46 См.: Ноздрачев А.Ф. О развитии административного законодательства // Государство и право. 1996. № 7. С. 3-18; Братановский С.Н., Кочерга С.А., Братановская М.С. Административно-правовое регулирование создания образовательных учреждений в Российской Федерации // Право. 2014. Т. 2. Вып 3. С. 173.
47 См.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Указ. раб. С. 375.
48 См.: Исполнительная власть в Российской Федерации / под ред. А.Ф. Ноздрачева и Ю.А. Тихомирова. М., 1996. С. 28.
49 См.: Зорькин В.Д. Ценностный подход в конституционном регулировании прав и свобод // Журнал российского права. 2008. № 12. С. 13-14
50 См.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Указ. раб. С. 178.
Н.М. Конин, И.В. Шевченко, С.В. Полунин НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматриваются вопросы правового статуса войск национальной гвардии Российской Федерации, их полномочия, а также основные изменения в нормативных актах России по состоянию на октябрь 2016 г., регулирующих деятельность этих войск.
Ключевые слова: войска национальной гвардии, внутренние войска, статус, государственные органы, безопасность, полномочия.
N.M. Konin, I.V. Shevchenko, S.V. Polunin
SOME QUESTIONS OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF THE TROOPS OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION
In the article the questions of the legal status, powers and major changes Russian legislations, as of October 2016, regulating the activity of the National Guard troops of the Russian Federation.
Keywords: National Guard troops, internal troops, status, state agencies, security, full powers.
Государство в зависимости от интересов и целей, обусловленных его сущностью, осуществляет деятельность в различных сферах общественной жизни и его основной интерес состоит в сохранении территориальной целостности, суверенитета и обеспечении эффективности функционирования государственных институтов1.
Главной ценностью, определяемой национальными интересами России, является ее национальная безопасность, под которой понимается состояние защищен-
" © Конин Николай Михайлович, 2016
1 Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административного и муниципального
S права (Саратовская государственная юридическая академия)
m
© Шевченко Игорь Валентинович, 2016
Кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры конституционного и административного права (Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России); e-mail: shevchenko_55_75@mail.ru
© Полунин Сергей Викторович, 2016
Начальник кафедры конституционного и административного права (Новосибирский военный институт 76 внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России); е-mail: s-polunin@list.ru
ности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации2. Интересы нашего государства состоят в незыблемости основ конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности как абсолютно необходимых условий его существования. И для этого в России имеются, создаются и видоизменяются органы государственного принуждения, способные при возникновении различного рода особых ситуаций к решению важных на данный момент вопросов государственного управления, связанных с обеспечением административно-правовых режимов3.
Для решения указанных задач проведены управленческие преобразования, в результате которых появилось силовое ведомство, основное предназначение которого — обеспечение государственной и общественной безопасности, защита прав и свобод человека и гражданина. Указанным органом исполнительной власти является Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (далее — Росгвардия), руководство деятельностью которой осуществляет Президент РФ.
Росгвардия как федеральная служба в структуре силового блока России появилась 5 апреля 2016 г.4 При этом рассматриваемый государственный орган трудно назвать впервые созданным. Ранее подобная структура уже существовала, но под юрисдикцией МВД России и выполняла практически аналогичные задачи, но в меньшем объеме. Таким силовым ведомством являлись внутренние войска Министерства внутренних дел РФ (далее — внутренние войска МВД России). е В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ «Вопросы Федеральной службы во- и йск национальной гвардии Российской Федерации» внутренние войска МВД а России преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации о (далее — войска национальной гвардии), которые под своим началом объединили К следующие структуры: о
с
органы управления и подразделения МВД России, осуществляющие феде- а ральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства е РФ в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности; о
вневедомственную охрану с Центром специального назначения вневедом- ю
Т5
ственной охраны МВД России; |
специальные отряды быстрого реагирования территориальных органов МВД К
России; а
мобильные отряды особого назначения территориальных органов МВД России; |
Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации и
и авиационные подразделения МВД России; №
федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» МВД России. 1
В отличие от Министерства внутренних дел РФ, куда организационно входили )
внутренние войска, Федеральная служба войск национальной гвардии уже явля- 6 ется государственной военной организацией аналогично Министерству обороны России5, предназначение которой — обеспечение государственной и общественной безопасности, защита прав и свобод человека и гражданина. Войска МВД России были предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и
иных противоправных посягательств. 77
Представляется необходимым указать на изменившиеся реалии, которые требуют активизации деятельности в вопросах обеспечения государственной и общественной безопасности. 5 апреля 2016 г. Президент РФ заявил: «Решение принято, мы создаем новый федеральный орган исполнительной власти на базе внутренних войск МВД России, создаем Национальную гвардию, которая будет заниматься борьбой с терроризмом, организованной преступностью, в тесном контакте с МВД России продолжит исполнять те функции, которые исполняли подразделения ОМОН, СОБРа и так далее»6. Данное заявление сделано им в связи с событиями в САР и ожидаемыми на территории России усилением проявлений экстремистской и террористической деятельности.
Исходя из разницы трактовок предназначений рассматриваемых войск, налицо расширение полномочий войск национальной гвардии, закрепленных в их задачах и полномочиях, и признание того, что войска национальной гвардии во взаимосвязи с Вооруженными Силами России призваны обеспечивать оборону и безопасность государства. Однако наряду с этим у войск национальной гвардии остались и правоохранительные функции.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»7 их деятельность направлена на решение задач, ранее выполнявшихся внутренними войска МВД России8, в числе которых:
участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;
охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на з коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством РФ;
0
? участие в борьбе с терроризмом, в обеспечении режимов чрезвычайного поло-
т о о
д жения, правового режима контртеррористической операции, в территориальной
| обороне Российской Федерации;
1 оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности | в охране Государственной границы Российской Федерации и иные.
ГО т-ч о о
£ В настоящее время на войска национальной гвардии возложены новые, ранее
§ не выполнявшиеся внутренними войсками задачи, в частности: участие в борьбе | с экстремизмом9, в обеспечении режима военного положения, а также осущест-| вление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением зако-'I нодательства РФ в области оборота оружия и в области частной охранной деятель-| ности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического | комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны и охраны особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране § войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Пра-§ вительством РФ, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам. | Необходимо отметить, что задача по охране сооружений на коммуникациях
| в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством РФ, не входила в число главных задач и не была указана в ст. 2 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», однако она определялась в качестве задачи, поставленной для решения соединениями и воинскими частями по охране важных государственных объектов и специальных грузов в ст. 19 рассматриваемого нормативного акта. В связи с этим вышеназван-78 ную задачу не следует воспринимать как новую для войск национальной гвардии.
Указанным Законом урегулированы основные вопросы деятельности войск национальной гвардии и их полномочия, включающие общие полномочия, полномочия по применению мер обеспечения деятельности войск национальной гвардии (задержание; вскрытие транспортного средства, вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории) и оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов), полномочия по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции, а также полномочия, связанные с участием в контртеррористической операции.
В данном контексте обращает на себя внимание включенная в текст данного нормативно-правового акта мера принуждения обеспечительного характера, которая обозначена как «вскрытие транспортного средства», установленная ст. 11. В настоящее время в целях реализации данной норы разработан Проект приказа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ «Об утверждении Порядка информирования собственника транспортного средства о вскрытии транспортного средства, если такое вскрытие осуществлено в его отсутствие»10.
Еще одной особенностью Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» можно считать и то, что законодатель, определив исключительный перечень мер и ограничений, применяемых военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии в целях обеспечения режима чрезвычайного положения11, для определения мер и ограничений, применяемых в целях обеспечения режима военного положения, правового режима контртеррористической операции или участия в контртеррористической операции применил отсылочную форму на федеральное законодательство о военном положении12 и т о противодействии терроризму13. К
Учитывая проведенный анализ некоторых положений Закона «О войсках на- р
а
циональной гвардии Российской Федерации», мы можем утверждать, что с его в
с
принятием законодателем достаточно детально прописаны условия и порядок | применения мер пресечения военнослужащими войск национальной гвардии, у таких как физическая сила, специальные средства, огнестрельное оружие, боевая р
т
и специальная техника, по аналогии с порядком, установленным Федеральным е
законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»14, в котором указаны особен- |
ности применения специальных средств в зависимости от сложившейся обста- р
новки и возникшей ситуации. Однако некоторые положения анализируемых Ч
норм свидетельствуют о некоторой несбалансированности нового закона, что о
требует дополнительного детального анализа и дальнейшей доработки. К
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что на сегодняшний |
„ м
момент определены состав войск национальной гвардии, принципы ее деятель- и ности и полномочия, регламентируются вопросы, связанные с руководством и № управлением ими, комплектованием личным составом, обеспечением социальной 1 защиты военнослужащих войск национальной гвардии, а также на норматив- ~ ном уровне урегулированы вопросы финансового и материально-технического ££ обеспечения войск национальной гвардии15.
В процессе уточнения находятся вопросы классификации расходов бюджетов, в частности на обеспечение деятельности войск национальной гвардии.
С целью обеспечения деятельности войск национальной гвардии по реализации задач и функций, определенных в Федеральном законе «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» внесены изменения в свыше 40 79
законодательных актов РФ, среди которых Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении»16, Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»17, Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»18, Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»19, Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»20 и др.
В стадии интенсивной разработки и принятия решений находятся многие вопросы новой федеральной службы. Так, 25 июля 2016 г. Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ утвержден Единый типовой устав органа управления соединения и воинской части войск национальной гвардии Российской Федерации21, 30 сентября Президентом РФ утверждено Положение о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации22, с 1 октября 2016 г. Президентом РФ установлена предельная штатная численность центрального аппарата Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, составляющая более 2 тыс. чел. (без персонала по охране и обслуживанию зданий), в т.ч. военнослужащих — 1615 чел., сотрудников — 404 чел., федеральных государственных гражданских служащих — 81 чел.23 В это время было подготовлено более 150 проектов правовых актов по регулированию вопросов деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, а 13 октября с.г. назначены командующие семи военных округов и руководители ряда главных управлений войск Национальной гвардии.
Проведение мероприятий по выстраиванию структуры войск национальной гвардии в системе федеральной службы, являющейся самостоятельным федеральным ведомством Российской Федерации, осуществляющим государственно-охранительные функции24, требует разработки и принятия соответствующих этой деятельности войск правовых норм.
В настоящее время выполняется планомерная работа всех структур государственной власти по введению в действенный режим деятельности нового силового элемента государственного управления, особенности и проблемы которого станут предметом пристального внимания в процессе дальнейших исследований.
1 Полунин С.В. Военное законодательство в вопросах и ответах: учебное пособие. Новосибирск, 2013. С. 3.
2 См.: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (п. 6) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 1, ч. II, ст. 212.
3Асеев А.Г., Герман Е.С., Казаков М.Н. и др. Правоведение: учебник / под общ. ред. С.В. Полунина. Новосибирск, 2015. С. 319.
4 См.: Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 15, ст. 2072.
5 См. : Калинин С.И., Корякин В.М. Войска национальной гвардии как правопреемник внутренних войск МВД России» // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2016. № 5. С. 112.
6 Путин создаст в России Нацгвардию. URL: http:// fedpress.ru/news/polit_vlast/news_polit/1459866007, 05.04.2016 (дата обращения: 12.10.2016).
7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 27, ч. I, ст. 4159.
8 См.: Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ст. 2) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 6, ст. 711 (утратил силу).
9 См.: Шевченко И.В., Асеев А.Г. Проблемы правового антитеррористического регулирования в сфере обеспечения безопасности // Проблемы правового обеспечения безопасности личности, общества и государства: сборник статей по материалам ежегодной международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2016. С. 177.
10 URL: garant.ru>products/ipo/prime/doc/56580169/ (дата обращения: 13.10.2016).
11 См. п. 1 ст. 15 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
12 См.: Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 5, ст. 375.
13 См. п. 2 ст. 15 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
М.Г. Вулах • Организация страхования рисков потери трудоспособности лиц, задействованных в профессиональном спорте
14 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 900.
15 См.: Асеев А.Г., Буряков В.Н., Шевченко И.В. Национальная гвардия России: вчера, сегодня, завтра // Проблемы правового обеспечения безопасности личности, общества и государства: сборник статей по материалам ежегодной Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2016. С. 24.
16 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 23, ст. 2277.
17 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 11, ст. 1146.
18 См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 17, ст. 888.
19 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 23, ст. 2750.
20 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 51, ст. 5681.
21 См.: Приказ Росгвардии от 25 июля 2016 г. № 46 «Об утверждении Единого типового устава органа управления соединения и воинской части войск национальной гвардии Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». 2016. № 37.
22 См.: Указ Президента РФ от 30 сентября 2016 г. № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» (вместе с «Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации») // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 41, ст. 5802.
23 См.: Указ Президента РФ от 20 сентября 2016 г. № 482 «О штатной численности центрального аппарата Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 39, ст. 5622.
24 См.: Туганов Ю.Н. Административно-юрисдикционная деятельность национальной гвардии: анализ нормативных актов // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2016. № 6. С. 118.
М.Г. Вулах
ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ РИСКОВ ПОТЕРИ ТРУДОСПОСОБНОСТИ ЛИЦ, ЗАДЕЙСТВОВАННЫХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СПОРТЕ
В статье дается организационно-правовая характеристика страхования спортсменов-профессионалов от рисков получения травм, заболеваний, потери трудоспособности и возможности продолжить спортивную карьеру. Исследуются юридические аспекты, связанные е
п
с защитой прав и интересов лиц, для которых занятие спортом является основным видом н
деятельности. Предлагается авторское решение проблем, связанных с необходимостью со- с
вершенствования юридического статуса этой категории граждан. 5
Ключевые слова: физическая культура, спорт, управление, социальное и медицинское 0
обеспечение, страхование, спорт высших достижений, профессиональный спортсмен. к
о
M.G. Vulakh I
Ja С
THE ORGANIZATION OF INSURANCE OF RISKS OF DISABILITY H OF THE PERSONS INVOLVED IN PROFESSIONAL SPORTS |
5
In the publication the organizational and legal characteristic of insurance of professional |
athletes from risks of receiving injuries, diseases, disability and opportunity to continue sports |
career is given. The legal aspects connected with protection of the rights and interests of persons 0
for which sports are a primary activity are investigated. The author's solution of the problems а
connected with need of improvement of the legal status of this category of citizens and increase |
of level of their social protection of insurance is proposed. M
Keywords: physical culture and sport, management, social and medical support, insurance 1
elite sport, professional athlete. g
cn )
С учетом повышенного риска заболеваемости, травматизма, возможности не- 1
CT)
счастных случаем и инвалидизации важное место в административно-правовом регулировании отношений в современном спорте занимает организация системы
© Вулах Михаил Григорьевич, 2016
Кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и уголовного права (Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации) 81