4.6. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ, БЕЛАРУСИ И КАЗАХСТАНА (ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
Антонова Наталья Владиславовна. Должность: преподаватель кафедры. Место работы: ОУП ВО "АТиСО". Подразделение: кафедра трудового права. E-mail: [email protected]
Аннотация: в статье представлены некоторые вопросы правового регулирования и проблемы реализации права на пособие по безработице в России, Беларуси и Казахстане. Автор приводит сравнительно-правовой анализ отдельных положений и норм национальных законодательств России, Беларуси и Казахстана о таких видах социального обеспечения, как пособие по безработице (Россия, Беларусь) и социальная выплата на случай потери работы (Казахстан).
Ключевые слова: пособие по безработице, максимальная и минимальная величина пособия по безработице, базовая величина пособия по безработице, социальная выплата на случай потери работы, гармонизация законодательства о государственных (социальных) пособиях России, Беларуси и Казахстана.
SOME PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE UNEMPLOYMENT BENEFIT IN THE LEGISLATION OF RUSSIA, BELARUS AND KAZAKHSTAN (THEORETICAL AND LEGAL ASPECT)
Antonova Natalia Vladislavovna. Position: teacher faculty. Place of employment: Institution of the Trade Unions of Higher Professional Education Academy of Labor and Social Relations. Division: lecturer of the labor law Educational. E-mail: [email protected]
Annotation: This article presents some issues and problems of legal regulation of the right to unemployment benefit in Russia, Belarus and Kazakhstan. The author gives a comparative legal analysis of certain provisions of national laws and norms of Russia, Belarus and Kazakhstan on such types of social security as unemployment benefit (Russia, Belarus) and social payment in the event of loss of employment (Kazakhstan). Keywords unemployment benefit, the maximum and the minimum of unemployment benefit, the base value of unemployment benefit, social payment in the event of loss of employment, harmonization of legislation on public (social) benefits of Russia, Belarus and Kazakhstan.
На сегодняшний день в Российской Федерации (РФ), Республике Беларусь (РБ) и Республике Казахстан (РК), в связи с их участием в таких межгосударственных объединениях, как Евразийский экономический союз (ЕвразЭС), Союзное государство (СГ - РФ и РБ), Содружество Независимых Государств (СНГ), назрела объективная необходимость гармонизации национальных законодательств, в том числе, в сфере правового регулирования вопросов обеспечения государственными (социальными) пособиями.
Процесс гармонизации законодательства предполагает унификацию отдельных его положений, сближе-
ние правовых систем в целом, что требует проведения глубокого системного анализа правовых норм, обобщение практики их применения и выявление существующих проблем, возникающих в ходе их реализации.
Для сближения правовых систем в сфере социального обеспечения граждан государственными (социальными) пособиями, в том числе пособием по безработице, и реального повышения эффективности законодательств РФ, РБ и РК важно учитывать как положительный, так и отрицательный опыт стран.
Безработица (англ. - unemployment) - социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (трудоспособного, экономически активного населения) не находит применения своему труду, не получает работу. Безработица отражает несовпадение предложения рабочей силы и спроса на нее на рынке труда, их количественное и качественное несоответствие [1].
По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) в РФ на конец мая начало июня 2015 г. общий уровень безработицы составил 5,6 % от экономически активного населения страны после 5,8 % в апреле и 5,9% в марте текущего года (в соответствии с методологией МОТ)[2]. Общая численность безработных по данным Росстата в настоящее время составляет порядка 4,292 млн. человек. В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных зарегистрированы 1 млн. человек, в том числе 0,8 млн. человек получают пособие по безработице. Численность экономически активного населения по предварительным итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости (май -июнь 2015г.) приближается к 77 млн. человек, или 53% от общей численности населения страны. Вместе с тем, по прогнозам Минфина при условии циклического спада экономики, что вполне ожидаемо, на конец года уровень безработицы может достичь 6 %, по прогнозам ЦБ - 6, 5% [3].
Уровень регистрируемой безработицы в среднем по РФ в мае - июне 2015г. составил 1,3% от численности экономически активного населения (на 1 мая 2014 года - 1,2%) [4].
В РК по данным Комитета статистики министерства национальной экономики РК численность безработных в мае, начале июня 2015 г. составила 453 тыс. человек [5]. Численность лиц, зарегистрированных в органах занятости в качестве безработных, на конец мая, начало июня 2015г. составила 63,1 тыс. человек, или 0,7% к численности экономически активного населения.
Общий уровень безработицы в РК в настоящее время не превышает 5% от экономически активного населения. По данным статистики по итогам 2014 года уровень безработицы в РК так же не превышал 5%, что, по мнению ряда экспертов, является следствием эффективности государственной программы "Дорожная карта занятости 2020", принятой в 2007 г.[6]. Вместе с тем, общая численность безработных за первый квартал 2015 г. относительно аналогичного периода прошлого года несколько увеличилась на 48,6 тыс. человек или на 0,6%.
В РБ по данным Министерства труда и социальной защиты РБ в мае 2015г. в экономике было занято 4 473 тыс. человек, что на 1,5% меньше, чем в мае 2014 г., численность зарегистрированных безработных на конец мая 2015 г. составила 44,7 тыс. человек, что в 2 раза больше, чем на конец мая 2014 г., и на 3% больше, чем на конец апреля 2015 г.
Уровень зарегистрированной безработицы в РБ на конец мая 2015 г. составил 1% от экономически активного населения (на конец мая 2014 г. - 0,5%). [7]. При этом, количество незарегистрированных безработных в РБ намного превышает официальную статистику. В ближайшее время в РБ, по мнению экспертов, ожидается повышение текущего уровня безработицы.
В условиях прогнозируемого роста уровня безработицы важная роль отводится предусмотренным законодательством видам гарантированной социальной поддержки безработных.
В РФ основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы социальной поддержки безработных, является Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее -Закон РФ о занятости населения) [8].
Безработными в соответствии с нормами настоящего Закона признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (ч.1 ст.3).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости всех необходимых документов, перечисленных в ч.2 ст.3 Закона РФ о занятости населения.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством РФ [9].
В соответствии с нормами Закона РФ о занятости населения (Глава VI) одной из важнейших гарантий социальной поддержки безработных, наравне с выплатой стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, а также предоставлением возможности участия в оплачиваемых общественных работах, является выплата пособия по безработице.
Следует отметить, что Закон РФ о занятости населения не приводит легального определения понятия «пособие по безработице».
Вместе с тем, в науке права социального обеспечения пособие по безработице рассматривается как самостоятельный вид социального обеспечения и представляет собой денежную выплату гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с целью возмещения утраченного заработка или социальной (материальной) их поддержки за счет средств государственного бюджета [10, с.232].
В соответствии со ст.33-34 Закона РФ о занятости населения размер пособия по безработице дифференцируется в зависимости от категории безработных:
- для лиц, уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, пособие выплачивается в первом 12-меячном периоде выплаты в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы, во втором
12-месячном периоде выплаты в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента;
- для лиц, впервые ищущих работу (ранее не работавшим), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, пособие по безработице в первом и во втором 6-месячном периоде выплаты устанавливается в размере минимальной величины пособия, увеличенной на размер районного коэффициента.
Пособие по безработице в первом 12-месячном периоде выплаты для первой категории безработных в первые 3 месяца исчисляется в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие 4 месяца - в размере 60 процентов, в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента (ч.1ст.33 Закона РФ о занятости населения).
Минимальная и максимальная величины пособия по безработице ежегодно определяются Правительством РФ. На сегодняшний день максимальная величина пособия по безработице составляет 4 900 руб., минимальная - 850 руб.[11].
Указанные размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице были установлены с 1 января 2010 г. и на сегодняшний день не пересматривались.
На неспособность существующих максимальных и минимальных величин пособия по безработице удовлетворить даже самые элементарные потребности, необходимые для нормального существования, неоднократно обращали внимание представители Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), в частности, глава ФНПР Михаил Шмаков, выступая с идеей создания при РТК рабочей группы для разработки нового механизма расчета пособий по безработице [12].
И действительно, существующий механизм установления минимальных и максимальных величин пособия по безработице не соответствует требованиям государственной политики в области содействия занятости населения, ориентированной на создание условий, при которых объем материальных благ, предоставляемый в случае наступления социальных рисков, обеспечивал бы удовлетворение основных материальных и духовных потребностей человека.
Для сравнения, величина прожиточного минимума в целом по РФ за I квартал 2015 г. на душу населения установлена в размере 9662 рубля, для трудоспособного населения - 10 404 рубля, пенсионеров - 7916 рублей, детей - 9489 рублей [13].
Таким образом, отсутствие в Законе РФ о занятости населения нормы об индексации размеров пособия по безработице, с одной стороны, противоречит целевому назначению пособия, направленному, главным образом, на поддержание достойного уровня социального обеспечения в случае наступления безработицы, как социального риска, с другой, - идеям социальной справедливости, содержащимся в Конституции РФ [14].
При существующих на сегодняшний день максимальных и минимальных величинах пособия по безработице не возможна реализация безработными гражданами таких признанных и гарантированных Конституцией РФ основополагающих прав и свобод человека и гражданина, как право на жизнь (ст.20), на защиту достоинства (ст.21), на труд и защиту от безработицы (ст.37), на жилище (ст.40), на охрану здоровья (ст.41).
В последнее время высказываются предложения о возможности повышения пособия по безработице, приближении его размера к прожиточному минимуму. По мнению директора Департамента занятости населения Минтруда РФ Михаила Кирсанова, размер пособия по безработице можно будет повысить с 2016 года за счет сокращения периода выплаты пособия [15].
На наш взгляд, данная мера будет противоречить нормам Конституции РФ (ч.4 ст.15; ч.1,2 ст.37; ст.55). В данном случае, сокращение установленных Законом РФ о занятости населения сроков выплаты пособия по безработице будет способствовать ограничению возможности безработного воспользоваться своим конституционным правом на свободу труда (ч.1,2 ст.37) в тех условиях, когда подходящая работа, предусмотренная нормами Закона РФ о занятости населения (ст.4) не может быть предложена по тем или иным причинам. В результате, граждане, признанные в установленном порядке безработными, будут вынуждены соглашаться на любые имеющиеся варианты работы, а это прямое нарушение ч.2 ст.37 Конституции РФ и требований Конвенции МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде"(1930г.)[16].
Схожая ситуация относительно определения размера пособия по безработице наблюдается и в законодательстве РБ.
Закон РБ от 15 июня 2006 года №125-З "О занятости населения Республики Беларусь" (далее - Закон РБ о занятости населения)[17] в ст.1 раскрывает содержание таких понятий, как «безработица», «безработный», «оплачиваемые общественные работы», но при этом, также не приводит легального определения понятия «пособие по безработице».
Пособие по безработице в соответствии со ст.24 Закона РБ о занятости населения выплачивается в следующем порядке:
- за первые 13 календарных недель - в размере 70 процентов и за последующие 13 календарных недель -50 процентов средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не менее одной базовой величины и не более двух базовых величин при условии, что безработный в течение 12 месяцев, предшествующих регистрации в качестве безработного, имел оплачиваемую работу (доход) не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей);
- за первые 13 календарных недель - в размере 100 процентов и за последующие 13 календарных недель -75 процентов базовой величины безработным, которые в течение 12 месяцев, предшествующих регистрации в качестве безработных, имели оплачиваемую работу (доход) менее 12 календарных недель, а также безработным после длительного перерыва в работе (более 12 месяцев) при наличии у них стажа работы не менее одного года;
- за первые 13 календарных недель - в размере 85 процентов и за последующие 13 календарных недель -70 процентов базовой величины безработным, впер-
вые ищущим работу, а также ищущим работу после длительного перерыва при наличии у них стажа работы менее одного года.
Важно отметить, что максимальный размер пособия не может превышать двух базовых величин [18]. С 1 января 2015 г. базовая величина в РБ была установлена в размере 180 000 белорусских рублей[19].
Бюджет прожиточного минимума (БПМ) с 1 мая 2015 г. по 31 июля 2015 г. установлен в среднем на душу населения - 1 474 870 белорусских руб. (см. постановление Министерства труда и социальной защиты РБ от 23 апреля 2015 г. № 28 "Об установлении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в ценах марта 2015 года в расчете на месяц" [20]), а следовательно, и в РБ на сегодняшний день размер пособия по безработице не соответствует целевому назначению пособия, препятствует реализации безработными гражданами основополагающих прав и свобод, закрепленных в Конституции РБ [21].
Положительным в правовом регулировании порядка выплаты пособия по безработице в РБ, на наш взгляд, является содержащаяся в Законе РБ о занятости населения норма об индексации пособия, а также предусмотренная Законом возможность получения безработными пособия в период выполнения оплачиваемых общественных работ или временной работы, о которой заранее уведомлены органы по труду, занятости и социальной защите (ст.24).
Кроме того, некоторым категориям безработных пособие выплачивается в повышенном размере. Например, безработным, имеющим на иждивении детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет, размер пособия увеличивается на 10 %, а при наличии трех и более детей (двух и более детей-инвалидов) указанного возраста - на 20 % (ст.24 Закона РБ о занятости населения).
Положительный опыт законодательного регулирования порядка определения размера пособия по безработице в РБ может быть воспринят законодателем в РФ, в частности, в отношении индексации пособия, а также установления повышенного размера пособия по безработице гражданам с семейными обязанностями.
Вместе с тем, решение существующих на сегодняшний день проблем в правовом регулировании пособия по безработице в РФ и РБ, как представляется, возможно, посредством перехода к обязательному социальному страхованию от безработицы.
На это в РФ неоднократно обращали внимание представители ФНПР, отмечая, что данная мера будет способствовать, с одной стороны, снижению нагрузки с федерального бюджета, с другой, - созданию условий для повышения личной ответственности трудоспособных граждан за свое будущее благосостоянии и благосостояние своих семей [22].
В РБ ввиду действия системы адресной социальной помощи, в рамках которой предоставляются ежемесячные и единовременные социальные пособия в размерах кратных БПМ, в том числе, и официально зарегистрированным безработным гражданам, вводить государственное страхование от безработицы, по мнению министра труда и социальной защиты Марианны Щеткиной, нецелесообразно [23]. Однако, как было рассмотрено выше, число незарегистрированных по тем или иным причинам безработных граждан в РБ значительно превышает официальную статистику.
В этой связи особого внимания заслуживает положительный опыт РК.
В РК с 1 января 2005 г. стартовала система обязательного социального страхования. В соответствии с нормами Закона РК от 25 апреля 2003 года № 405-11 «Об обязательном социальном страховании» (далее -Закон РК об обязательном социальном страховании) [24] страхование распространяется на следующие виды социальных рисков: потеря трудоспособности, потеря кормильца, потеря работы, потеря дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей). При наступлении рисковых случаев государство гарантирует гражданам право на получение социальных выплат из Государственного фонда социального страхования (ст.6).
Социальная выплата на случай потери работы назначается со дня обращения лица за регистрацией в качестве безработного в уполномоченный орган по вопросам занятости.
Размеры социальной выплаты на случай потери работы определяется путем умножения среднемесячного размера дохода, учтенного в качестве объекта социальных отчислений, на соответствующие коэффициенты замещения дохода и коэффициент стажа участия. Среднемесячный размер дохода определяется путем деления суммы доходов, с которых производились социальные отчисления за последние 24 календарных месяца (независимо от того, были ли в этот период перерывы в социальных отчислениях), предшествующих месяцу, в котором наступило право на социальную выплату по потере работы, на 24. При этом коэффициент замещения дохода составляет 0,3, а коэффициент стажа участия рассчитывается в соответствии с нормами ст.21 Закона РК об обязательном социальном страховании.
Социальные выплаты на случай потери работы назначаются: на 1 месяц - в случае, когда социальные отчисления производились от 6 до 12 месяцев; на 2 месяца - в случае, когда социальные отчисления производились от 12 до 24 месяцев; на 3 месяца - в случае, когда социальные отчисления производились от 24 до 36 месяцев; на 4 месяца - в случае, когда социальные отчисления производились от 36 и более месяцев. При последующем обращении выплата назначается исходя из того, что за каждый месяц ранее полученной социальной выплаты на случай потери работы из общего стажа участия в системе обязательного социального страхования вычитается 12 месяцев.
Одновременно с получением социальных выплат граждане сохраняют право на соответствующие виды пособий или иной материальной помощи, которые выплачиваются из республиканского бюджета. Таким образом, как справедливо отмечает И.В. Межибовская, социальное страхование в РК является дополнительной мерой защиты работников при наступлении социальных рисков в зависимости от продолжительности и размеров страховых отчислений. А это в свою очередь повышает ставку возмещения утраченного дохода [25].
Положительный опыт РК в сфере обязательного социального страхования на случай потери работы, на наш взгляд, может быть воспринят законодателями РФ и РБ.
Ориентиром к внедрению обязательного социального страхования от безработицы в РФ и РБ также может служить принятый на десятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников
СНГ от 6 декабря 1997 года №10-4 Модельный закон "О государственном социальном страховании" [26].
Список литературы:
1. Корсаненкова Ю.Б. Пособие по безработи-це//Справочник кадровика. - 2012. - N 7 (с.112-121).
2. Занятость и безработица в РФ в мае-июне 2015г.//Росстат: http://www.gks.ru
3. Безработица в РФ на конец 2015 года может быть около 6 проц. //Минфин: http://www.finanz.ru/novo-sti/aktsii/bezrabotica-v-rf-na-konec-2015-goda-mozhet-byt-око!о-6-ргос-1Глп^п-1000700282.
4. Министр Максим Топилин: Наблюдается тенденция снижения регистрируемой безработицы (май-июнь2015г.)// Минтруд России: http://www.rosmin-trud.ru/employment/employment/437/
5.Безработица в Казахстане май-июнь 2015г.//Международное информационное агентство Kazinform: http://www.inform.kz/rus/article/2785986
6. Программа "ДКЗ-2020" доказала свою эффективность в кризисные периоды.//Официальный сайт Премьер-министра РК: http://www.primeminister.kz/ (дата обращения 01.07.2015г).
7. О занятости населения в мае - июне 2015г.//Национальный статистический комитет Республики Беларусь: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli statistiki/naselenie/trud/operativnaya-informatsiya_8/o-zanyatosti-nase!eniya/o-zanyatosti-nase!eniya-v-mae-2015-g/
8. СЗ РФ.1996.№17.ст. 1915.
9. См., например, Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" (вместе с "Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы", "Правилами регистрации безработных граждан")//СЗ РФ. 2012, N 38, ст. 5103.
10. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учеб. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2014. 512 с. - С.232.
11. Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 N 1382 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2015 год"//СЗ РФ. 2014, N 51, ст. 7463.
12. Минтруд готов платить только за труд//Официальный сайт газеты Коммерсант (инф. от 01.09.2012г.): http://www.kommersant.ru/doc/2013686 (дата обращения 01.07.2015г.)
13. Официальный сайт пресс-службы Правительства РФ: http://56.ru/text/russia/41665746423808.html (дата обращения 01.07.2015г.)
14. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ// СЗ РФ. 2014, N 31, ст. 4398.
15. В 2016 году размер пособия по безработице может достичь прожиточного минимума // Минтруд России: http://www.rosmintrud.ru/employment/employ-ment/404/.
16. Ведомости ВС СССР, 2 июля 1956 г. N 13. Ст. 279.
17. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 22 июня 2006 года №94, 2/1222.
18. Базовая величина - экономический показатель, который определяет абстрактную ценность покупа-
тельской способности денег, не связанную с оценкой каких-либо конкретных материальных или нематериальных благ, устанавливается в соответствии с подпунктом 1.3 п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 февраля 2002 г. N 3 "О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной платы"// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 18 февраля 2002 г. N 1/3501.
19. см. постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2014 г. №1255 "Об установлении размера базовой величины"//Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь от 31.12.2014, рег. № 5/39934.
20. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.04.2015, 8/29844.
21.см.: ст. 21,24,25 Конституции Республики Беларусь, с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.// Газете "Звязда" от 27 ноября 1996 г.
22. Профсоюзы против принудительного труда (инф.27.04.2015г.) // URL: http://volgprof.ru/news/2399-profsoyuzy-protiv-prinuditelnogo-truda.html
23. Пособие по безработице в Беларуси не увеличат (инф. 06.05.2015г.)//URL: http://naviny.by/rubrics/econo-mic/2015/05/06/ic_news_113_457638/
24. «Казахстанская правда» от 1 мая 2003 г. № 126127 (24066-24067).
25. Межибовская И.В. Право социального обеспечения Республики Казахстан (дистанционное обучение): учебное пособие. - Алматы: Казак университету 2011.158с. - C.91.
26. Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, 1998 г., №16.
References
1. Korsanenkova YB Unemployment // Directory of the personnel. - 2012. - N 7 (p.112-121).
2. Zanyatost and unemployment in Russia in May-June 2015 // Rosstat: http://www.gks.ru.
3. Bezrabotitsa in Russia at the end of 2015 may be about 6 percent. // The Ministry of Fi-nance:http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/bezrabotica-v-rf-na-konec-2015-goda-mozhet-byt-okolo-6-proc-minfin-1000700282.
4. Minister Maxim Topilin: There is a downward trend registered unemployment (May-June2015g.) // Russian Ministry of Labor: http://www.rosmintrud.ru/em-ployment/employment/437/.
5.Bezrabotitsa in Kazakhstan in May-June 2015 .// international news agency Kazinform: http://www.in-form.kz/rus/article/2785986.
6. The "DKZ-2020" has proved its effectiveness in times of crisis // The official website of the Prime Minister of the RK: http://www.primeminister.kz/ (date 01.07.2015g treatment).
7. Employment in May - June 2015g. // National Statistical Committee of the Republic of Belarus: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otraslistatistiki/naselenie/trud/operativnaya-informatsiya_8/o-zanyatosti-naseleniya/o-zanyatosti-naseleniya-v-mae-2015-g/
8. NW RF.1996.№17.st. 1915.
9. For example, Government Decree of 07.09.2012 N 891 "On the procedure of registration of citizens in order to find suitable employment, registration of unemployed persons, and requirements for the selection of suitable work" (with the "Rules of registration of citizens in order to find a
suitable job," "Rules registration of the unemployed ") // SZ the Russian Federation. 2012, N 38, Art. 5103.
10. Galaganov VP Social security law: studies. 2nd ed. Revised. and add. - M .: KNORUS, 2014. 512 pp. - P.232.
11. Government Decree of 17.12.2014 N 1382 "About the size of the minimum and maximum values of unemployment benefits for 2015" // SZ the Russian Federation. 2014, N 51, Art. 7463.
12. The Ministry of Labor is willing to pay only for work // Official site of the newspaper Kommersant (inf. 01.09.2012g.): Http://www.kommersant.ru/doc/2013686 (date treatment 01.07.2015g.).
13. The official website of the press service of the Government of the Russian Federation: http://56.ru/text/russia/41665746423808.html (date treatment 01.07.2015g.).
14. The Constitution of the Russian Federation adopted by popular vote 12.12.1993), as amended by the Law of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 N 6-FKZ from 30.12.2008 N 7-FCL from 05.02.2014 N 2- ERPs from 21.07.2014 N 11-FKZ // SZ the Russian Federation. 2014, N 31, Art. 4398.
15. In 2016, the size of unemployment benefits could reach the subsistence level // Russian Ministry of Labor: http://www.rosmintrud.ru/employment/employment/404/.
16. Bulletin of the USSR Supreme Soviet, July 2, 1956 N 13. Art. 279.
17. The National Register of Legal Acts of the Republic of Belarus of June 22, 2006 №94, 2/1222.
18. Base value - the economic indicator that defines an abstract value of the purchasing power of money is not associated with the evaluation of any specific tangible or intangible goods is determined in accordance with subparagraph 1.3. 1 of the Decree of the President of the Republic of Belarus of February 15, 2002 N 3 "On some issues of regulation of the minimum wage" // National Register of Legal Acts of the Republic of Belarus February 18, 2002 N 1/3501.
19. For example, the Council of Ministers of the Republic of Belarus of December 29, 2014 №1255 "On establishing the amount of the basic values of" // National Register of Legal Acts of the Republic of Belarus of 31.12.2014, Reg. № 5/39934.
20. The National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus, 29.04.2015, 8/29844.
21. For example, Art. 21,24,25 of the Constitution of the Republic of Belarus, with amendments and additions adopted at the republican referendum 24 November 1996 and 17 October 2004 .// newspaper "Zvezda" from November 27, 1996.
22. Trade unions are against forced labor (inf.27.04.2015g.) // URL: http://volgprof.ru/news/2399-profsoyuzy-protiv-prinuditelnogo-truda.html.
23. Unemployment in Belarus does not increase (inf. 06.05.2015g.) // URL: http://naviny.by/rubrics/economic/2015/05/06/ic_news_113 _457638/.
24. "Kazakhstanskaya Pravda" on May 1, 2003 № 126127 (24066-24067).
25. Mezhibovskaya IV Social Security Law of the Republic of Kazakhstan (distance learning): study guide. - Almaty Kazak universiteti, 2011.158pp. - P. 91.
26. Newsletter of the Interparliamentary Assembly of States - participants of the CIS, 1998, №16.
Рецензия
на статью преподавателя кафедры трудового права ОУП ВО "Академия труда и социальных отношений" Антоновой Н.В., написанную на тему «Некоторые проблемы правового регулирования пособия по безработице в законодательстве России, Беларуси и Казахстана (теоретико-правовой аспект)»
Статья Антоновой Н.В написана на тему, которая является актуальной и представляет особый интерес как в научном, так и в прикладном аспектах.
Законодательство Евразийского экономического союза, Союзного Государства, СНГ и других межгосударственных объединений, участником которых является Россия, требует надлежащей координации всего нормативного массива. В равной степени это касается правового регулирования существующих отношений в сфере социального обеспечения.
Об объективной необходимости гармонизации национальных законодательств, а особенно в сфере правового регулирования отношений по обеспечению граждан государственными (социальными) пособиями автор особо подчеркивает в рецензируемой статье.
Примечательно и что значимо в теоретическом аспекте, Н.В.Антонова обратилась к исследованию такого вида социального обеспечения как пособие по безработице в государствах бывшего СССР. В силу сложности регламентации данной социальной выплаты в отраслевой литературе последних лет нет научных разработок подобной проблематики.
Автор не ограничилась констатацией состояния юридического закрепления условий и норм пособия по безработице в трёх указанных государствах. Грамотное применение метода сравнительного правоведения позволило автору показать общее и особенное, что есть в правовой регламентации предоставляемого гражданам пособия по безработице. При этом в статье даны собственные оценки положительного и отрицательного в уровне и размерах данного пособия в государствах, разных в социальном и экономическом развитии.
Статья автора является одной из частей её диссертационного исследования, может быть воспринята как в нормотворческой практике соответствующими органами рассматриваемых государств, так и востребована в перспективных разработках отраслевой науки-права социального обеспечения.
Рецензируемая статья Антоновой Н.В. в полной мере отвечает установленным требованиям к подобного рода публикациям и может быть рекомендована к изданию в журнале, рецензируемом ВАК.
Рецензент доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, член-корреспондент РАЕН В.П. Галаганов.