Научная статья на тему 'Некоторые результаты изучения мнений женщин о национальном проекте в сфере демографии по материалам их социологического опроса'

Некоторые результаты изучения мнений женщин о национальном проекте в сфере демографии по материалам их социологического опроса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
99
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые результаты изучения мнений женщин о национальном проекте в сфере демографии по материалам их социологического опроса»

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ МНЕНИЙ ЖЕНЩИН О НАЦИОНАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ В СФЕРЕ ДЕМОГРАФИИ ПО МАТЕРИАЛАМ ИХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА

Денисов А.П., Бабенко А.И., Филиппова Е.Д.

Омская государственная медицинская академия,

кафедра общественного здоровья и здравоохранения, г. Омск

НИИ комплексных проблем гигиены и профзаболеваний СО РАМН,

отдел социально-гигиенического планирования и прогнозирования, г. Новосибирск

Кризисная демографическая ситуация в России вызвала необходимость принятия срочных мер по повышению рождаемости. Однако является достаточно спорным вопрос о степени эффективности предложенных правительством мероприятий. В связи с этим проведено изучение мнений женщин о национальном проекте в сфере демографии. Опрошено 278 женщин в городе и 236 на селе. Результаты опроса сопоставлены с данными исследования, проведенного по аналогичной методике в 2004 году (опрошено 437 женщин в городе и 438 на селе). Полной уверенности у респондентов в том, что национальный проект в сфере демографии повысит рождаемость не было, поскольку «да» на этот вопрос ответили лишь 20,5% из них и «скорее да» - 29,2%. В то же время «нет» и «скорее нет» ответили гораздо меньше женщин - по 9,3%. Не определились с ответом 31,6% опрошенных. Таким образом, респонденты оценили инициативы президента в сфере демографии скорее положительно, чем отрицательно. В городе мнения респондентов были более сдержанны, чем на селе (%2 = 6,19; р<0,05).

Механизм стимулирования рождения вторых и последующих детей в национальном проекте ориентирован на улучшение жилищных условий семей и, прежде всего, малообеспеченных. Однако, с ухудшением материальных и жилищных условий интерес семей к национальному проекту уменьшался (%2 =10,32; р<0,01; %2 =7,48; р<0,05). Планировали рождение следующего ребенка лишь 27,5% семей в городе и 25,9% на селе. Затруднились с ответом соответственно 21,6% и 15,8%. Причем если женщины с одним ребенком планировали рождение следующего в 39,7% случаев, то имеющие двух детей лишь в 7,9%, трех и более - в 5,6% (%2= 93,86; р<0,01). По мере ухудшения материально-жилищного положения семей соответственно увеличивалось и число, отказывающихся от планирования следующего ребенка. Ведущим мотивом рождения ребенка было желание иметь его - более половины ответов респондентов в городе и на селе. Получение «материнского капитала» привлекало лишь 5,0% респондентов в городе и 8,8% на селе.

При расчете среднего суммарного числа детей только у женщин, четко сформулировавших свои репродуктивные установки, желаемое, возможное и оптимальное числа детей в 2007 году по сравнению с данными 2004 года уменьшились на 6,6-19,9%. Причем, если в 2004 году средние гипотетические числа детей варьировали около величины простого воспроизводства, то в 2007 году они во всех случаях были меньше ее.

Таким образом, респонденты оценили инициативы президента в сфере демографии скорее положительно, чем отрицательно, однако полной уверенности в том, что национальный проект повысит рождаемость, у них не было. Получение «материнского капитала» как мотив планирования следующего ребенка привлекало лишь незначительную часть респондентов. Наблюдалась тенденция к уменьшению гипотетического числа детей. Именно поэтому, реализация демографической политики, направленной на расширение воспроизводства населения, невозможна без реального улучшения жилищных условий и экономического положения семей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

Стр. [263]

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

МатериалыIIX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

Стр. [2б4]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.