Научная статья на тему 'Некоторые вопросы обеспечения транспортом системы лесозаготовитель-потребитель'

Некоторые вопросы обеспечения транспортом системы лесозаготовитель-потребитель Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы обеспечения транспортом системы лесозаготовитель-потребитель»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТОМ СИСТЕМЫ «ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬ-ПОТРЕБИТЕЛЬ»

A.B. БОРТКЕВИЧ, асп. кафедры экономики и организации ЛХи ЛПМГУЛа

В современных условиях рыночной экономики транспортное обеспечение перевозок грузов требует особого внимания со стороны грузоотправителя. Лесозаготовительное предприятие, как грузоотправитель, перемещая свою продукцию покупателю, проводит важную операцию, связанную с реализацией продукции. На первый взгляд может показаться, что нет ничего проще, чем погрузить лесоматериалы на транспортное средство и перевезти их «во двор» потребителю, но на самом деле к этому процессу необходим серьезный подход.

Перевозка, как фаза, связанная с реализацией продукции, требует от отправителя, заинтересованного в минимизации расходов, предварительного технико-экономического обоснования, которое является залогом выбора оптимального варианта транспорта продукции. Перед каждым предприятием возникают вопросы:

- обеспечивать ли перевозку своим транспортом или воспользоваться услугами транспорта сторонней организации;

- какой вид транспорта наиболее предпочтителен для перевозки.

Ответы обусловлены многими факторами: обеспеченностью предприятия парком собственного транспорта, возможностью его использования (приспособленность транспорта к условиям перевозки груза, техническое состояние, изношенность и др.), удаленностью предприятия от транспортных путей общего пользования, наличием собственных подъездных путей и т.д.

Для того, чтобы разрешить возникающие вопросы предприятию необходимо определить сферу рационального использования различных видов транспорта, которые представляют собой предельные расстояния эффективного применения тех или иных транспортных средств для доставки грузов,

рассчитанные путем сопоставления стоимости перевозок и качественных показателей транспортного обслуживания.

При планировании и организации перевозок в текущих условиях при наличии конкурентных вариантов использования нескольких видов транспорта выбирается наиболее эффективный способ перевозки грузов. К сожалению, не всегда имеется возможность проводить подробные сравнительные расчеты, поэтому для грузовых перевозок часто используют заранее обоснованные сферы применения различных видов транспорта.

В основе расчетов в текущих условиях лежат тарифные (провозные) платы за перевозки и сопутствующие издержки, связанные с подготовкой груза к транспортировке, расходы на погрузочно-разгрузочные работы и перевалочные операции, стоимость страховых и других сборов и платежей.

При выборе вида транспорта учитывается грузоподъемность и мощность транспортных средств, скорость и срок доставки, уровень сохранности грузов, удобство подвоза-вывоза, регулярность перевозок, комплексность обслуживания и другие качественные характеристики.

Обязательным условием рациональности определения сфер использования видов транспорта является обеспечение сопостав-ляемости затрат и условий перевозок по транспортировке. На разных видах транспорта по-разному учитывают или вовсе не учитывают некоторые элементы текущих издержек. Так, в себестоимость перевозок на автомобильном транспорте общего пользования не включают «дорожную составляющую», так как содержание автодорог финансируется из дорожных фондов и местных бюджетов. В себестоимость железнодорожных перевозок входят путевые расходы, которые составляют около 28 %. На автомобильном и железнодо-

рожном транспорте в себестоимость перевозок не входят затраты на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые на средства клиента. На железных дорогах расходы на маневровые работы по формированию поездов полностью включаются в себестоимость перевозок. Следовательно, при сопоставимых расчетах эти элементы затрат на соответствующих видах транспорта должны быть учтены дополнительно.

Необходимо отметить, что сравнение средних величин себестоимости перевозок и других затрат по видам транспорта неправомерно, так как они определены для установившейся средней дальности перевозок. Сравнение должно производиться в сопоставимых условиях на конкретном направлении, при одинаковых объемах перевозки одного и того же груза и реальных схемах транспортировки.

Для России условно можно считать расстояния перевозок до 100-200 километров

- короткими, от 200-800 километров - средними, от 800 до 1500 километров дальними и свыше 1500-2000 километров - сверхдальними. В соответствии с этой классификацией можно выделить следующие экономически целесообразные сферы использования различных видов транспорта для грузовых перевозок.

Железнодорожный транспорт наиболее эффективен при перевозках на средние и дальние расстояния, а также при доставке грузов на предприятия, располагающими подъездными железнодорожными путями, и на короткие расстояния до 10-50 километров. При массовых перевозках железные дороги выгодно использовать на сверхдальние рас-

стояния. При наличии устойчивых грузопотоков, формировании отправительских и технологических маршрутов железнодорожный транспорт конкурентоспособен при доставке грузов как на дальние, так и на короткие расстояния.

Основная сфера использования автомобильного транспорта - перевозки на короткие расстояния. Благодаря высокой мобильности автотранспорта при отсутствии альтернативных способов доставки, он широко используется на короткие и средние расстояния. Автотранспорт является одним из основных конкурентов железных дорог. При отсутствии у корреспондирующих предприятий железнодорожных подъездных путей часто выгоднее использовать автотранспорт на расстояние перевозки до 300-500 километров. Однако во многих случаях комбинированные перевозки совершаются во взаимодействии этих двух видов транспорта.

Определение рациональных сфер использования железнодорожного и автомобильного транспорта производится путем сопоставления тарифных плат или приведенных затрат на перевозки по различным схемам транспортировки (П-М-П, П-М-А, А-М-А и др., где П - подъездной железнодорожный путь, М - магистральная железная дорога, А - автотранспорт), типам автомобилей, дорожным условиям, родам грузов и т.п. Предельные рациональные расстояния перевозки грузов автотранспортом (таблица) одновременно показывают и минимальную дальность перевозки железнодорожным транспортом, при увеличении которого выгодно использовать именно его.

Таблица

Предельные равновыгодные расстояния перевозок лесоматериалов автотранспортом, км, при альтернативных схемах транспортировки по железнодорожному варианту

Наименование груза Схемы транспортировки по железной дороге

П-М-П П-М-А А-М-А

Лесоматериалы 20-30 90-100 150-200

В связи с ростом на нефтепродукты сферы применения автомобильного транспорта могут уменьшаться и расширяться для железных дорог, использующих более дешевые дизельное топливо и электроэнергию. В последние годы мощные грузовые «дальнобойные» автомобили стали использоваться для перевозок, в том числе иностранными перевозчиками, на расстояния более 1000 километров. Такие перевозки совершаются часто в результате серьезных технико-экономических расчетов по определению рациональных сфер использования видов транспорта.

Разделение технологических функций между транспортом общего пользования и транспортом предприятия не носит абсолют-

ного характера. Перевозки одних и тех же грузов с той же технологической задачей в ряде случаев могут производиться либо транспортом общего пользования, либо транспортом предприятия грузоотправителя. Единственным критерием при выборе того или иного вида транспорта служит экономическая целесообразность.

Литература

1. Журавлев Н.П., Беседин И.О. Экономика и организация промышленного транспорта. - М.: ИПК "Желдориздат", 2001.-440 с.

2. Терешина Н.П., Лапидус Б.М., Трихунков М.Ф. Экономика железнодорожного транспорта. - М.: ИПК «Желдориздат», 2001. - 600 с.

ОДИН ИЗ ПОДХОДОВ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ ОПТИМАЛЬНОГО КОМПЛЕКТА ЗИП

С.А. СИРОТОВ, асп.кафедры технологии машиностроения и ремонта МГУЛа

Проблема расчета комплектов запасных частей (ЗПЧ) входит в общую проблему проектирования (разработки) ЗИП. Под условным сокращением «ЗИП» понимают совокупность предметов, приданных определенному изделию или состоящих на снабжении применительно к нему и предназначенных для использования только при его техническом обслуживании и ремонте с целью восстановления и поддержания исправности или работоспособности этого изделия.

К предметам ЗИП относятся запасные части, инструменты, приспособления и принадлежности, контрольно-измерительные приборы.

В настоящее время в теории и практике существует несколько различных видов ЗИП. Для того, чтобы сделать дальнейшее изложение вопроса более понятным, рассмотрим основные особенности, присущие этим видам ЗИП.

Превде всего, различают ЗИП постоянного и временного состава (соответственно ЗИП-П и ЗИП-В). ЗИП-П для каждого типа изделий имеет состав, фиксированный как по

номенклатуре типономиналов (ТН), так и по количеству предметов каждого ТН. Состав ЗИП-П устанавливается, в принципе, на весь срок эксплуатации изделий. Это, однако, не исключает возможностей корректировки как номенклатуры, так и численного состава ЗИП-П по мере накопления опыта эксплуатации изделий данного типа.

Состав ЗИП-В определяется временным документом отдельно для каждого случая его заказа, причем документ может весьма существенно изменяться от одного заказа к другому даже для одних и тех же обеспечиваемых изделий.

ЗИП-П, в свою очередь, подразделяется на три вида ЗИП: одиночный (ЗИП-О), групповой (ЗИП-Г) и ремонтный (ЗИП-Р).

ЗИП-0 предназначается для обеспечения технического обслуживания и текущего ремонта изделия, причем все операции с комплексом ЗИП-0 выполняются персоналом, непосредственно обслуживающим данное изделие.

ЗИП-Г предназначается для пополнения ЗИП-0 по мере его расходования, для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.