ББК 474.580
НЕКОТОРЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Л.Н. Филонова КГУ, г, Курган
Рассматриваются вопросы теоретического обоснования решения проблемы содействия профессиональному самоопределению будущих специалистов и пути их практического решения.
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях повышаются требования к специалисту. Он должен быть профессионально компетентным, уметь мыслить и действовать самостоятельно. Основная цель профессионального образования на современном этапе, как отмечается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., - «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией...» [2, с. 263]. Выдвинутое положение выступает в качестве социального заказа системе образования, успешной реализации которого препятствуют следующие проблемы.
Во-первых, коммерционализация образования. Сегодня рыночные отношения присутствуют во всех отраслях промышленности, науки, здравоохранения, культуры, и образование не стало исключением, т.к. в высшей школе присутствует новый тип отношений -коммерческие отношения.
Число студентов, поступивших в государственный вуз на платной основе, не уменьшается, при этом не учитывается потребность региона в специалистах тех или иных профессий, а также интересы и возможности студента. Следовательно, выпускник учебного заведения может оказаться невостребованным на рынке труда. В настоящее время расширился рынок образовательных услуг. Это и различные коммерческие высшие образовательные учреждения, и филиалы, и курсы. Таким образом, каждый учащийся может получить высшее профессиональное образование. Но многие из них сначала решают вопрос о получении высшего образования, а вернее о покупке
диплома, а затем уже о выборе профессии и профиля учебного заведения.
Во-вторых, изменилась система поступления в образовательные учреждения. Введение единого государственного экзамена предполагает наличие высокого балла по предметам, а не учета индивидуальных особенностей абитуриентов, в вузах отсутствует система отбора будущих специалистов по их профессионально-образовательным возможностям и профессиональным способностям. В итоге поступление в высшее образовательное учреждение имеет случайный (в большинстве случаев) характер, не связанный с профессиональными намерениями и способностями абитуриентов. Все это приводит к большой текучести студентов. Так, по данным нашего исследования до 45 % студентов к четвертому курсу обучения либо меняют факультет, либо уходят из образовательного учреждения.
В-третьих, в школах практически полностью отсутствует работа по профессиональной ориентации учащихся. Центры занятости населения взяли на себя лишь функции, связанные с трудоустройством незанятого населения, выбор профессии учащимися осуществляется стихийно, без учета индивидуальных особенностей личности, ее склонностей, способностей, без необходимых знаний о требованиях, предъявляемых профессией человеку. В связи с этим, вузам необходимо самостоятельно решать проблему профессионального отбора будущих специалистов, системно регулировать процесс поступления студентов в образовательное учреждение с учетом потребностей региона, а также профессиональнообразовательных возможностей и профессиональных способностей будущих специалистов.
В последнее время актуализировалось решение данной проблемы в процессе про-
Филонова Л.Н.
фессиональной подготовки и профессиональной деятельности. В частности, были проведены исследования, в которых обосновывалась необходимость профотбора студентов на 1 курс и активизации профориентационной деятельности вузов; выявлялись факторы влияния характерологических особенностей студентов технических вузов на динамику профессионального самоопределения; изучались основные элементы развития мотивационной сферы обучающихся и др.
В то же время следует констатировать, что хотя проблема профессионального самоопределения на этапе подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности находит некоторое отражение в педагогической теории и практике, остаются нерешенными следующие вопросы: не определена структура процесса профессионального самоопределения студентов вуза, не разработаны содержание, формы и методы содействия профессиональному самоопределению будущих специалистов в процессе их профессиональной подготовки в образовательном учреждении.
В рамках нашего исследования сделана попытка решения этой проблемы в теоретических аспектах. Уточненное понятие «профессиональное самоопределение будущих специалистов», выделение сущностных характеристик процесса профессионального самоопределения, а также разработка модели содействия профессиональному самоопределению будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Под профессиональным самоопределением будущих специалистов мы понимаем процесс осознания, соотнесения и реализации личностных и социально-профессиональных потребностей в процессе профессиональной подготовки в вузе, а также самостоятельную деятельность по оценке адекватности профессионального выбора и его коррекции.
Сущностными характеристиками процесса профессионального самоопределения студентов являются его цель, закономерные связи, принципы, структура и особенности. Цель процесса профессионального самоопределения будущего специалиста - реализация потребности в своем профессиональном самоопределении. В структуре данного процесса мы выделяем следующие этапы профессионального самоопределения студента. Первый этап - адаптация к новым условиям обучения и быта в статусе студента вуза, будущего спе-
циалиста. Второй - развитие профессионально-образовательных способностей в процессе освоения содержания профессиональных знаний. Третий - «проба сил» в выбранном виде деятельности во время прохождения производственных практик, знакомство с условиями и особенностями труда по избранной профессии.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что именно после прохождения производственной практики возникает проблема коррекции выбора. При этом возможны следующие ситуации: во-первых, подтверждение правильности сделанного выбора, во-вторых, констатация неправильно сделанного выбора профессии и, в-третьих, осознание студентом необходимости развития своих профессиональных возможностей и способностей. Данные ситуации являются предпосылкой четвертого этапа процесса профессионального самоопределения - коррекции выбора. Пятый этап связан с осознанной подготовкой к самостоятельной профессиональной деятельности, построением профессиональной карьеры. Этот этап включает в себя выбор вида будущей профессиональной деятельности, выработку профессионально важных качеств, а также определение будущего места работы. Шестой, заключительный этап - реализация плана профессиональной карьеры.
Анализ документации, анкетирование, проведенное нами на строительном факультете Курганской государственной сельскохозяйственной академии, показал, что к пятому курсу обучения остается лишь 55 % студентов от количества поступивших на первый курс. После первого года обучения отсеивается примерно 21 %, второго - 14 %, третьего -10 % студентов. На первом курсе отсев обучающихся происходит в основном из-за академической неуспеваемости, т.е. выбор профиля вуза не соответствует образовательным способностям студентов. А на втором и третьем курсах после прохождения учебной и производственной практики, пробы сил в выбранном виде деятельности студенты покидают образовательное учреждение, осознавая, что выбор профессии сделан неправильно. Эту проблему можно решить через создание в вузе определенной системы содействия профессиональному самоопределению
будущих специалистов.
Формой системной организации такого содействия является кабинет профессиональ-
Теория и методика профессионального образования
ного становления специалиста. Цель его создания - повышение уровня профессионального самоопределения и профессиональной пригодности студентов, развития у них профессионально значимых качеств. Кабинет совмещен с учебной аудиторией и располагает следующим информационным материалом:
- стенды, знакомящие абитуриентов с условиями приема на факультет, особенностями обучения и быта студентов;
- серия стендов под общим названием «Шаг за шагом на пути к профессии», которая рассказывает о последовательном знакомстве студентов при прохождении учебных и производственных практик с избранной профессией, где раскрываются цели и задачи прохождения каждой практики, дается краткая характеристика выполняемой деятельности и необходимых профессиональных качеств.
Все стенды содержат фотографии, иллюстрирующие условия обучения (фотографии учебного корпуса, аудиторий, библиотеки, лабораторий, мест прохождения учебных и производственных практик) и формы организации свободного времени студентов (фотографии спортивных мероприятий, конкурсов, студенческих фестивалей и др.).
Кабинет профессионального становления специалиста является еще и местом проведения занятий по информационноразвивающему курсу «Профессиональная карьера специалиста». Задача курса состоит в оказании помощи в построении плана профессиональной карьеры. Поэтому в кабинете имеется следующая информация:
- стенд «Система профессиональной ориентации студентов», который представляет компоненты системы;
- стенд с профессиограммой инженера-строителя (общая характеристика профессии, описание трудового процесса, требования профессии к личности, условия труда, необходимые знания, требуемые умения и навыки);
- стенд «Профессиональный отбор», раскрывающий уровни пригодности к данной профессии;
- стенд «Профессиональное самоопределение студента в вузе» (компоненты успешного профессионального самоопределения).
Кроме информационного материала в кабинете имеется учебно-методический материал:
- примерная тематика занятий по курсу «Профессиональная карьера специалиста»;
- литература, дидактические и другие материалы для проведения курса;
- материал, используемый в целях изучения интересов и склонностей студентов (анкеты, вопросники и др.).
В содержание работы кабинета входит работа с преподавательским составом факультета, основными направлениями которой являются:
- координация профориентационной работы преподавателей вуза, учителей школ, оказание им организационной и методической помощи;
- содействие укреплению сотрудничества вузов, школы, родителей, предприятий в процессе осуществления образовательной деятельности.
Для того чтобы помочь студенту ознакомиться со спецификой будущей профессиональной деятельности, а также оказать помощь в построении плана профессиональной карьеры, мы разработали курс «Профессиональная карьера специалиста», программа которого состоит из четырех разделов. В первом разделе «Изучение индивидуальных психологических особенностей личности в целях профориентации» студенты знакомятся с понятиями: темперамент, задатки, способности, потребности, мотивы, интересы. Определяют тип личности и профессиональные интересы. Во втором разделе «Знакомство с профессией» рассматриваются общие сведения о профессии «инженер-строитель»; требования, которые предъявляет профессия к человеку; профессиональная пригодность; противопоказания профпригодности. Выполняется практическая работа на определение уровня пригодности к профессии инженера-строителя. В третьем разделе изучаются темы, связанные с профессиональной карьерой специалиста. Предлагается работа по составлению плана профессиональной карьеры, определению целей и задач своей будущей профессиональной деятельности. Четвертый раздел посвящен профессиональному самоопределению студентов. Здесь рассматриваются вопросы осознанности, адекватности и самостоятельности выбора профессии, затруднения в профессиональном самоопределении, адаптации к самостоятельной профессиональной деятельности.
В результате изучения курса студент должен знать: индивидуальные психофизиологические особенности, качества, необходимые для успешного освоения профессии; показания и противопоказания профессиональной пригодности; содержание, условия труда и перспективы профессионального роста;
Филонова П.Н.
факторы успешного построения карьеры. Студент должен уметь соотносить свои возможности с требованиями профессии; планировать свою профессиональную жизнь, определять цели, пути и средства ее достижения.
Проделанная работа по содействию профессиональному самоопределению будущих специалистов в процессе их профессиональной подготовки позволила достичь положительных результатов, которые проявились следующим образом. Так, по результатам «нулевого» среза 63,1 % студентов имели низкий уровень готовности к будущей профессиональной деятельности, 29,1 % - средний уровень и 7,8 % - высокий уровень готовности. А на завершающем этапе эксперимента получены данные о том, что 20 % студентов имеют низкий уровень, 48,2 % - средний и 31,8 % показали высокий уровень готовности к профессиональной деятельности.
По результатам проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы.
1. Актуализация проблемы обусловлена сложившейся ситуацией в системе высшего образования, связанной с игнорированием профессиональных способностей, возможностей, интересов абитуриентов и студентов, отсутствием должного теоретического и методического обоснования содействия студентам в их профессиональном самоопределении в период получения высшего профессионального образования.
2. Анализ решения проблемы в педагогической теории и практике показал, что, несмотря на большое количество работ, посвященных вопросам профессиональной ориентации, профессиональному самоопределению, профессиональному становлению личности, проблема профессионального самоопределения будущего специалиста на этапе получения высшего профессионального образования оказалась наименее обоснованной в теоретическом и методическом плане.
3. С учетом этого в ходе исследования было обосновано и уточнено понятие «профессиональное самоопределение будущего специалиста», выделены сущностные характеристики процесса профессионального самоопределения.
4. Нами выдвинуто обоснованное предположение о том, что процесс профессионального самоопределения студентов необходимо рассматривать как составную часть процесса высшего профессионального образования как особым образом организованной системы.
5. Как показали результаты исследования, эффективными средствами повышения уровня готовности будущих специалистов являются: проведение занятий в кабинете профессионального становления специалиста и изучение студентами информационно-развивающего курса «Профессиональная карьера специалиста». Их внедрение позволило придать процессу системно-организованный характер и решить проблему бесконфликтного его включения в процесс профессиональной подготовки студентов вуза.
Литература
1. Зеер, Э.Ф. и др. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособие для высшей школы / Э.Ф. Зеер. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. -192 с.
2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года //Народное образование, 2002. - № 4.
3. Савиных, В.Л. Профессиональное самоопределение подростков группы риска / В.Л. Савиных. - Курган: Изд-во «Зауралье», 2000. - 332 с.
4. Махлетова, Л.Х. Формирование профессиональных интересов студентов в процессе профориентационной деятельности вуза/Л.X. Махлетова. -1987.