8.2. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Синяпкин Александр Николаевич, Заместитель начальника УВД по Дзержинскому району г.Волгограда
Аннотация. В статье рассматриваются отдельные вопросы информационных отношений в обществе, а именно использование средств массовой информации в раскрытии и расследовании преступлений, некоторые пробелы в действующем законодательстве Российской Федерации по данной проблеме.
Ключевые слова: Средства массовой информации, оперативно-розыскная деятельность, вопросы правового регулирования, раскрытие и расследование преступлений, оперативные подразделения, следственные подразделения.
Произошедшие за последние годы перемены в России свидетельствуют о все более возрастающей информатизации общества. Информация становится не менее важным ресурсом, чем материальные или энергетические ресурсы. Ее производство и оборот стали одним из центральных звеньев развития российского общества. На основании ч. 2 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законным способом. Право человека и гражданина на получение информации, особенно той, которая непосредственно может касаться реальной обеспеченности защиты его прав и свобод от преступных посягательств, реализуется, в первую очередь, средствами массовой информации, что закреплено положениями ст. 38 Закона РФ «О средствах массовой информации». При этом, своевременная и объективная информированность населения о состоянии преступности, сведения о которой в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне» не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию, позволяет не только обеспечить понимание тех мер (в том числе и носящих характер ограничений прав), которые предпринимаются правоохранительными органами в целях минимизации возможного или уже причиненного ущерба. Информирование населения о состоянии преступности предоставляет возможность широкого участия граждан и общественных объединений в осуществлении таких мер. Немаловажным также является возможность оперативно-розыскных и следственных подразделений органов внутренних дел через СМИ ориентировать общественность на предоставление, в том числе на возмездной основе, с сохранением по желанию конфиденциально-
сти, информации о подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлениях, о лицах их подготавливающих, совершающих и совершивших, о местонахождении лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, прокуратуры, суда, уклоняющихся от отбытия наказания и лиц без вести пропавших, а также о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, которая ранее не была известна правоохранительным органам. Изложенное обусловливает необходимость постоянного взаимодействия оперативно розыскных и следственных подразделений органов внутренних дел со СМИ в процессе предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений.
Вместе с тем правовые, организационнотактические аспекты такого взаимодействия органов дознания и следователей со СМИ на сегодняшний день имеют достаточное количество проблемных вопросов, требующих разрешения как на законодательном, научном, так и на исполнительном уровне. В этой связи мы попытаемся осветить, на наш взгляд, наиболее актуальные вопросы взаимодействия оперативно-розыскных и следственных подразделений органов внутренних дел со СМИ, в первую очередь, связанных с раскрытием и расследованием тяжких и особо тяжких преступлений.
Как правило, взаимодействие оперативных и следственных подразделений органов внутренних дел со СМИ осуществляется через отделы информации (пресс-службы либо специально выделенных для данной деятельности сотрудников) или самостоятельно должностными лицами указанных аппаратов на взаимовыгодных условиях для достижения целей борьбы с преступностью. Сотрудники оперативно-розыскных и следственных подразделений могут взаимодействовать со СМИ как в процессе документирования преступной деятельности разрабатываемых лиц в рамках дел оперативного учета, так и в процессе предварительного расследования в рамках уголовных дел. В ходе такого взаимодействия могут быть решены следующие задачи:
установление лиц, подготавливающих, совер-
шающих или совершивших преступление, а также непосредственно фактов преступной деятельности;
выявление «идеальных» следов преступления (очевидцев преступления и иных свидетелей);
выявление материальных следов преступления (оружия, взрывчатых веществ, похищенного имущества и т.д.);
дезориентация преступников относительно намерений и действий оперативно-розыскных и следственных подразделений, в том числе осуществление оперативных игр;
Пробелы в российском законодательстве
2’ 2009
установление личности погибших в результате преступления;
установление местонахождения скрывшихся преступников и лиц без вести пропавших;
информирование общества о преступлении и условиях, способствующих его совершению, с целью предотвращения возникновения слухов и беспокойства населения;
информирование общества о необходимых мерах безопасности, направленных на предотвращение аналогичных преступлений.
При этом необходимо учитывать, что на основании ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне», а также ст. 12 Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности» сведения об используемых или использованных при проведении оперативно-розыскных мероприятиях силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах этой деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках оперативно-розыскных подразделений, о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. При этом придание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Кроме того, в соответствии со ст. 161 УПК РФ, данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается.
В этой связи СМИ могут предавать огласке полученные ими данные только при условии получения специального разрешения, подписанного должностным лицом оперативно-розыскного или следственного подразделения. Нарушение данного условия влечет привлечение лица, опубликовавшего вышеуказанные данные без соответствующего разрешения, к уголовной ответственности за разглашение государственной тайны по ст. 283 УК РФ и за разглашение данных предварительного расследования по ст. З10 УК РФ.
При обращении органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или следователя через СМИ за помощью к общественности должны быть решены следующие вопросы: необходимости использования помощи общественности; характера помощи общественности; объема предоставляемой общественности информации; выбора формы оглашения информации; выбора СМИ, через которые необходимо обратиться к общественности;
определения путей приема информации от населения.
Можно выделить два основных момента, определяющих необходимость использования СМИ:
• недостаток или отсутствие информации о событии преступления и лицах, к нему причастных;
• невозможность получения нужных данных иным способом.
Вместе с тем, следует правильно избирать момент опубликования материала. Обращаться за содействием к общественности нужно после того, как другие пути испытаны и получить сведения иным путем, как правило, не представляется возможным. Это объясняется тем, что обнародование некоторых обстоятельств дела может раскрыть пробелы документирования или (и) следствия, о чем станет известно не только населению, но и преступнику. Поэтому, если есть другие пути поиска сведений, необходимых следствию, надо вначале воспользоваться ими.
Перед тем как обратиться за помощью к общественности, необходимо тщательно проанализировать предоставляемую информацию, оценив при этом не только ожидаемые положительные, но и негативные последствия от ее обнародования. Информация розыскного характера должна быть по возможности лаконичной, не содержать излишеств и эмоциональной окраски, которая может быть неправильно истолкована и привести к панике, слухам, кривотолкам. А содержание - отражать причины и сущность обращения. В тексте оправдано употреблять выражения, не вызывающие сомнений в возможностях органов дознания и следствия. Важно подчеркнуть, что явка в милицию свидетеля или потерпевшего может ускорить расследование, будет способствовать быстрейшему выявлению лиц, совершивших преступление, предотвращению совершения ими других противоправных действий.
Обращаясь за помощью к общественности через СМИ, может быть выбрана одна из форм оглашения сведений: публикации материалов в печатных СМИ; интервью; брифинги; пресс-конференции;
выступления в прямом эфире.
При этом необходимо сразу же продумывать канал обратной связи. Этот канал должен быть, прежде всего, удобен для тех, кто может сообщить интересующую следствие информацию. В качестве средства связи наиболее часто используется телефон, номер которого сообщается в СМИ вместе с обращением.
Наряду с вышеизложенным необходимо учитывать, что помимо распространения информации о совершенном преступлении, полученной от органа дознания или следователя в соответствии со ст. 47 Закона РФ «О средствах массовой информации», журналисты имеют право самостоятельно искать, запрашивать, получать и распространять информацию. При этом ими может излагаться своя точка зрения, использованы свои источники информации, задействованные в процессе «журналистского» расследования. Журналист сам собирает и проверяет материалы, не ссылаясь на выводы органа дознания или следствия. Он наравне с редакцией несет полную ответственность за достоверность представленной информации и источники ее получения. Поэтому, особенно после совершения преступления, имеющего общественный резонанс, помимо официальных сообщений о нем в различных СМИ появляется большое количество публикаций на данную тему. Журналистами проводятся независимые расследования, публикуются ставшие им известными из независимых источников факты совершения криминального события.
В связи с этим, в ходе работы по делам оперативного учета и расследования необходимо уделять внимание сбору и изучению появляющейся в СМИ информации о криминальном событии. При создании следственно-оперативных групп по фактам совершения тяжких и особо тяжких преступлений необходимо определить лиц, ответственных именно за изучение вышеуказанной информации. В случае появлении в СМИ интересующей орган дознания и следствие информации, необходимо ее затребовать и проверить.
На основании ч. 2 ст. 144 УПК РФ «редакция, главный редактор соответствующего СМИ обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания, имеющиеся в распоряжении соответствующего СМИ документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а так же данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации».
Представляется, что наличие в рассматриваемой статье УПК РФ случаев исключающих передачу правоохранительным органам по их требованию интересующей информации не оправданным и противоречащим закону.
Во-первых, это дает возможность некоторым журналистам в погоне за сенсацией, руководствуясь корыстными мотивами и целями, распространять ложные сведения о совершенном преступлении. При этом изобличить их во лжи не возможно, так как ссылка на исключение в ч. 2 ст. 144 УПК РФ не дает возможности проверить распространенную ими информацию.
Во-вторых, данное исключение вступает в противоречие с действующим уголовным законодательством, в соответствии с которым, лицо подлежит уголовной ответственности за «заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений» (ст. 316 УК РФ). С объективной стороны данное преступление может выражаться в сокрытии виновным самого преступника, следов его преступления, орудий и средств совершения особо тяжкого преступления либо предметов и ценностей, добытых в результате совершения особо тяжкого преступления. В примечании данной статьи законодатель определяет, что «лицо не подлежит уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенного его супругом или близким родственником» и ничего не говориться об освобождении от ответственности за совершение рассматриваемого преступления журналистов, в случае исполнения ими своих профессиональных обязанностей.
Указанные проблемные вопросы взаимодействия оперативно-розыскных и следственных подразделений органов внутренних дел со СМИ не являются исчерпывающими. Данное направление деятельности органов внутренних дел находится в постоянном развитии. Их более глубокое исследование позволит более четко определить вопросы правового регулирования информационных отношений в обществе, а, следовательно, реально обеспечить право каждого гражданина на получение информации о состоянии защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации - М. 2008.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации - М. 2008.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации -М. 2008;
4. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года;
5. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года;