Научная статья на тему 'Некоторые способы интерактивного взаимодействия обучающегося с содержанием ментального учебника'

Некоторые способы интерактивного взаимодействия обучающегося с содержанием ментального учебника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / MIND TEXTBOOK / E-TEXTBOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бартош Д. С., Дорошенко Е. Г.

Ассматриваются некоторые способы интерактивного взаимодействия обучающегося со средой ментального учебника, а также описаны возможности свободно-распространяемой программы Vectorian Giotto для организации этого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTALBOOK ON “DEVICE COMPUTER” COMPUTER SCIENCE COURSES IN SECONDARY SCHOOL

This article discusses some ways to interactive learning environment with mental textbook, as well as describes the free software Vectorian Giotto for the organization of this interaction.

Текст научной работы на тему «Некоторые способы интерактивного взаимодействия обучающегося с содержанием ментального учебника»

УДК 372.8

НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С СОДЕРЖАНИЕМ МЕНТАЛЬНОГО УЧЕБНИКА

Д. С. Бартош Научный руководитель - Е. Г. Дорошенко

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89 Е-mail: [email protected]

Рассматриваются некоторые способы интерактивного взаимодействия обучающегося со средой ментального учебника, а также описаны возможности свободно-распространяемой программы Vectorian Giotto для организации этого взаимодействия.

Ключевые слова: ментальный учебник, электронный учебник.

MENTALBOOK ON "DEVICE COMPUTER" COMPUTER SCIENCE COURSES

IN SECONDARY SCHOOL

D. S. Bartosh Scientific supervisor - E. G. Doroshenko

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev 89, Ada Lebedevа str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation E-mail: [email protected]

This article discusses some ways to interactive learning environment with mental textbook, as well as describes the free software Vectorian Giotto for the organization of this interaction.

Keywords: mind textbook, e-textbook.

В настоящее время, когда к числу основных образовательных результатов относят не только знания, умения и навыки, но и личностные, метапредметные компетенции, традиционные учебники должны быть усовершенствованы.

К прототипу учебника нового поколения можно отнести ментальный учебник, представление информации в котором основано на использовании ментальных карт. Работа с ментальным учебником требует перекодирования информации из нелинейной формы представления в линейную, акцентирует внимание на выделение главных и подчиненных понятий, анализе связей между ними, активизирует как логическое, теоретическое так и образное мышление [1; 2].

Развитие мышления в процессе работы с ментальным учебником становится возможным, если в процессе восприятия учебной информации активно применяются мыслительные операции: анализ, синтез, абстрагирование, моделирование и др. Поэтому, работа с ментальным учебником должна включать активную работу с его содержанием:

- порционное восприятие нового материала в соответствии с принципами программированного обучения;

- выполнение заданий, связанных с конструированием ментальной карты изучаемой предметной области.

Первые образцы ментальных учебников создаются с использованием программного обеспечения для создания ментальных карт (mindmap, prezi.com, mindomo и др.), но функционала этих сред недостаточно, чтобы реализовать интерактивное взаимодействие обучающегося с учебником, направленное на развитие мышления. Доступным (бесплатным) программным средством, позволяющих создавать ментальные учебники с возможностью реализации идей программированного обучения и интерактивных заданий является Vectorian Giotto. Программа Vectorian Giotto включает в себя практически все необходимые инструменты для работы с Flash.

С помощью Vectorian Giotto нами разработан фрагмент ментального учебника по теме «Представление чисел в памяти ЭВМ» [3]. Содержание обучения в нем предъявляется порциями. Каждая порция информации (фрагмент ментальной карты) появляется после того, как обучающийся ответит на вопрос. Чтобы ответить на вопрос обучающемуся достаточно имеющихся у него на данный момент знаний. Порционное предъявление материала исключает его поверхностное восприятие и позволяет реализовать сценарий изложения учебного материала, который задумывается преподавателем. После того, как ментальная карта по теме сформирована, появляются задания, проверяющие понимание учебного материала.

Первый тип задания предполагает конструирование обучающимся ментальной карты по изучаемой теме. Ученику предлагается воспроизвести модель знаний предметной области, перемещая правильные ответы на указанных местах формируемого дерева. Если понятия размещены не правильно, выводится правильный ответ, после перехода на следующий этап конструирования ментальной карты. Задание содержит три этапа конструирования ментальной карты, каждый последующий требует более глубоких знаний по данной теме.

Рис. 1. Экран ментального учебника по теме «Представление чисел в памяти ЭВМ» в момент работы с заданием на конструирование ментальной карты

Результаты выбора фиксируются в учебнике. После завершения задания, на экран выводится количество правильных выборов, их процент от общего количества, а так же каждый элемент ментальной карты подсвечивается зеленым или красным цветом, в зависимости от результатов прохождения задания.

Второй тип задания предполагает конструирование ответа в форме правильных предложений, описывающих предметную область. На основе рассматриваемой предметной области составляется таблица из трех столбцов. В первом столбце перечисляются слова-объекты, во втором - слова-свойства объектов, в третьем - действия над словами-объектами. Ученику предъявляются схема предложения, которое ему нужно составить. На схеме цветами обозначены места слов-объектов, свойств, действий. Опираясь на эту схему, ученик должен составить правильное предложение

с использованием предложенных в таблице слов. По завершению задания, на экран выводится количество правильно составленных предложений их процент и все восемь возможных предложений, каждое из предложений выделяется зеленым или красным квадратом, в зависимости от результатов прохождения задания.

Третий тип предполагает рисование связей между элементами ментальной карты. Ученику предлагается соединить, с помощью 14 линий, хаотично расставленные элементы ментальной карты. При выполнении задания, ученик может три раза удалить расставленные им связи и начать прохождение задания заново. Результаты выполнения задания фиксируются в учебнике. После завершения задания, на экран выводится количество верных связей между элементами ментальной карты, их процент от общего количества, а так же ментальная карта в исходном состоянии с подсвеченными связями зеленым или красным цветом, в зависимости от результатов прохождения задания.

Четвертый тип задание предполагает дополнение ментальной карты. Ученику предлагается сконструировать элемент ментальной карты, выбрав из трех вариантов название, а затем переместить его на пустую ячейку, тем самым составив дополненную модель знаний предметной области. Каждый выбор ученика фиксируется в учебнике. По окончанию задания на экран выводится процент выполненного задания, а также ментальная карта, в которой дополнительные элементы ментальной карты подсвечены зеленым и красным, в зависимости от результатов прохождения задания.

Рис. 2. Экран ментального учебника по теме «Представление чисел в памяти ЭВМ» в момент работы с заданием на дополнение ментальной карты

Пятый тип задания предполагает выполнение обучающимся заданий внутри каждого элемента ментальной карты. Ученику предлагается выполнить задания в каждом из элементов ментальной карты. Задания делятся на два типа:

- теоретические. Обучающийся должен вписать слова в выделенные участки экрана;

— практические. Обучающийся взаимодействует с интерактивными задачами по теме прямой код, дополнительный код и стандарты двоичной арифметики.

Все результаты выполненных заданий фиксируются программой и отображаются на основном

кадре.

Итак, в данной статье мы описали некоторые идеи организации интерактивного взаимодействия обучающегося со средой ментального учебника и показали способы их реализации с помощью программы Vectorian Giotto. В настоящее время нами разрабатывается сайт для публикации ментального учебника, а так же сбора и анализа рецензий и информаций о неполадках.

Библиографические ссылки

1. Дорошенко Е. Г., Пак Н. И., Рукосуева Н. В., Хегай Л. Б. О технологии разработки ментальных учебников // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 12(140). С. 145-151.

2. Дорошенко Е. Г. Развитие мышления обучающихся в процессе работы с ментальным учебником // Информатика в школе: прошлое, настоящее и будущее: материалы Всеросс. науч.-метод. конф. по вопросам применения ИКТ в образовании (6-7 февраля 2014 г.) / отв. за вып. Ю. А. Аляев, И. Г. Семакин ; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2014. С. 154-156.

3. Бартош Д. С. Некоторые способы интерактивного взаимодействия обучающегося с содержанием ментального учебника // Молодежь и наука XXI века (19-26 мая 2014 г.). С. 148-152.

© Бартош Д. С., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.