Научная статья на тему 'Некоторые проблемы и вопросы профилактики правонарушений в сфере трудовой миграции'

Некоторые проблемы и вопросы профилактики правонарушений в сфере трудовой миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
223
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТНИК-МИГРАНТ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / МОБИЛЬНОСТЬ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / БЕЖЕНЕЦ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макеева Инна Владимировна, Рыжкова Ирина Дмитриевна

В статье рассматриваются некоторые проблемы законодательства о трудовой миграции, предлагаются варианты их решения. Делается акцент на необходимость профилактики правонарушений в сфере трудовой миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems and offences’ prevention in the sphere of labor migration

The article considers some of the problems of labor migration legislation; the solutions to problems are provided. Emphasis is placed to the need of crime prevention in the sphere of labor migration.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы и вопросы профилактики правонарушений в сфере трудовой миграции»

6. ТРУДОВОЕ ПРАВО; ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.05)

6.1. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

Макеева Инна Владимировна, канд. юрид. наук. Должность: старший преподаватель. Место работы: Российской академии предпринимательства. Подразделение: кафедра социально-гуманитарных и правовых дисциплин. E-mail: [email protected] Рыжкова Ирина Дмитриевна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Филиал: Липецкий филиал. Подразделение: кафедра Трудового и предпринимательского права. E-mail: [email protected],

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые проблемы законодательства о трудовой миграции, предлагаются варианты их решения. Делается акцент на необходимость профилактики правонарушений в сфере трудовой миграции.

Ключевые слова: работник-мигрант, правонарушение, трудовая миграция, занятость населения, мобильность трудовых ресурсов, беженец.

SOME PROBLEMS AND OFFENCES' PREVENTION IN THE SPHERE OF LABOR MIGRATION

Makeeva Inna Vladimirovna, PhD at Law. Position: senior lecturer. Place of employment: Russian Academy of Entrepre-neurship. Department: Social sciences, Humanities and Law chair. E-mail: [email protected] Ryzhkova Irina Dmitriyevna, PhD at Law. Position: Associate Professor. Place of employment: Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Branch: Lipetsk branch. Department: Labor Law and Business Law chair. E-mail: [email protected]

Annotation: The article considers some of the problems of labor migration legislation; the solutions to problems are provided. Emphasis is placed to the need of crime prevention in the sphere of labor migration. Keywords: migrant worker, crime, labor migration, employment, labor mobility, refugee.

Миграцию населения делят на вынужденную и трудовую (добровольную). Вынужденная миграция имеет место по причинам преследований или в результате воздействия иных негативных факторов, таких, как экологические бедствия, войны и т.д. Что касается трудовой миграции, то она осуществляется в основном по экономическим причинам и по воле самих мигрантов [1].

Трудовую миграцию принято рассматривать в двух аспектах: внутренняя трудовая миграция и международная трудовая миграция. Внутренняя трудовая миграция характеризуется как миграция, осуществляемая гражданами одного государства в пределах его границ в целях поиска работы. Международная трудовая миграция - это миграция, связанная с пересечением иностранными физическими лицами государственной границы какого-либо государства на определенный срок в целях получения работы в стране въезда.

Миграция населения возможна по ряду причин и оснований. Основными причинами перемещения людей в поисках работы из одного государства в другое являются бедность и неспособность зарабатывать или производить достаточно для того, чтобы обеспечить себя и свою семью. Аналогичные причины (но часто менее выраженные) свойственны для внутренней трудовой миграции.

Отношения, связанные с международной трудовой миграцией, регулируются международным трудовым правом. Отношения, связанные с внутренней трудовой миграцией, регулируются трудовым законодательством, а также административным законодательством Российской Федерации.

Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации характеризуется как организация незаконной миграции и запрещается российским уголовным законодательством (ст. 322.1 УК РФ).

Работник-мигрант является субъектом трудовых отношений, заинтересован в трудоустройстве у конкретного работодателя, сам распоряжается своими способностями к труду. Это, безусловно, объединяет всех работников, вовлеченных в процессы трудовой миграции. Однако положение этих работников различно. Вопросы их трудоустройства и занятости регулируются различными нормативными правовыми актами. Какого-либо цельного нормативного правового акта, который бы регулировал все трудовые миграционные процессы, в настоящее время нет. Вместе с тем, полагаем, что такой нормативный документ необходим. Законодательно следует закрепить нормативные определения, раскрывающие содержание всех видов трудовой миграции.

В этом же нормативном акте следовало бы закрепить понятия, которые в настоящее время безосновательно отождествляются или по которым возникает неясность в связи с отсутствием законодательных разъяснений.

Так, трудовая миграция существует в странах - участницах Договора о ЕАЭС [2]. В Евразийский экономический союз входят государства: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская Республика.

Договор о ЕАЭС декларирует свободу перемещения рабочей силы на всей территории Союза. Свободное перемещение рабочей силы подразумевает снятие основных ограничений для граждан государств - членов ЕАЭС в доступе к рынку труда государств-членов Союза.

Работодатели или заказчики работ вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учёта ограничений по защите национального рынка труда. В том числе таким работникам не нужно получать разрешительные документы (патенты). Также работодатели могут не соблюдать установленные квоты допустимой доли иностранных работников. Для граждан из стран - участниц Договора о ЕАЭС установлен льготный период

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

Макеева И.В. Рыжкова И.Д.

постановки на миграционный учет (30 дней против семи дней для других категорий работников-мигрантов).

Что касается остальных иностранных граждан, то они пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Граждане визовых государств (с которыми у России установлен визовый режим) получают разрешение на работу. «Безвизовые» мигранты из стран ближнего зарубежья оформляют патент.

Для получения разрешения на работу выполняют следующие действия:

Работодатель подает заявку на предоставление квоты в Минтруда и соцзащиты, размещает вакансии в Службе занятости населения, регистрируется в органах Федеральной миграционной службы, запрашивает разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, оформляет приглашение, которое необходимо для выдачи рабочей визы. Затем оформляются персональные разрешения на работу для конкретных зарубежных работников.

С 1 января 2015 года юридические лица и индивидуальные предприниматели нанимают иностранных граждан, прибывших в Россию в безвизовом режиме, без разрешения на работу. Для этого работникам необходимо приобрести специальный патент, стоимость которого устанавливается субъектами РФ.

Основная цель изменений - с одной стороны, упростить порядок привлечения иностранных работников для организаций и индивидуальных предпринимателей, с другой - дать возможность регионам регулировать количество мигрантов путем установления более высокой или более низкой стоимости патента, а также ограничений или даже полного запрета на их выдачу.

Для того чтобы устроиться на работу в организацию или к индивидуальному предпринимателю, мигрант указывает в миграционной карте «работа» в качестве цели визита в Россию. После этого обращается в ФМС России за получением патента.

Прибывать в Россию в порядке, не требующем визы, могут граждане стран постсоветского пространства, например, Таджикистана, Азербайджана, Узбекистана, Молдовы, а также ряда государств дальнего зарубежья, с которыми у России заключены соответствующие международные соглашения.

Глава 50.1 Трудового кодекса РФ, посвященная особенностям регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, по существу, не затронула никаких проблем, связанных с правами и обязанностями иностранных работников. Особенности заключения с ними трудовых договоров сведены только к необходимости предоставления дополнительных документов при заключении трудового договора и необходимости внесения в него дополнительных сведений.

Нормы главы 50.1 ТК РФ направлены на регулирование труда всех работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, независимо от их статуса и порядка въезда на территорию Российской Федерации. Однако желательным является более детальное регулирование. Главу 50.1 ТК РФ следовало бы дополнить положениями о правилах за-

ключения трудовых договоров работниками-мигрантами с разным правовым статусом.

Другой проблемой, на которую обращает внимание Т.Ю. Коршунова, является определение понятия «трудовая деятельность иностранного работника» [3]. Согласно ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» трудовая деятельность иностранного гражданина - это работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Данное определение, как отмечает Т.Ю. Коршунова, вполне «соответствует международным нормам, которые в качестве признака трудящегося-мигранта называют занятие оплачиваемой деятельностью, не уточняя при этом, каков характер этой деятельности: трудовой или гражданско-правовой. Однако трудовое законодательство регулирует трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора, и не содержит регламентации иной оплачиваемой деятельности, если она не подпадает под признаки трудовой» [3]. Следует терминологически разделить иностранных работников, осуществляющих оплачиваемую деятельность на основании трудового договора, и иностранных работников, заключивших гражданско-правовой договор на выполнение работ или оказание услуг.

Необходимо согласиться с мнением Т.Ю. Коршуновой, которая для разделения данных понятий предлагает в качестве более широкого понятия использовать термин «иностранный работник», который будет охватывать все случаи применения труда иностранных граждан на территории Российской Федерации, независимо от основания возникновения и вида правовых отношений по применению труда (включая гражданско-правовые отношения по выполнению работ, оказанию услуг). В трудовом законодательстве ею предлагается использовать понятие «работник-мигрант». При этом под работником-мигрантом следует понимать иностранного работника, временно пребывающего на территории Российской Федерации и вступившего именно в трудовые отношения с работодателем [3].

Еще одна проблема в сфере трудовой миграции, на которую хотелось бы обратить внимание, это проблема, связанная с беженцами.

Актуальной для российской действительности остается проблема вынужденной миграции (в связи с недавними событиями на Украине). В то же время вынужденная миграция непосредственно приобретает «трудовой оттенок», поскольку люди, имеющие статус беженца, ходатайствующие о присвоение такого статуса или получившие временное убежище, также как и остальные нуждаются в трудоустройстве.

Беженцы пользуются правами граждан РФ в сфере трудовых отношений, если иное не предусмотрено законодательством РФ и международными договорами РФ. На них распространяются и определенные ограничения, установленные российским законодательством. Например, в соответствии с Федеральным законом РФ № 115-ФЗ от 25.07.2002 г. (в ред. от 30.12.2015 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин не имеет права находиться на муниципальной службе.

На основе анализа российского законодательства, регулирующего статус беженцев, можно сделать вы-

вод о том, что гарантии по реализации ими права на труд соответствуют общепризнанным нормам международного права, и в частности Конвенции о статусе беженцев.

Федеральный закон № 4528-1 от 19.02.1993 г. (в ред. от 22.12.2014 г.) «О беженцах» в ст. 17 определяет, что беженцам, а также лицам, ходатайствующим о признании беженцем, оказывается содействие в трудоустройстве или получении направления на профессиональное обучение.

Однако ни в Федеральном законе «О беженцах», ни в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не содержится положений, касающихся трудовой деятельности беженцев и ее оформления. Полагаем, что такие дополнения в законодательство возможны.

Также отметим некоторые проблемы, связанные с внутренней трудовой миграцией.

В Закон Российской Федерации от 19.04.1991 г. (в ред. от 09.03.2016 г.) «О занятости населения в Российской Федерации» были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2015 году, которые мы оцениваем положительно. Так, в закон были внесены две новые статьи: ст. 162.2 «Информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий «Работа в России» и ст. 22.2 «Содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов». Статьи направлены на снижение безработицы, повышение уровня занятости населения [6, 54], на повышение мобильности трудовых ресурсов, оказание работодателям содействия в привлечении трудовых ресурсов.

Внесенные в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» изменения, безусловно, положительные. Однако, на наш взгляд, в законе есть и не доработанные аспекты, которые, на наш взгляд, нуждаются в доработке.

Так, Федеральным законом РФ № 116-ФЗ от 5 мая 2014 г. внесены изменения в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». Так, дополнен п. 2 ст.5, определяющей основные направления государственной политики в области содействия занятости населения, абзацем следующего содержания: «создание условий для развития негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, включая частные агентства занятости, а также для взаимодействия и сотрудничества таких организаций с органами службы занятости».

Полагаем, что для подобных негосударственных организаций способность осуществлять деятельность по трудоустройству граждан за пределами места постоянного проживания может быть значительно выше, в сравнении со службами занятости, действующих в субъектах Российской Федерации. В связи с этим считаем, что рекрутинговая деятельность негосударственных организаций должна находиться под строгим контролем государственных органов. Ежегодно в Российской Федерации бесследно продолжают пропадать люди, при этом значительная их часть оказывается привлеченной к рабскому труду.

Ряд требований предъявляется к частным агентствам занятости (ст. 18.1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»), однако эти меры не являются достаточными в случае направления агентствами работников в места вне пределов их проживания.

Ст. 7 указанного закона «Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере занятости

населения» не содержит контрольных полномочий за деятельностью негосударственных организаций. Эффективные механизмы противодействия правонарушениям в сфере труда в настоящее время в Российской Федерации отсутствуют. Практически не разработаны механизмы взаимодействия правоохранительных органов и органов государственной власти, контролирующих сферу труда [4, 183].

Полагаем, что деятельность негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, включая частные агентства занятости, должна быть взята под контроль государства с акцентом на превенцию различного рода правонарушений в данной сфере [5, 93].

Также отметим, что трудоустройство граждан за пределами места постоянного проживания может вызвать ряд трудностей для правоприменителей. В настоящее время не имеется четкого понятия, что считать местом работы за пределами постоянного проживания работников. Ряд работодателей доставляет работников к месту работы ежедневно, при этом места работы могут варьироваться. Удаленные районы также не являются местами постоянного проживания для работников. Типичными являются следующие ситуации:

У работников восьмичасовой рабочий день, однако по указанию работодателя явка работников производится на несколько часов раньше времени начала работы. Эти несколько часов уходят на дорогу непосредственно до объекта, где ведутся работы. В итоге «рабочий день» достигает 14 часов в сутки.

Здесь возникает обоснованный вопрос: можно ли отнести длительные поездки к месту работы, занимающие до 6 часов в сутки, к миграционным процессам в трудовой сфере? В данном случае работники выезжают за пределы места постоянного проживания на значительные расстояния. Ответа на этот вопрос нет. Как мы отмечали выше, необходимо принять нормативный правовой акт, который бы регулировал все основные вопросы, связанные с трудовой миграцией (в том числе и обозначенную выше проблему). Работодатели выполняют важную социальную функцию, решая вопросы занятости населения и выполнения необходимых работ. Соответственно, такие работодатели могли бы также рассчитывать на финансовую поддержку по сертификатам, выдаваемым работодателям в рамках региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов.

Также можно выделить еще одну проблему: В условиях использования трудовых ресурсов вне места постоянного проживания (внутренняя трудовая миграция) возможным остается незаконное привлечение к труду с пониженной компенсацией. В правоприменительной практике подобных случаев множество. Подтверждения, по жалобам работников эти случаи, как правило, не находят.

Примером может служить работа официанток в придорожном кафе, на трассе (работающих на значительной удаленности от постоянного места проживания). Работники уезжают из дома, надеясь получить большую заработную плату, в итоге, оказываются обманутыми.

Основной вывод, который хочется сделать, следующий: удаленность места работы от места постоянного проживания ослабляет контроль за соблюдением трудовых прав и законных интересов работников. Необ-

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

Макеева И.В. Рыжкова И.Д.

ходимо создание механизмов повышенного контроля в условиях мобильности трудовых ресурсов.

Можно предложить следующую меру - увеличение штата работников государственных инспекций труда с введением в штат не менее двух инспекторов по субъекту Российской Федерации, контролирующих соблюдение трудового законодательства в местах осуществления привлечения трудовых ресурсов, для которых данные места не являются местами постоянного проживания.

Возвращаясь к концепции нормативного акта, считаем, что законодателю следует принять Федеральный закон «О трудовой миграции». В данный федеральный закон следовало бы включить следующие разделы: 1. Общие положения (здесь следует дать понятие трудовой миграции, определить ее виды, определить сферу действия закона, закрепить принципы осуществления трудовой миграции). В разделе 2 следовало бы определить правовые механизмы государственного регулирования и управления в области трудовой миграции, полномочия органов ФМС. Следующие разделы закона могут содержать положения об отдельных видах трудовой миграции, в частности: трудовая миграция и трудоустройство в России иностранных граждан, прибывающих из стран с визовым режимом; трудовая миграция и трудоустройство в России иностранных граждан, прибывающих из стран с безвизовым режимом; трудовая миграция и трудоустройство в РФ иностранных граждан, прибывающих из стран ЕАЭС; трудоустройство в РФ лиц, получивших временное убежище; внутренняя трудовая миграция и т.д. Также считаем, что в данной закон следует включить положения о трудоустройстве за рубежом граждан РФ, самостоятельно выезжающих из РФ (с целью защиты прав, свобод и законных интересов этих граждан). Особенно это актуально для молодежи, трудоустраивающейся за рубежом по студенческим программам. Последние разделы закона могут быть посвящены ответственности за нарушение законодательства и заключительным положениям.

Список литературы:

1. Бекяшев Д.К., Иванов Д.В. Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции: Монография. - М.: Проспект, 2013. 392 с. Из информационного банка «КонсультантПлюс» «Постатейные комментарии и книги».

2.Давлетгильдеев Р.Ш., Сычева О.В. Международно-правовое сотрудничество в области трудовой миграции: от ЕврАзЭС к Евразийскому экономическому союзу // Журнал российского права. 2015. № 6. С. 143 -153.

3. Особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников: научно-практическое пособие / Т.Ю. Коршунова, Е.Г. Азарова, М.А. Бочарникова и др.; отв. ред. Т.Ю. Коршунова. -М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2015. - 400 с. Из информационного банка «Консуль-тантПлюс» «Постатейные комментарии и книги».

4. Рыжкова И.Д. Преступные посягательства в сфере труда: проблемы выявления // Евразийский юридический журнал. 2015. № 2 (81). С. 181-183.

5. Рыжкова И.Д. К вопросу о превенции преступлений, иных правонарушений в сфере труда и трудовых конфликтов в связи с повышением мобильности граждан и их трудоустройством за пределами места посто-

янного проживания. Научные труды SWorld. 2014. Т.22. № 3. С. 89-94.

6. Шуйская К.Г. Внутренняя трудовая миграция // Делопроизводство и кадры. 2015. №1. С.50-59.

Рецензия

на статью Макеевой И.В., Рыжковой И.Д. «Некоторые проблемы и вопросы профилактики правонарушений в сфере трудовой миграции»

Одним из ключевых институтов трудового права является институт трудоустройства. Работник-мигрант является субъектом трудовых отношений, заинтересован в трудоустройстве у конкретного работодателя, сам распоряжается своими способностями к труду. Однако положение работников-мигрантов различно. Вопросы их трудоустройства и занятости регулируются различными нормативными правовыми актами. Какого-либо единого нормативного правового акта, который бы регулировал все трудовые миграционные процессы, в настоящее время нет. Авторами обосновывается концепция нормативного правового акта для регулирования всех процессов трудовой миграции.

Авторы исследуют виды трудовой миграции, рассматривают внутреннюю трудовую миграцию; трудовую миграцию граждан, прибывающих в Россию из стран с визовым и безвизовым режимом, из стран еАэС; а также проблемы вынужденных мигрантов, нуждающихся в трудоустройстве.

Авторы обращают внимание на последние изменения российского законодательства, регулирующего вопросы занятости и трудоустройства, предлагают меры профилактики правонарушений в сфере трудовой миграции.

Ценной делают работу сделанные авторами предложения по совершенствованию российского законодательства.

Публикацию отличает глубокое понимание авторами проблем законодательства, основательное изучение правовых источников, критическое осмысление позиций законодателя на изложенные проблемы.

Данная статья характеризуется логической последовательностью, упорядоченной системой связи между ее частями, что свидетельствует о научном стиле изложения. Мысли сформулированы четко и ясно. Примеры из практики наглядны и новы. Статья содержит элементы научной новизны, которые нашли отражение в обоснованных выводах.

В целом можно предположить, что публикация вызовет большой научный и практический интерес у читателей журнала.

Таким образом, статья Макеевой Инны Владимировны, Рыжковой Ирины Дмитриевны «Некоторые проблемы и вопросы профилактики правонарушений в сфере трудовой миграции» соответствует требованиям, предъявляемым к ней, и может быть опубликована на основании общей положительной оценки.

Рецензент:

Зав. кафедрой гражданского права и процесса Российского государственного социального университета, доктор юридических наук, профессор Л. Б. Ситдикова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.