Научная статья на тему 'Некоторые проблемы правового регулирования трудовой деятельности мигрантов в России'

Некоторые проблемы правового регулирования трудовой деятельности мигрантов в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1083
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / МИГРАНТЫ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ / МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамонтова Эльвиры Александровны

Экономический рост России невозможен без масштабного пополнения трудовых ресурсов за счет трудовой миграции. Но проблема нелегальной миграции в России обусловлена тем, что легальное поле миграции искусственно сужено российским законодательством и правоприменительной практикой органов власти. Наряду с либерализацией миграционного законодательства и смещением направления борьбы с незаконной миграцией с самих мигрантов на работодателей, нарушающих миграционное и трудовое законодательство, неотъемлемым условием предотвращения неурегулированной миграции является обустройство границ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Problems of Legal Regulation of Labor Activities of Migrants in Russia

The economic growth of Russia is impossible without large-scale accession of labor forces by the means of labor migration. But the problem of illegal migration in Russia is determined by the fact that legal field is artificially narrowed by Russian legislation and law enforcement practice of the government bodies. Together with liberalization of migration law and shift of responsibility to fight with illegal migration from migrants to employers, who break migration and labor law, one of the main means of preventing the unregulated migration is border management.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы правового регулирования трудовой деятельности мигрантов в России»

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 1

Право

УДК 314.722

Некоторые проблемы правового регулирования трудовой деятельности мигрантов в России

Мамонтова Э.А.

Кандидат исторических наук,

старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Тамбовского государственного технического университета

Экономический рост России невозможен без масштабного пополнения трудовых ресурсов за счет трудовой миграции. Но проблема нелегальной миграции в России обусловлена тем, что легальное поле миграции искусственно сужено российским законодательством и правоприменительной практикой органов власти. Наряду с либерализацией миграционного законодательства и смещением направления борьбы с незаконной миграцией с самих мигрантов на работодателей, нарушающих миграционное и трудовое законодательство, неотъемлемым условием предотвращения неурегулированной миграции является обустройство границ.

Ключевые слова: иностранные граждане, мигранты, трудовая миграция, нелегальная миграция, миграционный учет, миграционное законодательство.

В настоящее время и официальные данные, и научные исследования свидетельствуют, что запланированный на ближайшую перспективу экономический рост России невозможен без масштабного пополнения трудовых ресурсов за счет трудовой миграции. В России для официальной миграции рабочей силы, заказываемой хозяйствующими субъектами РФ, существует определенная квота, которая на 2010 г. составляла 611 тыс. чел. [1, с. 48]. Однако поток нелегальной миграции намного превышает количество легальной.

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим правовую сторону трудовых отношений иностранцев, является Трудовой кодекс Российской Федерации. Он предусматривает, что к иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Российской Федерации, применяются правила, установленные ТК РФ, с особенностями, предусмотренными федеральным и международным законодательством (ч. 5 ст. 11 ТК РФ). Поэтому правоотношения в сфере трудовых обязательств дополнительно к ТК РФ регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [2], а также международ-

ными договорами и соглашениями, заключаемыми Россией с зарубежными государствами в отношении определенных категорий граждан. Ст. 2 Закона № 115-ФЗ содержит понятие трудовой деятельности иностранного гражданина. Иностранные граждане могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой деятельностью на общих основаниях с гражданами РФ. При этом правовому положению иностранцев, пребывающих на территории РФ, свойственны особенности, играющие немаловажную роль в уменьшении объема правоспособности иностранцев в сфере труда. Ст. 13 Закона № 115-ФЗ предусматривает, что иностранец вправе наниматься на работу лишь при наличии разрешения на работу, а работодатель может нанимать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование таких работников. По соображениям государственной и экономической безопасности законодателем предусмотрены ограничения на занятие определенных должностей и занятие определенной деятельностью. Кроме того, законодатель ввел территориальное ограничение. Ст. 13 Закона № 115-ФЗ предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права трудоустраиваться за пределами субъекта

138

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 1

Право

РФ, на территории которого им разрешено временное проживание. Вместе с тем, согласно п. 6 той же статьи, Правительство РФ, учитывая особенности региональных экономических связей, имеет право устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу.

Принятие Закона № 115-ФЗ в целом положительно сказалось на правовой регламентации труда мигрантов в России. Однако, кроме положительных черт, Закон № 115-ФЗ имеет и отрицательные черты, к которым, в первую очередь, следует отнести способ формулирования основ правового положения иностранных граждан в ст. 4 данного Закона, которая определяет не столько правовое положение иностранцев, сколько его правовые рамки.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» стал одним из первоочередных элементов в создании системы более качественного миграционного контроля для решения задачи привлечения в Россию квалифицированной рабочей силы, особенно из стран СНГ. Он позволил снять излишние административные барьеры для тех специалистов, в притоке которых наша страна наиболее остро нуждается. В то же время органы государственной власти получили более достоверную статистику о пребывании в России иностранных граждан и лиц без гражданства, а как результат - новые возможности для оздоровления миграционной и демографической ситуации [3].

В связи с введением в январе 2007 г. во исполнение данного Закона новых правил миграционного учета [4] доля официально зарегистрировавшихся после прибытия в Россию иностранцев возросла. Это связано с упрощением процедуры регистрации. Также в связи с введением новых правил миграционного учета вся ответственность за иностранного гостя переложена на принимающую сторону. Согласно этим правилам, документы на регистрацию можно самостоятельно подать в подразделение ФМС или отправить их по почте. Одновременно увеличены штрафы для работодателей за привлечение нелегальных мигрантов. Теперь они могут достигать 800 тыс. руб. за каждого нелегала, в то время как до сих пор их величина колебалась от 2 тыс. до 20 тыс. руб. (ст. 18.8 КоАП РФ).

Необходимо отметить, что проблема нелегальной миграции в России обусловлена еще и тем, что легальное поле миграции искусственно сужено российским законодательством. На мигранта, находящегося законно на территории России, должен распространяться весь объем норм трудового права страны, за исключением особых случаев, предус-

мотренных законодательством. Фактически иной подход, который практикуется правоприменительными органами (ужесточение контрольно-проверочных мероприятий в последние годы), означает ограничение прав и свобод трудовых мигрантов. Очевидно, что эти обстоятельства являются предпосылкой выхода из правового поля, формируя поток незаконной миграции. Направление борьбы с незаконной миграцией должно быть смещено с самих мигрантов на работодателей, нарушающих миграционное и трудовое законодательство. Для повышения миграционной привлекательности России необходима дальнейшая либерализация миграционного законодательства.

Неотъемлемым условием предотвращения неурегулированной миграции является обустройство границ - наличие налаженной пограничной инфраструктуры, пограничного контроля, процедур пересечения границы. Россия заинтересована в заключение соглашений с приграничными государствами, регламентирующих порядок возвращения незаконных иммигрантов.

Литература:

1. Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. - 2010. - № 10. - С. 48-49.

2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3032.

3. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2006. - № 30. - Ст. 3285.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2007. - № 5. - Ст. 653.

139

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 1

Право

Some Problems of Legal Regulation of Labor Activities of Migrants in Russia

E. Mamontova

The Tambov State Technical University

The economic growth of Russia is impossible without large-scale accession of labor forces by the means of labor migration. But the problem of illegal migration in Russia is determined by the fact that legalfield is artificially narrowed by Russian legislation and law enforcement practice of the government bodies. Together with liberalization of migration law and shift of responsibility to fight with illegal migration from migrants to employers, who break migration and labor law, one of the main means of preventing the unregulated migration is border management.

Key words: foreign citizens, migrants, labor migration, illegal migration, migration registration, migration legislation.

140

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.