Научная статья на тему 'Некоторые проблемы правового регулирования проведения оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию преступлений'

Некоторые проблемы правового регулирования проведения оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1318
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
оперативно-розыскная деятельность / оперативно-розыскные мероприятия / Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» / содействие органам / осуществляющим оперативно-розыскную деятельность / operative and personal activity / operational-search activities / the Code of criminal procedure of the Russian Federation / the Federal law «On operative and personal activity» / assistance to the bodies implementing the operatively-search activity

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иса Даудович Мальцагов

В статье рассматриваются некоторые актуальные вопросы борьбы с преступностью общеуголовной направленности. Проанализированы вопросы проведения оперативно-розыскных мероприятий при выявлении и раскрытии преступлений, а также, противоречия в уголовно-процессуальном и оперативно-розыскном законодательствах при использовании доказательств по уголовным делам. Обозначены актуальные вопросы по законодательному закреплению вопросов привлечения граждан к содействию на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также вопросы представления результатов ОРД в орган дознания, следователю или в суд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иса Даудович Мальцагов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some issues of legal regulation of the Operative and Personal Activity implementation for the detection of crimes

In this article, some topical issues of combating criminality of general-purpose orientation are considered. The issues of carrying out operational search measures in the detection and disclosure of crimes, as well as contradictions in the criminal procedural and operative-search legislation during the conduct of operative-investigative measures for the detection and detection of crimes are analyzed. The topical issues on the legislative consolidation of the issues of involving citizens in assistance on a confidential basis with the bodies carrying out operational-search activity, as well as questions of presenting the results of the OPA. to the inquiry body, the investigator or to the court are indicated.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы правового регулирования проведения оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию преступлений»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10066

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАСКРЫТИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Иса Даудович МАЛЬЦАГОВ, заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Чеченского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент E-mail: isa.maltsagov@mail.ru

Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые актуальные вопросы борьбы с преступностью общеуголовной направленности. Проанализированы вопросы проведения оперативно-розыскных мероприятий при выявлении и раскрытии преступлений, а также, противоречия в уголовно-процессуальном и оперативно-розыскном законодательствах при использовании доказательств по уголовным делам. Обозначены актуальные вопросы по законодательному закреплению вопросов привлечения граждан к содействию на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также вопросы представления результатов ОРД в орган дознания, следователю или в суд.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность; оперативно-розыскные мероприятия; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»; содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Annotation. In this article, some topical issues of combating criminality of general-purpose orientation are considered. The issues of carrying out operational search measures in the detection and disclosure of crimes, as well as contradictions in the criminal procedural and operative-search legislation during the conduct of operative-investigative measures for the detection and detection of crimes are analyzed. The topical issues on the legislative consolidation of the issues of involving citizens in assistance on a confidential basis with the bodies carrying out operational-search activity, as well as questions of presenting the results of the OPA. to the inquiry body, the investigator or to the court are indicated.

Keywords: operative and personal activity, operational-search activities, the Code of criminal procedure of the Russian Federation, the Federal law «On operative and personal activity», assistance to the bodies implementing the operatively-search activity.

В данной статье хотелось бы остановиться на проблемных вопросах, которые стоят перед правоохранительными органами РФ, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность в деле защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Невозможно представить работу правоохранительных органов без такой важной составля-

ющей, как оперативно-розыскная деятельность (далее — ОРД).

В профессиональной среде сотрудников правоохранительных органов оперативно-розыскной деятельности небезосновательно отводится основная роль в раскрытии преступлений. Законодательное закрепление оперативно-розыскной деятельности явилось важнейшим шагом в становлении правоохранительной деятельности Российского государства на современном этапе. Принятие Федерального закона «Об оператив-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

но-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (далее — ФЗ «Об ОРД») послужило поводом для нормотворческой деятельности всех государственных правоохранительных структур, в том числе и органов внутренних дел, что выразилось в систематическом издании приказов, регламентирующих различные стороны ОРД.

За несколько лет было принято более десятка новых и отменено старых наставлений и инструкций, в той или иной степени регулирующих ОРД органов внутренних дел.

Принятие нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации оказало большое влияние на нормотворческую деятельность Министерства внутренних дел РФ1. Отметим, что в уголовно-процессуальном законодательстве 1960 г. задача раскрытия преступлений ставилась перед органами предварительного расследования, хотя на практике данная норма не работала. В новом, действующем УПК РФ, задача раскрытия преступлений (установление лиц, их совершивших) лежит на оперативных подразделениях органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Законодатель разделил полномочия органов предварительного расследования и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и возложил на последних обязанность как по выявлению латентных преступлений, так и раскрытие преступлений, совершенных в условиях неочевидности.

В статье 2 ФЗ «Об ОРД» обозначены задачи органов, осуществляющих ОРД: «выявление, пресечение, предупреждение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, розыск без вести пропавших, а также установление личности неопознанных трупов; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации»2.

Речь в данном случае идет в основном о раскрытии преступлений, отнесенных действующим уголовным законодательством к категории тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в условиях неочевидности.

Граждане Российской Федерации имеют право требовать от государства защиты своих законных прав от преступных посягательств, гарантированных Конституцией РФ3.

Поскольку преступники совершают свои преступные действия в условиях неочевидности, тайно, скрытно, замаскированно, в отсутствие свидетелей, а также в связи с тем, что установление и задержание лиц, совершивших данные преступления, представляют особую сложность, государство дало право оперативным подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, для решения задач ОРД проводить мероприятия оперативно-розыскного характера (полный перечень ОРМ указан в ст. 6 ФЗ «Об ОРД») замаскированно, тайно, скрытно как на основании судебного решения (право на неприкосновенность жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений), так и по постановлению руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (проверочная закупка, контролируемая поставка, оперативное внедрение и оперативный эксперимент).

На практике невозможно обеспечить эффективное раскрытие и расследование преступлений, совершаемых в условиях неочевидности, без использования возможностей оперативно-розыскной деятельности, которая регулируется Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Результаты оперативно-розыскной деятельности весьма широко используются в современном уголовном судопроизводстве в процессе доказывания и принятия ключевых процессуальных решений, прежде всего, по делам о коррупционных преступлениях, о незаконном обороте наркотиков, об организованной групповой преступности, терроризме, о тяжких и особо тяжких преступлениях против личности.

Оперативно-розыскной деятельности принадлежит особая роль, которая определяется, главным образом, ведением борьбы с преступлениями, подготавливаемыми или совершаемыми тайно, скрытно, замаскированно, с применением различных ухищрений. Однако ОРД призвана решать и более широкий круг задач.

Статья 10 ФЗ «Об ОРД» «Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности» дает право органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, создавать и использовать информационные системы для обращения к оперативным-справочным учетам по факту совершения неочевидных преступлений и выявления латентных, что, несомненно, дает положительный результат.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

В связи с этим огромную роль при проведении оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений имеет наличие в оперативных подразделениях сотрудников, имеющих профессиональные навыки и опыт оперативной работы.

Как показывает опыт, выявление латентных и раскрытие неочевидных преступлений возможно только оперативным путем, т.е. с использованием возможностей источников оперативной информации. Эффективность служебной деятельности по вопросам борьбы с преступностью достигается только высокой оперативной осведомленностью, позволяющей противостоять криминальным проявлениям в современном обществе.

Существенную роль в выявлении и раскрытии неочевидных преступлений, установлении лиц, причастных к совершенным преступлениям, играет осуществление целенаправленной деятельности оперативными подразделениями по привлечению граждан к содействию на конфиденциальной основе органам, осуществляющим ОРД, как для участия в оперативно-розыскных мероприятиях, так и в добывании оперативно-значимой информации.

С принятием Федерального закона «Об ОРД» создана, на наш взгляд, правовая основа привлечения граждан к борьбе с преступностью. Хотя законодательно и закреплено в ст. 17 ФЗ «Об ОРД» привлечение граждан к содействию на конфиденциальной основе, однако установление и нормативное закрепление института содействия породило больше вопросов, чем дало на них ответов, особенно в отношении привлечения граждан к конфиденциальному содействию на негласной основе и заключения контракта.

На наш взгляд, не урегулирован вопрос по включению в трудовой стаж период сотрудничества граждан по контракту с оперативными аппаратами, хотя данные лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Другой немаловажный вопрос касается предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, который является едва ли не центральным в теории оперативно-розыскной деятельности. Однако реализация сведений, добытых оперативным путем в уголовном процессе, порождает в практической деятельности правоохранительных органов немало проблем.

Правовой основой использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе служат положения уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства, а также ведомственных нормативно-правовых актов МВД России.

Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. Таким актом является Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд (утв. приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17.04.2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147).

В пункте 21 данной Инструкции установлено, что результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

При этом результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств (ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Таким образом, рассматриваемая в правовом единстве с положениями указанной Инструкции ч. 3 ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», устанавливая порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности, ориентирована на нормы Уголовно-процессуального кодекса Россий-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

ской Федерации, регламентирующие доказывание, и не регулирует полномочий суда по истребованию дополнительных документов по ходатайству сторон.

Помимо этого, в действующем уголовно-процессуальном и оперативно-розыскном законодательствах имеется немало противоречий, взаимоисключающих факторов.

Например, в ч. 4 ст. 18 ФЗ «Об ОРД» указано: «лицо из числа преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий и привлеченное к сотрудничеству с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, активно способствующее раскрытию преступления и возместившее причиненный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации».

В уголовном законодательстве комментируемая правовая норма является смягчающим вину обстоятельством.

В ФЗ «Об ОРД» лицо, сотрудничающее с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, при указанных основаниях от уголовной ответственности вообще освобождается, что противоречит ст. 37 УК РФ4.

1 Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»

2 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»

3 Конституция РФ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»

4 Комментарий к Уголовному кодексу РФ, 2015 г. 10-е изд., перераб. и доп. с учетом ФЗ № 218-ФЗ, 221-ФЗ, 245-ФЗ. М.: Проспект, 2014.

Библиографический список

1. Конституция РФ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»

3. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»

4. Комментарий к Уголовному кодексу РФ, 2015 г. 10-е изд., перераб. и доп. с учетом ФЗ № 218-ФЗ, 221-ФЗ, 245-ФЗ. М.: Проспект, 2014.

5. Зажицкий В.И. Трудности представления результатов оперативно-розыскной деятельности властным участникам уголовного судопроизводства остаются // Рос. юстиция. 2008. № 2. С. 47—53.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.