Научная статья на тему 'Некоторые виды скульптурных изображений майя и их коммуникативный характер'

Некоторые виды скульптурных изображений майя и их коммуникативный характер Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
735
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМИОТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / SEMIOTICS SYSTEM / СИМВОЛ / SYMBOL / СКУЛЬПТУРА МАЙЯ / SCULPTURE OF THE MAYA / СТЕЛА / STELE / АЛТАРЬ / ALTAR / "РИТУАЛЬНАЯ ПОЛОСА" / КУЛЬТ ПРЕДКОВ / CULT OF ANCESTORS / АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / ARCHAEOLOGICAL ART / МИРОВОЗЗРЕНИЕ МАЙЯ / OUTLOOK OF THE MAYA / АРХИТЕКТУРНЫЙ ДЕКОР / ARCHITECTURAL DECOR / ТОЛЬТЕКИ / TOLTECS / "A RITUAL STRIP"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пышнова Светлана Людвиговна

Статья посвящена скульптурным изображениям майя и их значению для понимания мировоззрения этого народа. Скульптура майя глубоко символична, ее символы религиозны. Она несет информацию о религии, представлениях о загробной жизни майя, а также об особенностях их исторического развития. Это является подтверждением того, что в древнем искусстве семиотический аспект является более значимым, чем эстетический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME TYPES OF SCULPTURAL IMAGES OF THE MAYA AND THEIR COMMUNICATIVE CHARACTER

Article is devoted to sculptural images of the Maya and their value for understanding of outlook of these people. The sculpture of the Maya is deeply symbolical, its symbols are religious. It bears information on religion, representations on afterlife of the Maya, and also on features of their historical development. It is confirmation of that in ancient art the semiotics prevails over an esthetics.

Текст научной работы на тему «Некоторые виды скульптурных изображений майя и их коммуникативный характер»

НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ СКУЛЬПТУРНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ МАЙЯ И ИХ КОММУНИКАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР

С.Л. Пышнова

Кафедра теории и истории культуры Российский университет дружбы народов ул. Миклухло-Маклая, 6, Москва, Россия. 117198

Статья посвящена скульптурным изображениям майя и их значению для понимания мировоззрения этого народа. Скульптура майя глубоко символична, ее символы религиозны. Она несет информацию о религии, представлениях о загробной жизни майя, а также об особенностях их исторического развития. Это является подтверждением того, что в древнем искусстве семиотический аспект является более значимым, чем эстетический.

Ключевые слова: семиотическая система, символ, скульптура майя, стела, алтарь, «ритуальная полоса», культ предков, археологическое искусство, мировоззрение майя, архитектурный декор, тольтеки.

Важнейшей функцией искусства ранних обществ является коммуникативная, поскольку оно передает идеи, значимые для каждого члена общества. Исходя из этого искусство майя целесообразно изучать как совокупность знаков определенной семиотической системы, несущих информацию о мировоззрении этого народа. С точки зрения семиотического анализа мы рассмотрим некоторые виды скульптурных изображений майя. В данном исследовании мы используем периодизацию истории древних майя представленную американским исследователем культуры майя М. Ко в его работе «Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты».

Скульптура майя очень разнообразна, а ее назначение неоднозначно. С одной стороны, скульптура была неотъемлемой частью архитектурного сооружения, с другой - она существовала как самостоятельный вид искусства. Для изготовления скульптуры использовались разные материалы: камень, штукатурный гипс, дерево, глина.

Наиболее известны резные монолиты, называемые стелами. Анализ этого типа памятников майя проводится в работах таких ученых, как Г.Г. Ершова, В.И. Гуляев, М. Ко, В. фон Хаген и других, исследования которых посвящены различным аспектам культуры и искусства майя. Стелы - это большие обелиски, сооруженные во всех городах майя, существовавших с 328 по 889 год н.э. (1). На этих стелах изображены портреты жрецов или правителей, а также иероглифы, означающие дату постановки обелиска.

В классическую эпоху истории майя ряды стел устанавливались на площадях крупных поселений перед главными храмами и перед дворцами. Перед каждой из них помещался невысокий круглый алтарь, который можно считать нижним уровнем (2).

Обе стороны стел украшались резьбой с одинаковым сюжетом: это был персонаж, держащий в руке либо так называемую «ритуальную полосу», либо скипетр в форме человека-карлика.

Фигуры строги и монументальны, поскольку они изображают представителей наиболее влиятельных социальных слоев майянского общества. Другой вариант изображения на стелах - пышно одетый персонаж со щитом и копьем в руке, попирающий ногами пленника, распростертого на земле. Начиная с конца III в. н.э. вплоть до крушения цивилизации майя классического периода на большинстве стел и других памятниках монументальной скульптуры вырезались календарные даты. Эти стелы, монументы и календарные даты связаны с захоронениями или возведением различных архитектурных сооружений.

Стелы города Копан имеют свою специфику, однако в них можно выделить некоторые черты, присущие подобным памятникам Мезоамерики.

Человеческая фигура помещается в стоячем положении во всем пространстве стелы. Ее лицо подчеркнуто статично: рот приоткрыт, мимика отсутствует. Руки, поддерживающие «ритуальную полосу», сложены на груди, пальцы полусогнуты, ступни ног развернуты в разные стороны. На этих стелах изображены не живые люди. Это становится очевидным, если сравнить их персонажи со скульптурными портретами из Копана, передающими черты живых людей. Интересно, что в Копане встречаются стелы и с женскими фигурами. Персонажи стел Копана изображаются одетыми в пышные головные уборы. Среди прочих деталей можно выделить верхнюю часть морды зверя, а также иногда появляющийся контур пещеры. Сверху виден знак прорастающего растения; встречаются также фигуры человека в сидячем положении, символизирующие идею возрождения души из преисподней.

В Киригуа, одном из поселений классической эпохи, находятся огромные стелы, напоминающие стоячие камни. Одна из них, возведенная в конце VIII в., считается крупнейшим каменным монументом Нового Света. На ней вырезана фигура бородатого человека с маленьким щитом и скипетром в виде карлика в руках. По бокам стелы находится иероглифический текст, содержащий несколько календарных дат. О мастерстве скульпторов Киригуа свидетельствуют фигуры припавших к земле чудовищ на «зооморфных» стелах, а также змееподобные боги, между кольцами тел которых находятся фигуры людей. Около таких стел обычно располагаются «алтари». На пьедестале одной из стел Киригуа с обеих сторон видна морда животного, упирающаяся в землю. Над ней помещено лицо человека, покрытое пастью животного. Над пьедесталом находится человеческая фигура. Поверх голов

обоих персонажей возвышаются по три морды-пасти, накладывающиеся одна на другую, еще выше виден знак «ростка», над ним - морда животного, сверху - еще один знак «ростка».

Для стел Копана и Киригуа характерны глубокие рельефные техники выполнения орнаментов и фигур. А в Тикале, одном из самых крупных городов майя, возводили не только рельефные, но и гладкие стелы. На одной из самых древних стел Тикаля стоящий в профиль человек в пышном уборе правой рукой придерживает полую трубку («ритуальную полосу»), от которой отходят раздваивающиеся концы; между ними расположена человеческая голова. Как отмечает исследователь культуры майя Г. Ершова, это изображение напоминает так называемую стелу Хауберга, на которой в качестве «душепровода» выступает тело змеи, по которому поднимаются призраки. Из раскрытой пасти, выполненной в виде знака струй крови раздваивающегося тела змеи, по которому перемещаются призраки, видно лицо человека (3).

Еще один памятник, упоминаемый Г. Ершовой - стела из Ицимте (4). На ее нижнем уровне видна пещера, внутри которой помещена фигура человека, держащего маленькую фигурку. На пещере - стоящий человек, от шеи или головного убора которого свешивается крученая веревка из змеиных тел. Раскрытые пасти змей видны на веревке в виде раздвоенных концов. Над головой персонажа, покрытой пышным убором, возвышается открытая змеиная пасть. Веревка, змея, ритуальная полоса символизируют родство по крови, связь между миром живых и миром мертвых, куда попадают призраки умерших. Знаком, обозначающим мир мертвых, является пещера предков, изображенная в виде овального контура.

Интересна стела 31 из Тикаля, которую описал известный исследователь цивилизаций Мезоамерики Майкл Ко (5). Эта стела сооружена в начале V в. н.э. На ней персонаж майя в костюме с множеством нефритовых украшений несет голову бога, покрытую головным убором с «иероглифом эмблемы», характерным для Тикаля. На другой стороне стелы изображен воин из Теотиуакана (о чем свидетельствуют его одежда и вооружение) (6), на щите которого виден теотиуаканский бог дождя Тлалок. Вероятно, жители Тео-тиуакана стремились усилить свое влияние в Петене (7), заменив Чака, бога дождя майя, на Тлалока.

Стелы Пьедрас-Неграс отличаются от подобных памятников других городов майя (8). На них видна ниша с сидящей внутри фигурой, на груди которой висела «ритуальная полоса». По бокам ниши помещались столбцы знаков. Голова сидящего человека увенчана убором в виде морды животного. На одной из стел Пьедрас-Неграс женская фигура держит в одной руке ритуальный нож, а с другой руки свешивается веревка. Эти предметы использовались майя во время совершения обряда кровопускания, символизировавшего кровнородственную связь. На другой стеле имеется также контур пещеры с человеческой фигурой. На нижнем уровне изображен человек, из живо-

та которого торчит ритуальный нож. Он принесен в жертву, то есть отправлен к предкам в качестве посланника. Вверх, от человека к прародителю, расположенному в нише, ведут кровавые следы, то есть душа, находящаяся в крови, попала к предкам.

Таким образом, основные особенности стел из Пьедрас-Неграс заключаются в том, что на их нижнем уровне представлены события, связанные с ритуалами, посвященными культу предков.

Рассмотрев майянские стелы как объекты археологического искусства (9), мы пришли к выводу, что они помогают выявить определенные элементы мировоззрения майя, а именно их представления о загробном мире и связи между миром мертвых и миром живых. Некоторые стелы (из Пьедрас-Неграс) дают нам сведения о ритуалах майя, посвященных культу предков. Кроме того, эти памятники несут информацию об особенностях исторического и культурного развития майя (например, стела 31 из Тикаля).

Стелы сооружались и в других частях доколумбовой Америки. В своей монографии «Между Андами и Европой» исследователь латиноамериканской культуры Л.И. Тананаева приводит в качестве примера так называемую Стелу Раймонди, в которой выражены особенности искусства доинкской культуры Чавин (10).

Стелу Раймонди покрывает изображение, выполненное в неглубоком рельефе, напоминающее и очертания початка маиса, и возвышающихся одно над другим чудовищ, расположенных над головой антропоморфной фигуры, которая держит в руках предметы, напоминающие жезлы, скипетры, копья, початки кукурузы, змей. Большинство ученых справедливо считают, что подобная многозначность объясняется высокой организованностью религиозной системы, существовавшей в Чавине (11).

Каменные стелы возводились и в Восточном Средиземноморье. Например, в храмах Угарита и Библа перед статуями богов были установлены так называемые маццебы (12). О маццебах упоминается в Библии: это камни, воздвигнутые для культовых целей (13) или в ознаменование каких-то важных событий (14) и договоров (15) , а также маццебы сооружали над могилами (16).

Согласно М. Ко среди самых древних артефактов на территории проживания майя были найдены небольшие глиняные головы, предназначенные для умилостивления богов. А в развалинах поселений этапа «окос» (17) были обнаружены массивные женские статуэтки, вылепленные из глины. Предположительно, их изготовление связано с культом плодородия.

Подобные статуэтки (Богини-Матери), относящиеся к неолитической и бронзовой эпохе, были обнаружены и в Европе, где также существовал культ плодородия. Мелкая пластика характерна также и для искусства Малой Азии и эгейского мира. Например, хетты изготавливали бронзовые статуэтки божеств, как женских, так и мужских. Однако статуэтки богинь здесь часто имеют вытянутые пропорции, а мужские фигурки имеют пропорции, близкие к естественным - широкие плечи, тонкую талию и узкие бедра. В мужских ста-

туэтках можно проследить связь с бронзовой мелкой пластикой эгейского мира (18).

Майя, будучи земледельческим народом, связывали плодородие земли с плодовитостью женщин, поэтому они изготовляли женские фигурки. Подобные фигурки исчезли в поздний доклассический период, поскольку в это время происходят изменения в развитии религиозных верований. Возникла теологическая система, включавшая различные божества. Для поклонения им были возведены церемониальные центры, а ритуалы проводили специально предназначенные для этого жрецы.

Наиболее интересные глиняные фигуры были обнаружены на кладбище острова Хайна, который использовался в качестве некрополя. Многие фигурки с этого острова являются пустотелыми, в их задней части расположены отверстия. Они представляют собой свистульки (19). Но самое примечательное состоит в том, что эти статуэтки имеют портретные сходства с реальными людьми, возможно с теми, кто был захоронен в могиле, где эти фигурки были найдены. Их лица вылеплены настолько искусно, что видны даже особенности их выражения.

Фигурки с острова Хайна относятся к позднеклассическому периоду цивилизации майя. К этому времени общество майя претерпело заметную эволюцию, усложнилась социальная структура, началось социальное расслоение, изменились верования. Мы считаем, что именно эти процессы отразились в характере глиняных фигурок.

Среди этих скульптур можно увидеть изображения аристократов, воинов с татуировкой на лицах, молодых и пожилых женщин, актеров, вождей, а также одного из богов пантеона майя - «толстого бога». Однако в основном статуэтки представляют людей, принадлежащих к различным социальным слоям, имеющих разные физические черты.

Представляется очевидным, что глиняные статуэтки с острова Хайна дают нам информацию о том, как выглядели майя, а также об их социальных типах. Возможно, их изготовление было связано с погребальными обрядами.

Из искусства лепить из глины развилась лепнина как вид скульптуры. Она связана с архитектурой, т.к. обычно появлялась на фасадах зданий. Это очень древний вид искусства. В Паленке, одном из самых красивых городов майя, лепнина достигла необычайной выразительности. Здесь находятся целые галереи лепных изображений. Стены галерей покрыты слоем алебастра и украшены рельефами, представляющими правителей майя, держащих в руках символ своей власти; по бокам размещаются персонажи в позе со скрещенными ногами.

Известны огромные маски, украшающие храм в Вашактуне: их высота 2,5 м (20). Лестничные блоки одной из построек в Вашактуне украшены масками, символизирующими божества. Они выполнены в форме голов змей и ягуаров. Обычно боги изображались в виде человека, животного, растения или с помощью сочетания геометрических и иероглифических форм. Очень

часто они имели черты человека и животного. Маски изготавливались из камня или штука. Ими украшали храмы. Обычно их размещали на гребнях, фризах, углах фасадов, над входами в здания. Кроме того, они встречаются на алтарях и стелах.

Фасады зданий майя часто украшали масками небесного змея. Такие маски встречаются в поселениях Шпухил, Ормигуэро, относящихся к архитектурному стилю рио-бек, а также в регионе Ченес (21). А на Юкатане они становятся важнейшим мотивом декора архитектурных сооружений.

Для стиля ченес характерно обилие декоративных украшений, состоящих из маленьких скульптур, расположенных на фасаде зданий (22). Напрашивается параллель с искусством Андского региона, где архитектурные сооружения также украшались изображениями божеств: стены здания Кастильо - центрального строения Чавина - Чавин де Уантар - опоясаны стилизованными головами с чертами человека и ягуара - божества, которому здесь поклонялись (23).

В районах Рио-Бек и Ченес скульптура была функционально связана с архитектурой. Фасады храмов перегружены декором, в котором использовалось сочетание камня и штука. Чаще всего на фасадах встречается маска бога дождя, поскольку дожди в этих местах редки. Маска может располагаться по вертикали фасада, а ее рот служить входом в здание. Ее детали - большие глаза, нос, клыки - производят устрашающее впечатление.

В поселениях, расположенных рядом с цепью холмов Пуук (24), маски, закрывающие фасад, рот которых служит входом в храм, особенно известны. Углы фасадов зданий покрыты ярусами масок, расположенных одна над другой. В крупнейшем поселении, построенном в стиле Пуук, Ушмале, находится пирамида Колдуна. В храм, расположенный на ее вершине, ведет дверной проем, выполненный в виде маски огромного чудовища.

Другим важным религиозным центром, построенным в стиле пуук, является Кабах. Фасад одного из его зданий полностью покрыт многочисленными изображениями Чака в виде масок, эффектно выделяющиеся на фоне различных элементов орнамента - решеток, ломаных и зубчатых полос и др.

Еще одним видом майянской скульптуры была резьба по дереву. Майя покрывали резьбой деревянные стелы и балки. Самые искусные деревянные резные изделия были обнаружены в Тикале. В храмовых пирамидах Тикаля сохранились деревянные резные панели. Майя также делали деревянных идолов, маски, жезлы, резные доски, служившие переплетом для их «книг».

В конце XI - начале XII в. территория майя подверглась чужеземному нашествию. Завоеватели принесли на эти земли свою культуру. Это была культура тольтеков. В результате ее слияния с майянской культурой возник смешанный, майя-тольтекский стиль, просуществовавший до прихода испанцев. На зданиях, сооруженных тольтеками, находятся маски бога Чака, свидетельствующие о том, что пришельцы, захватившие власть, были вынуждены считаться с религиозными верованиями порабощенного ими народа. Однако несмотря на то, что в искусстве этого периода появился смешанный

майя-тольтекский стиль, то есть искусство было синтетическим, в нем больше проявилось мастерство майя, обладавших совершенной техникой и утонченным вкусом. Всего этого не имели тольтеки.

Примером искусства этого периода могут служить скульптуры воинов на косяках «Храма Ягуаров» в г. Чичен-Ица. В этом городе, скорее всего, взаимовлияние культур майя и тольтеков возникло не только в сфере искусства, но и в области религии и социальной жизни, поскольку представители тольтекских воинских орденов изображались рядом с персонажами, одетыми в майянские одежды, а небесный пантеон тольтеков сосуществовал с пантеоном богов майя.

В центре Чичен-Ицы находится храмовая пирамида, связанная с культом Кукулкана (25). Это самое важное сооружение в городе. Его называют Эль-Кастильо. На вершине пирамиды находится храм, покрытый ступенчатым сводом, характерным для архитектуры майя.

Сам храм может рассматриваться как образец смешения культурных традиций майя и тольтеков. Внутри него находятся маски в виде небесного бога, а дверные косяки украшены рельефами, изображающими тольтекских военачальников. Внутри пирамиды находятся остатки другой пирамиды, более древней. В камере, находящейся в ее основании, был найден каменный трон красного цвета, выполненный в виде фигуры рычащего ягуара, перед которым находилась скульптура бога дождя («чак-мулл») в виде сидящего человека, откинувшегося назад, держащего двумя руками поверх живота похожий на блюдо предмет. Возможно, на него клали сердца принесенных в жертву людей. В данном случае мы согласны с М. Ко, что скульптуры «чак-мулл» имеют чисто тольтекское происхождение (26).

Недалеко от Эль-Кастильо расположен Храм воинов, возведенный на вершине ступенчатой платформы, окруженной колоннами. Все четыре стороны каждой колонны украшены изображениями тольтекских воинов. На вершине храмовой лестницы расположена скульптура «чак-мулл». По бокам от входа в храм находятся изображения двух пернатых змеев. В главном святилище храма расположен стол, который поддерживают фигурки тольтекских воинов.

Одна из пирамид в Туле (27) построена по похожему плану. Однако Храм воинов гораздо больше, а красота его отделки вызывает предположение о том, что эти сооружения возводились с участием майя. Майя-тольтекское искусство несет на себе черты чуждой майя культуры, однако в нем проявился художественный гений майя.

В городе Майяпан большая часть скульптур служит архитектурной орнаментацией (28). Это змеевидные колонны, скульптуры в виде голов змей, а также хвостов гремучих змей, поддерживающих притолоки. Эти детали являются имитацией изображений змей Чичен-Ицы.

В Майяпане изготавливали в горельефе скульптуры людей в натуральный рост. Они прислонены к колоннам. Встречаются изображения обезьян, ягуаров, собак, ящериц, украшающих косяки и колонны, выполненные в стиле майя

классического периода, а также небольшие алтари в форме черепахи с человеческой головой. Животные, на которых охотились майя, или которых они приручали, имели, согласно их представлениям, божественное происхождение. В целом, скульптурное искусство Майяпана было религиозно-символическим. С одной стороны, оно несло на себе следы упадка (об этом свидетельствует попытка копировать тольтекское искусство), с другой - в нем сохранились классические традиции майя.

Проводя параллели с искусством ацтеков, также являвшихся создателями одной из великих цивилизаций Мезоамерики, необходимо отметить, что подобно скульптуре майя скульптурные изображения ацтеков также выражали религиозные верования своего времени. Их огромные архитектурные сооружения заполнялись статуями и покрывались барельефами, выполненными на основе религиозных сюжетов.

Так же, как и майя, ацтеки создавали скульптуры и светского характера: археологи находят высеченные головы людей из народа, изваяния императоров. Ацтекские скульпторы и ювелиры изготавливали также фигурки животных своей страны - черепах, птиц, рыб, ракообразных, ящериц (29).

Мы рассмотрели лишь некоторые скульптурные изображения майя с точки зрения их коммуникативной функции. В действительности это искусство более разнообразно и многогранно, его можно рассматривать с различных сторон. Существует несколько аспектов исследования мезоамерикан-ского искусства, выделенных испанским искусствоведом Э. Санчес-Монтане-сом: «формальный», «тематический», «сигнификативный», «функциональный» аспекты (30).

Скульптура майя несет информацию о религии, представлениях о загробной жизни, а также об особенностях их исторического развития. Скульптурное искусство майя, являющееся составной частью архитектуры, функционально связано с архитектурой, выполняет роль архитектурного декора. Из глубины веков оно доносит до нас информацию о верованиях этого народа.

Монументальные архитектурные сооружения майя были в основном предназначены для поклонения божествам. Скульптура была глубоко символич-на, ее символы религиозны. Преобладание религиозной архитектуры и скульптуры показателем первостепенной роли религии в жизни майя. Это является свидетельством того, что в древнем искусстве семиотический аспект является более важным, чем эстетический, поскольку в данном случае эстетические принципы отходят на второй план, а главными являются религиозные установления.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) См. Хаген В. фон. Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки. - М., 2010. - С. 297.

(2) «Алтари» - валуны, украшенные резьбой; сама стела - средний уровень; пышный головной убор - верхний уровень.

(3) См. Ершова Г. Фрай Диего Де Ланда (Биографическая повесть). Древние майя: уйти, чтобы вернуться (Истоки представлений о модели мира). - М., 2000. - С. 306.

(4) См. Там же. - С. 306.

(5) См. Ко Майкл. Майя. Исчезнувшие цивилизации: легенды и факты. - М., 2001. - С. 101.

(6) В конце раннеклассиеского периода (IV-VII вв. н.э.) майя попали под сильное влияние города-государства Теотиуакан, расположенного в Центральной Мексике.

(7) Петен - область проживания майя, где находился Тикаль.

(8) См. Ершова Г. Фрай Диего Де Ланда (Биографическая повесть). Древние майя: уйти, чтобы вернуться (Истоки представлений о модели мира). - М., 2000. - С. 308.

(9) Скульптура Мезоамерики как вид художественного творчества наряду с настенной живописью и архитектурой изучается в основном археологами, поскольку ее образцы плохо сохранились и их количество невелико. Кроме того, автохтонные культуры Нового Света практически угасли, будучи замененными новой, полностью чуждой им культурой. По этой причине культурные традиции художественного творчества индейцев были оборваны. Этому способствовала и деятельность католической церкви, относившейся к традиционному индейскому искусству как к порождению дьявола.

(10) Чавин - культурный центр Андского региона сер. II тыс. до н.э. - IY в. н.э.

(11) См. ТананаеваЛ.И. Между Андами и Европой. - С.-Петербург, 2003. - С. 28, 30.

(12) См. История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 2. Передняя Азия. Египет. - М., 1988. - С. 264.

(13) Ветхий Завет. Бытие // Библия. - Гл. 35.

(14) Ветхий Завет. Исход // Библия. - Гл. 24.

(15) Ветхий Завет. Бытие // Библия. - Гл. 31, 45.

(16) Ветхий Завет. Бытие // Библия. - Гл. 25.

(17) Согласно периодизации М. Ко культура «окос» возникла приблизительно в середине 2-го тысячелетия до н.э. Это начало архаической эпохи истории майя, продолжавшейся с середины 2-го тысячелетия до н.э. примерно до середины II в. н.э.

(18) См. История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 2. Передняя Азия. Египет. - М., 1988. - С. 168.

(19) См.: Ко Майкл. Майя. Исчезнувшие цивилизации: легенды и факты. - М., 2001. - С. 145.

(20) См.: Хаген В. фон. Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки. - М., 2010. - 298.

(21) Этот регион дал название архитектурному стилю - ченес.

(22) См.: Ко Майкл. Исчезнувшие цивилизации: легенды и факты. - М., 2001. - С. 134, 135.

(23) См.: Тананаева Л.И. Между Андами и Европой. - С.-Петербург, 2003. - С. 29.

(24) Такое же название имеет региональный архитектурный стиль.

(25) Исторические хроники майя содержат рассказ о прибытии с запада человека по имени Кукулкан. Значение этого слова - пернатый змей («кукул» - «пернатый», «кан» -«змей»). Именно Кукулкан завоевал Юкатан и основал свою столицу - Чичен-Ицу. Майя почитали его как бога, поскольку он был справедливым правителем и оставил по себе добрую память.

(26) См.: Ко Майкл. Исчезнувшие цивилизации: легенды и факты. - М., 2001. - С. 160-161.

(27) Тула - важнейший центр культуры тольтеков.

(28) Г. Майяпан был основан ицами в XIII в., однако часть этого народа продолжала жить в Чичен-Ице.

(29) См.: СустельЖак. Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы. - М., 2003. - С. 266.

(30) См.: Ершова Г. Фрай Диего Де Ланда (Биографическая повесть). Древние майя: уйти, чтобы вернуться (Истоки представлений о модели мира). - М., 2000. - С. 247.

SOME TYPES OF SCULPTURAL IMAGES OF THE MAYA AND THEIR COMMUNICATIVE CHARACTER

S.L. Pyshnova

Theory and Cultural History Chair Peoples Friendship University of Russia Miklukhlo-Maklay Str., 6, Moscow, Russia, 117198

Article is devoted to sculptural images of the Maya and their value for understanding of outlook of these people. The sculpture of the Maya is deeply symbolical, its symbols are religious. It bears information on religion, representations on afterlife of the Maya, and also on features of their historical development. It is confirmation of that in ancient art the semiotics prevails over an esthetics.

Key words: semiotics system, symbol, sculpture of the Maya, stele , altar, «a ritual strip», cult of ancestors, archaeological art, outlook of the Maya, architectural decor, Toltecs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.