Научная статья на тему 'Некоторые проблемы обеспечения безопасности в Центральной Азии: геополитические факторы и риски'

Некоторые проблемы обеспечения безопасности в Центральной Азии: геополитические факторы и риски Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
743
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ И РИСКИ / ГОСУДАРСТВО / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / АФГАНИ-СТАН / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / SECURITY / THREATS AND RISKS / STATE / CENTRAL ASIA / AFGHANISTAN / TERRORISM / EXTREMISM / INTERNATIONAL CO-OPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Осмоналиев Кайрат Медербекович, Исаматова Айзат

Безопасность и устойчивость государств, являющиеся важнейшими составляю-щими современной системы международных отношений, сегодня переживают период се-рьезной трансформации, существенного нарастания факторов неопределенности и неста-бильности. Вопросы, которые обсуждаются в статье, важны для понимания того, как будет развиваться ситуация в регионе и как она может повлиять на обеспечение безопасности в Центральной Азии в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Security issues in Central Asia: geopolitical factors and risks

The security and stability of the states which are the most important components of modern system of the international relations endure the period of serious transformation, essential increase of factors of uncertainty and instability today. Questions which are discussed in article are important for understanding of how the situation in the region will develop and could influence to security in Central Asia in general.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы обеспечения безопасности в Центральной Азии: геополитические факторы и риски»

Некоторые проблемы обеспечения безопасности в Центральной Азии: геополитические факторы и риски

ОСМОНАЛИЕВ КАЙРАТ МЕДЕРБЕКОВИЧ

проректор Дипломатической Академии МИД Кыргызской Республики им. К. Дикамбаева, доктор юридических наук, профессор ИСАМАТОВА АЙЗАТ

аспирант Дипломатической академии МИД Российской Федерации

Аннотация: Безопасность и устойчивость государств, являющиеся важнейшими составляющими современной системы международных отношений, сегодня переживают период серьезной трансформации, существенного нарастания факторов неопределенности и нестабильности. Вопросы, которые обсуждаются в статье, важны для понимания того, как будет развиваться ситуация в регионе и как она может повлиять на обеспечение безопасности в Центральной Азии в целом.

Ключевые слова: безопасность, угрозы и риски, государство, Центральная Азия, Афганистан, терроризм, экстремизм, международное сотрудничество

Security issues in Central Asia: geopolitical factors and risks OSMONOLIYEV KAIRAT MEDERBEKOVICH

Doctor of Law, Professor, Vice-Rector of the Diplomatic Academy of the Kyrgyz Foreign Ministry named after K. Dikambayev ISAMATOVA AIZAT

graduate student of the Diplomatic Academy of Russian Foreign Ministry

Abstract: The security and stability of the states which are the most important components of modern system of the international relations endure the period of serious transformation, essential increase of factors of uncertainty and instability today. Questions which are discussed in article are important for understanding of how the situation in the region will develop and could influence to security in Central Asia in general.

Key words: security, threats and risks, state, Central Asia, Afghanistan, terrorism, extremism, international co-operation

Глобальные вызовы и угрозы требуют новых подходов к обеспечению безопасности в регионе Центральной Азии

Глобальные вызовы и угрозы - терроризм, сепаратизм и экстремизм, распространение оружия массового уничтожения,незаконный оборот наркотиков, трансграничная организованная преступность - приобрели трансграничный характер и требуют повышенного внимания со стороны мирового сообщества. Остаются неурегулированными многие региональные и локальные конфликты. Все страны мира, независимо от их географического расположения, все больше сталкиваются со схожими вызовами безопасности. Регион Центральной Азии в этом отношении также не является исключением. К счастью, межгосударственных конфликтов в регионе Центральной Азии нет, но фактор конфликтогенности и межгосударственные противоречия сохраняются.

В условиях глобализации большинство региональных и локальных проблем приобретает общемировой характер. Зачастую их решение становится невозможным усилиями только одной страны. Претерпевает серьезные изменения баланс сил как на глобальном уровне, так и в отдельных регионах планеты, соответственно, возрастает роль механизмов обеспечения глобальной и региональной безопасности.

Особую озабоченность всех Центральноазиат-ских государств вызывает ситуация в Афганистане, выступающая фактором угроз безопасности на южных границах региона. Вместе с тем, все страны Центральной Азии заинтересованы также в сохранении внутренней стабильности, как у себя, так и у своих соседей1. Однако до сегодняшнего дня основной оценочный параметр, которого придерживаются Центральноазиатские страны, формулируется следующим образом - Афганистан остается и, предположительно, останется в будущем главным источником упомянутых выше

угроз. И скорее всего, в ближайшей перспективе этот подход стран Центральной Азии и других государств к пониманию ситуации в Афганистане не изменится.

Представляется целесообразным остановиться подробнее на угрозе расползания религиозного экстремизма и терроризма в регионе в контексте ухудшения ситуации в Афганистане и ее влияния на состояние безопасности в Кыргызстане.

Несмотря на происходившие в течение последних лет положительные политические изменения в Афганистане продолжает сохраняться угроза деструктивных сил, экстремизма и терроризма, противостоящих реформам Правительства Афганистана.

Больше года прошло после вывода из Афганистана основного контингента Международных сил содействия безопасности (МССБ). Задолго до этого события состоялось множество конференций, на которых большинство экспертов высказывали отнюдь не радужные мнения, предлагая пессимистичные сценарии. Часть этих сценариев, к сожалению, сбывается. Осенью 2015 года движение Талибан на три дня захватило крупный город на севере Афганистана - Кундуз, разграбило его и без особого сопротивления покинуло, при том, что освобождение афганской национальной армией Кундуза потребовало огневой поддержки американской авиации. Также талибам, которых поддержали боевики террористических организаций так называемого Исламского Движения Узбекистана (ИДУ) и Исламского Государства (ИГ) (организация запрещена в РФ), удалось войти и в другой провинциальный центр - Пули-Хумри. Как считает журналист-международник Аркадий Дубнов, наступление исламистов на северные провинции Афганистана силами афганской армии и нацио-

1 Саралаев У.К. Геополитическая роль Центрально-Азиатского региона в современную эпоху. // Вестник Дипломатической Академии МИД КР. 2013. Вып. 5. С. 23.

нальной безопасности без поддержки западного военного контингента, ныне ограниченного по количеству и мандату его действия, остановить будет трудно. По его мнению, на севере Афганистана структуры ИГ уже подмяли под себя талибов и боевиков ИДУ, в рядах которого в основном воюют выходцы из Центральной Азии2.

Впрочем, есть и другие экспертные мнения, не столь категоричные. Так, российский политолог Иван Сафранчук считает, что в перспективе в Афганистане может произойти трансформация проекта движения «Талибан»: умеренные талибы интегрируются в политический процесс, а радикальная часть вольется в ИГ, которое станет вызовом не только Центральной Азии, но и государствам Южной Азии - Пакистану, Индии, Бангла-

деш, т. е. переформатирование талибского проекта в Афганистане и Пакистане в глобальный проект под эгидой ИГ представляет собой принципиально новую угрозу региону. Вывод очевиден: глобальный террористический интернационал приближается к границам СНГ3.

Можно добавить, религиозные экстремисты и террористы уже активизируются в странах Центральной Азии. Так, в Кыргызстане в июле 2015 года ликвидирована террористическая группа из четырех человек, аффилированная с ИГ, намеревавшаяся осуществить в Бишкеке террористический акт во время Айт намаза на центральной площади, к счастью, благодаря превентивной спецоперации обошлось без жертв среди мирных жителей. В октябре прошлого года группа особо опасных преступников из девяти человек, приговоренных к пожизненному лишению свободы, совершила побег из мест лишения свободы, убив четырех сотрудников уголовно-исполнительной системы. Семер из них принадлежали к экстремистской организации «Жайшуль Магди», один из задержанных экстремистов хранил флаг ИГ, а другой поддерживал связь с гражданами Кыргызстана, воюющими в Сирии на стороне ИГ.

Основные положения Военной доктрины Кыргызской Республики 2013 года

Вышеприведенные примеры заставили кыргызское общество по-новому взглянуть на угрозы терроризма и религиозного экстремизма как вполне осязаемые и экспортируемые из регионов боевых действий - Сирии и Афганистана.

В Военной доктрине Кыргызской Республики, утвержденной в 2013 году, отмечено, что развитие событий в различных регионах, особенно на Ближнем Востоке и в Афганистане, характеризуется непредсказуемостью как их масштабов, так

и возможных последствий... Сохраняются угрозы международного терроризма, экстремизма и сепаратизма в Центральноазиатском регионе, формирования которых способны оперативно адаптироваться к условиям противодействия и применять новую тактику и технику ведения подрывной деятельности4.

Эти прогнозы и выводы, содержащиеся в Военной доктрине, во многом обусловлены произошедшими 16 лет назад так называемыми Баткен-

2 Дубнов А. ИГИЛ открывает «второй фронт» в Афганистане? // Интервью «Эхо Москвы» 01.10.2015 г.

3 Строкань С. «Исламское государство» пришло в Центральную Азию // Коммерсант. 20.04.2015.

4 Военная доктрина Кыргызской Республики.Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 15.07.2013 г. УП № 165.

скими событиями - вторжением бандформирований радикальной части исламских экстремистов на территорию Баткенского района Ошской области Кыргызской Республики и проведения спецоперации по блокированию, локализации, ликвидации и вытеснению бандформирований Вооруженными Силами, воинскими формированиями и правоохранительными органами Кыргызстана.

После Баткенских событий прошло больше 15 лет. За это время значительно перестроились форматы и содержание сотрудничества государств Центральной Азии. При этом подпортились межгосударственные отношения между Таджикистаном и Узбекистаном, Кыргызстаном и Узбекистаном, а также Таджикистаном и Кыргызстаном. Ухудшению отношений Кыргызстана с Узбекистаном и Таджикистаном в немалой степени способствовали не решенные проблемы с демаркацией и делимитацией государственных границ, систематические трансграничные конфликты с жертвами, счет которых идет на десятки. Если в 1999 году сам Президент Узбекистана И. Каримов прибыл в Бишкек для участия в заседании по обсуждению вопросов противодействия боевикам ИДУ, то сегодня визит И. Каримова в Кыргызстан представить практически невозможно.

Особый отпечаток на геополитическую ситуацию в этом регионе наложили так называемые Ошские события 2010 года - межнациональная резня между кыргызами и узбеками, где пострадали несколько тысяч человек. В итоге сотни молодых этнических узбеков - граждан Кыргызстана примкнули к радикалистам-исламистам, находятся на соответствующих базах подготовки бое-

Региональная Антитеррористическая Структура Шанхайской Организации Сотрудничества (РАТС ШОС)

виков в Пакистане, Афганистане и готовы возвратиться в Ферганскую долину, чтобы участвовать в боевых действиях против светских режимов в государствах Центральной Азии. Вероятность рецидива Баткенских режимов достаточно велика. Поэтому не исключаются новый всплеск и расползание религиозного экстремизма и терроризма.

Вывод основного контингента МССБ из Афганистана в 2014 году определенно повлиял на состояние региональной безопасности. Большинство прогнозов состояния региональной безопасности в связи с этим неутешительно.

Существуют полярные точки зрения на эффективность миссии МССБ в Афганистане. По мнению некоторых афганских специалистов, «сейчас народ Афганистана относится к международному сообществу с большим недоверием по сравнению с началом присутствия международных войск в Афганистане в 2001 году» (проф. А.Г.Ливаль. Афганский центр региональных исследований). Доверие, вернее, его отсутствие - это тот самый наиболее чувствительный, прежде всего в политическом и гуманитарном смыслах, конструкт, который, к сожалению, имеет место в отношениях Афганистана и его соседей, а также между собственно самими соседями Афганистана5.

Политические и экономические проблемы государственной стабильности Афганистана

На состоявшейся в октябре 2013 года в Бишкеке научно-практической конференции «Афга-

нистан - 2014: перспективы развития ситуации в Афганистане, вызовы и угрозы безопасности

5 Иманалиев М.С. Проблемы безопасности в Центральной Азии и кыргызско-афганские отношения // Вестник Дипломатической академии МИД КР. Вып. 4. Бишкек, 2014. С. 48.

в Центральной Азии в контексте вывода МССБ» бывший посол Исламской Республики Иран в Пакистане и Афганистане Мохаммад Эбрахим Тахе-риан высказался следующим образом: «Присутствие сил НАТО в течение более двух десятков лет в Афганистане не дало ощутимых результатов в сфере безопасности, ситуация с безопасностью в этой стране ухудшилась до такой степени, что пропаганда наподобие лозунга «Несокрушимой свободы» в Афганистане, провозглашенного Пентагоном в 2011 году, уступила место устойчивому отсутствию безопасности. Институализация фундаментализма, сохранение Афганистана как самого большого производителя наркотиков, распространение нового поколения талибан, экстремистских группировок и их ячеек, отсутствие рабочих мест и занятости и восстановление инфраструктур и соответствующей экономической среды и т. д., являются частью результатов несбалансированных программ НАТО и США в Афгани-

стане, которые серьезно угрожают безопасности соседей Афганистана и региона»6.

Мы же присоединяемся к мнению известного таджикского политического деятеля Акбар-шо Искандарова, который отмечает, что силами НАТО при содействии ООН за годы антитеррористической операции проделана огромная работа по обеспечению политической и экономической стабильности в Афганистане, формированию государственных структур и органов власти на местах, созданию национальной армии, проведены всенародные выборы главы государства. Несмотря на то, что выборы еще больше раскололи общество, все же надо отдать должное США и блоку НАТО за то, что благодаря их усилию было создано правительство национального примирения и решен вопрос о кризисе власти7.

Давая пессимистичный прогноз по ситуации с выводом МССБ в 2014 году, российский посол в Кыргызстане господин Крутько отмечает важнейшую роль МССБ в поддержании систем национальной безопасности Афганистана. Еще в 2013 году он предположил, что «налицо вероятность обвала ситуации в случае продолжения вывода иностранных войск без оглядки на конкретную обстановку и обеспечения достаточного уровня подготовки афганских национальных сил безопасности. Как показывает практика, без авиационной и иной поддержки афганские силы не могут противостоять существующим вызовам, эффективно и без значительных потерь решать поставленные задачи в сфере безопасности»8. Выше приведенный пример со взятием «Талибаном» города Кундуз наглядно подтверждает эти опасения и слабость национальных сил безопасности Афганистана перед боевиками.

6 Мохаммад Эбрахим Тахериан. Выступление на научно-практической конференции «Афганистан - 2014: перспективы развития ситуации в Афганистане, вызовы и угрозы безопасности в Центральной Азии в контексте вывода МССБ». - Международный обозреватель. 2013. Декабрь. №1. Спец. выпуск. С. 30.

7 Искандаров А.И. Некоторые прогнозы развития ситуации в регионе Центральной Азии после вывода коалиционных войск из Афганистана в 2014 г. // Вестник Дипломатической академии МИД КР. Вып. 4. Бишкек, 2014. С. 53.

8 Крутько А.А. Тезисы выступленияна конференции «Афганистан - 2014: перспективы развития ситуации вИРА, вызовы и угрозы безопасности в Центральной Азии в контексте вывода МССБ» // Международный обозреватель. 2013. Декабрь. №1. Спец. выпуск. С.52.

Главный вопрос, который обсуждается в экспертных кругах, сводится к тому, каким будет государственно-политическое будущее Афганистана, каковы варианты развития ситуации Афганистана, вокруг него в новых условиях после вывода МССБ и каково влияние на безопасность и стабильность Центральной Азии?

Некоторые эксперты считают, что стабильность существующей политической власти в Кабуле не в последнюю очередь зависит от объемов финансовой и военно-технической помощи после вывода подразделений МССБ9. По мнению сотрудника Российского института стратегических исследований Д.А. Александрова в американских экспертных кругах рассматривают различные сценарии будущего устройства Афганистана в зависимости от того, сможет ли лояльное Вашингтону правительство в Кабуле удержать власть от натиска вооруженной оппозиции. Наряду с приветствуемой населением страны концепцией «единого Афганистана» существуют проекты создания нескольких полуавтономных территориальных образований по этническому или иному принципу (федерализация), перехода к парламентской форме правления и даже разделения страны на пуштунский Юг и Север10.

Известный кыргызский дипломат Муратбек Иманалиев полагает, что вероятно правы те политики и эксперты, которые утверждают, что у США была стратегия захода в Афганистан, но нет четко сформулированной стратегии выхода, во всяком случае, по этой проблематике есть определенные подозрения, и Соглашение о безопасности между США и Афганистана вряд ли можно квалифицировать как стратегический подход к этой проблеме. Подходы государств - соседей Афганистана к проблеме вывода международных сил противо-

речивы: с одной стороны, они хотели бы, чтобы американцы ушли из Афганистана, но с другой -есть понимание того, что вывод международных сил может спровоцировать эскалацию «негатива» во всем его проявлении с последующим нагромождением военных,политических, социальногума-нитарных и экономических неурядиц. В Централь-ноазиатских странах начинает формироваться и укрепляться понимание того, что некогда делегированную США и другим крупным государствам «афганскую проблему» нужно в определенном смысле уже все-таки брать на себя11.

Позиция Кыргызстана по афганской проблеме высказана его Президентом Алмазбеком Атам-баевым: «Кыргызстан выступает за построение в Афганистане независимого, мирного, процветающего государства, свободного от терроризма и наркопреступности. Как и наши ближайшие партнеры, мы считаем, что национальное примирение должно осуществляться под руководством афганцев и самими афганцами, а мировое сообщество должно создать условия для скорейшего установления мира в этой стране»12.

Очевидно, что решение проблем обеспечения безопасности находится в руках самих афганцев, международная помощь Афганистану в послед-

9 Александров Д.А. Роль внешних геополитических игроков и технологии их влияния на вопросы безопасности в Центральной Азии. - Международный обозреватель. 2013. Декабрь. №1. Спец. выпуск. С. 84.

10 Там же. С. 85.

11 Иманалиев М.С. Указ. соч. С. 49.

12 Атамбаев А.Ш. Приветственное слово к участникам конференции «Афганистан - 2014: перспективы развития ситуации в ИРА, вызовы и угрозы безопасности в Центральной Азии в контексте вывода МССБ» // Международный обозреватель. 2013. Декабрь. №1. Спец. выпуск. С. 9.

ние годы заметно иссякает, к сожалению, процветает коррупция, отмечается вывод денег, незаконно присвоенных или похищенных из донорских средств. Пока в Афганистане не будет сформирована крепкая вертикаль власти, свободная

от влияния наркобаронов и коррумпированных элементов, эта страна будет дальше находиться в перманентном кризисном состоянии, что станет основным негативным фактором, угрожающим безопасности государств Центральной Азии.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Военная доктрина Кыргызской Республики. Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 15.07.2013 г. УП № 165.

2. Александров Д.А. Роль внешних геополитических игроков и технологии их влияния на вопросы безопасности в Центральной Азии // Международный обозреватель. 2013. № 1. Декабрь. Спец. выпуск. С.84

3. Атамбаев А.Ш. Приветственное слово к участникам конференции «Афганистан - 2014: перспективы развития ситуации вИРА, вызовы и угрозы безопасности в Центральной Азии в контексте вывода МССБ» // Международный обозреватель. 2013. № 1. Декабрь. Спец. выпуск. С.9

4. Иманалиев М.С. Проблемы безопасности в Центральной Азии и кыргызско-афганские отношения. // // Вестник Дипломатической академии МИД КР. Выпуск 4. - Бишкек, 2014. С. 48.

5. Искандаров А.И. Некоторые прогнозы развития ситуации в регионе Центральной Азии после вывода коалиционных войск из Афганистана в 2014 г. // Вест-

ник Дипломатической академии МИД КР. Выпуск 4. -Бишкек, 2014. С. 53.

6. Дубнов А. ИГИЛ открывает «второй фронт» в Афганистане? Интервью «Эхо Москвы» 1.10.2015 г.

7. Крутько А.А. Тезисы выступленияна конференции «Афганистан - 2014: перспективы развития ситуации вИРА, вызовы и угрозы безопасности в Центральной Азии в контексте вывода МССБ» // Международный обозреватель. 2013. № 1. Декабрь. Спец. выпуск. С.52

8. Мохаммад Эбрахим Тахериан. Выступление на научно-практической конференции «Афганистан -2014: перспективы развития ситуации в Афганистане, вызовы и угрозы безопасности в Центральной Азии в контексте вывода МССБ» // Международный обозреватель. 2013. № 1. Декабрь. С.30.

9. Саралаев У.К. Геополитическая роль Центрально-Азиатского региона в современную эпоху. // Вестник Дипломатической Академии МИД КР. Выпуск 5. С. 23.

10. Строкань С. «Исламское государство» пришло в Центральную Азию. Коммерсант. 20.04.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.