Научная статья на тему 'Некоторые психологические аспекты методических и тактических приемов проверки достоверности информации при проведении психофизиологических исследований с применением полиграфа'

Некоторые психологические аспекты методических и тактических приемов проверки достоверности информации при проведении психофизиологических исследований с применением полиграфа Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
43
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стим-тест / полиграф / проверка / ложь / скрываемая информация / проверка достоверности информации / полиграфолог / steam test / polygraph / verification / lie / hidden information / verification of the reliability of information / polygraph examiner

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Валентина Александровна Белянкина, Андрей Геннадьевич Ермаков

Рассматривается актуальная тема, касающаяся особенностей применения полиграфа при проверке достоверности сообщаемой информации, проведении кадрового скрининга, выявления скрываемой информации. Выделен некоторый круг проблем применения полиграфа, связанный с использованием психологического противодействия со стороны опрашиваемых лиц, предложены пути решения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Валентина Александровна Белянкина, Андрей Геннадьевич Ермаков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some psychological aspects of methodological and tactical techniques for verifying the reliability of information during psychophysiological research using a polygraph

The article deals with an urgent topic concerning the features of the use of a polygraph when verifying the reliability of the reported information, conducting personnel screening, revealing hidden information. A certain range of problems with the use of a polygraph associated with the use of psychological resistance on the part of the interviewees is highlighted, ways to solve these problems are proposed.

Текст научной работы на тему «Некоторые психологические аспекты методических и тактических приемов проверки достоверности информации при проведении психофизиологических исследований с применением полиграфа»

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-16-19 EDN: https://elibrary.ru/KBQTVE NIION: 2018-0077-4/23-375 MOSURED: 77/27-024-2023-04-574

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.9. Юридическая психология

Некоторые психологические аспекты методических и тактических приемов проверки достоверности информации при проведении психофизиологических исследований с применением полиграфа

Валентина Александровна Белянкина1, Андрей Геннадьевич Ермаков2

1 Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]

2 Санкт-Петербургская академия Следственного комитета, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]

Аннотация. Рассматривается актуальная тема, касающаяся особенностей применения полиграфа при проверке достоверности сообщаемой информации, проведении кадрового скрининга, выявления скрываемой информации. Выделен некоторый круг проблем применения полиграфа, связанный с использованием психологического противодействия со стороны опрашиваемых лиц, предложены пути решения этих проблем.

Ключевые слова: стим-тест, полиграф, проверка, ложь, скрываемая информация, проверка достоверности информации, полиграфолог

Для цитирования: Белянкина В. А., Ермаков А. Г. Некоторые психологические аспекты методических и тактических приемов проверки достоверности информации при проведении психофизиологических исследований с применением полиграфа II Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 4. С. 16-19. https://doi. org/10.24412/2658-638Х-2023-4-16-19. EDN: KBQTVE.

Original article

Some psychological aspects of methodological and tactical techniques for verifying the reliability of information during psychophysiological

research using a polygraph

Valentina A. Belyankina1, Andrey G. Ermakov2

1 St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg, Russia, [email protected]

2 St. Petersburg Academy of the Investigative Committee, St. Petersburg, Russia, [email protected]

Abstract. The article deals with an urgent topic concerning the features of the use of a polygraph when verifying the reliability of the reported information, conducting personnel screening, revealing hidden information. A certain range of problems with the use of a polygraph associated with the use of psychological resistance on the part of the interviewees is highlighted, ways to solve these problems are proposed.

Keywords: steam test, polygraph, verification, lie, hidden information, verification of the reliability of information, polygraph examiner

For citation: Belyankina V. A., Ermakov A. G. Some psychological aspects of methodological and tactical techniques for verifying the reliability of information during psychophysiological research using a polygraph II Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(4):16-19. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-16-19.EDN: KBQTVE.

История развития метода применения полиграфа в России для решения различных задач, имеет длинный и сложный путь, начиная от ушедших в далекое прошлое первых исследований А. Р. Лурии, проводимых в специальной лаборатории, до массового использования данного метода в различных областях нашей жизни на сегодняшний день.

В настоящее время, отмечается расширение возможностей применения полиграфа практически во всех сферах связанных с деятельностью человека: при проверке достоверности сообщаемой информации, проведении кадрового скрининга, выявления скрываемой информации, что, несомненно, приводит к увеличению количества полиграфных проверок. В этой связи, эф-

© Белянкина В. А., Ермаков А. Г., 2023

16 PSYCHOLOGICAL SCIENCES

фективность полиграфных проверок, без преувеличения, зависит от качества проводимых исследований, что имеет прямое отношение к компетентности полиграфолога проводящего данные исследования.

Проверка достоверности сообщаемой информации (выявление скрываемой информации) - является главной задачей, которую приходится решать полиграфологу при проведении психофизиологических исследований. Осуществляя работу по конкретным инцидентам, полиграфологи часто сталкиваются с ситуацией, когда опрашиваемое лицо, еще до проведения специального психофизиологического исследования с использованием полиграфа (далее СПФИ), становится осведомленным из различных источников общими сведениями о расследуемом событии, а также деталями инцидента, как правило имеющие субъективный характер. В таких ситуациях, со стороны опрашиваемого лица, может иметь место противодействие процедуре проверки, при котором реализуется попытка переноса фокуса внимания на сторонние детали преступления с последующем манипуляцией. При такой ситуации, как правило, причастное лицо рассказывает о своей осведомленности, о тех или иных деталях преступления, намерено искажая информацию, ссылаясь при этом на общедоступные источники получения сообщенных сведений, а также скрывает некоторые неудобные для него детали преступления. При таких условиях, полиграфологу, проверяя показания, необходимо установить, был ли опрашиваемый заинтересован или имел какой-либо мотив для искажения существующих объективных данных. Если опрашиваемое лицо в процессе предъявления вопросов теста было не искренним, то важно установить, в чем и что конкретно скрывает опрашиваемый, определить мотивы, причины.

Сложность данного вида проверок состоит в том, что давая показания, частично излагая те или иные сведения, опрашиваемый (причастный) в определенной степени «снимает» с себя эмоциональную нагрузку, связанную с сокрытием иных важных, значимых сведений. Состояние снятия эмоциональной нагрузки является своеобразной формой психологического противодействия, на практике в процессе проведении СПФИ часто встречаются подобного рода ситуации. Так, например, в процессе проведения кадрового скрининга опрашиваемое лицо, при ответе на вопрос касающийся приема наркотиков, поясняет, что у него были случаи, когда он несколько раз пробовал (курил) сигареты с табаком, которые могли содержать какие-то вещества, поскольку почувствовал какой-то эффект. В реальности, имело место неоднократное употребление (курение) психоактивных веществ, умышленно и осознано.

Также в качестве примера стоит отметить рассказ опрашиваемого о деталях преступления, при этом можно наблюдать полное исключение своего участия или пересказ вымышленной легенды своего участия в расследуемых событиях и только в качестве очевидца.

Следующим примером может служить случай, когда подозреваемый берет вину на себя, причем признание себя виновным совсем не обязательно связано с переживанием чувства вины, а желанием скрыть своих сооб-

щников, возможно другие, более тяжкие преступления, или, что еще более сложно для понимания, компенсацией нереализованного чувства удовлетворения путем переживания самой возможности совершения преступного деяния.

С учетом сказанного выше, необходимо отметить, что к вопросу уточнения показаний полиграфологи подходят по-разному. Это связано с постановкой задачи со стороны заказчика (инициатора) проверки, и тех предпочтений в отношении методов (видов тестов), которых придерживается тот или иной полиграфолог, его наработок и имеющегося практического опыта.

В определенных случаях инициатору проверки достаточно знать, был человек правдив в своих показаниях или нет, то есть является его информация достоверно соответствующей действительности. В этом случае можно с высокой степенью эффективности использовать различные тесты методики контрольных вопросов (МКВ): тест смешанного типа (ТСТ), тест оценки значимости версий В. К. Носкова (ТОЗВ), тест зон сравнения (ТЗС) Клива Бакстера и др.

Проверочные вопросы (ПВ) в данных тестах могут быть общего, или конкретного характера, например: «Вы утаиваете какую-либо информацию по данному делу?», «Давая показания по ... Вы скрыли какие-либо сведения?», «Рассказав про ... Вы исказили какие-либо факты?», «Вы оговариваете Петрова?», «Вы скрываете, кто в действительности совершил ...?», «Говоря о том, что узнали о преступлении во вторник, Вы меня обманываете?» и т. д.

И существуют случаи, когда инициатор специального психофизиологического исследования с применение полиграфа заинтересован в том, чтобы не просто выяснить был ли гражданин искренен, но и в получении дополнительной информации, такой как: установление реальных событий, обстоятельств, деталей совершенного инцидента.

В практической работе, связанной с проверкой показаний опрашиваемых по различным видам инцидентов, алгоритм процедуры проверки строится по различным существующим методикам. В предтестовой беседе полиграфологу необходимо от опрашиваемого получить развернутую информацию по поводу известных ему деталей инцидента: Когда он узнал о тех или иных деталях и обстоятельствах? Из каких источников (от кого) он узнал? Где он находился в тот или иной момент времени? и т. д., т. е. получить четкие объяснения (версии) опрашиваемого.

Опыт работы указывает на то, что для проведения качественной проверки показаний, получения более выраженных и устойчивых реакций необходимо несколько изменить подход в проведении стимуляционно-адапти-рующих тестов (CAT) и послетестовом их обсуждении.

Как известно в ходе проведения CAT решается несколько основных задач:

- они адаптируют обследуемого к процедуре опроса;

- убеждают его в непогрешимости проверки;

- служат (могут быть использованы) для поиска симптомокомплекса.

ЕСКИЕ НАУКИ 17

В начале полиграфной проверки проводится сти-муляционно-адаптирующий тест по аналогии с тестом Барланд (1978) «Слепой цифровой стимулирующий тест» («неизвестного решения»).

Испытуемому дается задание из семи чисел выбрать одно, не называя его полиграфологу. Далее полиграфолог просит обследуемого, не показывая числа, написать его на листке бумаге и убрать его. Кроме этого, опрашиваемому поясняется, что тест будет предъявляться несколько раз и в данном случае необходим для того чтобы настроить прибор с учетом физиологических особенностей опрашиваемого, кроме этого дается инструкция, где в первых двух предъявлениях опрашиваемое лицо на все вопросы отвечает «нет». В первом предъявлении вопросов теста числа зачитываются в логической последовательности - от меньшего в сторону увеличения. Во втором предъявлении числа задаются в обратном порядке - от большего в сторону уменьшения. При третьем предъявлении вопросов опрашиваемый должен отвечать правдиво. В это время полиграфолог уже определил число, которое по результатам двух предъявлений получило наиболее выраженные реакции и списке вопросов определяет его на последнее место. Когда опрашиваемый дает на него ответ «Да», полиграфолог обязан попросить листок с написанным на нем числом и, убедившись, что это действительно то самое число, задает проверяемому целевую установку, например: «Как Вы поняли, я не случайно поставил число на последнее место. Вы, надеюсь, поняли, что это число было определено в ходе первых предъявлений. Но нам было необходимо получить «образцы» Ваших реакций, когда Вы говорите правдиво. И это делается для того, что в процессе исследования мы будем проверять Ваши показания. В дальнейшем в тестах, в которых Ваши показания будут проверяться, Ваша версия события всегда будет стоять на последнем месте».

Если целевая установка была задана правильно, то в П-ТЗВ у правдивого, невиновного лица, фокус внимания будет сориентирован в зону последнего вопроса (версия опрашиваемого). У неправдивого лица (желающего сокрыть или исказить сведения), вектор внимания будет смещаться на вопросы (варианты), которые отражают истинную картину произошедшего. Это можно будет отследить по зафиксированным реакциям.

Практика работы показала, что успешным оказалось проведение САТ «известного решения», когда необходимо проверить искренность опрашиваемого лица по уже известной информации. Проведение данного вида стимуляционно-адаптирующего теста позволяет «приблизить» опрашиваемого к рассматриваемому событию («освежить» его память), закрепить различные ассоциативные цепочки и рефлекторные связи, создать фундамент для успешной работы полиграфолога.

Далее проводятся тесты МКВ на предмет установления: лгал, скрывал, утаивал, искажал ли опрашиваемый свои показания.

К примеру:

1.НВ

НВ

ЖК - Относительно того, что Вы мне сообщили, Вы будете правдиво отвечать на все мои вопросы?

НВ

КВ - Вас пугает, что у меня есть сомнения относительно правдивости Ваших показаний?

ПВ - Вы боитесь, что в ходе тестирования я узнаю, что Вы были лживы в своих показаниях?

КВ - В период ... Вы лгали чтобы избежать неприятностей?

(после теста возможна дополнительная стимуляция)

2. НВ

НВ

ЖК - Для того, чтобы выяснить, лгали ли Вы в своих показаниях, или были искренни, Вы будете правдиво отвечать на вопросы этого теста?

НВ

КВ - По чьей-то просьбе Вы способны пойти на серьезный обман?

ПВ - Рассказав о событиях, ... Вы намеренно скрыли какую-либо важную информацию?

КВ - Вы умеете хорошо лгать?

НВ

КВ - Ранее Вы обманывали по чьей то просьбе?

ПВ - Сообщив информацию, Вы умышленно утаили какие-либо важные факты?

КВ - Ранее Вы пытались обманывать представителей власти?

В последующем, если есть необходимость в проверке конкретных сведений и получения объективной информации, проводятся П-ТЗВ (вопрос - версия опрашиваемого ставится на последнее место).

В ходе тестов, связанных с проверкой показаний П-ТЗВ, результативным является использование целевой установки на версию опрашиваемого, либо на какой-то другой вопрос теста. Например, у обследуемого в шестом тесте, в первом предъявлении выраженные изменения физиологических реакций на проверочный вопрос, относительно инцидента. В ходе беседы, перед вторым предъявлением, полиграфолог дополнительно стимулирует вопрос-версию опрашиваемого и готовит вопросы для целевой установки. В повторах теста места вопросов меняются.

Если после проведения тестов на проверку показания очевиден ряд признаков, указывающих на возможную причастность опрашиваемого к преступлению, возможно проведения поисковых тестов.

В заключение необходимо отметить, что процедура проведение психофизиологических исследований, это всегда борьба двух сторон с разнонаправленными интересами - полиграфолога и опрашиваемого лица, это стремление проверить достоверность сообщаемой информации и выяснить правду с одной стороны, и, очень часто с другой стороны, как показывает практика, это осознанное желание ее исказить, солгать. Ложь и правда-неотъемлемые части одного целого... они зависимы друг от друга, и если бы в мире не было лжи, то и не существовало бы понятия «правда». В этой объективной реальности верно выражение: «Все лгут, и те, кто ут-

18

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

12. Холодный, Ю. И. Криминалистический метод -опрос с использованием полиграфа : лекция / Ю. И. Холодный. М., 2003.

13. Экман, П. Психология лжи / П. Экман. Санкт-Петербург, 2007.

Bibliographic list

1. Varlamov, V A. Lie detector / V. A. Varlamov. Krasnodar, 1998.

2. Varlamov, V. A. Lie detector / V A. Varlamov. 2nd edMoscow, 2004.

3. Varlamov, V A. Methods of obtaining truthful information / V. A. Varlamov, G. V Varlamov, A. A. Trufanov. Moscow, 2008.

4. Varlamov, V A. Counteraction to polygraph and ways of their neutralization / V. A. Varlamov, G. V Varlamov. Krasnodar, 2007.

5. Varlamov, V A. Psychophysiology of polygraph tests / V A. Varlamov, G. V. Varlamov. Krasnodar, 2000.

6. Varlamov, V. A. Drawing conclusions based on materials of psychophysiological research / V A. Varlamov, G. V Varlamov, Ya. V. Komisarova. Moscow, 2009.

7. Komissarova, Ya. V A little bit about the polygraph: lecture/Ya. V Komissarova. Moscow, 2006.

8. Korovin, V V. How to learn to read other people's thoughts, or the whole truth about lies / VV Korovin. Moscow, 2006.

9. Myagkih, S. G. Features of performing personnel surveys using a polygraph in the police department of the Perm region: lecture / S. G. Myagkih. Perm, 2003.

10. Ogloblin, S.I. Instrumental «lie detection» : academic course / S. I. Ogloblin, A. Yu. Molchanov. Yaroslavl, 2004.

11. Soshnikov, A. P. Polygraph in the practice of crime investigation : methodological recommendations / A. P. Soshnikov, Ya. V Komissarova, A. B. Pelenitsyn. Moscow, 2008.

12. Kholodny, Yu. I. Forensic method - a survey using a polygraph : lecture/Yu. I. Kholodny. Moscow, 2003.

13. Ekman, P. Psychology of lies / P. Ekman. St. Peters-buig, 2007.

Информация об авторах

В. А. Белянкина - старший преподаватель кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук;

А. Г. Ермаков - доцент кафедры юридической психологии и педагогики Санкт-Петербургской академии Следственного комитета, кандидат педагогических наук.

Information about the authors V. A. Belyankina - Senior lecturer at the Department of Legal Psychology of the St. Petersburg University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia, Candidate ofPsychological Sciences;

A. G. Ermakov - Associate professor at the Department of Legal Psychology and Pedagogy of the St. Petersburg Academy of the Investigative Committee, Candidate ofPedagogical Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 24.07.2023; одобрена после рецензирования 12.12.2023; принята к публикации 25.12.2023.

The article was submitted 24.07.2023; approved afterreviewing 12.12.2023; acceptedforpublication 25.12.2023.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 19

верждает, что никогда не лжет, на самом деле говорит неправду» - такова правда.

Основной целью использования полиграфа является оценка достоверности сообщаемой информации. Учитывая высокую степень достоверности информации, получаемой с помощью полиграфа, вопрос о его эффективности не вызывает сомнений, при условии, что исследование проводит высококвалифицированный специалист.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Варламов, В. А. Детектор лжи / В. А. Варламов. Краснодар, 1998.

2. Варламов, В. А. Детектор лжи / В. А. Варламов. 2-е изд. М., 2004.

3. Варламов, В. А. Приемы получения правдивой информации / В. А. Варламов, Г. В. Варламов, А. А. Труфа-нов. М., 2008.

4. Варламов, В. А. Противодействия полиграфу и пути их нейтрализации / В. А. Варламов, Г. В. Варламов. Краснодар, 2007.

5. Варламов, В. А. Психофизиология полиграфных проверок/В. А. Варламов, Г. В. Варламов. Краснодар, 2000.

6. Варламов, В. А. Составление заключений по материалам психофизиологических исследований / В. А. Варламов, Г. В. Варламов, Я. В. Комисарова. М., 2009.

7. Комиссарова, Я. В. Немного о полиграфе: лекция / Я. В. Комиссарова. М., 2006.

8. Коровин, В. В. Как научиться читать чужие мысли, или вся правда о лжи /В.В. Коровин. М., 2006.

9. Мягких, С. Г. Особенности выполнения кадровых опросов с использованием полиграфа в ГУВД Пермской области : лекция / С. Г. Мягких. Пермь, 2003.

10. Оглоблин, С. И. Инструментальная «детекция лжи» : академический курс / С. И. Оглоблин, А. Ю. Молчанов. Ярославль, 2004.

11. Сошников, А. П. Полиграф в практике расследования преступлений : методические рекомендации / А. П. Сошников, Я. В. Комиссарова, А. Б Пеленицын. М„ 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.