УДК 343.8
Романов В.В.,
старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Орловского филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Россия)
некоторые проблемы организации надзора
за осужденными к принудительным работам в исправительных центрах
В статье предпринята попытка рассмотреть и проанализировать некоторые возможные проблемы, при организации надзора за осужденными, в исправительных центрах с учетом, сложности и особенностей структуры, объектов указанного центра. Предлагается, к некоторой категории осужденных применять персональные средства надзора — браслеты, электронные. Рассматриваются, вопросы, соблюдения распорядка дня, возможности проживания осужденных за пределами исправительного центра, а также взаимодействие сотрудников исправительного центра с сотрудниками полиции и представителями общественности по осуществлению надзора за поведением, осужденных.
Ключевые слова: преступность, уголовно-правовая и уголовно-исполнительная политика, права человека, Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный, кодекс, Концепция, наказание, осужденные, лишение свободы, принудительные работы, надзор, исправительный центр.
Основу формирования и развития правовой системы государства составляет ее правовая политика. Одним из направлений общей государственной политики является политика в сфере борьбы с преступностью. Последняя, в свою очередь, включает в себя уголовно-правовую и уголовно-исполнительную политику. В настоящее время уголовно-исполнительная политика современной России ориентирована на международные стандарты исполнения уголовных наказаний1.
Присоединение Российской Федерации в 1996 году к Уставу Совета Европы и в 1998 году — к Конвенции о защите прав человека и основных свобод актуализировало задачу приведения уголовно-исполнительной системы в соответствие с правовыми стандартами Совета Европы2.
В соответствии со ст. 43 УК Российской Федерации наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и за-
ключается в предусмотренных Уголовным кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений3.
На основании общих начал назначения наказания (ст. 60 УК РФ ) более строгий вид наказания избирается только в том случае, если менее строгая мера не сможет обеспечить достижение целей наказания4. В настоящее время, по данным Федеральной службы исполнения наказания Минюста Российской Федерации, более 60% осужденных приговариваются к альтернативным видам наказаний5. Рациональная политика в области уголовного правосудия предполагает увеличение к 2020 году общей численности осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного, на 200 тыс. чел. за счет применения ограничения свободы, принудительных работ и других видов наказаний, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами6.
С 1 января 2013 года УК Российской Федерации предусматривает назначение, а УИК Российской Федерации исполнение нового вида наказаний — принудительные работы7.
Принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в
случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые. Если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются. Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в ме-
стах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет. Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от пяти до двадцати процентов. В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ. Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.
Осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях — исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Надзор за отбыванием наказания осужденными к принудительным работам осуществляется администрацией исправительного центра и состоит в наблюдении и контроле за поведением осужденных в исправительном центре и по месту работы, а также в иных местах их пребывания. Начальник исправительного центра персонально отвечает за организацию и эффективность работы администрации по осуществлению надзора за осужденными.
Требования надзора направлены на обеспечение порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде принудительных работ, предупреждения и пресечения со стороны осужденных противоправных действий, обеспечения безопасности осужденных и персонала.
Организация надзора за поведением осужденных в исправительных центрах должна строиться в зависимости от следующих характеристик:
а) сложности и особенностей структурных объектов исправительного центра;
б) учета состава и численности осужденных;
в) наличия технических и инженерных средств, возможностей их использования в процессе надзора;
г) наличия необходимых условий для обеспечения непрерывного надзора за осужденными.
Определение сложности и особенностей структуры объектов исправительного центра заключается во всестороннем учете характеристик жилых, коммунально-бытовых и иных помещений, материальной базы исправительного центра и конкретных условий содержания осужденных.
Как уже отмечалось, принудительные работы — это новый вид уголовного наказания, исполнение которого на первоначальном этапе может вызвать некоторые вопросы и выявить определенные проблемы, в частности при осуществлении надзора за осужденными. Так, в действующем законодательстве не определены и не закреплены виды исправительных центров для содержания осужденных. В связи с этим, в одном исправительном центре одновременно могут отбывать наказание различные категории осужденных:
а) впервые осужденные (мужчины и женщины);
б) осужденные, имеющие криминальный опыт, т.е. ранее судимые (мужчины и женщины);
в) осужденные, прибывшие в исправительный центр из исправительных учреждений в порядке пересмотра приговора, если в статьях, по которым они были осуждены и отбывают наказание, предусмотрены принудительные работы;
г) иностранные граждане — мужчины и женщины, как впервые осужденные, так и ранее судимые.
На наш взгляд, исходя из такой ситуации, осужденные впервые должны в обязательном порядке содержаться отдельно от осужденных, уже имеющих или имевших судимость.
Возникает вопрос приема осужденных в исправительный центр. Прием осужденных должен осуществляться круглосуточ-
но, комиссионно, с участием дежурного, оперативного работника и медицинского работника. Прибывшие осужденные должны быть подвергнуты полному обыску, пройти комплексную санитарную обработку и помещены в карантинное помещение. Вместе с тем некоторая часть осужденных может прибыть в исправительный центр самостоятельно, и не исключена возможность появления их в нетрезвом состоянии, с возможными телесными повреждениями, травмами, что потребует от дежурной службы принятия дополнительных решений и действий, не связанных с функциями по осуществлению надзора.
Осужденные, содержащиеся в исправительных центрах, должны проживать в специально предназначенных для них общежитиях, с учетом раздельного содержания различных их категорий. Осужденным к принудительным работам запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего распорядка исправительных центров. Учитывая, что основная масса осужденных работает за пределами исправительных центров и имеет возможность свободно приобретать спиртные напитки, пиво, изделия на спиртовой основе и другие запрещенные предметы, с целью пресечения их проникновения, хранения и употребления осужденные и помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи — досмотру.
Администрация исправительного центра вправе и обязана использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения преступлений, нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ для получения необходимой информации о поведении осужденных к принудительным работам. Как уже отмечалось, в исправительный центр для дальнейшего отбытия наказания могут быть направлены из исправительных учреждений осужденные, которым в порядке пересмотра приговора лишение свободы может быть заменено принудительными работами. К такой категории осужденных по при-
бытии их в исправительный центр необходимо применять (как к мужчинам, так и женщинам) средства персонального надзора — браслеты электронные. Срок их применения устанавливается индивидуально каждому прибывшему осужденному.
Распорядок дня исправительного центра должен включать в себя время подъема, отбоя, туалета, физической зарядки, принятия пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных и культурно-массовых мероприятиях. Это потребует от администрации исправительного центра необходимость оборудования спортгородка, комнат для хранения продуктов питания и приема пищи, коммунально-бытовых и других объектов. Контроль и надзор за выполнением осужденными распорядка дня полностью ложится на дежурную службу исправительного центра.
В соответствии с п. 6 ст. 60-4 УИК РФ осужденным к принудительным работам, не допускающим нарушений правил внутреннего распорядка исправительных центров и отбывшим не менее одной трети срока наказания, по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается проживание с семьей на арендованной или собственной площади в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр. Указанные осужденные обязаны являться в исправительный центр для регистрации четыре раза в месяц. Дни регистрации устанавливаются постановлением начальника исправительного центра. Кроме этого, на наш взгляд, для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденного сотрудники исправительного центра (начальник, заместитель начальника, сотрудник воспитательной службы, оперативный работник) могут посещать жилые помещения этих осужденных в любое время суток (за исключением ночного времени), и эти посещения представляются обоснованными, поскольку правовое положение осужденного в связи с тем, что он проживает с семьей, а не отдельно от семьи, не меняется. В этих же целях сотрудники исправительного центра
проводят проверки наличия осужденных по месту работы, учебы осужденного и наводят справки о его поведении. Результаты указанных действий должны отражаться в соответствующих документах по осуществлению надзора.
Необходимо заметить, что в соответствии с п. 2 ст. 60-18 УИК РФ в случае, если поведение осужденного к принудительным работам создает угрозу жизни или здоровью окружающих либо самого осужденного, а также в целях недопущения с его стороны противоправных действий такой осужденный по решению администрации исправительного центра может быть помещен в безопасное помещение для краткосрочного содержания осужденных сроком до 24 часов. При этом при выполнении данного действия осужденный может оказать физическое сопротивление сотрудникам исправительного центра, что повлечет применение с их стороны физической силы и специальных средств.
Практика деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы показывает, что физическую силу необходимо применять не только в случаях оказания осужденными сопротивления, но и при отказе от выполнения законных требований персонала, когда осужденный не совершает активных действий, например, не является по вызову, отказывается следовать в дежурную часть, штрафной изолятор, уклоняется от проведения обыска или досмотра вещей и т.д. После разъяснения осужденному существа требования и отказа выполнить его применение физической силы является правомерным. Следует сказать, что при реализации требований надзора в исправительном центре правомерно ограничивается право на личную неприкосновенность. Право неприкосновенности личности ограничивается тем, что в любой момент осужденный, его личные вещи, спальное место могут быть подвергнуты обыску. При этом степень ограничения во многом зависит от того, соблюдает или нет осужденный установленные в исправительном центре правила поведения. В случаях же оказания злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых
беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных противоправных действий к осужденным могут применяться специальные средства и оружие. Об этом письменно должен предупреждаться каждый осужденный, содержащийся в исправительном центре.
При осуществлении надзора за осужденными сотрудники исправительного центра должны четко взаимодействовать с сотрудниками полиции, представителями общественности и с привлечением членов самодеятельных организаций осужденных.
Подводя итог изложенному, можно констатировать, что в исправительных центрах не установят вышек с автоматчиками, ни высоких заборов с колючей проволокой, не пустят сторожевых собак. В общем, не будет ничего, что бы напоминало привычную зону. Но все же человек там должен чувствовать, что наказан, а персонал центра должен работать по принципу
«каждый сотрудник исправительного центра — воспитатель и контролер».
Библиографический список
1. Конвенция «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года.
2. Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» от 23 февраля 1996 года № 19-ФЗ // «Собрание законодательства Российской Федерации», 1996, № 9, ст. 774.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 года.
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации 1997 года.
5. Концепция развития Уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
6. Материалы решения коллегии ФСИН Российской Федерации от 9 февраля 2012 года // Ведомости уголовно-исполнительной системы, № 3, 2012.
1 Конвенция «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года.
2 Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» от 23 февраля 1996 года № 19-ФЗ // «Собрание законодательства Российской Федерации», 1996, № 9, ст. 774.
3 Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 года.
4 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации 1997 года.
5 Концепция развития Уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
6 Материалы решения коллегии ФСИН Российской Федерации от 9 февраля 2012 года // Ведомости уголовно-исполнительной системы, № 3, 2012.
7 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации 1997 года.
Romanov v.v., e-mail: [email protected]
Senior lecturer of the department of criminal law disciplines of the Orel branch of RANE and CS under the President of the Russian Federation (Russia)
some problems of surveillance of convicts sentenced to forced labour
in correctional centers
In the article the attempt is made to review and analyze some of the possible problems in the organization of supervision of inmates in correctional centers with due regard to the complexity of the structure of objects and features of the center. To certain categories of prisoners it is offered to apply personal means of surveillance — electronic bracelets. The issues of following the order of the day, possibilities of living of convicts outside the detention center, as well as the interaction of the correctional center staff with the police authorities and members of the public supervising the conduct of convicts are studied.
Key words: crime, criminal and penal policy, human rights, the Criminal Code, Penal Code, the concept, the sentence, convicts, imprisonment, forced labor, supervision, correctional center.