Миграционная проблематика - одна из самых актуальных в мире. Хотя, можно сказать, что нет человека, который не знаком с миграцией, но вместе с тем политики признают сложность управления ею, а ученые, как отечественные, так и западные, отмечают, что не существует ни единства в понимании ее сущности, ни единых подходов к ее изучению [1, с. 5].
Не вызывает сомнений, что криминальная активность, агрессия, ксенофобия могут быть порождением различных девиантных тенденций, доминирующих в среде мигрантов. Мигранты и вынужденные переселенцы давно привлекали внимание не только криминологов, но и психологов, социальных работников, психиатров, т.к. у них чаще обнаруживаются различные социальные отклонения и психические расстройства, чем в общей популяции. Помимо различных девиаций, специалистами изучались социальные и средовые факторы, влияющие на миграционную активность и формы миграционного поведения [2, с. 34].
Процессы, происходящие в сфере миграции, оказывают существенное влияние на состояние национальной безопасности государства, на международную стабильность. При отсутствии эффективной миграционной политики мигранты, прежде всего нелегальные, становятся питательной средой для организованной преступности, наркобизнеса, терроризма. Эта среда способствует росту и воспроизводству угроз государству и гражданскому обществу [3, с. 24].
Проведенные некоторыми авторами исследования свидетельствуют о наличии в обществе своего рода ксенофобии в отношении мигрантов. При этом обращает на себя внимание то обстоятельство, что устойчиво сохраняется стереотип о криминальности мигрантов и существенном их влиянии на криминогенную обстановку в регионе. При этом представления населения о преступности мигрантов часто не соответствуют действительности [4, с. 4; 5].
Особое значение для эффективного противодействия преступности имеют криминологические исследования, специфика которых во многом определена предметом криминологии как науки. Криминология - это наука о закономерностях возникновения и развития преступности, ее причинах, личности преступника и преступной деятельности, жертве преступления, основах организации борьбы с преступностью и осуществления антикриминогенной политики [6, с. 13].
По мнению отечественных криминологов, сотрудников правоохранительных органов, общественных и политических деятелей, миграция (в первую очередь нелегальная) создает почву для теневой экономики, этнической преступности, непосредственно влияет на коррупционные процессы, способствует распространению опасных инфекций (СПИД, гепатит, туберкулез и т.д.). На протяжении десяти последних лет миграционная ситуация в стране оценивается как сложная [7, с. 38].
Количество преступлений, совершаемых как мигрантами, так и против них, имеет тенденцию к росту. В значительной степени это связано не с криминальными наклонностями приезжих, а, прежде всего, с отсутствием должного контроля за ними. Нередко групповая преступная активность формируется в условиях закрытых диаспор и этнических сообществ (что объясняет высокую латентность преступлений, совершаемых иностранцами). Подавляющее большинство таких преступников (до 91,6 %) - выходцы из стран СНГ [8, с. 13; 9].
М.М. Бабаев утверждает, что «...существует устойчивая связь между показателями миграции населения и преступностью (коэффициент корреляции равен 0,72). Области и края РСФСР с высокими показателями интенсивности миграции населения отличаются чаще всего и повышенными показателями преступности. Однако какие-либо жесткие пропорции между показателями миграции населения и преступности отсутствуют. Ведь если бы связь между показателями миграции населения и преступности была однозначной и прямолинейной, следовало бы заключить, что преступность определяется одним-единственным или явно преобладающим фактором - миграцией населения. В общем комплексе (или, точнее, системе) причин преступности отрицательным последствиям миграции населения принадлежит место одного из факторов, роль которого зависит от интенсивности проявления других факторов. Действие последних может как бы суммироваться с действием миграции, усиливая ее криминогенное влияние. Одновременно иные, положительные, факторы могут нейтрализовать или смягчать отрицательные потенции данного явления, и тогда статистическая связь между миграцией и преступностью не обнаруживается» [10, с. 44-45].
Проводимые исследования в области преступности иностранных граждан и лиц без гражданства (внешних мигрантов) при определении количественных показателей основываются на удельном весе преступлений, совершенных иностранными гражданами в общем количестве преступлений,
совершенных в том или ином регионе, а также по России в целом [11, с. 29; 20, с. 56]. Некоторые авторы связывают количественные показатели уровня преступности внешних мигрантов с квотами на привлечение иностранной рабочей силы [12, с. 15]. При этом исследователи в определении уровня преступности не учитывают общее количество иностранных граждан и лиц без гражданства, поставленных на миграционный учет в том или ином регионе, в определенный период времени, а ведь это официальная статистика количества иностранных граждан, прибывших и находившихся на территории РФ, или не доверяют ей, используя различные экспертные оценки [18, с. 19; 19, с. 28].
Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства [17, ст. 2].
Действующая в настоящее время государственная система миграционного учета отражает количество иностранных граждан и лиц без гражданства, поставленных на миграционный учет на определенной территории. Согласно действующему законодательству срок пребывания иностранного гражданина на территории РФ составляет 90 суток и продлевается при наличии ограниченного круга обстоятельств [13, ч. 2 ст. 5]. Введенные в последнее время изменения в миграционное законодательство (патенты, возможность осуществления трудовой деятельности отдельных категорий иностранных граждан без разрешений на работу, отмена виз с некоторыми странами, межгосударственные соглашения и т.п.) создают больше возможностей продления законного срока пребывания и сводят к минимуму вероятность незаконного пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Как правило, большая часть иностранных граждан прибывает в Россию в целях осуществления трудовой деятельности, туризма, убывая в свою страну ближе к зиме, и использование показателя поставленных на миграционный учет иностранных граждан за определенный год даст более реалистичную картину количества иностранных граждан при проведении расчетов показателей преступности.
Полученные расчеты дадут возможность для достоверных выводов влияния преступности мигрантов на общее состояние преступности в отдельных регионах или по России в целом, а также показатели увеличения или снижения уровня преступности мигрантов.
Так, например, при исчислении коэффициента преступности в России, в общем, и коэффициента преступности мигрантов получаются следующие показатели (см. табл.):
Таблица
Общее количество преступлений [14] / из них совершенных гражданами РФ Количество преступлений, совершенных иностранцами [14] Количество населения в РФ [15] Количество иностранных граждан, поставленных на миграционный учет в РФ [16] Коэффициент преступности в общем граждан РФ (на 100 тыс. населения) Коэффициент преступности иностранцев (на 100 тыс.)
2009 год 2960300/2902320 57980 142962433 8608421 2,03 0,67
2010 год 2628800/2579800 49000 142914136 9111397 1,8 0,53
2011 год 2404807/2359851 44956 142914095 9921010 1,65 0,45
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать выводы, что коэффициент преступности иностранных граждан и лиц без гражданства намного меньше показателя коэффициента преступности граждан РФ и имеет тенденцию к уменьшению, несмотря на увеличение количества иностранных граждан, поставленных на миграционный учет. Полученные данные можно
использовать в дальнейших криминологических исследованиях мигрантов и, соответственно, в выработке мер профилактики и предупреждения правонарушений и преступлений.
Литература
1. Методология и методы изучения миграционных процессов: Междисциплинарное учеб. пособие / Под ред. Ж. Зайончковской, И. Молодиковой, В. Мукомеля. М., 2007.
2. Бакин А.А. Особенности криминологической профилактики групповых преступлений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства // Миграционное право. 2011. № 2.
3. Добыш М.А. Влияние миграции на экономическую безопасность Российской Федерации // Миграционное право. 2008. № 3.
4. Богданов В. Криминальная миграция // Российская газета. 2009. 22 мая.
5. Шкель Т., Владимиров Д. Пушкин для мигрантов // Российская газета. 2006. 5 декабря.
6. Клейменов М.П. Криминология: Учебник. М., 2008.
7. Голюк Н.С., Ким Е.Р. К вопросу о механизме криминологического обеспечения миграционной политики // Миграционное право. 2009. № 4.
8. Графова Л. Чужие // Российская газета. 2010. 13 октября.
9. Фалалеев М. Досье на гастарбайтера // Российская газета. 2010. 16 февраля.
10. Бабаев М.М. Теоретические основы криминологического исследования социально-демографических процессов в СССР: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1975.
11. Дук Ю.И. Влияние миграционных процессов на динамику и уровень преступности // Миграционное право. 2008. № 4.
12. Царегородцев И.Ю. Миграционные процессы и их влияние на криминогенную обстановку региона (на примере Москвы) // Миграционное право. 2010. № 4.
13. Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 115-ФЗ « О правовом положении иностранных граждан в РФ» // КонсультантПлюс.
14. иКЬ: Шр: //www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports/show_88233/
15. иИЬ: http: //www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/65oz-shisl28.htm
16. Статистическая отчетность ФМС России формы 1-РД за 2011год.
17. Федеральный закон от 18 июня 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
18. Прокофьев Д.А. Использование результатов криминологических исследований по проблемам противодействия незаконной миграции // Миграционное право. 2009. № 4.
19. Литвинов А.А. Преступность незаконных мигрантов и методика ее анализа // Миграционное право. 2009. № 1.
20. Надольная А.А. Состояние и превенция преступлений, совершаемых мигрантами // Российский следователь. 2007. № 5.