АХБОРИДДЫБСТ№4(40), 2009
ВЕСТНИК ТГУПБП №4(40), 2009
ТАДЖИЕВ ДИЛШОД-
преподаватель кафедры налога и налогообложения ТГУПБП.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Основной целью земельной реформы в суверенной Республике Таджикистан было разгосударствление земли, создание условий для возникновения рынка земли и субъектов этого рынка, владеющих землей на правах частной собственности. Для легализации такого необходимого элемента рыночной экономики, как гражданский оборот земель, потребовалось более 10 лет дискуссий, расколовших общество и законодателей. Особенно ожесточенные дебаты между сторонниками и противниками коммерциализации земли велись по вопросу о землях сельскохозяйственного назначения.
Известно, что в советский период союзное государство обладало монополией собственности на землю, возникшей в результате её национализации и закреплённой в Конституции СССР: «В исключительной собственности государства находятся: земля, её недра, воды, леса». Первая попытка изменить это положение была предпринята в конце 1980-х годов в рамках реформирования социалистической системы. Закон «О собственности в СССР» и Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, вступившие в силу в 1990 году, ликвидировали монополию союзного государства, вводя множественность субъектов права (публичных) и многообразие форм собственности на землю. И хотя разработчикам Основ не удалось легализовать понятие частной собственности, в результате политического компромисса был введен институт пожизненного наследуемого владения землей, являвшийся, по сути, завуалированной формой ограниченного права частной собственности.
Официальный старт денационализации земли и земельной реформы в Республике Таджикистане был дан в 1994 году, когда вступили в силу Законы РТ «О земельной реформе» и «О дехканском (фермерском) хозяйстве». Вместе с новым Земельным кодексом, принятым в 1996 году, и законом «О собственности» они создали правовую базу для возникновения различных форм земельной собственности: государственной, муниципальной, частной. Закрепляя институт пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования землей, эти законы предусматривали также возможность приобретения участков земли в частную собственность. В то же время речь в них шла только об ограниченном праве собственности, поскольку земля была исключена из гражданского оборота и был введен мораторий на куплю-продажу, дарение и иные сделки с земельными участками (за исключением садовых, дачных и приусадебных) сроком на 10
лет. На этом начальном этапе реформы основной задачей правительства было перераспределение земельного фонда в пользу граждан и создание нового типа сельскохозяйственных производителей — индивидуальных фермерских хозяйств. С целью развития фермерского движения в начале 1997 года Правительством РТ были приняты соответствующие постановления, определившие меры помощи и содействия фермерским хозяйствам, включая и финансовую. Однако, вопреки ожиданиям, массового исхода дехкан из коллективных хозяйств не произошло. Те, кто решился вести индивидуальное хозяйство, столкнулись с немалыми трудностями: часто им выделялись не самые качественные или неудобно расположенные земельные участки, не было кредитов, не хватало техники. Начинающие фермеры испытывали противодействие и негативное отношение не только со стороны колхозных и местных властей, но и самих колхозников. Со временем государственная поддержка фермеров практически сошла на нет, многие из вновь созданных индивидуальных хозяйств разорялись и банкротились. Основной рост фермерства наблюдался в период с 1994 по 1998 год, когда число хозяйств возросло с 36 до 7,7 тысячи, а в 2006 году оно достигло своего «пика»: 27,1 тысячи фермерских хозяйств, располагающих крупными участками сельхозугодий. За 1996-2004 годы большинство предприятий аграрного сектора прошли перерегистрацию с изменением организационно-правового статуса, однако во многих случаях происходила лишь формальная «смена вывески», не затрагивающая основ внутриколхозных отношений. В основу приватизации сельскохозяйственных земель и иной собственности коллективных хозяйств был положен принцип социально справедливого уравнительного распределения, в рамках которого предусматривалась передача на безвозмездной основе в собственность членам трудовых коллективов, а также работникам социальной сферы села и пенсионерам усредненных земельных долей и имущественных паев. В результате этих преобразований собственниками земельных долей стали около 1,1 миллионов бывших колхозников и работников совхозов, однако это право собственности долгое время оставалось виртуальным — в натуре земельные доли не выделялись, не было ясности и в вопросе о том, как дехкане могут реально ими распорядиться.
В отсутствие соответствующих законов отношения по использованию земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных предприятий, регулировались почти исключительно на основании указов Президента и постановлений правительства. В соответствии с законодательством владельцы долей должны были получить документы, удостоверяющие их права на земельные участки, и принять решение по их использованию. Они получали право передавать долю по наследству, получать земельные участки в натуре при выходе из хозяйства, вносить их в уставный капитал сельскохозяйственных предприятий, сдавать в аренду, продавать и покупать. В последующих указах Президента и постановлениях правительства подтверждались права дехкан на земельные
АХБОРИДДЫБСТ№4(40), 2009
ВЕСТНИК ТГУПБП №4(40), 2009
доли и устанавливался порядок их использования, при котором разрешались практически все виды операций с землей, включая её куплю-продажу. Однако в действительности процесс регистрации права на земельные доли и заключения договоров по сделкам с землей шел крайне медленно.
Принятый Земельный кодекс сохраняет принцип деления земель на семь категорий (земли сельскохозяйственного назначения, поселений, промышленности, лесного, водного фонда, особо охраняемых территорий и объектов, земли запаса), устанавливая правила их оборота и пользования, кроме сельскохозяйственных земель. В действительности Кодекс вводит в гражданский оборот лишь земли промышленности и поселений — иначе говоря, чуть более двух процентов всего земельного фонда страны. В то же время необходимо подчеркнуть, что именно эти категории земель являются наиболее экономически значимыми. Кроме того, Кодекс содержит несколько важных нововведений. Прежде всего он объявляет принцип единства объекта недвижимого имущества, т. е. строения и земельного участка, на котором оно стоит. В соответствии с этим принципом промышленные предприятия получили возможность выкупать занимаемые ими земельные участки (порядок осуществления этих операций и стоимость участков также определены в Кодексе. Для поддержания стабильности землепользования Кодекс сохраняет права собственности граждан и юридических лиц, которым оно было предоставлено ранее. Предусматривается также возможность однократного бесплатного переоформления в частную собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков (на правах постоянного пользования и пожизненного наследуемого владения). Граждане, владеющие земельными участками на правах аренды, имеют преимущественное право на их покупку. В Кодексе также разграничены формы государственной собственности на землю и определены функции органов власти, представляющих интересы публичных земельных собственников. Таким образом, в соответствии с Земельным кодексом РТ, участниками земельных отношений являются государственные органы, дехканские (фермерские хозяйства) и их объединения, граждане, юридические лица. При этом в отношении иностранных граждан устанавливаются права и обязанности наравне с гражданами РТ, кроме специально оговоренных случаев (в частности, они не могут владеть земельными участками на приграничных территориях). Предполагалось, что законодательные собрания регионов примут соответствующие законы и определят сроки их введения исходя из своих природно-климатических, культурных, социально-экономических особенностей. Учитывая неравномерное распределение земель, законодательным органам республики было также делегировано право установления минимальных и максимальных пределов сельскохозяйственных угодий, которые могут находиться в частной собственности одного гражданина и членов его семьи. Оговаривалось, что минимальный предельный размер такого участка не может составлять менее 20 процентов общей площади угодий в границах одного административно-
территориального образования. С учетом специфики данного вида земель закон устанавливает особый правовой режим осуществления различных операций с земельными участками сельскохозяйственного назначения (залог, аренда, купля-продажа), предусматривая ряд оснований для ограничения их оборота. Наибольшие возражения вызвала норма, согласно которой при продаже участка земель сельскохозяйственного назначения преимущественное право покупки имеют органы местного самоуправления. Закон также вводит ограничения на изменение целевого использования таких земель, допуская их перевод в другую категорию только по решению органов исполнительной власти или Правительства РТ. Наряду с законами «О государственном земельном кадастре», «О землеустройстве», закон «О разграничении государственной собственности на землю», по замыслу его разработчиков, должен составить основу формирования экономической и правовой системы гражданского оборота земельных участков. Он знаменует новый этап земельной реформы, главной целью которой становится концентрация земель в руках эффективных собственников.
Ключевые слова: разгосударствление земли, ожесточенные дебаты, коммерциализация земли, Земельный кодекс, новый этап земельной реформы, концентрация земель, эффективные собственники.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Земельный кодекс Республики Таджикистан от 13 декабря 1996 г. № 326.
2. Земельный кодекс Республики Таджикистан от 10 января 2004 года № 2.
3. Закон Республики Таджикистан «О дехканском (фермерском) хозяйстве» 2006 год, №3.
4. Статистический ежегодник Республики Таджикистан на 2008 г. Душанбе, 2009.
5. Статистический ежегодник Республики Таджикистан на 2009 г. Душанбе, 2010.
6. Ашуров И.С. Аграрная политика в условиях переходного периода. -Душанбе: Ирфон, 2006.
7. Ашуров И.С. Переходный период в аграрном секторе экономики -Душанбе: Ирфон, 2006.
8. Шарифов З.Р. Основы рыночной экономики и формирование хозяйственного механизма АПК. - Душанбе, Ирфон, 2008.
ТОЛИЕВ Д.
БАЪЗЕ МАСЪАЛАтОИ ИСЛОтОТИ АГРАР1 ДАР ЛУМт УРИИ
ТОЛИКИСТОН
Дар макола мазмун ва моъияти ислоьоти замин дар Жумьурии Тожикистон, ыадафъои асосии ислоьоти аграрц дар кишвар, асосъои ыонунгузории жумъурц доир ба гузаронидани ислоьоти аграрц, мазмуни Кодекси замини Жумьурии Тожикистон, баъзе камбудиву норасоиьо дар бобати гузаронидани ислоьоти аграрц, муносибатьои аграрц дар давраи нави истиылолият, бурду бохт ва имкониятьои хочагиьои деьыонц ва дигар субъектьои кишоварзц дар замони муосир нишон дода шуда, доир ба мукаммалгардонии ислоьоти замин дар жумьурц муаллиф пешник>одоти хешро баён намудааст.
ГОЛЕУ Б.
AXBOPH flflftBCT№4(40), 2009
BECTHHK irvnin №4(40), 2009
SOME MATTERS ABOUT THE AGRARIAN REFORM IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
The author of the article considers the content and essence of the land reform, the principle tasks of agrarian reform, the legislative basis of holding agrarian reform and the content of the Land Code in Tajik Republic.
Some shortcomings in this process, agrarian relation in the new period of Independence, gains and losts of agrarians and their offers (proposals) in promotion of agrarian reform in our Republic are also discussed (touched) in this article.