Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЕДИНОГО НЕДВИЖИМОГО КОМПЛЕКСА'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЕДИНОГО НЕДВИЖИМОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЕДИНОГО НЕДВИЖИМОГО КОМПЛЕКСА КАК ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лёвшина А. И.

Согласно статье 133.1 единым недвижимым комплексом, участвующей в обороте как единый объект, признается имущество, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. Если единый недвижимый комплекс, не является зданием, сооружением, помещением, объектом незавершенного строительства, в отношении него кадастровый учет осуществлен быть не может. Однако, принимая во внимание пункт 1.2 статьи 20 Закона о регистрации, для государственной регистрации права на единый недвижимый комплекс сведения о входящих в его состав объектах недвижимости должны содержаться в государственном кадастре недвижимости. Соответственно регистрация единого недвижимого комплекса без кадастрового учета невозможна. В тоже время Закон о регистрации не содержат норм, препятствующих собственнику объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, объединить данные объекты в единый недвижимый комплекс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лёвшина А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЕДИНОГО НЕДВИЖИМОГО КОМПЛЕКСА»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2015. № 4(43). Том I

УДК 340

А.И. Лёвшина

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЕДИНОГО НЕДВИЖИМОГО КОМПЛЕКСА

Согласно статье 133.1 единым недвижимым комплексом, участвующей в обороте как единый объект, признается имущество, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. Если единый недвижимый комплекс, не является зданием, сооружением, помещением, объектом незавершенного строительства, в отношении него кадастровый учет осуществлен быть не может. Однако, принимая во внимание пункт 1.2 статьи 20 Закона о регистрации, для государственной регистрации права на единый недвижимый комплекс сведения о входящих в его состав объектах недвижимости должны содержаться в государственном кадастре недвижимости. Соответственно регистрация единого недвижимого комплекса без кадастрового учета невозможна.

В тоже время Закон о регистрации не содержат норм, препятствующих собственнику объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, объединить данные объекты в единый недвижимый комплекс.

Ключевые слова по содержанию статьи: государственная регистрация Единого недвижимого комплекса как объекта гражданских прав.

Государственная регистрация прав на недвижимость имеет давнюю историю. В дореволюционной России использовался термин укрепление права, которое осуществлялось путем совершения определенного акта. В работах Д.И. Мейера [1], И.А. Покровского [2], Г.Ф. Шершеневича [3] и других авторов показано, как на протяжении столетий по мере развития торгового оборота, а с ним и размежевания всех вещей на движимые и недвижимые человечество стремилось выработать ясные формы установления вещных прав на недвижимость.

Согласно определению данному в статье 133.1 недвижимой вещью - единым недвижимым комплексом, участвующей в обороте как единый объект, признается имущество, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь [4].

До введения статьи 133.1 в практике были решения о регистрации недвижимости как имущественного комплекса. Например, Постановление ФАС Московского округа от 25.12.2012 по делу № А40 -6408/11 - 145-72 «Общество обратилось в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права собственности на антенные сооружения площадок ПКУ. Росреестр отказал в государственной регистрации права собственности на эти сооружения, сославшись на то, что представленный кадастровый паспорт не позволяет определить указанные в нем антенные сооружения площадок ПКУ как единую совокупность недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных физическими цепями (кабелями). Общество оспорило отказ Росреестра в суде. Арбитражный суд удовлетворил требование заявителя, указав, что спорное сооружение и все его составные части задействованы в едином технологическом процессе, функционально и технологически взаимосвязаны. Кроме того, суд указал, что использование составных частей сооружения по отдельности с сохранением общей выполняемой функции невозможно» [5]. Эти требования содержатся в постановлении Правительства РФ от 11.02.2005 № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи», а также в приказе Мининформсвязи России от 02.08.2005 № 90 «Об утверждении Инструкции по заполнению технического паспорта линейно-кабельного сооружения связи».

В другом деле арбитражный суд признал незаконным отказ в государственной регистрации прав на кабельную линию. Суд пришел к выводу, что данное сооружение является сложной вещью, прочно связано с землей, ввиду чего отсутствует возможность его перемещения без несоразмерного причинения ущерба его назначению [6].

Согласно статье 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» [7] (далее - Закон о кадастре) для постановки на кадастровый учет объекта недвижимости (здания, сооружения,

© Лёвшина А.И., 2015.

Вестник магистратуры. 2015. № 4(43). Том I

ISSN 2223-4047

помещения, объекта незавершенного строительства) в орган кадастрового учета лицами, указанными в статье 20 Закона о кадастре, представляются заявление и технический план, оформленный в соответствии с требованиями к подготовке технического плана здания, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 01.09.2010 № 403 [8], требованиями к подготовке технического плана сооружения, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 693 [9], требованиями к подготовке технического плана помещения, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 29.11.2010 № 583 [10], требованиями к подготовке технического плана объекта незавершенного строительства, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 10.02.2012 № 52 [11].

В соответствии со статьей 1 Закона о кадастре: государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе; кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства; положения Закона о кадастре не применяются в отношении участков недр, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, предприятий как имущественных комплексов.

Таким образом, если единый недвижимый комплекс не является зданием, сооружением, помещением, объектом незавершенного строительства, в отношении него кадастровый учет осуществлен быть не может. Однако, принимая во внимание пункт 1.2 статьи 20 Закона о регистрации, для государственной регистрации права на единый недвижимый комплекс сведения о входящих в его состав объектах недвижимости должны содержаться в государственном кадастре недвижимости.

В тоже время Закон о регистрации не содержат норм, препятствующих собственнику объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, объединить данные объекты в единый недвижимый комплекс.

Таким образом, государственный кадастровый учет имущественного комплекса возможен, но только для объектов, предусмотренных ч. 5 ст. 1 Закона о кадастре, среди данных объектов отсутствует ЕНК как объект кадастрового учета.

Не смотря на то, что статья о ЕКН официально действует с 1 октября 2013 года, закон о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним до сих пор не содержит норм, предусматривающих порядок регистрации прав на такой вид недвижимости.

Соответственно в Законе о кадастре должно появится положение о государственной регистрации ЕНК как объекта недвижимости, говорить о дальнейшем развитии этого института права бессмысленно, так как будет отсутствовать у него один из основных правоустанавливающих фактов как - запись в едином государственном реестре недвижимости. Соответственно законодателю следует внести изменения в Закон о кадастре - ввести имущественные комплексы, а в их числе предприятия и единые недвижимые комплексы как объекты кадастрового учета. Данная норма является необходимой для дальнейшей государственной регистрации единого недвижимого комплекса.

Библиографический список

1.Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2-х ч. Ч. 1. - М., 1997. - С. 253.

2.Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. - М., 1998. - С. 199-201.

3.Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). - М., 1995. - С. 2.38.

4.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014)

5.Постановление ФАС Московского округа от 25.12.2012 по делу № А40-6408/11 - 145-72

6.Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2012 по делу № А51 - 13589/2011

7.ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 28.02.2015)

8.Минэкономразвития России от 01.09.2010 № 403

9.Приказ Минэкономразвития России от 23.11.2011 № 693

10.Приказ Минэкономразвития России от 29.11.2010 № 583

11.Приказ Минэкономразвития России от 10.02.2012 № 52

ЛЁВШИНА Анастасия Игоревна - магистрант Института права, Челябинский государственный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.