Научная статья на тему 'Некоторые вопросы борьбы с легализацией (отмыванием) незаконных доходов в России'

Некоторые вопросы борьбы с легализацией (отмыванием) незаконных доходов в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
166
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ / COUNTERACTION TO LEGALIZATION OF ILLEGAL INCOMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сафаралиев Керим Гаджиевич

В статье рассматриваются проблемы борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сафаралиев Керим Гаджиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES ON STRUGGLE AGAINST LEGALIZATION (WASHING UP) OF ILLEGAL INCOMES RECEIVED IN RUSSIA

The article deals with some issues on struggle against legalization (washing up) of illegal incomes received in Russia.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы борьбы с легализацией (отмыванием) незаконных доходов в России»

УДК 343.91 ББК 67.518.1 С25

K.G. SAFARALIEV*

SOME ISSUES ON STRUGGLE AGAINST LEGALIZATION (WASHING UP) OF ILLEGAL INCOMES RECEIVED IN RUSSIA

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы борьбы с легализацией (отмыванием) доходов полученных незаконным путем.

Ключевые слова: противодействие легализации незаконных доходов

Annotation: the article deals with some issues on struggle against legalization (washing up) of illegal incomes received in Russia.

Key words: counteraction to legalization of illegal incomes.

КЕРИМ

ГАДЖИЕВИЧ

САФАРАЛИЕВ*

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ БОРЬБЫ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ) НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ В РОССИИ

В настоящее время наиболее остро в современном национальном правоведении стоят вопросы юридической ответственности за противоправную деятельность на почве экономических преобразований, приумножения преступных доходови правовой оценки конкретных видов противоправного поведения в сфере социально опасной деятельности по легализации доходов, полученных преступным путем1.

Основной проблемой в области противодействия легализации преступных доходов является постоянное появление новых схем отмывания денежных средств, что во многом затрудняет деятельность правоохранительных и регулирующих органов. В связи с этим большое значение приобретает международное сотрудничество по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, обмен опытом, постоянное развитие и систематизация «антиотмывочного» законодательства(«алй money-laundering» legislation^ России. Успешная борьба с легализацией преступных доходов - это необходимое условие для развития международной торговли, коммерции и свободного движения капиталов на оптимальных условиях. Для того чтобы сделать эту борьбу достаточно эффективной, нужно охватить как можно большее количество государств. Всем государствам необходимо объединить свои усилия в противодействии легализации преступных доходов, для того чтобы сделать невозможным для преступников совершение этих деяний. Стоит отметить, что видимый прогресс уже налицо. Многие государства следуют международным стандартам, устанавливаемым Международной организацией по борьбе с отмыванием преступных доходов (ФАТФ) для борьбы с отмыванием незаконных доходов, имплементируют во внутреннее законодательство соответствующие правовые нормы.

Основные источники криминальных доходов

- распространение наркотиков На этот вид деятельности приходится 50 % всей деятельности мировой организованной преступности. Оборот составляет около 400 млрд долл., то есть 8 % мировой торговли;

- уклонение от уплаты налогов;

- мошеннические действия;

* Соискатель Академии ФСИН России. E-mail: editor@academjust.ryazantelecom.ru.

Криминология и профилактика преступлений

Криминология и профилактика преступлений

- кража автомашин. Она приносит значительные прибыли при низких рисках и является базой для организации более опасных преступлений;

- распространение других незаконных товаров;

- нелегальная миграция.

В настоящее время преступления организованных формирований в финансовой сфере недостаточно изучены с точки зрения экономической теории2.

В связи с визитом экспертов ФАТФ в 2007 г. в Россию (первый визит состоялся в сентябре 2002 г.) российской стороной был подготовлен и принят Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» и образован комитет по финансовому мониторингу. В 2002 г. ратифицирована международная Конвенция о борьбе с финансированием терроризма, Россия вошла в состав группы Эгмонт. Это способствовало тому, что в октябре 2002 г. на сессии ФАТФ было принято решение об исключении Российской Федерации из черного списка ФАТФ На протяжении нескольких лет было налажено взаимодействие всех звеньев цепочки (от кредитной организации до Росфинмониторинга) в целях эффективной работы по предотвращению отмывания денежных средств3.

России предстоит присоединение к Варшавской конвенции Совета Европы «О противодействии отмыванию преступных доходов» (2005 г.), что повлечет за собой ряд изменений в законодательстве РФ: введение такой меры наказания, как конфискация имущества за преступления, связанные с легализацией (отмыванием) преступных доходов, денежных средств, используемых в целях финансирования терроризма, независимо от того, каким путем они получены.

Присоединение к Варшавской конвенции позволит Росфинмониторингу увеличить до 30-45 дней срок проверки операций (сделок), совершаемых лицами, подозреваемыми в финансировании терроризма, а также замораживать их счета (в настоящее время этот срок составляет пять дней)4. Департамент экономической безопасности МВД России совместно с Рос-финмониторингом уже заявил о готовящихся поправках в законодательство Российской Федерации, причем данная мера будетприменять-ся также в отношении операций, которые вызывают веские основания полагать, что они совершаются в целях отмывания преступных доходов5.

Сотрудник кредитной организации, выявив -ший сомнительную операцию или сделку, составляет сообщение (документ), содержащее сведения об операции (сделке), где указывается ее содержание и принадлежность к одной из категорий (подконтрольной, необычной). Если сделка признана необычной, то указываются и причины такого решения. Сообщение содержит также информацию о сумме и валюте платежа,

о лицах, проводящих операцию, о счете, с использованием которого производится операция. Кредитные организации передают в Росфинмо-ниторинг информацию об операциях, подлежащих обязательному финансовому контролю, через телекоммуникационную систему Центрального банка Российской Федерации (ЦБР) с использованием средств криптографической защиты. Подразделения Федеральной службы по финансовому мониторингу и правоохранительные органы иногда не успевают провести проверку сомнительных сделок и получить не-обходимуюинформацию, тогда денежные средства переводятся в офф-шоры, и их дальнейшая судьба неизвестна.

Замораживание счета на более длительный срок представляется единственной мерой, позволяющей предотвратить вывоз (перевод) за рубеж преступного капитала с целью легализации. Однако в стране, где пока не совсем успешно пытаются бороться с коррупцией и произволом, на местах возникает опасность перегибов, поэтому, вводя новую правовую норму, хотя и имеющую положительный эффект в западных странах с развитой экономикой и уже сложившимся общественным правосознанием, следует предусмотреть возможные последствия и побочные эффекты в условиях нашего государства.

Согласно одной из схем, используемых в целях хищения бюджетных средств, денежные средства направляются для легализации на покупку какого-либо имущества или в офф-шоры. Бывают случаи, когда бюджетные средства, направленные на покупку имущества, прокручивают через фирмы однодневки по фиктивным договорам, в результате чего имущество фактически не приобретается, а денежные средства обналичиваются. Часто невозможно проследить всю цепочку движения денежных средств и наказать виновных. Любое преступление проще и дешевле предотвратить, чем раскрыть. По мнению B.C. Чернявского, в настоящее время не осуществляются предупредительно-профилактические функции государственного финансового контроля ни в сфере конт-

роля за исполнением бюджета, ни в сфере контроля за финансовыми потоками в различных областях жизнедеятельности6. Органы, осуществляющие финансовый контроль, фиксируют лишь нарушения, признавая свое бессилие в борьбе с недобросовестными субъектами финансовых операций. Финансовый контроль должен в большей степени носить превентивный, упреждающий характер, что позволит резко сократить количество правонарушений и преступлений в финансовой сфере, нецелевое использование бюджетных средств, а также пополнить бюджет за счет изъятия доходов, полученных незаконным путем7.

Возникает вопрос об адекватности наказания за легализацию денежных средств по российскому законодательству. В настоящее время штраф за легализацию доходов, полученных преступным путем, согласно ст. 174 и 1741 Уголовного кодекса РФ составляет от 120 тыс. руб. до 1 млн руб. в зависимости от обстоятельств дела. Для сравнения следует отметить, что в европейских государствах и США предусмотрено более суровое наказание за данное преступление. Так, согласно § 1956 разд. 18 Аннотированного кодекса США8 штраф за аналогичное преступление составляет до 500 тыс. долл. США или сумму, равную двойному размеру имущества, вовлеченного в данную операцию.

Особенностью финансовых преступлений является то, что они носят транснациональный характер, огромные денежные массы перечисляются в (из или через) различные государства, поэтому нецелесообразно приводить к единому знаменателю принципы, правила, методы, схемы противодействия отмыванию преступных доходов (и санкции) за это преступление.

Еще одним недостатком российского уголовного законодательствав сфере легализации преступных доходов является отсутствие ответственности за отмывание денежных средств, если их источником было уклонение от уплаты таможенных платежей, налогов и сборов.

Проблемы, связанные с увеличением меры наказания или расширением списка предикатных преступлений, в настоящее время являются первоочередными. Согласно статистике, с

1 февраля 2002 г. по сентябрь 2003 г. в Комитет

по финансовому мониторингу (Росфинмонито-ринг) поступило около 1 млн сообщений о сомнительных операциях, 13 тыс. из них после проведения необходимыхпроверок направлено в правоохранительные органы. На основании данной информации было возбуждено 13 уголовных дел, но ни по одному из них не был вынесен обвинительный приговор. Статистические данные подтверждают тот факт, что в настоящее время финансово-контрольные органы лишь фиксируют правонарушения, поэтому первоочередной задачей является повышение качественного уровня финансового контроля, работа над доказательными инструментами в сфере легализации преступных доходов привлечение к ответственности лиц, вовлеченных в преступную деятельность по отмыванию «грязных» денег.

Предупреждение случаев отмывания доходов от преступной деятельности позволяет решить три очень важные задачи. Во-первых, комплекс мер, направленных на борьбу с отмыванием денег, должен обеспечивать защиту легальной экономики от криминальных инвестиций, а следовательно, от установления контроля со стороны транснациональной криминальной корпорации. Во-вторых, выявление и конфискация преступных доходов подрывают финансовую основу деятельности транснациональ -ной криминальной корпорации. В-третьих, восстановление всей цепочки движения преступных денег позволяет от низшего звена исполнителей выйти на руководствопреступной организации.

Поскольку основной целью преступной деятельности транснациональных криминальных корпораций является извлечение максимальной прибыли, видимо, можно говорить о том, что международное сотрудничество по борьбе с отмыванием денег является наиболее перспективным направлением в борьбе с транснациональной преступностью10.

Успешное решение задачи противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, невозможно без тесного и плодотворного сотрудничества, обмена информацией с другими правоохранительными органами и заинтересованными ведомствами.

1 См.: Лавров В.В., Степанков Д.В. Юридическая ответственность за легализацию доходов, полученных преступным путем, по российскомузаконодательству(проблемы теории и практики). Н. Новгород, 2003.

2 См.: КазаковА.С. Процесс легализации преступныхдоходов// Новые криминальные реалии и реагирование на них. М., 2005. С. 208-211.

Криминология и профилактика преступлений

Криминология и профилактика преступлений

3 См.: ИльковН.А. Финансовый контроль: перспективы борьбы с легализацией незаконныхдоходовв России // Право и политика: Науч. юрид. журн 2007. № 5 (89). С. 40-44; Чернявский В. С. О состоянии финансового контроля в современной России // Материалы междунар. рос. канад. семинара «Парламентский финансовый контроль». М., 2003.

4 См.: Об образовании межведомственнойрабочей группы по разработке концепции национальной стратегии противодействиялегализации преступныхдоходови финансированию терроризма: Распоряжение Президента РоссийскойФедерации от 28 октября2003 г. // Собрание законодательстваРФ. 2003. № 44. Ст. 4309.

5 См.: СитниковаА. Оконченная и неоконченная легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Уголовноеправо. 2006. № 4. С. 56-59.

6 См.: Чернявский В.С. Указ соч.

7 См.: Зимин О., Болотский Б. Сравнительно-правовой анализ международныхи национальных норм Российской Федерации в области борьбы с легализацией (отмыванием) доходов приобретенных в результате совершения преступления// Право и экономика 2007. № 4. С. 94-98.

8 United States Code Annotated.

9 См.: Зимин О.В., Гребнев Д.Ю. Проблемные вопросы квалификации легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Рос. юстиция. 2007. № 3. С. 17-21.

10 См.: Фонд Г. Терроризм - проблема общая, трактовки разные // Новости Узбекистана 2007. 3 авг. С. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.