Научная статья на тему 'Некоторые проблемы применения дистанционных образовательных технологий'

Некоторые проблемы применения дистанционных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
790
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ КУРСОВ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / DISTANT LEARNING TECHNOLOGIES / ACADEMIC COURSES DESIGN / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миннегалиева Чулпан Бакиевна

Рассматриваются особенности дистанционных образовательных технологий, ограничивающие их более широкое применение. Приводятся результаты эксперимента, при осуществлении которого обучение велось с использованием данных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миннегалиева Чулпан Бакиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Problems of Application of Distant Learning Technologies

The article covers specifics of distant learning technologies restricting their wider use. Results of experiment where the learning process was carried out with the use of distant learning technologies are presented.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы применения дистанционных образовательных технологий»

№ 1, 2013

менные цифровые коммутаторы и маршрутизаторы различных производителей. Эта модель затрагивает такие дисциплины, как «Основы построения инфо-коммуникационных систем и сетей», «Теория телетрафика», «Сети связи», «Физические основы оптической связи», «Цифровые системы передачи», «Системы документальной электросвязи». В названных дисциплинах, а также в «На-

правляющих системах электросвязи» используются рефлектометр «OptiFiber OF-5GG» и тестер «Fluke DTX-12GG».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гольдштейн, Б. С. Сети связи : учебник для вузов / Б. С. Гольдштейн, Н. А. Соколов, Г. Г. Янковский. — Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2G1G. — 399 с.

Поступила 22.11.12.

УДК 37.G18.43:GG4.7

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ч. Б. Миннегалиева (Казанский (Приволжский) федеральный

университет)

Рассматриваются особенности дистанционных образовательных технологий, ограничивающие их более широкое применение. Приводятся результаты эксперимента, при осуществлении которого обучение велось с использованием данных технологий.

Ключевыге слова: дистанционные образовательные технологии; проектирование учебных курсов; качество обучения.

По закону РФ «Об образовании» электронное обучение и дистанционные образовательные технологии могут применяться при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования [2]. В новом проекте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» также говорится, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе использовать электронное обучение, в том числе дистанционные образовательные технологии, при реализации образовательных программ во всех предусмотренных законодательством формах получения образования и формах обучения [6].

В настоящее время дистанционные образовательные технологии достаточно активно применяются в вузах. Их использование позволяет снизить затраты на обучение, обучать одновременно большое количество студентов, повы-

сить качество обучения, создать единую образовательную среду [3].

Более широкому распространению дистанционных образовательных технологий препятствуют их недостатки. Среди них пользователями отмечаются такие:

1) результат обучения в некоторой степени зависит от навыков работы с компьютером и работы в Сети;

2) в ряде случаев затруднен доступ к сети Интернет;

3) существуют практические навыки, которые можно получить только при выполнении реальных лабораторных работ;

4) ослабевает контроль со стороны преподавателя, поэтому от обучающихся требуются самодисциплина и самоконтроль;

5) подготовка материалов для дистанционных образовательных технологий занимает довольно много времени [3; 4].

© Миннегалиева Ч. Б., 2G13

39

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

При подготовке инженеров по специальности «Информационные технологии в образовании» в 2011—2012 гг. в Казанском (Приволжском) федеральном университете изучение дисциплины «Дистанционные технологии в образовании» в порядке эксперимента проводилось с использованием дистанционных образовательных технологий. Необходимо отметить, что наблюдения за студентами при применении данных технологий ведутся во многих вузах. В нашем случае интерес представлял тот факт, что во время занятий обсуждались и преимущества, и недостатки дистанционных образовательных технологий, анализировалось их использование и с позиции преподавателя, и с позиции обучаемого.

Цель эксперимента заключалась в выявлении и уточнении условий, при выполнении которых возможно более рациональное использование дистанционных образовательных технологий. Было запланировано выполнение следующих задач:

1) изучить деятельность студентов в системе дистанционного обучения, проанализировать мнение обучающихся, уточнить особенности использования дистанционных образовательных технологий, которые могут привести к снижению качества обучения;

2) выявить требования, выполнение которых позволит избежать снижения качества обучения, предложив студентам выступить в роли преподавателя при создании элементов дистанционного курса.

Участниками эксперимента стали две группы студентов, всего 49 чел. Наблюдения за одной группой велись в течение двух семестров, за другой — в течение одного. В ходе эксперимента использовались различные диагностические процедуры (анкетирование, интервью, беседа, опрос), наблюдение, изучение продуктов творческой деятельности студентов. Дисциплина «Дистанционные технологии в образовании» изучается в 6-м и 7-м семестрах, поэтому у студентов не возникало проблем при работе с компьютером и в Сети. Свобод-

ный доступ к Сети отметили большинство респондентов, в группах от 10 до 15 % студентов подчеркнули, что имеют затруднения с доступом к сети Интернет. Лабораторные работы по данной дисциплине не требуют специального оборудования и материалов. Поэтому из перечисленных выше особенностей дистанционных образовательных технологий, которые могли бы привести к ухудшению качества обучения, в данном случае имели значение последние две: необходимость самодисциплины и самоконтроля обучающихся, трудоемкость подготовки материалов.

Для размещения учебных материалов была использована площадка «Барс» системы дистанционного обучения Казанского (Приволжского) федерального университета (базируется на ЬМ8 МооШе). Важно отметить, что студенты посещали лекции и лабораторные работы по расписанию, т. е. работа через сайт использовалась параллельно с традиционным обучением.

В системе дистанционного обучения были размещены лекции; задания для лабораторных работ; сводная таблица, показывающая результаты текущего контроля знаний (набранные студентами баллы); тесты для самопроверки. Система МооШе позволяет вести подробный учет деятельности обучающихся. На рис. 1 показано распределение всех входов в нее.

Поскольку задания к лабораторным работам были размещены только в системе дистанционного обучения, большинство случаев работы в системе (51 %) связано с изучением этих заданий. Кроме того, в одной из групп студенты могли сдавать свои работы через систему, и многие этим воспользовались. Подробную информацию о достигнутом уровне успеваемости по предмету на разных этапах семестра (количество набранных баллов в балльно-рейтинговой системе) обучающиеся также могли посмотреть только на сайте. По этой причине 30 % всех входов в систему было обусловлено данным видом деятельности.

№ 1, 2013

% 60

50

40

30

20

10

51

30

15

I I

Ознакомление с заданиями к лабораторным работам

Просмотр результатов контроля заданий

Изучение лекции Выполнение тестов для самопроверки

Р и с. 1. Распределение количества входов в систему дистанционного обучения по видам деятельности

Обращает на себя внимание то, что знакомству с материалом лекций и тестам для самопроверки участники эксперимента отвели мало времени. Обучающиеся данный факт объяснили тем, что необходимые конспекты были выполнены ими в ходе занятий в аудитории. Студентами были предприняты попытки повторить теоретический материал к зачету (6-й семестр) или экзамену (7-й семестр) по лекциям и тестам для самопроверки, размещенным на сайте. Как оказалось, довольно трудно заставить себя заниматься, для этого требуется самодисциплина; находясь за компьютером в Интернете, легко переключиться на более интересные сервисы, например социальные сети.

Система МооШе позволяет после каждого раздела лекции добавлять страницу с вопросами. Настройки можно изменить таким образом, чтобы при неправильном ответе обучающийся возвращался в предыдущий раздел. Чтобы у студентов появился стимул, можно баллы, заработанные при ответах на эти промежуточные вопросы, суммировать с баллами, которые зарабатываются в течение семестра. Но в таком случае (это отмечено самими студентами) может появиться желание подсмотреть ответ в Сети через поисковые системы или, заранее скопировав лекции в отдельный файл, найти ответ там. Выход из ситуа-

ции видится в продумывании большого количества вопросов, готовые ответы на которые в Сети найти невозможно. Такие вопросы, которые идут после каждого раздела лекции, должны заставить обучающегося прочитать теоретический материал.

Сущность педагогического эксперимента характеризуется целенаправленным внесением изменений в ход педагогического процесса [5]. В нашем эксперименте студентам было предложено попробовать себя в роли преподавателя, при этом учитывать моменты, на которые они обратили внимание, когда выступали в роли обучающихся. Одной из лабораторных работ по дисциплине «Дистанционные технологии в образовании» предусматривалась разработка элементов курса в системе МооШе. В ходе ее выполнения студенты, добавляя элемент «Лекция», составляли вопросы по различным разделам информатики. После подведения итогов было замечено, что составление вопросов заняло намного больше времени, чем то, которое понадобилось на структурирование теоретического материала для лекций.

При использовании дистанционных образовательных технологий для обучающихся более младшего возраста, например школьников, ситуация может немного измениться: чтобы повысить их интерес к работе, в лекции целесообраз-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

но включить видеофрагменты, звуковое сопровождение и т. д. Поэтому при выполнении лабораторных работ студенты использовали видеолекции, освоили технологию записи действий с экрана. Однако, по их же мнению, при знакомстве с такими лекциями, которые размещены в Интернете, необходим или сильный стимул, или самодисциплина, чтобы ознакомиться с материалом до конца.

Еще одной проблемой дистанционных образовательных технологий является контроль качества обучения. Выполняя лабораторную работу, про которую говорилось выше, студенты добавляли в учебный курс элемент «Тест». Они самостоятельно составляли вопросы разного типа («короткий ответ», «в закрытой форме», «на соответствие», «вычисляемый» и др.) для теста. Составление вопросов вызывало затруднения, так как студенты на III—IV курсах еще не имеют опыта преподавания. Было замечено, что составление качественного вопроса занимает довольно много времени. В ходе обсуждения высказывалась мысль о том, что порядок использования дистанционных образовательных технологий при проверке знаний требует детальной проработки. Ставя себя на место ученика, который будет отвечать на вопросы теста через сайт, студенты назвали много способов, которые могут помешать объективной оценке знаний. Среди них упоминались и те способы, про которые говорилось выше (использование поисковой системы и справочных материалов). Также невозможно установить личность выполняющего тест. При попытке проверить (например, через специальное программное обеспечение, позволяющее проверяющему и отвечающему оставаться на видеосвязи) у отвечающего все равно есть возможность воспользоваться подсказками. Поэтому итоговая аттестация по дисциплине «Дистанционные технологии в образовании» проводилась в лаборатории посредством компьютерного тестирования в присутствии преподавателя.

Выходом из ситуации представляется составление открытого банка, вклю-

чающего достаточное количество (100— 200) вопросов, из которых во время аттестации студент ответит на случайным образом отобранные 40—60. Ряд преподавателей уже используют или планируют использовать данный метод. При таком подходе проблема заключается в трудоемкости составления банка вопросов.

В конце изучения дисциплины было проведено анкетирование. Открытые вопросы предполагают любой ответ и их применяют для предварительной ориентировки в мнениях. Закрытые вопросы предусматривают выбор одного ответа из нескольких имеющихся вариантов. Такие ответы легче подвергать статистической обработке [1]. Поэтому сначала был проведен опрос, большинство вопросов в котором были открытыми. После этого прошло анкетирование, где предлагалось выбрать ответы из предложенных. Большинство респондентов в качестве условий успешного использования дистанционных образовательных технологий назвали в числе основных наличие индивидуально-психологических качеств обучающихся и качественных учебных курсов (рис. 2).

Некоторые авторы говорят про неподготовленность преподавателей к использованию таких технологий. В ходе занятий были изучены возможности разных программ, для того чтобы разрабатывать и размещать в Сети учебные курсы. Как показала работа со студентами, современные системы управления обучением позволяют легко спроектировать курс, не вызывают затруднений при работе. Основная проблема возникает со временем, необходимым для составления курса. Другими словами, для проектирования качественного курса нужно отвести преподавателю достаточное количество оплачиваемого времени.

Таким образом, изучение дисциплины «Дистанционные технологии в образовании» с использованием дистанционных образовательных технологий показало, что для рационального применения данных технологий необходимо выполнение ряда условий:

№ 1, 2013

%

50 п

45

45

40

35

30

25

20

15

10

5

0

42

Самодисциплина, Наличие качественных мотивация студентов учебных курсов

Специальная Высокий уровень

подготовка пользовательских

преподавателей навыков обучающихся

Р и с. 2. Основные условия успешного использования дистанционных образовательных технологий по мнению студентов (% от общего количества ответов)

1) после каждого раздела теоретического материала должен следовать блок проверки знаний (тест, опрос, практическое задание), залогом высокого качества обучения является сильная мотивация обучающегося;

2) для того чтобы контроль знаний был объективным, необходим открытый банк заданий с большим количеством вопросов;

3) современные системы управления дистанционным обучением позволяют создавать учебные курсы пользователям с минимальными навыками работы за компьютером; трудность проектирования курсов заключается в необходимости тщательной разработки информационного наполнения — контента, что требует достаточного количества времени.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Валеев, Г. X. Методология и методы психо-лого-педагогических исследований / Г. X. Валеев. — Стерлитамак : Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. — 134 с.

2. Закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс]. — Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. — Режим доступа: Шр://минобрнауки.рф/документы/ 884. — Дата обращения: 06.08.2012.

3. Иванова, М. А. Некоторые проблемы организации дистанционного обучения в вузе / М. А. Иванова // Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России : финансово-экономический социальнополитический, правовой и гуманитарный аспекты : сб. науч. ст. — Санкт-Петербург, 2011. — С. 256— 258.

4. Озеркова, И. А. Конструирование учебного текста в дистанционном обучении [Электронный ресурс] / И. А. Озеркова // Интернет-журнал «Эйдос». — 2010. — 30 окт. — Режим доступа: Ьйр: //■■. еі ёо 8. ги/ оигпаі/2 010/1030-02. Мш. — В надзаг.: Центр дистанционного образования «Эй-дос». — Дата обращения: 03.08.2012.

5. Полонский, В. М. Методы педагогических исследований / В. М. Полонский // Методы педагогических исследований : состояние, проблемы, перспективы : сб. науч. ст. : материалы Всерос. семинара по методологии. — Москва, 2006. — 252 с.

6. Проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. — Режим доступа: Шр://минобрнауки.рф/документы/ 2058. — Дата обращения: 08.08.2012.

Поступила 08.08.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.