Научная статья на тему 'Некоторые проблемы совершенствования понятия «Должностное лицо» в Российском уголовном праве'

Некоторые проблемы совершенствования понятия «Должностное лицо» в Российском уголовном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1280
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / УГОЛОВНОЕ ПРАВО / ФОНД / ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ / ЛИЦО / ВЫПОЛНЯЮЩЕЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ В КОММЕРЧЕСКОЙ ИЛИ ИНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / OFFICIAL / CRIMINAL LAW / FUND / LIMITED LIABILITY COMPANY / PERSON WHO PERFORMS MANAGEMENT FUNCTIONS IN A COMMERCIAL OR OTHER ORGANIZATION / STATE AND MUNICIPAL AUTHORITIES / STATE AND MUNICIPAL UNITARY ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ровнейко Вера Владимировна

В статье рассматриваются изменения, внесенные в Примечание 1 к статье 285 УК РФ, которые расширили содержание понятия «должностное лицо», дополнив его указанием на лиц, выполняющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных унитарных предприятиях, а также акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям. Указывается, что при этом лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в фондах и обществах с ограниченной ответственностью, по-прежнему не являются должностными, даже если доля государственного и муниципального имущества по значению может быть приравнена к контрольному пакету акций в акционерном обществе. Автор отмечает, что указанные лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно хозяйственные функции в юридических лицах, созданных в организационно-правовой форме фонда, общества с ограниченной ответственностью, независимо от доли государственной или муниципальной собственности в их имуществе, не могут быть признаны должностными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF REFINING THE NOTION OF OFFICIAL IN THE RUSSIAN CRIMINAL LAW

This paper is concerned with changes made to Explanatory Note 1 to Article 285 of the Criminal Code which have extended the concept of "official" to include persons who perform organizational and regulatory and administrative functions in state and municipal unitary enterprises and joint-stock companies, a majority of which belongs to the Russian Federation, subjects of the Russian Federation or municipalities. But persons performing organizational and regulatory and administrative functions in funds and limited liability companies are still not regarded as officials, even if the share of state and municipal property by value can be equated to a controlling stake in the Company.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы совершенствования понятия «Должностное лицо» в Российском уголовном праве»

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_117

СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2016. Т. 26, вып. 6

УДК 343.2 В.В. Ровнейко

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО» В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

В статье рассматриваются изменения, внесенные в Примечание 1 к статье 285 УК РФ, которые расширили содержание понятия «должностное лицо», дополнив его указанием на лиц, выполняющих организационно -распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных унитарных предприятиях, а также акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям. Указывается, что при этом лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в фондах и обществах с ограниченной ответственностью, по-прежнему не являются должностными, даже если доля государственного и муниципального имущества по значению может быть приравнена к контрольному пакету акций в акционерном обществе. Автор отмечает, что указанные лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно хозяйственные функции в юридических лицах, созданных в организационно-правовой форме фонда, общества с ограниченной ответственностью, независимо от доли государственной или муниципальной собственности в их имуществе, не могут быть признаны должностными.

Ключевые слова: должностное лицо, уголовное право, фонд, общество с ограниченной ответственностью; лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации; государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Понятие и признаки должностного лица как специального субъекта преступлений закреплены в Примечании 1 к ст. 285 УК РФ. Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 265-ФЗ в указанное Примечание были внесены изменения (вступили в силу с 24.07.2015 г.). С учетом этих изменений к должностным лицам стали относиться не только лица, осуществляющие функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, но и лица, осуществляющие функции в государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям1.

Таким образом, если предыдущая редакция 2007 г. включила в число должностных лиц тех, которые осуществляют определенные функции в государственных корпорациях и государственных компаниях2, то действующая редакция пошла по пути расширения перечня коммерческих организаций с государственной и муниципальной формами собственности, в которых функции могут осуществляться должностными лицами.

Необходимо отметить, что на момент принятия действующего УК РФ законодатель исходил из принципиально иной концепции, отграничивая сферу государственной власти и местного самоуправле-

1 Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 № 265-ФЗ).

2 Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 318-ФЗ).

2016. Т. 26, вып. 6 СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ния от сферы коммерческой деятельности. В начальной редакции Примечания 1 к ст. 285 УК РФ3 лица, выполняющие управленческие функции в любой коммерческой организации, независимо от формы собственности, не были указаны. И лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческих организациях, в том числе с государственной (федеральной и региональной) и муниципальной формами собственности, не являлись должностными.

Можно заметить, что действующая редакция Примечания 1 к ст. 285 УК РФ все больше приближает понятие должностного лица к тому, которое было предусмотрено в Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. Так, в примечании к ст. 170 УК РСФСР было предусмотрено, что «под должностными лицами в статьях настоящей главы понимаются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно в государственных или общественных учреждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию»4.

Но в УК РСФСР не было указания на вид (по форме собственности) учреждений, организаций и предприятий и не было такого ограничительного определения должностного лица. Понятие «должностное лицо» было сформулировано в максимально обобщенном виде и не содержало ненужной детализации и конкретизации. Казуистичность при формулировании положений уголовного закона противоречит устоявшимся правилам и приемам юридической техники. Изменения, внесенные в Примечание 1 к ст. 285 УК РФ, вызывают все больше вопросов и создают пробелы и противоречия в уголовном законе, усиливают несогласованность уголовно-правовых норм и норм иных отраслей права, содержащихся в регулятивном законодательстве.

Так, например, изменения в Примечание 1 к ст. 285 УК РФ содержат указание на лиц, осуществляющих функции в государственных корпорациях и государственных компаниях. Общие положения, определяющие статус таких организаций, содержатся в Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О некоммерческих организациях», согласно которому и государственные корпорации, и государственные компании являются формами некоммерческих организаций.

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона5.

Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона6.

Таким образом, лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных корпорациях и государственных компаниях, которые относятся к некоммерческим организациям, являются должностными. Но существуют и другие некоммерческие организации, созданные для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций, а также для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного (и муниципального) имущества. И вопрос о статусе лиц, выполняющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в таких организациях, вызывает определенные проблемы.

3 Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 13.06.1996 № 64-ФЗ).

4 В ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 03.12.82 // ВВС РСФСР. 1982. № 49. Ст. 1821.

5 Статья 7.1. «Государственная корпорация». Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (введена Федеральным законом от 08.07.1999 № 140-ФЗ).

6 Статья 7.2. «Государственная компания». Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (введена Федеральным законом от 17.07.2009 № 145-ФЗ).

СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Закон «О некоммерческих организациях», кроме государственных корпораций (такими являются Ростех, Росатом, Роскосмос) и государственных компаний (Российские автомобильные дороги), предусматривает также следующие формы некоммерческих организаций:

- общественные и религиозные организации (объединения) (ст. 6);

- общины коренных малочисленных народов Российской Федерации (ст. 6.1)7;

- казачьи общества (ст. 6.2)8;

- фонды (ст. 7);

- некоммерческие партнерства (ст. 8);

- частные учреждения (ст. 9)9;

- государственные, муниципальные учреждения (ст. 9.1)10;

- бюджетное учреждение (ст. 9.2)11;

- автономная некоммерческая организация (ст. 10);

- ассоциации (союзы) (ст. 11)12.

Если отсутствие указания в Примечании 1 к ст. 285 УК РФ на общины коренных малочисленных народов и казачьи общества объяснимо (почему в них нет должностных лиц), то отсутствие указания на фонды объяснить невозможно, так как всем известны государственные внебюджетные фонды, которые выполняют социально значимые функции и отчисления в которые устанавливаются федеральным законодательством. Это Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС).

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели13.

При этом существуют различные федеральные фонды:

- Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)14;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)15;

- Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС)16;

- Российский научный фонд (РНФ)17;

- Российский гуманитарный научный фонд18;

- Российский фонд фундаментальных научных исследований19;

- Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере20;

7 Введена Федеральным законом от 01.12.2007 № 300-ФЗ.

8 Введена Федеральным законом от 03.06.2009 № 107-ФЗ.

9 В ред. Федерального закона от 03.11.2006 № 175-ФЗ.

10 Введена Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ.

11 Введена Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ.

12 В ред. Федерального закона от 11.02.2013 № 8-ФЗ.

13 Статья 7. «Фонд». Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015).

14 Постановление ВС РСФСР от 22.12.1990 № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР.

15 Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 № 857 (ред. от 31.10.2015) «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования»; Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступил в силу с 01.01.2015).

16 Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 (ред. от 15.05.2014) «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

17 Федеральный закон от 02.11.2013 № 291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

18 Постановление Правительства РФ от 08.09.1994 № 1023 (ред. от 21.06.2013) «О Российском гуманитарном научном фонде»; Постановление Правительства РФ от 15.02.2012 № 132 (ред. от 21.04.2014) «Об уставе федерального государственного бюджетного учреждения "Российский гуманитарный научный фонд"».

19 Постановление Правительства РФ от 15.02.2012 № 133 (ред. от 27.09.2012) «Об уставе федерального государственного бюджетного учреждения "Российский фонд фундаментальных исследований"».

20 Постановление Правительства РФ от 27.01.2011 № 38 (ред. от 03.07.2012) «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере"».

120_В.В. Ровнейко_

2016. Т. 26, вып. 6 СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

- Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства21.

Был еще Фонд федерального имущества, но он ликвидирован 01.08.2008 г., а его функции переданы в Росимущество, которое имеет статус Федерального агентства. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом22.

Слово «фонд», использованное в их названии не всегда отражает их организационно-правовую форму. Так, Фонд фундаментальных научных исследований и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической деятельности и Российский гуманитарный научный фонд являются государственными бюджетными учреждениями со всеми вытекающими из этого последствиями.

Наибольшее социальное значение имеют три фонда, которые, как известно, являются государственными, но при этом внебюджетными: ПФР, ФФОМС, ФСС. Причем слово «фонд» в их названии не отражает организационно-правовую форму этих юридических лиц.

Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (далее - ПФР) образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат23.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Его имущество является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления24.

Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными ему санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат25.

Таким образом, статус фондов, имеющих наибольшее социальное значение, определен как учреждения, правда, слово «государственное» относится только к ФФОМС. И слово «фонд» в их названии только вводит в заблуждение.

Но вопрос остается открытым в отношении других фондов, например Российского научного фонда (РНФ)26 и Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства27.

Российский научный фонд создан в целях финансовой и организационной поддержки фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, подготовки научных кадров, развития научных коллективов, занимающих лидирующие позиции в определенной области науки. Фонд является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме фонда. Он не может быть признан несостоятельным (банкротом). Имущество фонда формируется за счет ежегодных имущественных взносов Российской Федерации, доходов, полу-

21 Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О содействии развитию жилищного строительства».

22 Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 (ред. от 28.09.2015) «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»22.

23 Положение о пенсионном фонде Российской Федерации (России) (утв. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1(в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федерального закона от 05.05.1997 № 77-ФЗ)).

24 Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 857).

25 Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101(ред. от 15.05.2014) «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

26 Федеральный закон от 02.11.2013 № 291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

27 Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О содействии развитию жилищного строительства».

СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

чаемых от деятельности фонда и использования его имущества, а также за счет добровольных имущественных взносов, пожертвований, иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений и является собственностью фонда. В качестве имущественного взноса Российской Федерации фонду передаются бюджетные ассигнования федерального бюджета, а также по решению Правительства Российской Федерации иное находящееся в федеральной собственности имущество28.

В целях содействия развитию жилищного строительства и формированию рынка доступного жилья, иному развитию территорий устанавливаются особенности создания и деятельности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Имущество Фонда формируется за счет ежегодных имущественных взносов Российской Федерации, доходов, получаемых от деятельности Фонда и использования его имущества, а также за счет добровольных имущественных взносов, пожертвований, иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений и является собственностью Фонда. В качестве имущественного взноса Российской Федерации Фонду передаются бюджетные ассигнования федерального бюджета, а также по решению Правительства Российской Федерации иное находящееся в федеральной собственности имущество29.

Получается, что лица, осуществляющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в Федеральном фонде содействия развитию жилищного строительства и Российском научном фонде, не являются должностными, как и в других случаях создания юридического лица в организационно-правовой форме фонда.

Кроме того, существуют и иные фонды, например, инвестиционные фонды (ИФ)30, которые могут быть акционерным инвестиционным фондом или паевым инвестиционным фондом. При этом любой инвестиционный фонд - это «находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления»31.

Акционерный инвестиционный фонд(АИФ) - акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные Федеральным законом, фирменное наименование которого содержит слова «акционерный инвестиционный фонд» или «инвестиционный фонд»32. Таким образом, в отношении АИФ действуют все те положения, которые применимы к акционерным обществам, и если в данном АИФ контрольный пакет акций принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, то и лица, выполняющие в них организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, будут являться должностными.

Иначе обстоят дела с паевыми инвестиционными фондами (ПИФ). «Паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом»33. «Управляющей компанией может быть только созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации акционерное общество или общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью»34. Таким образом, во-первых, даже если в качестве пая в ПИФ внесено государственное или муниципальное имущество, в ПИФ не может быть должностных лиц. Участник общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда даже при решении вопросов, носящих управленческий характер, не

28 Статьи 1,2,6,7. Федеральный закон от 02.11.2013 № 291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

29 Статьи 2,6,7. Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О содействии развитию жилищного строительства».

30 Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об инвестиционных фондах».

31 Статья 1. Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об инвестиционных фондах».

32 Статья 2. Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об инвестиционных фондах».

33 Статья 10. Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об инвестиционных фондах».

34 Статья 38. Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об инвестиционных фондах».

122_В. В. Ровнейко_

2016. Т. 26, вып. 6 СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

является должностным лицом; во-вторых, лица, выполняющие управленческие функции в управляющей компании ПИФ, если это форма акционерного общества, могут быть должностным лицом, а если - форма общества с ограниченной ответственностью - не могут быть должностным лицом.

По-разному решается вопрос о статусе лиц, выполняющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в фондах (созданных в организационно-правовой форме фонда), имущество которых формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации. Получается, что эти лица не являются должностными в силу Примечания 1 к ст. 285 УК РФ.

Дополнениями от 13.07.2015 г. в УК РФ в Примечание 1 к ст. 285 УК РФ включено указание на государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерные общества, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям.

Последние изменения об акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, более или менее понятен, но тогда не понятно, почему не указаны общества с ограниченной ответственностью. Кроме унитарных государственных и муниципальных предприятий и акционерных обществ существует и такая организационно-правовая форма юридического лица, как общество с ограниченной ответственностью (ООО)35, учредителями которых могут быть не только физические, но и юридические лица. Учредителями ООО могут быть и Российская Федерация, и субъекты РФ, и муниципальные образования, причем их доля в уставном капитале по значимости в принятии решений ООО может быть приравнена к контрольному пакету акций, и эта доля может быть внесена в виде государственного или общественного имущества (те же государственные фонды имеют право создавать предприятия). Например, представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью36.

Таким образом, изменения, вносимые в Примечание 1 к ст. 285 УК РФ, содержащие признаки должностного лица, не носят системного характера, отражая только часть организационно-правовых форм юридических лиц с государственной и муниципальной формами собственности.

Кроме того, изменения от 13.07.2015 г. в Примечание 1 к ст. 285 УК РФ, касающиеся должностного лица, были внесены, а в Примечание 1 к ст. 201, в котором определены признаки лица, выполняющего управленческие функции, внесены не были. Хотя эти два примечания очень тесно взаимосвязаны. Данное примечание определяет, что «выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях настоящей главы, а также в статьях 199.2 и 304 настоящего Кодекса признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях»37.

Таким образом, указанные лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в юридических лицах, созданных в организационно-правовой форме фонда, общества с ограниченной ответственностью, независимо от доли государственной или муниципальной собственности в их имуществе, не могут быть признаны должностными. Они могут быть признаны только специальным субъектом преступления, предусмотренного Примечанием к ст. 201, как лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя по сути цели деятельности и статус юридического лица, в котором они осуществляют организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, не отличаются от государственных и муниципальных унитарных предприятий и акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 24.06.16

35 Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об обществах с ограниченной ответственностью».

36 Статья 68. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

37 Пункт 1, в ред. Федерального закона от 25.12.2008 № 280-ФЗ.

СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

V.V. Rovneiko

SOME PROBLEMS OF REFINING THE NOTION OF OFFICIAL IN THE RUSSIAN CRIMINAL LAW

This paper is concerned with changes made to Explanatory Note 1 to Article 285 of the Criminal Code which have extended the concept of "official" to include persons who perform organizational and regulatory and administrative functions in state and municipal unitary enterprises and joint-stock companies, a majority of which belongs to the Russian Federation, subjects of the Russian Federation or municipalities. But persons performing organizational and regulatory and administrative functions in funds and limited liability companies are still not regarded as officials, even if the share of state and municipal property by value can be equated to a controlling stake in the Company.

Keywords: official; criminal law; fund; limited liability company; person who performs management functions in a commercial or other organization; state and municipal authorities; state and municipal unitary enterprises.

Rovneyko V.V.,

Candidate of Law, Associate Professor

Ровнейко Вера Владимировна, кандидат юридических наук, доцент

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.