на ст. Чернышевск, Забайкальск, Хилок Читинского ЛОВДЖВТ. В линейные подразделения Забайкальского УВДТ подготовлены и направлены 8 обзоров, 6 методических рекомендаций, 47 указаний (например, обзор по результатам работы подразделений БППГ ЗУВДТ в 2005 г.; обзор об итогах проведения ОПО «Металл-2006» в период с 15 по 24 марта 2006 г.; методические рекомендации по правилам выдачи грузов на железнодорожном транспорте - исх. № 13/1931 от 28 марта 2006 г.; указания «Об обеспечении контроля за прохождением вагонов-цистерн», «По обеспечению сохранности подвижного состава», «Об обеспечении сохранности перевозимых железнодорожным транспортом химических веществ», «Об активизации АОР», «Об активизации работы по предупреждению хищений угля с подвижного состава; Об активизации работы по предупреждению хищений металла с подвижного состава», «Об активизации работы по проверке вагонов загружающихся ломом черного металла на станциях» и др.).
Состояние и результаты работы по линии БППГ рассматривались как на коллегиях, так и на оперативных совещаниях при начальнике КМ и начальнике отдела БППГ Забайкальского УВДТ 22 раза. 18 октября 2006 г. с сотрудниками подразделений БППГ линейных подразделений проведено семинар-совещание, на котором изучены передовые формы и методы работы по раскрытию преступлений в сфере грузовых перевозок, рассмотрены проблемы взаимодействия подразделений БППГ и филиала ФГП ВО МПС РФ на Забайкальской железной дороге по предупреждению и раскрытию преступлений в сфере грузовых перевозок5.
Все названные мероприятия, несомненно, способствуют повышению эффективности профилактической деятельности органов внутренних дел в области транспортной инфраструктуры, а полученный положительный опыт отдельных подразделений должен быть распространен на всей территории нашей страны. Изложенные в настоящей работе законодательные предложения и практические рекомендации будут способствовать повышению качества работы оперативных подразделений органов внутренних дел в сфере противодействия совершению хищений на объектах железнодорожного транспорта.
1 См.: Аналитические материалы МВД России. М., 2004.
2 См.: Состояние о преступности и раскрываемость преступлений на транспорте. М., 2007.
3 См.: Приказ МПС России от 18 июня 2003 г. № 38 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечней грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны» // Российская газета. 2003. 13 августа.
4 См.: Экспресс-информация по вступлению в законную силу Федерального закона «Транспортный устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Чита, 2003.
5 См.: Анализ работы подразделений БППГ Забайкальского УВДТ в сфере грузовых перевозок за 2006 год. Чита, 2007.