© Бектимирова Н.Н.
ИСАА МГУ
НЕКОТОРЫЕ ШТРИХИ к ПОРТРЕТУ КАМБОДЖИЙСКОЙ ОППОЗИЦИИ1.
Политическая ситуация в Камбодже в 2014 г. определялась ходом интенсивного переговорного процесса между правящей Народной партией Камбоджи (НПК) и оппозицией в лице Камбоджийской партии национального спасения (КПНС) по вопросу о прекращении бойкота деятельности Национального собрания со стороны депутатов-оппозиционеров. Формально работа Национального собрания началась, как того требует конституция, через 60 дней после всеобщих выборов - в конце сентября 2013 г. Однако власти осознавали ущербность и неправомочность высшего законодательного органа власти, так как в нем была представлена лишь правящая партия - 68 депутатов, что составляло менее 70% необходимого по закону для функционирования парламента кворума.
Компромисс между партиями удалось достичь только через год после выборов - в конце июля 2014 г., когда 55 депутатов от КПНС согласились принести присягу и приступить к работе в парламенте. При этом Кем Сокха -заместитель председателя КПНС занял пост первого вице-спикера. Кем Сокха - достаточно опытный парламентарий. В Национальном собрании первого созыва (1993-1998 гг.) он представлял Буддийскую либерально-демократическую партию и возглавлял комитет по правам человека. В 1999-2006 гг. по партийной квоте ФУНСИНПЕК он был членом Сената. В 2007 г. образовал собственную организацию - Партию прав человека (ППЧ), деятельность которой, по признанию самого Кем Сокха, финансировалась США1. На выборах 2008 г. ППЧ
1 Статья написана при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 13-01-00191 «Исторические и общественно-политические деятели стран Индокитая».
получила 3 места в Национальном собрании, что обеспечило Кем Сокху депутатский мандат четвертого созыва.
Лидер оппозиции, председатель КПНС Сам Рэнси также стал парламентарием. Ему свой мандат уступил депутат от провинции Кампонг Чам. Сам Рэнси возглавил комитет по борьбе с коррупцией, который был создан по требованию оппозиции. Его назначение председателем данного комитета достаточно символично, так как в 1993-1994 гг. он, будучи в то время министром финансов, зарекомендовал себя решительным борцом с коррупцией и казнокрадством в высших эшелонах власти. Однако его прежний опыт борьбы с коррупцией не только не привел к каким-либо ощутимым результатам, но закончился весьма печально для него самого. Так, в 1995 г. Сам Рэнси представил участникам конференции стран-доноров по возрождению Камбоджи, проходившей в Париже, доклад под названием «Институализация коррупции и отсутствие государства в Камбодже»3. Анализ экономической ситуации, подготовленный Сам Рэнси, получил поддержку со стороны экспертов Всемирного банка, однако вызвал резкое противодействие со стороны политических элит внутри страны, так как ставил под угрозу источники их нелегальных доходов. В борьбе за его устранение как общего противника объединились оба тогдашних премьер-министра - и принц Ранарит и Хун Сен. В октябре 1994 г. в связи с перестановками в правительстве Сам Рэнси был выведен из состава кабинета министров. В мае 1995 г. по настоянию принца Ранарита, который за его причастность к коррупции был объектом постоянной критики со стороны Сам Рэнси, последний был исключен из рядов ФУНСИНПЕК и выведен из состава Национального собрания. Это подвигло Сам Рэнси к созданию в 1995 г. собственной организации - Кхмерской национальной партии, переименованной накануне выборов 1998 г. в партию Сам Рэнси (ПСР). По итогам выборов 2003 и 2008 гг. партия устойчиво удерживала второе после НПК место, набирая более 20% голосов избирателей. Таким образом, Сам Рэнси был парламентарием в Национальном собрании всех четырех созывов. Однако ни разу он не проработал полного депутатского срока, так как некоторые его публичные акции,
носившие как правило провокативный характер, давали властям предлог отнести их в разряд правонарушений, лишить Сам Рэнси депутатской неприкосновенности и начать уголовное преследование. В 2005 и 2009 гг. против Сам Рэнси возбуждались политически мотивированные уголовные дела, которые вынуждали его покидать страну, чтобы избежать тюремного преследования. Скрываясь от судебного преследования, Сам Рэнси в 2005-2008 гг. и в 2009-2013 гг. жил за границей и возвращался на родину лишь накануне выборов благодаря королевской амнистии. Решающую роль в предоставлении ему амнистии играло международное давление. Так, вопрос об амнистии Сам Рэнси и его участии в выборах 2013 г. неоднократно поднимался бывшим госсекретарем Хиллари Клинтон в ходе ее визитов в Камбоджу, он был и в повестке дня во время переговоров американского президента Барака Обамы с премьер-министром Хун Сеном на XXII саммите АСЕАН в Пном Пене.
Удаляя тем или иным способом с политического поля оппозиционного деятеля, власти Камбоджи стремились таким образом ослабить ПСР, считая, что она рассыплется как карточный домик в отсутствие лидера. Однако подобная тактика имела обратный эффект. Власти фактически способствовали «героизации» Сам Рэнси, создав ему имидж смелого политика, не боящегося открыто критиковать власть и идти на конфронтацию с ней. А его длительное вынужденное пребывание за границей позволило ПСР диверсифицировать и распределить функции председателя среди ведущих деятелей партии и отойти от присущего Сам Рэнси авторитарного стиля руководства.
Общеизвестно, что Сам Рэнси и Кем Сокха, придерживаясь крайне националистических взглядов, превратили националистическую риторику в главный инструмент политической мобилизации4. Однако мне бы хотелось обратить внимание еще на одну концептуальную установку обоих лидеров оппозиции. Они искренне считают, что главным двигателем процесса демократизации в Камбодже должно стать мировое сообщество и поэтому ориентированы на получение постоянной помощи со стороны внешних акторов. Сдерживание авторитарных тенден-
ций власти Хун Сена оппозиционные деятели связывают не столько с развитием демократических институтов внутри Камбоджи, сколько с оказанием давления на правительство со стороны ведущих западных держав. В начале 2000-х гг. члены ПСР часто в прессе цитировали слова своего руководителя: «Я верю в международное сообщество. Если Камбоджа будет вести себя хорошо..., то международное сообщество поможет нам обрести демократию»5.
Сам Рэнси активно использует различные международные форумы для привлечения внимания западных стран к внутренним проблемам Камбоджи. Он неоднократно призывал прекратить оказание экономической помощи Камбодже, лишить ее места в ООН, видя в этом единственный путь борьбы с политическим монополизмом Хун Сена. Так, американский журналист Джоел Бринклей, много лет освещавший события в ЮВА на страницах New York Times, в своей книге «Проклятье Камбоджи» откровенно признает, что многие на Западе считают, что Сам Рэнси превратился в оппозиционного лидера, «единственная роль которого постоянно жаловаться западным странам на Хун Сена»6.
Призывы к немедленному вмешательству Запада во внутренние дела Камбоджи усиливались каждый раз после очередных всеобщих выборов. Так, сразу после объявления результатов выборов 2013 г. КПНС направила петицию в ООН и посольства ряда европейских стран с требованием оказать влияние на Хун Сена и расследовать итоги выборов. Затем, когда вновь избранный парламент приступил к работе, оппозиция направила письма в ЕС, ВБ, МВФ, АБР с просьбой заморозить все отношения с Камбоджей вследствие не легитимности нового правительства и парламента. В октябре 2013 г. в канун 22-ой годовщины подписания Парижских соглашений по Камбодже, Сам Рэнси направил письма 18 странам, подписавшим эти соглашения, с просьбой заморозить все отношения с правительством Хун Сена и ввести против него систему санкций. По мнению Сам Рэнси, вмешательство стран-подписантов Парижских соглашений во внутренние дела Камбоджи - это не только право этих стран, но их прямая обязанность . Ссылаясь на Парижские соглашения 1991 г., он заявлял, что «международное
сообщество должно (выделено - авт.) сделать Камбоджу демократической и уважающей права человека» .
Сила политика и его партии, по мнению Сам Рэнси, определяется умением партийного лидера поддерживать отношения с Западом, его связями и авторитетом в западном мире. Свою партию Сам Рэнси всегда позиционировал как главного партнера Запада в Камбодже. Даже сотрудники американского посольства в Пном Пене нередко удивлялись поведению Сам Рэнси, который мог месяцами отсутствовать в стране, «ведя предвыборную кампанию в США, Франции, Австралии и других зарубежных странах». По словам бывшего посла США в Камбодже К.Уидеманна, он «вел себя так, как будто баллотировался на должность в США»9. Манеру поведения Сам Рэнси перенял и его заместитель по партии. Так, после выборов в декабре 2013 г. Кем Сокха совершал трехнедельное турне по США, где в частности встречался, с представителями Пентагона и убеждал их в том, что после «следующих выборов, на которых непременно победит КПНС, ей обязательно понадобится военная помощь США, чтобы отстранить от власти НПК, которая ни при каких обстоятельствах не признает поражение»10.
В ходе предвыборной кампании Сам Рэнси заверял своих сторонников, что западные страны обязательно придут ему на помощь как в случае победы на выборах, так и при необходимости делегитимации победы Хун Сена. По меткому выражению К.Уидеманна «именно международные акторы сделали Сам Рэнси лицом кхмерской оппозиции, и он этим нещадно пользуется»11.
Чрезмерная зацикленность КПНС на помощи Запада в вопросе делегитимации выборов 2013 г. в очередной раз продемонстрировала контпродуктивность подобной тактики. Только США прибегли к санкциям, сократив на 80 млн. долл.
программу помощи правительству Камбоджи как ответ на
12
«грязные выборы» 2013 г. . При этом санкциям не подверглась помощь гуманитарного и военного характера, которую США оказывают Камбодже. Остальные же западные страны, справедливо критикуя нарушения закона и злоупотребления, допущенные в ходе выборов, продолжили осуществлять в полном объеме многостороннее сотрудничество с правительством
Камбоджи, а оппозиции настоятельно советовали занять места в парламенте и начать работу по совершенствованию электоральной системы и продвижению демократии в стране. Более того, уже длительное время сотрудничая с правительством Хун Сена, представители ЕС выразили уверенность в том, что «боязнь проиграть следующие выборы и потерять власть заставит НПК пойти на реформы, чтобы предстать в образе модернизи-
- 13
рующейся, несущей прогресс и процветание всем, партии» .
I The Cambodia Daily. 23.04.2014; Тесные контакты Кем Сокха с сотрудниками американского посольства в Пном Пене были установлены в 1998 г., когда, опасаясь за свою жизнь, Кем Сокха, не признавший результаты выборов 1998 г. и участвовавший в протестных движениях, скрывался в посольстве США.
Л
Сам Рэнси не участвовал в выборах, так как вернулся в страну из вынужденной четырехлетней эмиграции за две недели до дня голосования, когда регистрация кандидатов в депутаты уже завершилась.
Л
Brown M., & Zasloff J. Cambodia. Confounds the Peacemakers 1979-1998. Ithaca Cornell University Press, 1998. C. 181.
4 Подробнее см.: Бектимирова Н.Н., Дольникова В.А. Альтернативные пути демократизации на примере Камбоджи и Таиланда. М., 2008; Бектимирова Н.Н. Парламентские выборы в Камбодже 2013.//ЮВА: Актуальные проблемы развития. Выпуск ХХ. М., 2013; Мосяков Д.В. Камбоджа на пороге новой нестабильности.// ЮВА: Актуальные проблемы развития. Выпуск ХХ.М., 2013.
5 Hughes C. The Political Economy of Cambodia's Transition, 1991-2001. L., N.-Y., 2003. C. 132.
6 Brinkley J. Cambodia's curse. The Modern History of a Troubled Land. New York. 2011. P. 213.
7 The Cambodia Daily 05.10.2013.
8 Hughes C. Op. Cit. C. 132.
9 Brinkley J. Op.Cit. С. 161, 163.
10 The Cambodia Daily.07.01.2014.
II Brinkley J. Op.Cit. С. 161.
12 The Cambodia Daily. 07.01.2014.
13 The Cambodia Daily. 15.03.2014.