УДК 332.142-114:330.543
Ю. В. Ковалева, И. И. Савченко
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рассмотрена необходимость разработки счетов и показателей системы региональных счетов (СРС) для субъектов Российской Федерации на основе общей методологии системы национальных счетов, сделана попытка анализа отдельных проблем совершенствования построения СРС для всех регионов России.
Новые политические и экономические рыночные реалии сформировали принципиально иной подход к региону - субъекту Российской Федерации. Теперь это субъект экономики, имеющий самостоятельность в принятии экономических решений, формирующий собственную политику взаимоотношений с федеральным центром и другими регионами.
Изменившийся экономический статус субъектов Российской Федерации потребовал применения новых инструментов оценки экономического потенциала регионов, уровней их социально-экономического развития, финансовой сбалансированности, конкурентоспособности на российском и мировом рынках. Эти инструменты необходимы для проведения активной государственной региональной политики, направленной на сокращение межрегиональной дифференциации, укрепление национальной, в том числе и экономической, целостности России.
Конструктивный диалог между федеральным центром и регионами по выработке и согласованию экономической, бюджетной, налоговой, кредитной, инвестиционной, социальной политики возможен только на едином универсальном языке, который опирается на объективные национально-региональные экономические индикаторы.
Для общероссийской экономики основой макроэкономических оценок и измерений является система национальных счетов (СНС). Необходимость использования СНС понятна, так как рыночные отношения невозможно отражать прежней макроэкономической системой учета, которая обслуживала дореформенные административно-плановые экономические отношения.
Система национальных счетов - это система взаимосвязанных показателей и классификаций, используемая практически во всех странах мира с рыночной экономикой для описания и анализа наиболее общих результатов и аспектов экономического процесса. В современном мире система национального счетоводства представляет собой универсальный макроэкономический язык, на котором общаются экономисты и статистики, государственные деятели и чиновники, политики и социологи, финансисты и дипломаты.
Логическим продолжением СНС на региональном уровне является система региональных счетов (СРС). Составление национальных счетов на региональном уровне направлено на создание макроэкономической базы данных как инструмента для формирования региональной политики.
Региональные (внутринациональные) счета строятся во многих странах мира. Каждая страна самостоятельно решает вопрос о необходимости разработки системы регионального счетоводства и организации работ по со-
ставлению региональных счетов, используя свои подходы к решению методологических проблем определения отдельных региональных показателей.
Особое значение СРС имеет для стран с обширной территорией, где регионы находятся в существенно различающихся экономических условиях. Российской Федерации - это огромная страна, объединяющая 88 самостоятельных совершенно не похожих друг от друга субъектов федерации. Территории некоторых из этих субъектов сопоставимы (и даже превосходят) территории целых государств. Они отличаются численностью населения, состоянием экономической и финансовой базы, уровнем социально-этнических проблем, системой сложившихся хозяйственных связей, способностью создавать эффективное управление, возможностью реального использования имеющихся на их территории природных ресурсов. Поэтому наличие адекватной современным экономическим условиям информационной базы, которой является СРС, - это необходимое условие для осуществления эффективной региональной экономической политики. И поэтому набор счетов и показателей для регионального уровня должен быть как можно более широким, включать как счета по экономике региона в целом, так и отдельные секторальные счета, и показатели не только в текущих, но и в сопоставимых ценах, что особенно важно для оценки динамики развития региона.
Чтобы обеспечить единую методологию и преемственность расчетов на федеральном и региональном уровнях, в России применяется концепция и стандарты СНС-93, в которых каждый регион рассматривается как самостоятельная экономическая система.
В настоящее время в СРС России формируются следующие показатели: валовой региональный продукт (ВРП), фактическое конечное потребление домашних хозяйств, валовое накопление, показатели счета образования доходов (оплата труда наемных работников, чистые налоги на производство, валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы). Все показатели рассчитываются с годовой периодичностью в текущих ценах каждого года.
Центральное место в СРС занимает валовой региональный продукт, без которого невозможно построение основных региональных счетов. Оценка темпов экономического развития регионов проводится по индексам физического объема ВРП в сопоставимых ценах предыдущего года.
Государственные органы статистики ведут официальные расчеты ВРП в текущих ценах с 1995 г. по 79 субъектам федерации (расчеты по девяти автономным округам, кроме Чукотского АО, включены в расчеты ВРП
соответствующих субъектов федерации), а с 2000 г. - по 88 субъектам (за исключением Чеченской Республики). Расчеты ВРП в сопоставимых ценах выполняются с 1997 г. по 79 субъектам Федерации, с 2001 г. - по 88 регионам России.
Совершенствование показателей динамики ВРП и его компонентов, формирование динамических рядов основных агрегатов СНС на региональном уровне, повышение качества макроэкономических показателей имеет особое значение в связи с повышением роли ВРП в реформировании межбюджетных отношений в России, использованием этого показателя при проектировании бюджетов субъектов Российской Федерации и распределением средств Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Российская СРС пока еще находится в начале своего развития. И, к сожалению, в практике экономического анализа для межрегиональных сопоставлений (статических и динамических) использование данных СРС ограничено. Это связано прежде всего с некоторым несовершенством информационного и методологического характера построения СРС.
Среди проблем улучшения и развития СРС можно выделить следующие.
1. При расчете валового регионального продукта субъектов Российской Федерации включается не вся производственная деятельность, осуществляемая на территории данного субъекта.
Валовой внутренний продукт (ВВП) является важнейшим показателем СНС, характеризующим конечный результат производственной деятельности экономических единиц-резидентов, который измеряется стоимостью товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного потребления. В границы производственной деятельности в соответствии с методологией СНС включается вся деятельность единиц-резидентов национальной экономики по производству товаров и услуг.
Выделение различных стадий воспроизводства позволяет рассчитать ВВП тремя методами: производственным, методом использования доходов (методом конечного использования) и методом формирования ВВП по источникам доходов (распределительнным методом). В настоящее время основными методами оценки ВВП России являются производственный метод и метод конечного использования.
Валовой региональный продукт - это аналог ВВП на региональном уровне. Основным методом его расчета является только производственный метод.
Однако, в соответствии с [1], между показателями ВВП (на федеральном уровне) и ВРП (на региональном уровне) есть существенная разница.
Отдельные элементы ВВП России в настоящее время не могут быть оценены на региональном уровне или распределены между субъектами Российской Федерации. Поэтому они включаются только в расчет для страны в целом.
Суммарный ВРП по регионам России отличается от ВВП России на величину добавленной стоимости. Кроме того, в объем ВРП субъектов РФ не включается величина налогов на экспорт и на импорт, так как из-за отсут-
ствия достаточно надежной информации о внешнеторговых операциях по регионам величину этих налогов практически невозможно точно распределить между отдельными регионами.
Поэтому очевидно, что для более эффективной региональной и федеральной экономической политики, более корректных межрегиональных и международных сопоставлений важно уменьшить долю ВВП, не учитываемую на уровне регионов.
Авторы считают, что для большей согласованности макропоказателей национального и регионального уровней необходимо разработать методические рекомендации досчета части ВРП по соответствующим экономическим операциям для всех субъектов Российской Федерации.
2. Трудности построения региональных счетов обусловлены наличием различных типов институциональных единиц в каждом регионе.
В настоящее время большую часть институциональных единиц в регионах составляют региональные единицы, центр экономического интереса которых расположен в том же регионе, где осуществляется основная деятельность этих единиц. Учет деятельности таких чистых резидентных единиц региона не вызывает проблем.
Но в каждом регионе существуют и межрегиональные институциональные единицы, центр экономического интереса которых распределен в нескольких регионах, но не охватывает всю страну в целом. Примером межрегиональных единиц могут служить управления железной дороги, пароходства, медицинские центры, обслуживающие население нескольких регионов, крупные предприятия, имеющие филиалы в нескольких регионах. При распределении операций межрегиональных единиц различных регионов необходимо оценивать фактические потоки между заведениями каждой единицы, расположенными в различных регионах. Однако не все операции межрегиональных единиц поддается такому распределению. Это означает, что межрегиональные институциональные единицы не могут быть напрямую разбиты на ряд региональных институциональных единиц.
3. При межрегиональных сопоставлениях ВРП необходимо учитывать региональные различия цен на товары и услуги.
В соответствии с принятой статистической методологией объем ВРП рассчитывается в фактических рыночных ценах. Однако рыночные цены в разных регионах могут значительно различаться, и измерение ВРП в региональных ценах ограничивает применение этого показателя как сравнительного индикатора уровня экономического развития регионов при межрегиональном сравнении. В значительной степени это касается северных регионов России (Тюменская область, Чукотский АО, Республика Саха (Якутия)), которые занимают ведущее место не только по величине ВРП на душу населения, но и по стоимости жизни. Так, стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в данных субъектах России в 1,5.. .2 раза превышает среднероссийский уровень.
4. Отсутствует информация о межрегиональных и внешнеэкономических потоках субъектов Российской Федерации.
Региональная экономика является открытой системой. Большая часть материальных и финансовых ресурсов региона формируется за счет обмена с другими регионами, и, наоборот, значительная часть произведенных в регионе продуктов и услуг потребляется нерезидентами и эти операции трудно регистрировать. Межрегиональные потоки товаров и услуг, финансовых ресурсов, миграции членов домашних хозяйств могут быть очень интенсивными. Отсутствие информации об этих потоках осложняет построение региональных счетов и нарушает сбалансированность показателей производства и использования, занижает ВРП субъекта. Необходима полная расшифровка использования ВРП, особенно по показателям экспорта и импорта, а также межрегионального вывоза и ввоза.
В СНС это отражается в группе счетов для наиболее важных экономических операций, основными из которых являются счет товаров и услуг и счет остального мира. Логичным было бы построение аналогичных счетов и в СРС. Кроме того, целесообразно было бы возобновить разработку на региональном уровне показателей экспортно-импортных операций, а также вести разработку счетов товаров и услуг, счетов взаимодействия региона не только с остальным миром, но и с остальной страной.
5. Отсутствует информация об объемах теневой и неформальной экономики, ее влиянии на экономику субъекта Российской Федерации.
В соответствии с международным стандартом СНС-93, сфера производства включает также ненаблюдаемую экономику, состоящую из следующих элементов:
- теневой (или скрытой) экономики - производства обычных товаров и услуг, разрешенных законом и выполняемых производителями, имеющими на это право, но намеренно скрываемых от государственных органов с целью уклонения от уплаты налогов, взносов на социальное страхование, соблюдения правовых норм и стандартов;
- неформальной экономики - производства рыночной продукции некорпоративными предприятиями сектора «Домашние хозяйства» (включая предпринимательскую деятельность отдельных лиц), которые ни с юридической, ни с экономической точки зрения нельзя отделить от их владельцев (фермы и подсобные хозяйства, индивидуальная трудовая деятельность и т. д.);
- незаконного производства - запрещенной законом и полностью скрываемой от всех форм контроля экономической деятельности: незаконной деятельности по производству товаров и услуг, продажа и распространение которых или владение которыми запрещено законом (наркотики, контрабанда, проституция и т. д.), а также деятельности по производству обычных товаров и услуг, в принципе разрешенных законом, но становящейся незаконной, если она осуществляется производителями, не имеющими на это права (врачи без диплома и др.).
На региональном уровне теневая и неформальная деятельность учитывается так же, как и на национальном, с использованием той же методологии и источников информации. Эти расчеты производятся территориальными статистическими организациями в ходе исчисления выпуска и добавленной стоимости по видам эконо-
мической деятельности. На последующих этапах рассмотрения ВРП субъектов России центральные статистические органы проводят их согласование с данными на национальном уровне, и после корректировки (если это необходимо) полученные результаты включаются в счета производства для регионов в неявном виде.
Знание и владение информацией отдельно по теневой и неформальной части ВРП каждого субъекта федерации позволило бы расширить границы экономического анализа и возможности управления региональным производством с учетом влияния доли теневого и неформального секторов.
6. Региональные расчеты оплаты труда наемных работников не предполагают расчет и отражение в счете образования доходов СРС скрытой оплаты труда.
На федеральном уровне скрытая оплата труда наемных работников определяется балансовым путем условно как разница между суммарными расходами на все нужды домашних хозяйств, включая прирост их финансовых активов, и формально зарегистрированными доходами, что предполагает построение всех счетов сектора «Домашние хозяйства», включая финансовый.
В настоящее время счета сектора «Домашние хозяйства» на региональном уровне не строятся, поэтому скрытая оплата труда может содержаться в результирующем показателе счета образования доходов «Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы».
Недоучет показателей оплаты труда приводит к раз-балансировке счетов образования доходов и использования, а также накладывает определенные ограничения на оценку уровня и качества жизни жителей регионов России.
7. Оперативность и актуальность использования данных о ВРП в макроэкономическом анализе и прогнозировании ограничены растянутыми (во времени) сроками расчета и опубликования этих данных.
В настоящее время Росстат рассчитывает показатели и динамику производства и использования ВВП России в оперативном режиме на ежеквартальной основе, а Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации проводит оценку объема и темпов ВВП на ежемесячной основе. Однако в связи с возникшими сложностями согласования данных на федеральном уровне, а также с недостатками методики получения первичной информации государственными органами статистики, с 1998 г. были отменены ежемесячные и ежеквартальные оперативные оценки ВРП. Но развитие и совершенствование методологии СРС и других разделов государственной статистики позволяет предполагать наличие информационных и аналитических возможностей для оперативной предварительной оценки ВРП на основе статистических данных с тем, чтобы публиковать их одновременно с основными социально-экономическими показателями регионов.
8. Особой проблемой является построение динамических рядов ВРП в сопоставимых ценах.
На сегодняшний день Росстатом выполнены расчеты ВРП субъектов России в сопоставимых ценах за 1997-2004 гг. Региональными органами статистики проводятся расчеты индексов физического объема валовой
добавленной стоимости отраслей с сопоставимых ценах. Но не во всех субъектах эти динамические ряды доступны для анализа. Так, территориальные органы статистики Хабаровского и Приморского краев данные ряды индексов не публикуют.
Ряды индексов физического объема элементов использования ВВП России, в том числе расходы на конечное потребление, валовое накопление, чистый экспорт, а также по показателю «Фактическое конечное потребление домашних хозяйств» рассчитаны с 1997 по 2004 гг. Аналогичные ряды по элементам использования ВРП для всех субъектов России отсутствуют. В практике регионального анализа имеется ряд экспериментальных построений данных индексов, но только по отдельным регионам России, что ограничивает их использование в межрегиональном анализе.
9. Ограничением использования СРС является доступность и публичность данных по регионам федерации.
Построение СРС основывается на единой методологии, разработанной Федеральным органом государственной статистики, однако территориальные органы статистики, формируя региональные разработки, публикуют не все счета и элементы СРС (см. таблицу).
Разброс и неполнота опубликования данных СРС по отдельным субъектам России ограничивает круг сопоставимых показателей. При проведении регионального экономического анализа акцент в основном делается на исследование и прогнозирование ВРП как главного экономического индикатора региона, но было бы неправомерно пользоваться и оперировать только этим показателем. Для решения различных задач экономической и социальной диагностики, формирования региональной социально-экономической политики необходимо расширять круг показателей, включая более специализированные индикаторы. Например, в настоящее время на региональном уровне не строятся такие счета институциональных секторов; как «Государственное управление», и «Домашние хозяйства», которые очень важны для выработки региональной политики по повышению уровня жизни населения в каждом субъекте России.
Таким образом, в большинстве стран мира, в которых разрабатываются счета и показатели регионального уровня, СРС используется как уникальный инструмент государственной макроэкономический политики, обеспечивающий обоснованность принимаемых региональных управленческих решений и способствующий межрегиональному равновесию в экономике и повышению жизненного уровня населения в каждом регионе и в стране в целом. Поэтому решение рассмотренных в данной статье проблем информационного и методического характера направлено на дальнейшее освоение и расширение регионального счетоводства, углубление применения СРС в повседневной практике экономического анализа и прогнозирования. Все это позволит сформировать эффективную региональную политику, направленную на динамичное социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации как самостоятельных агентов экономической политики в рамках общенациональных интересов нашей страны.
Библиографический список
1. Методические положения по статистике / Госкомстат России. Вып. 2. М., 2003.
2. Национальные счета в Республике Саха (Якутия) в 1997-2004 годы : стат. сб. / террит. орган Федер. службы гос. статистики по Республике Саха (Якутия). Якутск, 2006.
3. Валовой региональный продукт Хабаровского края : стат. сб. / террит. орган Федер. службы гос. статистики по Хабаровскому краю. Хабаровск, 2006.
4. Валовой региональный продукт Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2001-2003 годах : стат. сб. / террит. орган Федер. службы гос. статистики по Санкт-Петербургу и Ленингр. области. Санкт-Петербург, 2005.
5. Национальные счета России и регионов Дальневосточного федерального округа в 2001-2004 годах : стат. сб. / террит. орган Федер. службы гос. статистики по Приморскому краю. Владивосток, 2006.
Счета и п^казатеЯи Санкт-Петербург РЕспубЯика Саха (Якутия) Приморский край Хабар^Рский край
ВРП Р тбкуюих фЕнах +* + + +
Темпы р^ста ВРП Р с^п^стаРимых фЕнах + + + +
Счет т;рар;р и усЯуг +
СЧЕТ пр;изР;дстРа + + + +
СЧЕТ ^браз^Рания д^х^д^Р + +
Счет пр£;изР£дстРа п; £;трасЯям + + + +
ИНДЕКС Т изичЕск^г; ;бъЕма РаЯ;Р;й д^баР^Енн^й ст^им^сти ^трасЯей Р с£;п£;стаРимых фЕнах + +
Исп^Яьз^РаниЕ ВРП + + +
Расходы на к^нечн^е потребление и Т актичЕск^Е к^нЕчн^Е п^трЕбЯЕниЕ + + +
Фактические К^НЕЧН^Е п^трЕбЯениЕ домашних х^зяйстР + +
ВаЯ^Р^Е шк^пЯение ^сн^Рн^г; капитаЯа +
* + - данные публикуются.
Счета и показатели СРС, официально публикуемые территориальными органами государственной статистики [2-5]
Yu. V. Kovaleva, I. I. Savchenko
SOME PROBLEMS OF CREATING AND USING SYSTEM OF REGIONAL ACCOUNTS IN THE RUSSIAN FEDERATION
In clause necessity of development of accounts and parameters of system of regional accounts (SPA) for subjects of Russia on the basis of general methodology SNA is considered, attempt of the analysis of separate problems ofperfection of construction SRA for all regions of Russia is made.
УДК 657Л(100)(075.8)
А. С. Нечаев, Д. В. Огнев
НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРЕХОДА РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Рассмотрены расхождения между российской системой бухгалтерского учета и Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), которые приводят к значительным различиям между финансовой отчетностью, составляемой в России и в западных странах. Ввиду этих различий многим российским предприятиям, устанавливающим международные деловые отношения, в настоящее время необходимо, чтобы финансовая отчетность была подготовлена с учетом требований МСФО. При этом процесс перехода России на МСФО должен происходить поэтапно на основании утвержденной Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО.
В конце 1990 - начале 2000-х гг. в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности».
В качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности были приняты МСФО. Это связано с тем, что сложившаяся в России система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации.
Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.) является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике РФ.
Задачи реформы следующие:
- сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
- обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
- оказать помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:
- повышению качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
- созданию инфраструктуры применения МСФО;
- изменению системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
- усилению контроля качества бухгалтерской отчетности;
- существенному повышению квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.
В соответствии с планом мероприятий на 2004-2007 гг. по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 16 сентября 2004 г. № 263, в части, касаемой перехода России на МСФО, предусмотрены следующие мероприятия (см. таблицу).
Таким образом, в 2004-2007 гг. должен состояться обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам, а в 2008-2010 гг. - обязательный перевод на эти стандарты других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам.
При этом цель нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит в регулировании доступа всех заинтересованных пользователей к информации, представляющей объективную картину финансового положения