полагает дальнейшее проведение расследования. Возобновление приостановленного дела заранее предполагается, так как перерыв в расследовании носит временный характер, и рано или поздно дело должно быть возобновлено, хотя бы для принятия решения о прекращении в связи с истечением сроков давности. А вот возобновление прекращенного дела - это решение, которое заранее не предполагается, и принимается в исключительных случаях при допущенных в ходе расследования ошибках. Таким образом, возобновление прекращённого дела необходимо для исправления указанных ошибок и недостатков, создания необходимых
предпосылок для последующего окончания расследования.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что институты приостановления, возобновления и прекращения уголовных дел на стадии предварительного расследования взаимосвязаны между собой, тесно соприкасаются в процессе функционирования, но при этом остаются самостоятельными уголовно-процессуальными институтами. Их изучение в динамике взаимодействия позволяет разрешить множество проблем, возникающих в практической деятельности применения данных институтов.
Литература
1. Викторский С.И. Русский уголовный процесс: учеб. пособие. - М.: ГОРОДЕЦ, 1997.
2. ДорошковВ. Приостановление производства по уголовным делам // Российская юстиция.
2000. № 1.
3. Колосович М.С., Колосович О.С. Обеспечение прав и законных интересов лиц при приме-
нении норм института приостановления производства по уголовному делу на стадии предварительного расследования: учеб. пособие. - Волгоград: ВА МВД России, 2007.
4. Якупов Р.Х. Возобновление предварительного следствия. - Волгоград, 1976.
НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТАЙН И ОСНОВЫ ИХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Сохранение в тайне доверенной информации является неотъемлемой частью определенных видов профессиональной деятельности. Умение сохранять в тайне сведения служебного характера является важнейшим профессиональным качеством сотрудников органов внутренних дел, необходимым для успешного выполнения стоящих перед ними задач.
Неурегулированность процессов обмена информацией зачастую приводит к тому, что общедоступными становятся сведения, которые имеют ограниченный доступ. Это наносит серьезный ущерб не только отдельным гражданам и организациям, но и безопасности всего государства. Особенно остро ситуация обстоит в сфере профессиональной информации, правовое регулирование которой, зачастую, осуществляется одной статьей профильного закона, который
А.Н. ПРОКОПЕНКО,
кандидат технических наук, доцент;
А.А. ДРОГА
(Белгородский юридический институт МВД России)
только упоминает сведения, являющиеся профессиональной тайной.
Если подходить к институту профессиональной тайны с самых общих позиций, то определяющим в нем является принадлежность к той или иной профессии, осуществление тех или иных профессиональных функций. В соответствии с признаком профессиональной принадлежности из действующего законодательства можно выделить такие виды профессиональных тайн: налоговая, таможенная, аудиторская, банковская, адвокатская, нотариальная, журналистская, врачебная, тайна страхования, тайна исповеди и другие виды тайн.
Рассмотрим их подробнее.
Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными
2010'2
органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом [1].
Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением следующих сведений:
• разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
• об идентификационном номере налогоплательщика;
• о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
• предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).
Таможенная тайна. Таможенные органы, их должностные лица, получившие доступ к информации, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных Таможенным кодексом и иными федеральными законами [2].
Если такая информация необходима федеральным органам исполнительной власти для решения задач, возложенных на них законодательством РФ, то таможенные органы передают предоставленную им информацию в порядке, согласованном между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела и соответствующим федеральным органом исполнительной власти. При этом обязательным является соблюдение требований законодательства РФ по защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайны и другой конфиденциальной информации.
Таким образом, ТК РФ не дает определение таможенной тайны, а говорит об использовании информации, составляющей госу-
дарственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну.
Аудиторская тайна. Данный вид тайны относится к профессиональной тайне, поскольку, во-первых, аудит является особым видом предпринимательской деятельности по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляемой специальными субъектами исключительно на профессиональной основе. Данные субъекты (аудиторские организации, индивидуальные аудиторы) создаются специально для осуществления аудита и не могут заниматься никакой иной предпринимательской деятельностью, помимо сопутствующих аудиту услуг, примерный перечень которых определен Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» [3]. Подтверждением их профессиональной компетенции являются государственная регистрация в качестве аудиторской организации или индивидуального аудитора при соблюдении установленных для них строгих требований закона, наличие у них лицензии на осуществление данного вида деятельности, квалификационные аттестаты, получаемые аудиторами.
Источником информации, составляющей тайну, являются сведения, полученные аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) при осуществлении аудиторской проверки, оказании сопутствующих аудиту услуг. На выделение аудиторской тайны в отдельную категорию конфиденциальных сведений указывает особый правовой режим, установленный для нее на уровне федерального законодательства.
Банковская тайна. Прямое определение понятия банковской тайны в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует, но ее содержание наиболее полно раскрыто в ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» [4] и в ст. 857 Гражданского кодекса РФ [5].
Под банковской тайной следует понимать защищаемые банками и иными кредитными организациями сведения о банковских операциях по счетам и сделкам в интересах клиентов, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, а также сведения о клиентах и корреспондентах, разглашение которых может нарушить их право на неприкосновенность частной жизни. Банковская тайна выступает самостоятельным объектом права и является отдельным видом конфи-
ПРАКТИКА.
денциальной информации как информации с ограниченным доступом [6].
Тайна страхования. Следующим видом профессиональной тайны, выделяемым в отечественном праве, является тайна страхования. По своей правовой природе и кругу затрагиваемых общественных отношений данный институт весьма схож с банковской тайной. Как и в случае с ней, речь идет о комплексе сведений, которые страховая организация (страховщик) получает извне, от страхователя, которым может быть как физическое, так и юридическое лицо. Однако в отличие от банковской тайны, где обязанным субъектом во всех случаях является юридическое лицо - кредитная организация или Банк России, в качестве лица, обязанного сохранять тайну страхования, могут выступать и физические лица - страховые агенты и страховые брокеры, правовой статус которых определен статьей 8 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [7].
Адвокатская тайна. Следующим видом профессиональной деятельности, по отношению к которой сохранение в тайне доверенной в процессе ее осуществления информации признается обязательным условием, является адвокатская деятельность.
Понятие адвокатской тайны и ее содержания дано в ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» [8], в соответствии с которой адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.
Нотариальная тайна. Одной из главных обязанностей нотариуса является сохранение в тайне сведений, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 16 Основ законодательства РФ о нотариате [9]). Иными словами, нотариальная тайна возникает в силу закона, вне зависимости от волеизъявления конкретных субъектов по поводу ее охраны и распространяется на любые сведения, ставшие известными нотариусу, например, о личной жизни обратившегося гражданина и членах его семьи, о составе его имущества, предполагаемых действиях и т.д., представленные нотариусу в устной или письменной форме. Примерный перечень указанных сведений позволяет сформулировать определение нотариальной тайны. Это информация, зарегистрированная в реестре для совершения нотариальных
действий и (или) содержащаяся в нотариально оформленных документах, а также иная информация, полученная нотариусом в процессе оказания юридической помощи по вопросам совершения нотариальных действий.
Журналистская тайна. Понятие журналистской тайны мы находим в Декларации, принятой Международной федерацией журналистов [10], содержащей основные принципы профессиональной этики журналистов. В п. 6 данной Декларации предусмотрено, что журналист сохраняет профессиональную тайну: источник информации, не желающий обнародовать себя, должен оставаться нерассекреченным. Следовательно, под журналистской тайной мы понимаем данные о лице - источнике информации, не желающем раскрывать себя в качестве такого источника.
Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом [11].
Врачебная тайна. Соблюдение врачебной тайны - правовая обязанность лиц, которым в установленном законом порядке переданы конфиденциальные сведения. За разглашение профессиональной (медицинской, врачебной) тайны предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством.
Врачебная тайна - важнейшее понятие деонтологии как учения о принципах поведения медицинского персонала в общении с пациентом или его представителем, а также с родственниками пациента и другими лицами. Но специфика врачебной тайны состоит в том, что ее сохранность регулируется и гарантируется законодательно, так же как и законодательно обеспечивается путем установления определенных запретов и юридической ответственности за ее разглашение [12].
Тайна исповеди. Затрагивая столь тонкую духовную материю, как религия и служение ей, мы можем, конечно, лишь достаточно условно говорить о священнослужителях, как о представителях определенной профессии. Сан священнослужителя - призвание, уровень духовного развития, отношение к жиз-
2010'2
ни и своему месту в ней, образовательный уровень, наконец. Однако с юридической точки зрения священнослужитель - это определенное лицо, уполномоченное конкретным религиозным объединением на отправление религиозных обрядов и духовное руководство паствой в пределах, если использовать терминологию православной церкви, определенного прихода. Следовательно, правом в качестве священнослужителя может быть признан далеко не каждый исповедующий определенную религию человек, а именно имеющий присвоенный ему соответствующий сан [13].
В православном христианском вероисповедании таинство исповеди является одним из основных таинств, суть которого сводится к покаянию верующего человека Богу в своих грехах посредством доверения каких-то сведений о своей частной жизни и совершенных поступках священнику. Священнослужитель, согласно канонам церкви, не вправе передавать такую информацию кому-либо, в противном случае он совершает греховный поступок. С точки зрения морали обеспечение сохранности в тайне полученных таким образом сведений нечто большее, чем запрет на распространение информации, полученной в результате профессиональной деятельности, но тем не менее, условно, мы все же отнесем это к профессиональной тайне.
Рассмотрев некоторые институты тайн в отечественном праве, раскрыв отдельные
элементы их правовой природы, мы можем прийти к выводу, что в сфере профессиональной информации, правовое регулирование которой, зачастую, осуществляется одной статьей профильного закона, в содержании которого только упоминаются сведения, являющиеся профессиональной тайной, правовой механизм защиты информации или отсутствует, или прописан «рамочно», без конкретизации и уточнения. В связи с этим возникает необходимость развития институтов служебной и профессиональной тайны. Закон РФ «О государственной тайне» [14] был принят еще в 1993 году; Федеральный закон «О коммерческой тайне» [15] - в 2004 году; Федеральный закон «О персональных данных» [16] - в 2006 году. Таким образом, была обеспечена правовая защита информации, относящейся к государственной и коммерческой тайне, а также персональным данным. Однако еще два вида конфиденциальной информации так и не получили правовой защиты на законодательном уровне. Этими видами конфиденциальной информации являются служебная и профессиональная тайна. Федеральный закон «О служебной тайне», внесенный в Государственную Думу еще в декабре 2004 года, до сих пор не принят и даже не ставился на обсуждение [17]. Федеральный закон «О профессиональной тайне» вообще не разрабатывался. Это приводит к значительным пробелам в правовом регулировании данной части информационной сферы.
Литература
1. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998. № 146-ФЗ. Ст. 102 // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
2. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003. № 61-ФЗ. Ст. 10 // Российская газета. 2003. № 106.
3. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 07.08.2001. № 119-ФЗ // Российская газета. 2001. № 151-152.
4. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990. № 395-1 // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
5. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996. № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
6. Козаковский А.Н. Право на банковскую тайну // Эпиграф. 2001. № 12. С. 3.
7. Об организации страхового дела в РФ: Закон РФ от 27.11.1992. № 4015-1 // Российская газета. 1993. № 6.
8. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ: Федеральный закон от 31.05.2002. № 63-ФЗ // Российская газета. 2002. № 100.
9. Основы законодательства РФ о нотариате: утв. ВС РФ 11.02.1993. № 4462 - 1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357.
10. Правовые и этические нормы журналистской деятельности в документах. - М.: Центр «Право и СМИ», 1998. С. 120.
11. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27.12.1991. № 2124-1. Ст. 41 // Российская газета. 1992. № 32.
ПРАКТИКА.
12. Махник О.П. Конституционное право на личную и семейную тайну. Врачебная тайна // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 8.
13. Фатьянов А.А. Тайна и право: монография. - М.: МИФИ, 1999. С. 280.
14. О государственной тайне: Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 // СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 8220-8235.
15. О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29.07.2004. № 98-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3283.
16. О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006. № 152-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3451.
17.Паспорт проекта Федерального закона № 124871-4 «О служебной тайне» от 24.12.2004.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕПУТАТА ПАРЛАМЕНТА
Законодательная деятельность по укреплению законности в республике предъявляет непрерывно возрастающие требования к профессиональному мастерству не только субъектов права законодательной деятельности (далее - субъект права), но и участников законотворческого процесса. Формирование профессионального мастерства депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее - депутат) - одна из важнейших задач в его подготовке как субъекта права, а ее решение определяет основное содержание и методы профессионального обучения. Профессиональное мастерство депутата - это высокая степень профессиональной парламентской обученности депутата, позволяющая компетентно принимать законопроекты, законодательные решения и разрешать проблемы избирателей.
Анализ законотворческой практики и собственный опыт показали, что в законотворческой деятельности профессионализм депутатского корпуса, правовая и психологическая подготовленность депутата должна иметь определяющее значение. В частности, В.С. Нерсесянц, Е.А. Лукашова, Г.И. Муровцев отмечали: «Она должна отвечать требованиям современной науки и практики, отличаться объемом, глубиной знаний принципов и норм права. Депутату необходимо не просто устойчиво-положительное отношение к праву
И.А. КИБАК,
кандидат психологических наук, доцент (Академия МВД Республики Беларусь)
и практике применения, но и солидарность с правовыми предписаниями, понимание полезности, необходимости и справедливости принятия закона. Особенности правового разума и правовых чувств депутата должны выражаться в особом профессиональном усмотрении, которое является источником предложений по совершенствованию правового регулирования, снятию и нейтрализации противоречий, возникающих в процессе правотворческой деятельности. Правовой инфантилизм в правотворческой деятельности чаще всего проявляется в некачественной подготовке законопроектов и других нормативных правовых актах (далее - НПА), в проведении поверхностной правовой экспертизы, в результате которой «пропускаются» НПА, не соответствующие законодательству, правилам законодательной техники и просто не имеющие собственного правового регулирования. Правовой негативизм проявляется в скептическом отношении к праву, вплоть до полного неверия в его потенциальные возможности...» [4, с.418-419]. Н.М. Кондратович справедливо заметил, что «нелегкая работа по подготовке законопроектов основывается на профессионализме. Ее могут выполнять лица, хорошо знающие предмет и профессионально подготовленные юридически» [3, с.46], это подтверждает и С.В. Поленина [5, с.84]. С.С. Алексеев также утверждает, что «закон как изобретение, как всякое достижение человеческого ума дол-