Научная статья на тему 'Некоторые проблемы совершенствования правотворчества как средства повышения эффективности противодействия терроризму в Российской Федерации'

Некоторые проблемы совершенствования правотворчества как средства повышения эффективности противодействия терроризму в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
293
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОТВОРЧЕСТВО / LAW-MAKING / ПРАВОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / LAW-MAKING PROCESS / ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО / LEGISLATION / ЗАКОНОТВОРЧЕСКИХ ПРОЦЕСС / LEGISLATIVE PROCESS / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / COUNTER-TERRORISM / БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / SECURITY OF THE STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сафонов А. К.

Рассмотрены современные проблемы правотворчества, влияющие на эффективность противодействия терроризму в Российской Федерации; предложены пути совершенствования правотворчества в Российской Федерации для своевременного реагирования правовыми средствами на возникающие угрозы терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of improving the law-making as a means to improve the effectiveness of counter-terrorism in the Russian Federation

In this article the author examines the contemporary issues of law-making, influencing the effectiveness of counterterrorism in the Russian Federation. The author suggests ways to improve lawmaking in the Russian Federation for a timely response by legal means to emerging terrorist threats.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы совершенствования правотворчества как средства повышения эффективности противодействия терроризму в Российской Федерации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 340.12 ББК 67.0

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОТВОРЧЕСТВА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ САФОНОВ,

соискатель кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России (помощник командира воинской части по правовой работе ВВ МВД России)

E-mail: nr3382@mail.ru

Научная специальность 12.00.01 - теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве. Научный руководитель и рецензент: доктор юридических наук,

профессорВ.С. Афанасьев

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены современные проблемы правотворчества, влияющие на эффективность противодействия терроризму в Российской Федерации; предложены пути совершенствования правотворчества в Российской Федерации для своевременного реагирования правовыми средствами на возникающие угрозы терроризма.

Ключевые слова: правотворчество, правотворческий процесс, законотворчество, законотворческих процесс, терроризм, противодействие терроризму, безопасность государства.

Annotation. In this article the author examines the contemporary issues of law-making, influencing the effectiveness of counter-terrorism in the Russian Federation. The author suggests ways to improve lawmaking in the Russian Federation for a timely response by legal means to emerging terrorist threats.

Keywords: law-making, law-making process, legislation, legislative process, terrorism, counter-terrorism, security of the State.

Терроризм, превратившийся сегодня в серьезнейшую угрозу для общества, поставил перед органами власти проблему поиска путей создания общегосударственной системы борьбы с терроризмом. Проявления терроризма внутри страны подрывают ее территориальную целостность, конституционный строй, устойчивость политической системы общества, стабильность политического курса, а в ряде случаев могут парализовать действия властей, что ставит под угрозу жизнь и безопасность граждан.

В этой связи наибольшую значимость приобретает проблема эффективности действующего антитеррористического законодательства и его значения в борьбе с террористическими проявлениями.

Правотворчество сегодня представляет собой одно из важнейших направлений деятельности любого современного государства по созданию нормативных правовых актов. От того, в какой мере существующие в обществе правовые нормы выражают интересы и потребности общества, насколько эффективно они воздействуют на взаимоотношения и поведение людей зависит достижение тех целей, на решение которых

они направлены. Поэтому правотворчество является начальным этапом всего процесса правового регулирования общественных отношений.

По утверждению М.Н. Марченко, под правотворчеством в буквальном смысле понимается процесс создания (творения) правовых норм, получающих закрепление в издаваемых управомоченными на то органами законах и подзаконных нормативных актах [20, с. 682]. Интересной является точка зрения В.Н. Кар-ташова, утверждающего, что «правотворчество есть процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур» [19, с. 157].

В основе правотворчества лежит законотворческий процесс, который представляет собой особо регламентированную, осуществляемую компетентными органами юридическую процедуру по подготовке, обсуждению, принятию и официальному опубликованию законов.

Эффективное правотворчество имеет существенное значение для совершенствования и повышения роли права в жизни общества. В настоящее время в

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

нашей стране накоплен колоссальный опыт по правовому регулированию общественных отношений, складывающихся в области противодействия террористической угрозе, но также возникает немало трудностей и противоречий в антитеррористической деятельности нашего государства.

На современном этапе развития государства к числу важнейших социальных целей, влияющих на правотворчество, следует отнести безопасность общества и государства, отражающую степень их защищенности от внутренних и внешних угроз. Данные факторы являются непосредственными предпосылками для совершенствования правотворческой политики государства в сфере безопасности. Особо актуально проблема обеспечения безопасности встала после совершения громких террористических актов в Париже, авиакатастрофы российского самолета над Синаем, событий в Сирии, Ираке и др. В обстановке напряжения внешнеполитической ситуации, попыток изолирования нашей страны, введения санкций в различных сферах промышленности, банковского сектора, сельского хозяйства и обострения террористической угрозы в мире особо значимо встает вопрос обеспечения безопасности государства и общества. В этом контексте следует рассмотреть несколько проблем, существенно влияющих, на наш взгляд, на своевременное и эффективное противодействие государства террористической угрозе.

На современном этапе развития общественных отношений, когда от формирования нормативной правовой базы зависит безопасность государства и членов его общества, эффективность и жизнеустойчивость как государственных, так и негосударственных институтов, встает вопрос о совершенствовании правотвор-честкой деятельности.

Первая проблема заключается в длительном процессе рассмотрения законопроекта в Государственной Думе Российской Федерации в виду нарушения сроков подготовки заключений, отзывов, предложений и замечаний на него, отсутвие возможности безотлагательного рассмотрения в кратчайшие сроки наиболее важных вопросов обеспечения безопасности государства и общества, в частности в целях противодействия террористической угрозе. В настоящее время Регламентом предусмотрено лишь первоочередное рассмотрение определенных законопроектов, при условии включения их в примерную программу законопроектной работы ГД на текущую сессию. Следует отметить, что законопроекты, направленные на обеспечение безопасности, в том числе от террористической угрозы, в данном перечне отсутствуют.

Процедуру рассмотрения и принятия установленным порядком покажем на примере проекта Федерального закона № 588894-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с введением которого Уголовный кодекс РФ был дополнен ст. 282.3, предусматривающей уголовную ответственность за финансирование экстремистской деятельности, и внесены изменения в нормативные правовые

акты Российской Федерации, в том числе и в Федеральный закон «О противодействии терроризму» [2].

Итак, законопроект № 588894-5 был подготовлен Правительством РФ с соответствующим отзывом в январе 2011 г. В соответствии с требованиями п. «к» ч. 1 ст. 105 Регламента ГД ФС РФ [7] данный законопроект 28 февраля 2011 г. получил официальный отзыв Верховного Суда РФ № 1/общ-862 [13]. Вместе с пояснительной запиской, финансово-экономическим обоснованием и перечнем актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона, 4 августа 2011 г. законопроект был внесен в Государственную Думу ФС РФ. После этого 19 сентября 2011 г. он был рассмотрен Советом Государственной Думы ФС РФ (п. 92 протокола заседания Совета ГД ФС РФ от 19 сентября 2011 г. № 299) [12] ответственным в работе над проектом был назначен Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству и проект был направлен Президенту Российской Федерации, в комитеты, комиссию Государственной Думы и другие инстации для подготовки отзывов, предложений, замечаний, а также для дачи правового заключения.

Следует отметить, что после рассмотрения законопроекта Советом ГД ФС РФ без проведения каких-либо его обсуждений данный законопроект вновь направляется, в том числе, в субъект законодательной инициативы - Правительство РФ, внесший его для рассмотрения. Кроме того, после рассмотрения законопроекта Советом ГД ФС РФ он опять направляется в Верховный Суд РФ, чей официальный отзыв на него был уже подготовлен накануне внесения законопроекта в законотворческий орган.

Необходимость повторного согласования законопроекта без внесения изменений в него и его обсуждения представляется не совсем логичным и целесообразным для обеспечения своевременности и эффективности законотворческого процесса.

С учетом установленного до 15 октября 2011 г. срока направления отзывов, предложений и замечаний на законопроект он должен был быть включен, согласно протоколу Совета ГД ФС РФ № 299, в примерную программу законопроектной работы ГД ФС РФ в период осенней сессии 2011 г. (октябрь), однако заключение Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, ответственного в работе над проектом, дано лишь 19 июня 2013 г. (решение № 58(5)) [14], а заключение Правового управления Аппарата ГД ФС РФ, соответсвенно, только 27 июня 2013 г. (№ 2.2-1/3352) [15].

Постановлением Государственной Думы ФС РФ № 2683-6 ГД [8] проект Федерального закона № 5888945 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 3 июля 2013 г. был принят в первом чтении и снова был направлен в те же самые инстанции для внесения поправок к законопроекту в

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

тридцатидневный срок. При этом ответственному за работу над проектом комитету надлежало доработать законопроект с учетом поступивших поправок и внести законопроект на дальнейшее рассмотрение.

Во втором чтении законопроект был принят лишь 10 июня 2014 г. постановлением Государственной Думы ФС РФ № 4450-6 ГД [9] и ответственному комитету было предписано внести его на рассмотрение Государственной Думы в третьем чтении с учетом принятых поправок.

Постановлением ГД ФС РФ № 4574-6 ГД [10] 20 июня 2014 г. законопроект был принят в окончательном третьем чтении, Советом Федераций Федерального собрания РФ одобрен 25 июня 2014 г. [6] и Президентом Российской Федерации 28 июня 2014 г. был подписан Федеральный закон № 179-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5]. Данный нормативный правовой акт в соответствии с установленными требованиями вступил в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования - 11 июля 2014 г.

Таким образом, законотворческий процесс по принятию данного закона, вносящего важнейшие, жизненно необходимые изменения в уже изданные нормативные правовые акты в области противодействия терроризму, растянулся на три с половиной года, главным образом, из-за длительности рассмотрения законопроекта в комитетах и нарушений сроков дачи заключений на него.

Между тем, в случае обострения террористической обстановки в стране в результате совершения нескольких террористических актов в конце 2013 г. важный антитеррористический законопроект, направленный на совершенствование организационных и правовых основ противодействия терроризму, ужесточающий ответственность за совершение отдельных террористических преступлений, вводящий ответственность за организацию финансирования терроризма и вносящий другие жизненно необходимые изменения в другие законы, был рассмотрен и принят достаточно оперативно. От внесения 15 января 2014 г. законопроекта № 428889-6 [16] в Государственную Думу ФС РФ до его подписания Президентом Российской Федерации 5 мая 2014 г. прошло менее четырех месяцев; при этом вступил данный закон в силу в день его официального опубликования - 5 мая 2014 г.

По нашему мнению, в области законотворческой деятельности, особенно в такой важной сфере общественных отношений как обеспечение безопасности общества и самого государства от террористической угрозы, отсутствует четкая направленность на, именно, предупреждение террористических преступлений, их профилактику путем принятия законов, жизненно необходимых в условиях нарастающей угрозы современного терроризма. Правотворчество нередко «запаздывает» и не позволяет наиболее эффективно противостоять терроризму правовыми средствами, всячески не допускать совершения террористических

актов в обществе. Следует отметить, что длительный правотворческий процесс, нарушение его субъектами сроков различных согласований и дачи заключений имеет место и при издании подзаконных нормативных правовых актов.

Возможность первоочередного рассмотрения законопроектов имеется в случае, например, внесения законопроекта Президентом РФ либо законопроектов во исполнение ежегодных посланий Федеральному Собранию РФ и поручений Президента РФ. Даже правительственные законопроекты рассматриваются в первоочередном порядке только в случае необходимости оперативного законодательного регулирования в социально-экономической сфере (п. 1.2 ст. 50 Регламента).

Полагаю, что с целью эффективного обеспечения безопасности общества и государства для своевременного реагирования на террористические и иные угрозы безопасности граждан и государства необходимо внести изменения в Регламент Государственной Думы ФС РФ, которые бы допускали рассмотрение жизненно важных и необходимых законопроектов в сжатые сроки во внеочередном порядке. Без этого, по мнению автора, невозможно своевременно реагировать правовыми средствами на изменения, свойственные такому сложному социальному явлению, как терроризм.

На наш взгляд, представляется необходимым внести изменения в п. 1.2 ст. 50 Регламента ГД следующего соде-ражания: «законопроекты, внесенные в Государственную Думу, в случае необходимости оперативного законодательного регулирования в сфере противодействия терроризму и организованной преступности». При этом не должно иметь значение, каким субъектом законодательной инициативы внесен законопроект на рассмотрение.

Определение приоритетности рассмотрения важных законопроектов в Государственной Думе не приведет к сумбуру в законотворческом процессе, так как данное направление реформирования процесса принятия законов должно быть основано на качественной организации планирования законотворческой деятельности. Для этого в структуре Государственной Думы для предварительной подготовки и рассмотрения вопросов деятельности палаты создан Совет Государственной Думы, который, в частности, формирует проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию; принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию, а также формирует проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц (ст. 20 Регламента) [7].

Кроме того, на Совет ГД следует возложить также функцию по определению наиболее приоритетных направлений законотворческой деятельности, планированию процесса рассмотрения палатой наиболее важных и необходимых законопроектов, в том числе по регулированию общественных отношений в сфере обеспечения безопасности общества и государства.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вторая проблема заключается в достаточно узком круге субъектов, наделенных правом законодательной инициативы, которыми в настоящее время в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации по вопросам их ведения [1].

По утверждению С.В. Бошно, комплекс правомочий субъекта права законодательной инициативы представляет собой: во-первых, возможность внести проект закона по любому вопросу (с учетом ограничений, установленных для судебных органов) в законодательный орган; во-вторых, возможность требовать рассмотрения своей инициативы в законодательном органе и принимать участие в обсуждении проекта, в том числе давать пояснения по его содержанию; в-третьих, возможность отозвать проект [17, с. 14].

А.В. Кочетков, изучая законодательный процесс на уровне субъекта Федерации, право законодательной инициативы определяет как законодательно (как правило, конституционно) установленную, юридически значимую возможность компетентных субъектов вносить проекты законов субъектов РФ, а также предложения об их издании, изменении, отмене в законодательный орган субъекта Российской Федерации, т.е. право инициировать законодательный процесс [18, с. 59].

Необходимость увеличения числа субъектов, наделенных правом законодательной инициативы с целью оперативного решения проблем обеспечения национальной безопасности и противодействия терроризму юридическими средствами, на законодательном уровне является в настоящее время достаточно актуальным.

По мнению автора, принципиально важно на современным этапе развития общественных отношений в целях эффективного противостояния государством угрозам его безопасности наделить самостоятельным правом законодательной инициативы на федеральном уровне Генерального прокурора РФ, Председателя Следственного комитета РФ в части, касающейся противодействия правонарушений.

Согласно Федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности [3]. Согласно ч. 1 ст. 17 вышеприведенного Федерального закона в рамках реализации своей непосредственной правотворческой деятельности Генеральный прокурор РФ подписывает и издает в пределах своей компетенции приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников. Однако, свою законот-

ворческую деятельность Генеральный прокурор РФ реализует посредством внесения в Государственную Думу и органы, наделенные правом законодательной инициативы, предложений об изменении, дополнении, отмене или о принятии новых законов.

Необходимо отметить, что согласно конституциям (уставам) некоторых субъектов Российской Федерации прокурорам делегировано право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе власти субъекта федерации. С этой целью в системе органов прокуратуры был издан приказ Генерального прокурора РФ от 24 ноября 2008 г. № 243 «Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления» [11], которым прокурорам области, в частности, было предписано обеспечить эффективное участие органов прокуратуры в законотворческой деятельности, активнее использовать право законодательной инициативы с целью совершенствования законодательства в соответствующих регионах. Например, право законодательной инициативы прокурорам субъектов Российской Федерации предоставлено в Республике Калмыкия, Волгоградской, Ростовской областях и еще некоторых регионах нашей страны.

Включение органов прокуратуры в круг субъектов законодательной инициативы вызвано следующими причинами: во-первых, обеспечение соответствия принимаемых законов Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам; во-вторых, необходимостью устранения имеющихся пробелов и противоречий в законодательстве; в-третьих, правом законодательной инициативы должны быть наделены высокопод-готовленные в теоретическом плане юристы, умеющие правильно применять закон. Представляется, что надзорный орган нашего государства отвечает всем этим критериям; сотрудники его знают о существующих проблемах в правовом регулировании отдельных общественных отношений. Этот орган должен быть наделен самостоятельным правом законодательной инициативы на федеральном уровне в части вопросов противодействия правонарушениям, в том числе и преступлений террористической направленности.

Аналогичными являются наши доводы по включению в круг субъектов, наделенных правом законодательной инициативы, Председателя Следственного комитета РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» [4] одной из основных задач этого федерального государственного органа, осуществляющего полномочия в сфере уголовного судопроизводства, является совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности. Таким образом, наделение правом законодательной инициативы в вопросах противодействия преступно-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

сти Следственного комитета РФ в лице Председателя Следственного комитета РФ (на федеральном уровне) и руководителей следственных органов в субъектах Российской Федерации, как основного органа уголовного судопроизводства, будет способствовать совершенствованию правового регулирования общественных отношений в области противодействия терроризму, в частности в сфере уголовного преследования лиц, причастных к террористическим преступлениям.

Представляется очевидным, что правом законодательной инициативы при возбуждении вопроса о необходимости создания законодательного акта, регулирующего правоотношения в сфере противодействия террористической угрозе, должны обладать, прежде всего, правоохранительные органы, к компетенции которых относится обеспечение безопасности и противодействие терроризму.

Учитывая все вышесказанное, предлагаю:

• внести изменения в Конституцию РФ - п. 1 ст. 104 изложить в следующей редакции: «право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения, а также Генеральному прокурору РФ и Председателю Следственного комитета РФ в вопросах противодействия преступности»;

• п. 4 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» изложить в следующей редакции: «Прокуратура Российской Федерации участвует в правотворческой деятельности путем реализации предоставленного ей права законодательной инициативы в вопросах противодействия правонарушениям»;

• п. 1 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации» изложить в следующей редакции: «Следственный комитет участвует в правотворческой деятельности путем реализации предоставленного ему права законодательной инициативы в вопросах противодействия преступности».

Целостная и последовательная законотворческая политика - необходимая предпосылка эффективности правотворческой деятельности государства, основной целью которой должно быть построение эффективной системы регулирования общественных отношений в различных областях в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации. Поскольку правотворческая деятельность направлена на решение государственных задач, правотворчество выступает одной из основных форм, посредством которых реализуются государственные функции.

Последние громкие террористические акты показали особую важность выработки эффективных путей

и способов противодействия террористической угрозе. Немаловажное значение в решении данной проблемы играет правотворческая деятельность государства как форма реализации функции государства по обеспечению безопасности, которая должна быть направлена на своевременное и качественное регулирование общественных отношений в этой области права, в том числе на предупреждение террористических актов.

Литература

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31, Ст. 4398.

2. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 31 декабря 2014 г. № 505-ФЗ) // СЗ РФ. № 11. Ст. 1146; СЗ РФ. № 1 (ч. 1). Ст. 58.

3. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 13 июля 2015 г. № 269-ФЗ) // РГ. № 39, 1992; СЗ РФ. № 29 (ч. I). Ст. 4395.

4. О Следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г.№ 403-ФЗ (ред. от 22 декабря 2014 г.№ 439-ФЗ) // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 15; 2014. № 52 (ч. I). Ст. 7550.

5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 179-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 26 (ч. I). Ст. 3385.

6. О Федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Постановление СФ ФС РФ от 25 июня 2014 г. № 294-СФ // СЗ РФ. 2014. № 26 (ч. Щ.Ст. 3440.

7. О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление ГД ФС РФ от 22 января 1998 г. № 2134-11 ГД (ред. от 16 июня 2015 г. № 6859-6 ГД) // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 801; 2015. № 25. Ст. 3572.

8. О проекте Федерального закона № 588894-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Постановление ГД ФС РФ от 3 июля 2013 г. № 2683-6 ГД // СЗ РФ. 2013. № 28. Ст. 3754.

9. О проекте Федерального закона № 588894-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Постановление ГД ФС РФ от 10 июня 2014 г. № 4450-6 ГД // СЗ РФ. 2014. № 25. Ст. 3187.

10. О Федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 588894-5)»: Постановление ГД ФС РФ от 20 июня 2014 г. № 4574-6 ГД // СЗ РФ. 2014. № 26 (ч. II). Ст. 3456.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

11. Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления: Приказ Генпрокуратуры России от 24 ноября 2008 г. № 243 // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 10 декабря 2015 г.).

12. О проекте Федерального закона № 588894-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Выписка из протокола заседания ГД ФС РФ от 19 октября 2011 г. № 299 // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 11 декабря 2015 г.).

13. На проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Официальный отзыв Верховного Суда Российской Федерации от 23 февраля 2011 г. № 1/общ-862 // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 11 декабря 2015 г.).

14. О проекте Федерального закона № 588894-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Решение Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству от 19 июня 2013 г. № 58(5) // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 14 декабря 2015 г.).

15. По проекту Федерального закона № 588894-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Заключение ПУ Аппарата ГД ФС РФ от 27 июня 2013 г. № 2.2-1/3352 // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 14 декабря 2015 г.).

16. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования противодействия терроризму): Паспорт проекта Федерального закона № 428889-6 // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 10 декабря 2015 г.).

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

17. Бошно С.В. Законодательная инициатива в Государственной Думе: Дисс... канд. юрид. наук. М., 1997. 148 с.

18. Кочетков А.В. Региональный законодательный процесс: Дисс... канд. юрид. наук. Тамбов, 2009. 157 с.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

19. Карташов В.Н. Правотворчество // Общая теория государства и права / Под ред. проф. М.Н. Марченко. Т.2. Теория права. М.: Зерцало, 2000. 346 с.

20. Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. 715 с.

References

NORMATIVE LEGAL ACTS:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote December 12, 1993) (considering the amendments introduced by Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30 December 2008 № 6-FKZ dated 30 December 2008 No. 7-FKZ, February 5, 2014 № 2-FKZ, dat-

ed 21 July 2014 No. 11-FKZ) // Sz the Russian Federation. 2014. No. 31, Art. 4398.

2. Against terrorism: the Federal law of March 6, 2006 № 35-FZ (as amended on December 31, 2014 No. 505-FZ) // Sz the Russian Federation. No. 11. PT. 1146; NW. No. 1 (p. 1). PT. 58.

3. On the Prosecutor's office of the Russian Federation: Federal law of 17 January 1992 № 2202-1 (amended on 13 July 2015 № 269-FZ) // WG. NO. 39, 1992; NW. No. 29 (part I). PT. 4395.

4. On the Investigative Committee of the Russian Federation: Federal law of 28 December 2010№ 403-FZ (as amended on December 22, 2014№ 439-FZ) // Sz the Russian Federation. 2011. No. 1. PT. 15; 2014. No. 52 (part I). PT. 7550.

5. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: Federal law of 28 June 2014 No. 179-FZ // Sz RF. 2014. No. 26 (part I). PT. 3385.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. On the Federal law «On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation»: Resolution of the Council of Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation of 25 June 2014 № 294-SF // Sz the Russian Federation. 2014. No. 26 (part II).PT. 3440.

7. On Regulation of State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation: Decree of the state Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of 22 January 1998, No. 2134-II state Duma (as amended on June 16, 2015 No. 6859-6 HD) // Sz the Russian Federation. 1998. No. 7. PT. 801; 2015. No. 25. PT. 3572.

8. Draft Federal law No. 588894-5 «On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation»: Resolution of the state Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of 3 July 2013 No. 2683-6 DG // Sz the Russian Federation. 2013. No. 28. PT. 3754.

9. Draft Federal law No. 588894-5 «On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation»: Resolution of the state Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of 10 June 2014 № DG 4450-6 // Sz the Russian Federation. 2014. No. 25. PT. 3187.

10. On the Federal law «On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» (draft No. 588894-5)»: Decree of the state Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of 20 June 2014 № DG 4574-6 // Sz the Russian Federation. 2014. No. 26 (part II). PT. 3456.

11. On participation of the procuratorial authorities in the legislative work of legislative (representative) bodies of state power of subjects of the Russian Federation and regulatory activities of local governments: the Order of the Prosecutor General of Russia dated 24 November 2008, No. 243 // ATP Consultant Plus (accessed: December 10, 2015).

12. Draft Federal law No. 588894-5 «On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation»: an extract from the minutes of the meeting of the state Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of 19 October 2011 No. 299 // ATP Consultant Plus (accessed: December 11, 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.