НЕКОТОРЫЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. 229.1 УК РФ (СОВЕРШЕННЫЕ ПОСРЕДСТВОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА)
SOME PROCEDURAL ASPECTS OF THE INVESTIGATION OF THE CRIMES PROVIDED FOR BY ARTICLE 229.1 OF THE CRIMINAL CODE (COMMITTED BY MEANS OF RAILWAY TRANSPORT)
УДК 343
И.Н. ОЗЕРОВ,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
I.N. OZEROV,
candidate of political sciences, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Е.А. НОВИКОВА,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
E.A. NOVIKOVA,
candidate of law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Д.Н. РУДОВ,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
D.N. RUDOW,
candidate of law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
А.Н. АЛЕКСАНДРОВ,
кандидат юридических наук (ООД УМВД России по Белгородской области) [email protected]
A.N. ALEXANDROV,
candidate of law (Department Ltd AMIA Russia's Belgorod region)
Аннотация: в статье анализируются некоторые процессуальные и криминалистические аспекты документирования преступлений, связанных с перемещением наркотических средств через таможенную границу Российской Федерации. Приводится ряд рекомендаций по производству документирования преступлений, предусмотренных ст. 229.1 УК РФ, совершенных на объектах железнодорожного транспорта.
Ключевые слова: наркотические средства, документирование, незаконное перемещение, таможенный контроль, таможенная граница, железнодорожный транспорт.
Abstract: the article concerns: this article examines some procedural and forensic aspects of documentation of crimes related to the transportation of drugs across the customs border of the Russian Federation. Contains a number of recommendations for the production of documentation of the crimes provided for by article 229.1 of the criminal code, committed on objects of railway transport.
Keywords: drugs, documentation, illegal transfer, customs control, customs, border, railway transport.
Российская Федерации является не только пунктом назначения при незаконном перемещении наркотических средств из других государств, но и активно используется представителями наркобизнеса как страна-«транзитер». Точной статистики по данному поводу привести нельзя, поскольку даже задержание лиц, причастных к наркотрафику, и анализ последней точки прибытия перевозчика не всегда будет свидетельствовать об умысле лица именно на транзит наркотических средств, а не на передачу наркотического средства в каком-либо из регионов России.
Отдельной особенностью транзитных перевозок наркотических средств является и то обстоятельство, что таможенная граница Российской Федерации в рамках Евразийского экономического сообщества является таможенной границей Таможенного союза в составе ЕврАзЭС. В действующей конструкции УК РФ предусмотрен специальный состав преступления (ст. 229.1), предусматривающий уголовную ответственность^ том числе и за незаконное перемещение наркотических средств через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
Необходимо отметить, что из существующего множества способов незаконного перемещения наркотических средств через таможенную границу Таможенного союза мы рассмотрим только один, который, по нашему мнению, наиболее сложен в документировании и расследовании, а именно способ с использованием железнодорожного транспорта.
Главная отличительная особенность документирования и расследования преступлений, предусмотренных ст. 229.1 УК РФ, заключается в том, что сотрудники соответствующих специальных служб России ограничены во времени и использовании специальных средств при осуществлении процессуальных действий, направленных на выявление незаконного перемещения наркотических средств. Так, железнодорожный транспорт движется по заранее утвержденному расписанию, что ограничивает время проведения мероприятий на контрольно-пропускных пунктах пограничных подразделений ФСБ России
и таможенных постах таможенных органов, при этом часть оборудования невозможно применить именно в пассажирских вагонах поездов. Отдельно стоит сказать и о транзитных поездах, как из государств, не входящих в Таможенный союз, так и в государства, не входящие в Таможенный союз (пример, поезд № 449/450 сообщением «Харьков - Баку», проходящий через территорию Российской Федерации). В данном случае лица, перевозящие наркотические средства, как правило, являются гражданами иностранных государств (Украины, Азербайджана, Таджикистана), которые при производстве процессуальных действий могут заявить о том, что не владеют русским языком, при этом им должно быть обеспечено право иметь переводчика, что при производстве мероприятий в ночное время затруднительно.
Также одной из особенностей является и производство мероприятий на железнодорожном транспорте, находящемся в собственности иностранных государств, не входящих в Таможенный союз. Например, в поездах «Украинской железной дороги» («Укрзалiзниця») и «Азербайджанской железной дороги» (<^эгЬаусап D8mir YoNaп Qapall S8hmdar C8miyy8ti»), работники которых являются работниками компаний иностранных государств. При этом при досмотровых или иных мероприятиях указанные обстоятельства должны быть в полной мере учтены сотрудниками специальных служб (органов) Российской Федерации, проводящими соответствующие мероприятия. Функции специальных служб (органов) при проведении мероприятий, в частности по проверке соответствующего железнодорожного транспорта и граждан, находящихся в нем, четко разграничены.
Так, в частности, основными функциями Таможенных органов в данном случае являются осуществление таможенного контроля, оформление таможенных деклараций и выявление контрабанды запрещенных предметов, средств и веществ (в том числе и наркотических средств). Должностные лица указанных подразделений - это государственные таможенные инспекторы таможенных
постов (например, главный государственный таможенный инспектор Валуйского таможенного поста Белгородской таможни). В составе ряда таможенных подразделений Российской Федерации также имеются специальные отделы по борьбе с контрабандой наркотиков (ОБКН), должностные лица которых - оперуполномоченные, проводящие оперативно-разыскные мероприятия в рамках ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Основными функциями пограничных органов ФСБ России при осуществлении деятельности по выявлению контрабанды наркотических средств является пограничный контроль, осмотр транспортных средств и перевозимых грузов на предмет нахождения в них запрещенных предметов, веществ и средств. Действуют сотрудники пограничных органов на контрольно-пропускных пунктах (например, КПП «Валуйки-железнодорож-ный») в рамках пограничных нарядов.
Особенностью документирования и производства по данной категории уголовных дел можно считать и наличие в материалах проверки (в последующем в материалах уголовного дела) ряда специфических процессуальных документов, наличие которых, по нашему мнению, в данном случае обязательно. Так, сотрудники пограничных подразделений ФСБ и таможенных органов одновременно проводят досмотровые мероприятия на объектах железнодорожного транспорта, при этом в случае выявления ими подозрительных граждан или подозрительных объектов досмотр объектов производят сотрудники таможенных органов (как правило, государственные таможенные инспекторы). При проведении осмотра частей железнодорожного транспорта, в которых находятся наркотические средства, составляется такой специфический процессуальный документ, как акт таможенного осмотра, в котором фиксируется время и место обнаружения предметов (веществ, средств), а также их особенности и порядок упаковки. Фактически указанным выше процессуальным документом проводится изъятие указанных предметов (веществ, средств), а также осуществляется процессуальное закрепление полученного доказательства. Надо отметить, что акт таможенного осмотра, кроме того, что составляется государственным таможенным инспектором, является номерным процессуальным документом, имеющим свой индивидуальный номер (например, Акт таможенного осмотра № 10101020/030616/000346 от 03.06.2016).
При проведении досмотра личных вещей, находящихся при подозрительном гражданине (лице, у которого могут находиться запрещенные в обороте предметы, вещества и средства), государственным таможенным инспектором составляется акт таможенного досмотра. Акт таможенного
досмотра также является номерным процессуальным документом (например, Акт таможенного досмотра № 10101020/030616/ф000004 от 03.06.2016). Акт таможенного досмотра имеет ряд особенностей, во-первых, в нем указываются данные о лице, чьи предметы досматриваются, с указанием помещения, в котором производится досмотр (например, купе № 5, вагона № 4), при этом указывается также точное местонахождение конкретного предмета. При этом «привязка» предмета (объекта) делается к пассажирскому месту (например, «из-под рундука, находящегося под местом № 3, изъят чемодан»).
Второй существенной особенностью составления акта таможенного досмотра является то обстоятельство, что, как правило, сотрудники таможенных органов производят отбор проб вещества (средства), обнаруженного ими в ходе досмотра подозрительного предмета (объекта), о чем делается соответствующая отметка в акте. Данное процессуальное действие призвано ускорить процесс выявления запрещенных веществ (средств) в обнаруженных объектах при помощи экспресс-тестов, так как у сотрудников правоохранительных органов не всегда есть возможность проведения исследования на отдаленных таможенных постах.
Отдельно стоит отметить, что при проведении таможенного досмотра сотрудникам таможенных органов необходимо изымать и медицинскую документацию, которая в некоторых случаях также будет иметь доказательственное значение. Так, некоторые медицинские препараты, отпуск и оборот которых в сопредельных государствах разрешен, на территории Российской Федерации не сертифицированы, при этом данные препараты содержат сильнодействующие вещества, из которых возможно изготовить наркотические средства. Например, на территории Украины в обороте находится препарат «Трайфед» (предназначен для лечения болезней носа), который содержит сильнодействующее вещество псевдоэфедрин, оборот которого в Российской Федерации ограничен. Из указанного препарата возможно изготовление наркотического средства «ВИНТ». При этом сам препарат «Трайфед» на территории Российской Федерации не сертифицирован. В данном случае лицо не может осуществлять ввоз данного препарата даже в медицинских целях (при наличии рецепта и заключения врача), так как препарат также не внесен в соответствующий перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ввоз и вывоз которых на территорию Таможенного союза допускается на основании лицензии. К сожалению, перечень препаратов, содержащих наркотические средства и сильнодействующие вещества, производящиеся в сопредельных с Российской Федерацией государствах, велик, при этом часть из них не серти-
фицированы в России и не входят в соответствующий «таможенный перечень». Таким образом, вне зависимости от медицинских показаний в указанной выше ситуации в действиях лица, перевозящего медицинский препарат, который содержит наркотическое средство, будут усматриваться признаки состава преступления, предусмотренного ст. 229.1 УК РФ. При этом изъятая медицинская документация будет способствовать документированию преступления [1].
Окончательный сбор первоначального материала проверки проводит, как правило, сотрудник (оперуполномоченный) ОБКН таможенных органов, который осуществляет дежурство на таможенном посту, при этом он производит опрос всех очевидцев произошедшего. Так, в частности, в обязательном порядке производится опрос проводников соответствующего вагона, а также лиц, которые находились непосредственно рядом с местом обнаружения подозрительного предмета (вещества или средства) [2].
Также стоит отметить, что поводом к возбуждению уголовного дела при документировании преступлений, предусмотренных ст. 229.1 УК РФ, как правило, является рапорт об обнаружении признаков состава преступления. Рапорт составляется сотрудником ОБКН таможенных органов, производящим сбор первоначального материала проверки, но только после получения исследования (заключения специалиста), в котором отражается наличие или отсутствие в изъятом предмете наркотического средства (или иного запрещенного в гражданском обороте вещества). При этом в данном случае действующая конструкция отечественного законодательства предусматривает возможность назначения оперуполномоченным органа дознания (таможенный орган) судебной химической экспертизы, однако на практике данное следственное действие не используется (как неот-
ложное), а проводится только после возбуждения уголовного дела. По нашему мнению, данная позиция, безусловно, выработана правоприменительной практикой и не нуждается в дополнительной законодательной корректировке.
Необходимо отметить и особенности подследственности преступлений, предусмотренных ст. 229.1 УКРФ. Так, если преступление совершено на железнодорожном, воздушном, морском транспорте, то преступления являются подследственными соответствующим следственным подразделениям территориальных органов МВД на транспорте (или соответствующим следственным подразделениям СК России на транспорте) [3]. Если преступление совершено с использованием автомобильного транспорта или путем пешего перехода через границу, то производство по уголовному делу осуществляют следственные органы территориального органа МВД России или Следственного комитета России по территориальному признаку.
В заключение хотелось бы отметить, что при расследовании преступлений, предусмотренных ст. 229.1, необходимо применять комплексный подход [4], а сотрудникам линейных подразделений ОВД на транспорте активно взаимодействовать с другими правоохранительными органами, в частности ФСБ России и таможенными органами. Необходимо также рассмотреть вопрос о профилактике преступлений, предусмотренных ст. 229.2 УК РФ, путем размещения в средствах массовой информации [5] сведений о расследовании уголовных дел указанной направленности и возможной уголовной ответственности за совершение указанных преступлений. В данном случае сведения о рассмотренных уголовных делах в судах и вынесенных приговорах за совершение преступлений, предусмотренных ст. 229.1 УК РФ, по нашему мнению, в некоторой степени способны профилактировать указанные преступления и «охладить пыл» злоумышленников.
Литература
1. Кузьменко Е.С. Некоторые аспекты формирования системы поводов к возбуждению уголовного дела в Российском уголовном процессе // Следователь. 2008. № 7. С. 33-35.
2. Стельмах В.Ю. Система следственных действий в Российском уголовном процессе // Уголовное право. 2015. № 6. С. 108-117.
3. Алексеев И.М. К вопросу о понятии уголовно-процессуальной формы // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 1 (35). С. 67-70.
4. Лозовский Д.Н. К вопросу о комплексном подходе к расследованию преступлений // Общество и право. 2014. № 4 (50). С. 201-204.
5. Лозовский Д.Н. Актуальные вопросы взаимодействия средств массовой информации с правоохранительными органами в процессе расследования преступлений // Общество и право. 2015. № 5 (52). С. 194-196.
= References =
1. Kuzmenko E.S. Some aspects of formation of system of reasons for initiation of criminal proceedings in the Russian criminal process // Russian Investigator. 2008. № 7. Р. 33-35.
2. Stelmakh V.Y. The System of investigative actions in the Russian criminal process // Criminal law. 2015. № 6. Р. 108-117.
3. AlekseevI.M. To the question about the concept of criminal-procedural form // Bulletin of the Kaliningrad branch of St. Petersburg University of MIA of Russia. 2014. № 1 (35). Р. 67-70.
4. Lozovsky D.N. To the question of a comprehensive approach to the investigation of crime // Society and law. 2014. № 4 (50). Р. 201-204.
5. Lozovsky D.N. Topical issues of interaction of the media with law enforcement authorities in the investigation of crime // Society and law. 2015. № 5 (52). Р. 194-196.
(статья сдана в редакцию 07.10.2016)