Научная статья на тему 'Некоторые вопросы формирования у обучающихся навыков организации и ведения информационно-психологического противоборства при выполнении служебно-боевых задач'

Некоторые вопросы формирования у обучающихся навыков организации и ведения информационно-психологического противоборства при выполнении служебно-боевых задач Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
136
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы формирования у обучающихся навыков организации и ведения информационно-психологического противоборства при выполнении служебно-боевых задач»

Некоторые вопросы формирования у обучающихся навыков организации и ведения информационно-психологического противоборства при выполнении служебно-боевых задач

Старший преподаватель А.А.Жиляев Владикавказский ВВККУ ВВ МВД России

Закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" определяет круг задач, которые призваны ре нить внутренние войска: участие совмесцно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; участие в территориальной обороне РФ; оказание содействия пограничным войскам ФПС РФ в охране государственной границы (1). Решение этих задач и обусловливает то, что служебно-боевая деятельность внутренних войск и особенно — частей специального и оперативного назначения характеризуется высокой экстремальностью условий ее выполнения, зачастую вооруженным соцротиаче-нием со стороны незаконных вооруженных формирован™ и криминальных структур. Опыт действия войск в различных "горячих точках" страны и, в частности, на территории Чеченской Республики предъявляет высокие требования к личности'Военнослужащего с точки зрения его психологической устойчивости к различного рода психотравмирующим, дезорганизующим и демобилизующим факторам.

Поведение военнослужащих в боевой обстановке, в условиях которой выполнялись войсками служебно-боевые задачи в Чечне, позволяет сделать вывод о том, что умения пользоваться оружием и боевой техникой, знания тактики ведения действий, всестороннего материально-технического и тылового обеспечения далеко не достаточно для того, чтобы действия военнослужащих в бою были надежны и эффективны. Многие военные эксперты и аналитики сходятся во мнении, что одной из важных причин затягивания конфликта, большого количества жертв, недостижения поставленных целей стало полное отсутствие морально-психологического обеспечения.

Известно, что морально-психологическое обеспечение включает несколько составляющих. Одной из них является информационно-психологическое противоборство. Очевидно, что на сознание, мораль и психику военнослужащих, их поведение влияют не только сопутствующие обсто-

ятельства, атмосфера воинской службы и боя, но и целенаправленное специальное воздействие противоборствующей стороны (в том числе информационно-психологическое), осуществляемое самыми различными формами и методами и на разных уровнях. Это хорошо прослеживалось на начальном этапе ввода войск в Чеченскую Республику для выполнения служебно-боевых задач. Солдаты и офицеры вводимой группировки оказались под мощным прессом информационно-идеологического воздействия чеченской стороны. В нем участвовали все средства массовой информации Чечни, общественные, религиозные деятели, практически все жители республики. Вместе с тем "к боевым действиям на собственной территории не были готовы исполнительная власть, депугаты Федерального Собрания, средства массовой информации. Практически не готово оказалось общественное мнение страны. Все это отрицательным образом сказалось на морально-психологическом состоянии солдат и офицеров" (2).

Кроме этого, вводимые войска практически не были обеспечены средствами информационно-психологического противоборства. "В первое время, чего греха таить, мы очень страдали из-за низкой технической оснащенности. В подразделениях не было телевизоров, газет..." (3).

Специфика выполнения служебно-боевых задач внутренними войсками такова, что основная тяжесть в организации противодействия информационно-идеологическому воздействию противника ложилась на плечи командиров вззо-дов и рот, выполняющих самостоятельные функции в составе своих подразделений на заставах, блок-постах, КПП и т.п. Однако практика показала, что офицеры низового звена не были готовы к этой работе: " ... информационно-психоло-гическое противоборство — этот самостоятельный и высокоэффективный вид боевых действий — было проиграно федеральными силами на всех уровнях. Уже в ходе конфликта стало ясно, что сепаратисты опережают нас в информационном воздействии: имеют большой доступ к средствам массовой информации, ведут активную обработку массового сознания населения страны в нужном им ключе" (4).

На основании анализа Чеченского и других локальных и межнациональных конфликтов ряд военных аналитиков делают вывод, что в мире появится новый вид боевых действий — информационно-психологическое противоборство. Появилось новое "несмертоносное", "информационное", "психологическое" оружие, которое используется как эффективный способ достижения политических, экономических, военных целей еще до этапа применения военной силы (5).

В связи с этим необходимо существенно улучшить обучение слушателей вузов МВД России эффективным способам противодействия информационно-психологическому воздействию противника. Представляется целесообразным введение в программу обучения в вузах специального

курса или раздела "Основы организации и ведения информационно-психологического противоборства", рассчитанного на 16-20 часов. Содержание этого курса, на наш взгляд, может быть таким:

— способы анализа морально-психологической обстановки (социально-политический, национально-этнический, криминогенный и др. аспекты) в районах операций, служебно-боевой деятельности и т.д.;

— порядок отслеживания, сбора,'анализа и обобщения данных о возможностях противостоящих группировок и участников конфликта осуществлять информационно-психологическое воздействие на войска и население района выполнения служебно-боевых задач;

— основы прогнозирования вероятного характера и возможных последствий осуществляемых противником психологических операций, информационно-психологического воздействия на войска и население района служебно-боевой деятельности;

— порядок организации противодействия постоянному массированному-идеологическому, информационно-психологическому воздействию на личный состав частей и подразделений внутренних войск и население района служебно-бое-вой деятельности;

— способы нейтрализации негативных-последствий осуществленного противником воздействия на сознание, мораль и психику военнослужащих;

— формы, методы и средства осуществления защиты войск и населения района служебно-бо-евой деятельности от информационно-психологического воздействия;

— порядок подготовки и использования сил и средств для осуществления информационно-психологическогоп ротивоборсгва;

— способы осуществления информационно-психологического воздействия на личный состав противника.

В результате изучения этого курса выпускник вуза должен разбираться в приемах и технике ведения противником пропаганды, осуществления возможных психологических акций и действий с его стороны и уметь их критически воспринимать и организовывать противодействие; понимать сущность, цели, задачи, тематику, формы, методы и технические средства проведения противником психологических операций и диверсий, их направленность и последствия, истинные намерения и интересы; быть ознакомленным с фактами, свидетельствующими об изощренности приемов и методов, применяемых противником с целью психологического подавления индивидуального и группового сознания противостоящих войск; уметь прогнозировать возможные психологические действия противника с целью упреждения воздействий и, тем самым, снижение их эффективности или нейтрализации; иметь негативное отношение ко всему тому, что предпринимается противником; уметь организовать профилактические мероприятия по предупреждению

подрыва морального духа подчиненных, снижения боеспособности, сдаче в плен и других негативных действий.

Преподавание предлагаемого курса (раздела) потребует определенной подготовки преподавателей вузов. Вести его должны офицеры, прошедшие службу в "горячих точках", принимавшие личное участие в пресечении противоправных действий, локализации и ликвидации межнациональных конфликтов и т.д. Кроме того, целесообразно организовать учебно-методические сборы при одном из вузов МВД России по этой проблеме.

Литература

1. Закон "О внутренних войсках МВД России" // Российская газета. — №29.

2. Поикон В., Кепылов А. Информация — важнейший фактор психологического противодействия незаконным вооруженным формированиям // Войсковой вестник. - 1996. — №5.

3. Лобунец В. Особенности воспитания в зоне вооруженного конфликта // Войсковой вестник. — 1996. — №4.

4: Черкасов А. Оружие, которое не убивает, но побеждает // Ориентир. — 1997. — №1.

5. Содержание и организация морально-психологического обеспечения боевых действий: Учеб. нос. — М., 1994. — С. 199; Черкасов А. Формировать готовность к бою // Ориентир. — 1995. — №6.

Морально-психологическая подготовка личного состава ОВД

Заместитель начальника отдела психологического обеспечения и развития личности ГУК МВД России

В.Н.Смирнов г.Москва

Многие исследователи, занимающиеся вопросами психологической подготовки, рекомендуют различные ее методы, приемы и средства. Однако нетрадиционные формирующие методы морально-психологической подготовки и методы, заимствованные из восточных единоборств, не получили должного развития и применения. Вниманию читателей предлагается этапность психологической подготовки и соответствующие методы.

1. Целью первого этапа морально-психологической подготовки сотрудников ОВД к экстремальным условиям, проводимой по адаптированным методикам, является избавление от болезненных эмоций и чувств. В результате происходит снижение личностной и реактивной тревожности, невротичности, депрессивности, раздражительности, спонтанной и реактивной агрессивности, эмоциональной лабильности, застенчивости, происходит усиление уравновещенности, открытости, общительности, экстраверсии, повы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.