УДК 32.019.5(571:73):94(73)"19"
ТИХИЙ Константин Теодорович Дальневосточный федеральный университет г. Уссурийск, Россия Kontih@mail.ru
КУМАНЕВА Ирина Петровна Дальневосточный федеральный университет г. Владивосток, Россия editor.irenn@mail.ru
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ США И СССР (1920-Е - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 1930-х гг.)
В статье рассматриваются некоторые проблемы культурных отношений между США и СССР в 1920-е - первой половине 1930-х годов. Авторы обозначают особенности, характерные для культурных связей США и СССР в 1920-1930-е годы. Особое внимание обращается на порядок приема иностранцев через деятельность советских («Интурист», ВОКС, РАПП) и иностранных организаций и агентств («Open Road»). Отмечается, что основной задачей этих организаций и агентств стало установление, развитие и укрепление культурных связей между государствами, в том числе посредством «особенного» приема иностранных граждан. Также в статье обозначаются основные направления деятельности советских и иностранных организаций и агентств: сотрудничество с зарубежными обществами дружбы с СССР и национальными обществами, работа с иностранными учеными для знакомства с советской системой здравоохранения и развития научных связей, партнерство с туристскими агентствами для обмена специалистами. На основе анализа зарубежных источников показаны негативные и позитивные результаты в идеологической обработке американских интеллектуалов с целью создания позитивного образа Советского государства. В заключении работы делается вывод о неравноценном интересе двух государств в отношении друг друга, Советский Союз в установлении культурных связей отличался избирательностью.
Ключевые слова: американо-советские отношения, культурный обмен, американские интеллектуалы, образ СССР в США, культурные связи, советская пропаганда
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-126-130
Konstantin T. TIHIJ Far Eastern Federal University Ussuriysk, Russia Kontih@mail.ru
Irina P. KUMANEVA Far Eastern Federal University
Vladivostok, Russia editor.irenn@mail.ru
SOME PROBLEMS OF CULTURAL RELATIONS OF THE USA AND THE USSR (THE 1920S - THE FIRST
HALF OF THE 1930S)
The article discusses some problems of cultural relations between the United States and the Soviet Union in the 1920s - the first half of the 1930s, the Authors outline the features of cultural relations of the United States and the Soviet Union in the 1920s-1930s, attention was drawn to the order of admission of foreigners through the activities of the Soviet Union («Intourist», All-Russian public organization for cultural relations with foreign countries, Russian Association of proletarian writers) and foreign organizations and agencies («Open Road»). It is noted that the main task of these organizations and agencies has become the establishment, development and strengthening of cultural ties between the two countries, including through «special» admission of foreign nationals. Also, the article identifies the main directions of the activities of Soviet and foreign organizations and agencies: cooperation with foreign societies of friendship with the Soviet Union and national societies, working with foreign scientists to explore with the Soviet system of healthcare and the development of scientific relations, partnership with tourist agencies for the exchange of professionals. Based on the analysis of foreign sources shows the negative and positive results in the indoctrination of American intellectuals with the aim of creating a positive image of the Soviet state. In conclusion, the work concludes unequal interest of the two States against each other, the Soviet Union in the establishment of cultural relations differed selectivity.
Keywords: American-Soviet relations, cultural exchange, American intellectuals, image of Soviet Union in United States, cultural relations, Soviet propaganda
На период 1920-х годов пришелся пик культурных контактов между американской и советской общественностью за весь межвоенный период. До середины 20-х годов ХХ в. эти связи носили бессистемный, спорадический характер. Но уже тогда было видно, что советские власти уделяют особое внимание приему западных интеллектуалов. На протяжении 20-х годов ХХ в. с приезжими иностранцами в СССР в основном работали три организации. Всероссийская общественная организация по культурным связям с заграницей (ВОКС) занималась обслуживанием известных представителей западной культуры. «Интурист» преимущественно имел дело с менее известными людьми. Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) работала в основном с теми иностранными писателями, которые уже заявили о своих революционных симпатиях. Две первые организации в меньшей степени, чем РАПП, занимались прямой коммунистической агитацией среди приезжих [1, p. 68].
ВОКС была основной советской организацией, работавшей с западными интеллектуалами. Созданная декретом СНК СССР в августе 1925 г., она заменила ранее действовавшее Информационное бюро в Москве. Первым председателем ВОКС была О.Д. Каменева. С 1929 по 1933 гг. организацию возглавлял Ф.Н. Петров из Народного комиссариата просвещения, которого после этого сменил А.Ю. Аросев.
Основной задачей ВОКС была популяризация советской культуры за границей и мобилизация групп зарубежных интеллектуалов против планов военного нападения на Советский Союз. Общество надеялось через различные виды связи распространить больше адекватной информации о культурной и научной жизни Советского Союза и способствовать установлению и развитию культурных связей различных советских общественных организаций с аналогами за рубежом [2, p. 126].
Общество подразделялось на несколько разных секций, которые занимались отправкой советских выставок за границу, обменом книг с другими странами, оформлением библиографий. Одной из самых важных секций был отдел по приему приезжих иностранцев. ВОКС обеспечивал им доступ к различной информации и в различные учреждения, предоставлял переводчика, организовывал встречи с официальными лицами, оплачивал лекции и, в целом, помогал иностранцам больше узнать о советской жизни [2, p. 127].
Другая сторона деятельности ВОКС была направлена на интересы ученых, включая обеспечение серии занятий в Москве для иностранных докторов с тем, чтобы ознакомить их с системой государственного здравоохранения в Советском Союзе, впоследствии с проведением нескольких международных научных конференций [3, p. 106].
Еще одним важным направлением деятельности ВОКС было тесное сотрудничество с различными зарубежными обществами дружбы с Советским Союзом и национальными обществами по культурным связям, которые возникли во многих странах. Национальные общества согласились регулярно высылать отчеты о своей деятельности в Москву. ВОКС, в свою очередь, предлагал им помощь в составлении программ работы и обеспечивал их материалами [4, p. 58].
Деятельность таких обществ заключалась в обслуживании информационных центров и организации специальных экскурсий в СССР. Например, Американское общество по культурным связям, в состав директоров которого входили такие признанные фигуры, как Дж. Дьюи, Е. Росс и Л. Уальд, открыто огласили своей целью «собрать всех американцев, кто интересуется русской жизнью и современной культурой, собирать и распространять в США и СССР достижения науки, образования, философии, живописи, музыки, театра в обеих странах» [5, p. 100]. Фактически наличие в таких сообществах не прокоммунистических интеллектуалов было большим подспорьем для советской пропаганды, эти организации представлялись как независимые группы доброжелателей Советского Союза.
Московское руководство ВОКС зачастую не имело представлений о специфике ситуации в той или иной стране. Во многих акциях этой организации за рубежом просматривалась почти открытая пропагандистская направленность. Так, например, под предлогом «валютных соображений» коллегия Народного комиссариата иностранных дел (НКИД) отказала О.Д. Каменевой в поездке в США. Но главная причина заключалась в том, чтобы «не давать повода комментировать эту поездку как принятую с целью пропаганды» [6, с. 139]. Причина отказа заключалась и в элементарной нехватке валютных средств, что было характерным для мотивировки отказов от заграничных поездок для представителей отечественной культуры на многие десятилетия позже. Но случай с О.Д. Каменевой был особым, поскольку он негативно отражался на ее профессиональной деятельности как главы организации, призванной осуществлять и развивать отношения между народами.
Планы ВОКС по работе в США мало или совершенно не учитывали конкретной обстановки в Америке. Планируемые выставки в США, например, были связаны со значительными валютными затратами. С посылкой театров нередко возникали проблемы, связанные с отказами актеров возвращаться в Советский Союз [6, с. 32-33]. И это учитывая то, что отбор командируемых за границу был жестким и осуществлялся «с точки зрения социально-политической личности» [6, с. 128].
Наиболее важными контролирующими элементами в зарубежной деятельности ВОКС выступали валютные средства, которые отпускались организации после утверждения их решением Политбюро ВКП (б), и предоставление въездных и выездных виз, чем занимался НКИД. Именно у дипломатов было больше всего претензий к деятельности ВОКС. За рубежом ВОКС воспринимался как государственная организация, поэтому все ее промахи относили на счет советского государства.
Организацией приезда американцев занимались и несоветские учреждения. Некоторым из них удавалось найти общий язык с советскими представительствами. Среди таких агентств можно назвать независимое туристское бюро «Amalgamated Bank Travel Service» и «Pocono Study Tours», которые сотрудничали с «Интуристом» и проводили соответствующую организационную подготовку туров перед отправкой в Союз.
Одним из наиболее известных компаньонов «Интуриста» было турагентство «Open Road», которое характеризовало себя как «предусматривающая членство организация, способствующая дружбе и образованию». Вовлечению «Open Road» в туристский бизнес с «Интуристом» способ-
ствовал директор Института международного образования д-р Стефан Дагген после того, как он побывал в Советском Союзе в ознакомительной поездке в 1926 г. Он вернулся в США с твердым убеждением, что все студенты и специалисты должны иметь возможность побывать в СССР.
Поскольку в то время механизма организации таких поездок не было, он попросил директора «Open Road» Джона Ротшильда что-нибудь предпринять в этом направлении. Дж. Ротшильд сомневался, что в этом деле можно обойтись без одобрения Государственного департамента США. Поэтому С. Дагген через Аллена Даллеса (в то время не профессиональный разведчик, а простой юрист, имевший связи в Госдепартаменте) организовал встречу Ротшильда с главой Восточноевропейского отдела Р. Келли. Получив одобрение последнего, Ротшильд направился в Москву, где провел переговоры с главой ВОКС Каменевой и представителями Советского торгового флота. Совторгфлот являлся предшественником «Интуриста».
Поскольку агентство «Open Road» работало с «Интуристом» и вынуждено было покупать у него некоторые услуги, то, со своей стороны, оно компенсировало часть расходов последнего по организации туров. В частности, Агентство привлекало за свой счет многих американских специалистов по России, таких как М. Гиндус, Л. Фишер, М. Стюарт, Г. Шапиро, Ф. Моусли и других, в качестве гидов-переводчиков для специальных экскурсий. «Интурист» предоставил агентству относительно широкие возможности для организации таких поездок. Но была большая разница в подходах к делу. «Интурист» хотел «массового производства», то есть организации группового туризма, который с административной точки зрения было проще контролировать. «Open Road» предпочитал организовывать персональные, эксклюзивные туры. Трудности во взаимоотношениях возрастали. В 1936 г. «Интурист» под предлогом «дублирования служб» стал сомневаться в необходимости постоянного представительства агентства «Open Road» в Москве.
На рубеже 1936-1937 гг. советские власти стали создавать трудности при возобновлении визы сотрудникам «Open Road» в Москве [7, p. 75]. В условиях начавшихся массовых чисток и террора лишние наблюдатели были не нужны. Да и контакты визитеров из-за границы с местным населением были практически невозможны. Советские граждане знали, чем это для них может закончиться. К 1937 г. все остальные совместные советско-американские учреждения (например, Американо-русская торговая палата), через которые можно было организовывать туры, кроме ВОКСа и «Интуриста», прекратили свое существование.
Как отмечалось, до 1925 г. контакты в культурной сфере носили случайный характер, часто осуществлялись по инициативе известных советских деятелей культуры или заинтересованных ведомств. Широко известно обращение за помощью к мировой общественности А.М. Горького в период голода в Поволжье (1921-1923 гг.). В России у него были не менее известные сподвижники. Зимой 1922 г. известный художник Ф.А. Малявин обратился в наркомпрос к А.В. Луначарскому с предложением организовать в Европе и США выставку его работ в целях оказания помощи голодающим. Ввиду скудного бюджета, Луначарский обратился с просьбой в малый Совнарком выделить на организацию этого дела 15 тыс. руб. золотом, разумеется, с последующей компенсацией. Выставка преследовала не только цель сбора гуманитарной помощи, но и в известном смысле возобновления культурных отношений с Западом. Соответствующие средства были выделены. Художнику предоставили минимальный штат сотрудников и предписали всем художественным учреждениям и частным лицам, владеющим картинами Малявина, передать их во временное пользование автору [8, с. 212, 215]. Ф.А. Малявин в 1922 г. выехал из России, обосновался в Париже, затем в Ницце. В Советском Союзе он больше не появлялся, хотя его заграничные выставки проводились в крупнейший городах Европы и Америки до 1937 г.
По американской инициативе были налажены контакты по линии обмена кинопродукцией. Такое предложение поступило от Американского кинематографического треста советскому Кино-фотокомитету через американского адвоката Ч. Рехта, который представлял интересы Советского государства в американских судах. В письме к А.В. Луначарскому заместитель народного комиссара по иностранным делам М.М. Литвинов отмечал, что дело даже не в коммерции. Такой контракт был предпочтительным по сравнению с предложениями мелких фирм и даже Общества друзей Советской России, последнее «никакими капиталами... не располагает и привлекать их со стороны не в состоянии» [6, с. 128]. В итоге такого решения российской общественности удалось ознакомиться с лучшими образцами американского кинематографа.
Большой резонанс в США вызвали гастроли советских артистов. Осенью 1925 г. музыкальная студия МХАТ выезжала на год в Западную Европу и Северную Америку. Интерес к новому театральному искусству за рубежом был велик. В письме к М.М. Литвинову В. Немирович-Данченко упоминал о крупных «подъемных расходах» [8, с. 432].
Фактически это означало, что никаких валютных расходов со стороны государства не предвиделось. Тем не менее список членов музыкального коллектива на выезд утверждался особым комитетом заграничных поездок при ЦИК СССР.
Самым активным образом шел культурный обмен в области литературы. Имена В. Маяковского и С. Есенина были широко известны за рубежом. В Советском Союзе наиболее популярной фигурой в эти годы был Эптон Синклер. Советской читательской аудитории импонировал антикапиталистический пафос его романов, интерес к теме труда рабочего класса. В первое послевоенное десятилетие выдвинулась группа писателей критико-реалистической направленности (С. Льюис, Ш. Андерсон, Ю. О'Нил, Дж. Дон Пассос и др.), их произведения привлекли внимание советских литературных критиков. Труды американских авторов стали активно переводиться и рецензироваться.
Культурные контакты между странами проявлялись и в соглашениях о публикациях советских и зарубежных писателей соответственно в США и СССР. Однако в этой сфере не все обстояло благополучно. Несмотря на большой интерес в Советском Союзе к таким известным писателям, как Т. Драйзер, М. Голд, Э. Синклер, Л. Хьюз и другим, возникали значительные трудности, связанные с выплатами им гонораров и признанием авторских прав. Гонорары иностранным авторам, как правило, выплачивались в советской и иностранной валюте. При этом валютные обязательства Госиздательство соблюдало очень ограниченно и лишь при наличии старых договоров. В советской валюте гонорары выплачивались тем авторам, которые регулярно посещали Советский Союз либо были близкими по своим взглядам советской идеологии.
Т. Драйзер был одним из немногих зарубежных деятелей культуры, который получил персональное приглашение М.М. Литвинова и О.Д. Каменевой на празднование юбилея Октябрьской революции в 1927 г. Все льготы (внутренние переезды, питание, обслуга и пр.) обеспечивались принимающей стороной. Тем не менее отзывы и впечатления об увиденном в Советском Союзе у писателя оказались критичными по отношению к советским властям [7].
В других случаях советским властям удавалось сыграть на честолюбивых чувствах американцев. Корреспондент «Associated Press» Ю. Лайонс с приятным удивлением обнаружил, что многие его статьи по американской тематике были опубликованы в советских журналах. Его биографии о Н. Сакко и Б. Ванцетти были дважды опубликованы в разных советских издательствах с высокими отзывами рецензентов [9, p. 218].
Таким образом, на протяжении 1920-х - начала 1930-х годов контакты в сфере культуры развивались по восходящей. К началу 30-х годов ХХ в. нормализовался туристический обмен, носящий преимущественно односторонний характер. Содержание культурных контактов с советской стороны носило избирательный характер. Это определялось задачами пропаганды, прежде всего необходимостью достижения официального американского признания Советского правительства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Margulies S. the Pilgrimage to Russia. The Soviet Union and the Treatment of Foreigners, 1924-1937. - Madison: Univ. of Wisconsin Press, 1968.
2. Soviet Union Review (SUR). - Sept. 1927.
3. SUR. - June, 1929.
4. SUR. - Apr. 1928.
5. SUR. - June, 1927.
6. Советско-американские отношения. 1927-1933 гг. - М.: МФД, 2003.
7. Dreiser Th. Dreiser Looks at Russia. - N.Y., 1928.
8. Советско-американские отношения. 1918-1926 гг. - М.: МФД, 2002.
9. Lyons E. Assignment in Utopia. 1-st print. - N.Y., 1937. Westport (Conn.): Greenwood Press, 1971.
REFERENCES
1. Margulies S. the Pilgrimage to Russia. The Soviet Union and the Treatment of Foreigners, 1924-1937. - Madison: Univ. of Wisconsin Press, 1968.
2. Soviet Union Review (SUR). - Sept. 1927.
3. SUR. - June, 1929.
4. SUR. - Apr. 1928.
5. SUR. - June, 1927.
6. Sovetsko-amerikanskie otnosheniya. 1927-1933. (Soviet-American relationships. 1927-1933.) - M., MFD., 2003.
7. Dreiser Th. Dreiser Looks at Russia. - N.Y., 1928.
8. Sovetsko-amerikanskie otnosheniya. 1918-1926. (Soviet-American relationships. 1918-1926.) - M., MFD., 2002.
9. Lyons E. Assignment in Utopia. 1-st print. - N.Y., 1937. Westport (Conn.): Greenwood Press, 1971.
Информация об авторах:
Тихий Константин Теодорович, доктор исторических наук, профессор, кафедра исторического образования, Школа педагогики, Дальневосточный федеральный университет, г. Уссурийск, Россия Kontih@mail.ru
Куманева Ирина Петровна, кандидат исторических наук, ассистент, департамент коммуникаций и медиа, Школа гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия editor.irenn@mail.ru
Получена: 01.12.2017
Для цитирования: Тихий К.Т., Куманева И.П. Некоторые проблемы культурных связей между США и СССР (1920-е - первая половина 1930-х гг.). Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 6. Часть 2. с.126-130. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-126-130.
Information about the authors:
Konstantin T. Tihij, Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of History Education, School of Pedagogy, Far Eastern Federal University,
Ussuriysk, Russia Kontih@mail.ru
Irina P. Kumaneva, Candidate of Historical Sciences, Assistant, Department of Communication and Media, School of Humanities, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia editor.irenn@mail.ru
Received: 01.12.2017
For citation: Tihij K.T., Kumaneva I.P. Some problems of cultural relations of the USA and the USSR (the 1920s. - the first half of the 1930s.). Historical and Social-Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.6 Part.2. Pp. 126-130.
doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-126-130. (in Russian)