Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО И ФИНАНСОВОГО ХАРАКТЕРА УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО И ФИНАНСОВОГО ХАРАКТЕРА УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ / PROBLEMS OF STATE PARTICIPATION IN ECONOMIC SOCIETIES AND WAYS TO SOLVE THEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиев Н. Г., Коноваленко С. А., Корнилович Р. А.

Участие государства в акционерных обществах - одна из специфических особенностей современной экономики России, возникшая из плановой системы экономики СССР. В настоящее время значительное число ведущих компаний «голубых фишек» на фондовых рынках страны являются публичными компаниями с участием государства. В статье авторами исследуются основные проблемы административного и финансового характера участия государства в акционерных обществах и предлагаются пути их решения. Целью научной статьи является проведение анализа основных проблем финансового и административного характера участия государства в акционерных обществах. Теоретической и методологической основой исследования в научной статье явились работы как российских, так и зарубежных специалистов в области права, корпоративного управления, нормативно-правовые документы по теме исследования, а также материалы периодической печати ведущих ученых правоведов. Основными методами исследования, использованными при написании работы, явились методы наблюдения, сравнения, индукции, дедукции и монографический (описательный). Результаты исследования могут быть использованы в изучении и классификации проблем участия государства в акционерных обществах, в поиске конкретных предложений авторами по повышению эффективности в сфере административного и финансового законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THE ADMINISTRATIVE AND FINANCIAL CHARACTER OF THE STATE PARTICIPATION IN JOINT STOCK COMPANY

Participation of the state in joint-stock companies is one of the specific features of the modern economic system of Russia, inherited from the command-administrative system of the USSR economy. Today, most of the "top" blue chip companies on the country's stock markets are public companies with government participation. In the article, the authors investigate the main problems of the administrative and financial nature of state participation in joint-stock companies and suggest ways to solve them. The theoretical and methodological basis of the research in the scientific article was the work of both Russian and foreign experts in the field of law, corporate governance, regulatory documents on the topic of research, as well as materials from periodicals of leading legal scholars. The main research methods used in writing the work were: methods of observation, comparison, induction, deduction and monographic (descriptive). The results of the study can be used in the study and classification of the problems of state participation in joint stock companies, in the search for specific proposals by the authors to improve efficiency in the field of administrative and financial legislation.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО И ФИНАНСОВОГО ХАРАКТЕРА УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ»

УДК 346.5

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО И ФИНАНСОВОГО ХАРАКТЕРА УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ

Гаджиев Н.Г., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, [email protected]

Коноваленко С.А., Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, г. Рязань, Российская Федерация, [email protected]

Корнилович Р.А., Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, г. Рязань, Российская Федерация, [email protected]

Участие государства в акционерных обществах - одна из специфических особенностей современной экономики России, возникшая из плановой системы экономики СССР. В настоящее время значительное число ведущих компаний «голубых фишек» на фондовых рынках страны являются публичными компаниями с участием государства. В статье авторами исследуются основные проблемы административного и финансового характера участия государства в акционерных обществах и предлагаются пути их решения.

Целью научной статьи является проведение анализа основных проблем финансового и административного характера участия государства в акционерных обществах.

Теоретической и методологической основой исследования в научной статье явились работы как российских, так и зарубежных специалистов в области права, корпоративного управления, нормативно-правовые документы по теме исследования, а также материалы периодической печати ведущих ученых правоведов.

Основными методами исследования, использованными при написании работы, явились методы наблюдения, сравнения, индукции, дедукции и монографический (описательный).

Результаты исследования могут быть использованы в изучении и классификации проблем участия государства в акционерных обществах, в поиске конкретных предложений авторами по повышению эффективности в сфере административного и финансового законодательства.

Ключевые слова: проблемы участия государства в акционерных обществах и пути их решения.

DOI: 10.21779/2224-0241-2020-35-3-63-66

UDC 346.5

SOME PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THE ADMINISTRATIVE AND FINANCIAL CHARACTER OF THE STATE PARTICIPATION IN JOINT STOCK COMPANY

Gadzhiev N.G., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected] Konovalenko S.A., Ryazan branch of Moscow University of the MIA of Russia named after V. J. Kikot, Ryazan, Russian Federation, [email protected]

Kornilovich R.A., Ryazan branch of Moscow University of the MIA of Russia named after V. J. Kikot, Ryazan, Russian Federation, [email protected]

Participation of the state in joint-stock companies is one of the specific features of the modern economic system of Russia, inherited from the command-administrative system of the USSR economy. Today, most of the "top" blue chip companies on the country's stock markets are public companies with government participation. In the article, the authors investigate the main problems of the administrative and financial nature of state participation in joint-stock companies and suggest ways to solve them.

The theoretical and methodological basis of the research in the scientific article was the work of both Russian and foreign experts in the field of law, corporate governance, regulatory documents on the topic of research, as well as materials from periodicals of leading legal scholars.

The main research methods used in writing the work were: methods of observation, comparison, induction, deduction and monographic (descriptive).

The results of the study can be used in the study and classification of the problems of state participation in joint stock companies, in the search for specific proposals by the authors to improve efficiency in the field of administrative and financial legislation.

Key words: problems of state participation in economic societies and ways to solve them.

DOI: 10.21779/2224-0241-2020-35-3-63-66

Участие государства в акционерных обществах - объективная реальность современной российской экономики [1, с. 34]. Сегодня сложными и комплексными проблемами участия государства в акционерных обществах являются проблемы, возникающие в сфере финансового и административного законодательства. К таким проблемам можно отнести, во-первых, проблему излишнего финансового контроля. Согласно требованиям законодательства финансовый контроль акционерных обществ с государственным участием проводится по многим направлениям разными контрольно-надзорными органами. В результате компании с государственным участием вынуждены нести значительные финансовые издержки на подготовку к финансовым проверкам различных министерств и ведомств, содержать значительный административно-управленческий аппарат для обеспечения учета, внутреннего контроля, анализа и планирования финансово-хозяйственной деятельности [2, с. 53].

Во-вторых, одной из важнейших проблем в настоящее время является проблема финансирования государственных компаний по фактическим затратам прошлых лет без коррекции на инфляцию и возможные риски. Согласно данной методике распорядители бюджетных средств доводят до нижестоящих лимиты целевого финансирования. По нашему мнению, необходимо проводить финансирование государственных компаний с учетом инфляционных ожиданий минимум на три будущих периодов (по аналогии с доходами и расходами федерального бюджета) [3].

В-третьих, остро стоит проблема премиальных и бонусных выплат топ-менеджерам государственных компаний. Считаем, что следует на законодательном уровне установить лимит в отношении выплат ключевому управленческому персоналу компаний с государственным участием, необходимо привязать вознаграждение ключевого управленческого персонала к средней заработной плате работника организации (коэффициент соотношения должен быть в пределах 5-10). Данная мера обеспечит соблюдение принципа справедливости в системе оплаты труда. Для обеспечения легитимности соблюдение принципа справедливости в системе оплаты труда компании с государственным участием необходимо внесение данной нормы в коллективные договоры и действующие контракты ключевого управленческого персонала.

В-четвертых, из сложившейся сегодня в России культуры корпоративной этики вытекает проблема «золотого парашюта». «Золотой парашют» - это контрактные выплаты ключевому управленческому персоналу в качестве компенсации за досрочное прекращения контракта в результате увольнения, смены собственников, присоединения, реорганизации или слияния компании с государственным участием.

Согласно принятой международной практике выплата компенсации может быть назначена в следующих условиях:

- при увольнении по сокращению штатов;

- при ликвидации компании;

- при смене ключевых акционеров;

- при увольнении по соглашению сторон, подписавших трудовой договор;

- при увольнении по собственному желанию сотрудника.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации минимальный размер выходного пособия для государственного служащего составляет не ниже трехкратного среднего месячного заработка (шестикратного для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).

Для коммерческих организаций размер таких выплат определяется в дополнительном соглашении к трудовому договору (контракту) топ-менеджера и никакими пределами не ограничен. Следовательно, представители государства в компаниях с государственным участием могут быть не ограничены размером «золотого парашюта» (если, конечно, доля государства в обществе не 100 %).

Приведем лишь несколько примеров проблемы «золотого парашюта» в компаниях с государственным участием. В феврале 2013 г. в течение недели после издания приказа шестерым директорам и представителям государства ОАО «Обо-ронэнергосбыт» было выплачено при их уходе из состава правления от 10 до 41 млн. рублей. ОАО «Норильский никель» выплатил гендиректору Денису Морозову, его заместителю Ральфу Таваколи-ану Моргану, топ-менеджерам Сергею Батехину и независимому директору Тому Роджерси более 597 млн. рублей. ОАО «Газпром» выплатил директору ОГК-2 Михаилу Кузичеву и 16 ключевым менеджерам 557 млн. рублей. ОАО «Газпром» выплатил директору Сергею Ковезину и 18 ключевым менеджерам около 180 млн. рублей. ОАО «МОСЭНЕРГО» выплатил команде

топ-менеджеров при увольнении 94 млн. рублей [4, с. 10; 5, с. 97].

По нашему мнению, данные компенсационные выплаты следует привязывать напрямую к финансовым результатам деятельности компаний. Такая модель позволит избежать необоснованного завышения величины выплат и коррупционных проявлений, прежде всего, в отношении ключевого управленческого персонала и представителей государства в акционерных обществах.

Таким образом, согласно проведенному анализу основные проблемы в сфере соблюдения административного и финансового законодательства в компаниях с государственным участиям лежат в области трудового законодательства, финансовых вопросов, премиальных выплат, административного финансирования межбюджетных отношений и финансового контроля (см. табл. 1).

Таблица 1

Соотношение проблем участия государства в акционерных обществах и способов их решения [6]

Проблемы в сфере соблюдения административного и финансового законодательства

Проблема контроля и проверок компаний с государственным участием Необходимо поручить счетной палате РФ разработать единый стандарт проверок деятельности компаний с государственным участием, а также обеспечить методическими рекомендациями по совершенствованию системы внутреннего финансового контроля, выявления коррупционных и финансовых рисков компаний с государственным участием.

Проблема бюджетного финансирования предприятий с государственным участием Необходимо пересмотреть принципы софинансирования государственных компаний из бюджета РФ. Финансирование осуществлять в рамках инвестиционных программ и программ взаимодействия, внести соответствующие поправки в Бюджетный кодекс РФ.

Проблема премиальных выплат и контрактных обязательств топ менеджеров компаний с государственным участием Следует на законодательном уровне установить лимит в отношении выплат ключевому управленческому персоналу компаний с государственным участием, необходимо привязать вознаграждение ключевого управленческого персонала к средней заработной плате работника организации (коэффициент соотношения должен быть в пределах 5-10), данная мера обеспечит соблюдение принципа справедливости в системе оплаты труда.

Для решения проблемы в сфере соблюдения административного и финансового законодательства мы предлагаем:

1) разработать единый стандарт проверок деятельности компаний с государственным участием, нацеленный на нейтрализацию административных, финансовых и коррупционных рисков;

2) пересмотреть принципы софинансиро-вания государственных компаний из бюджета РФ. Финансирование осуществлять в рамках периода планирования бюджетных расходов (не менее трех финансовых лет) в соответствии с действующими принципами бюджетного процесса);

3) необходимо установить лимит для премиальных выплат ключевому управленческому

персоналу компаний с государственным участием, бонусные выплаты независимым директорам и представителям государства осуществлять только на основании государственного контракта привязав их к средней заработной плате персонала;

4) компенсационные выплаты представителям государства следует привязывать напрямую к финансовым результатам деятельности компаний с государственным участием, но не более 3-х среднемесячных выплат;

5) продолжить работу в части права образования выморочного имущества на законодательном уровне.

Литература

1. Молотников А.Е., Текутьев Д.И. Правовые проблемы участия государства в акционерных обществах // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2012. № 7. С. 34-44.

2. Корнилович Р.А., Коноваленко С.А. Признаки экономических правонарушений, выявляемые при исследовании бухгалтерских документов правоохранительными органами в кредитной сфере // Финансовая политика государства: современные тенденции и перспективы: сб. материалов всерос. науч.-практ. конф. с международным участием / под общ. ред. Л.А. Маленковой. Рязань: Изд-во ФКОУ ВО Академия ФСИН России, 2016. С. 53-67.

3. Ельцова Е.Н. Финансовые проблемы государственных предприятий Российской Федерации в современных условиях // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. статей по материалам XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 4 (36). Ч. II. Новосибирск: СибАК, 2014.

4. Рамазанов Т.Б., Коноваленко С.А., Гаджиев Н.Г. Экономико-правовые проблемы участия государства в хозяйственных обществах // Юридический вестник ДГУ. 2019. Т. 32. № 4. С. 94-98.

5. Коноваленко С.А. «Золотой парашют»: оценка и учет в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 23 (317). С. 9-14.

6. Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А., Трофимов М.Н. Проблемы корпоративного управления компаний с государственным участием // Юридический вестник ДГУ. 2020. Т. 33. № 1. С. 105-109.

ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. Т. 35. 2020. № 3.

References

1. Molotnikov A.E., Tekut'ev D.I. Pravovye problemy uchastiya gosudarstva v aktsionernykh obshchest-vakh // Imushchestvennye otnosheniya v Rossiiskoi Federatsii, 2012. № 7. S. 34-44.

2. Kornilovich R.A., Konovalenko S.A. Priznaki ekonomicheskikh pravonarushenii, vyyavlyaemye pri is-sledovanii bukhgalterskikh dokumentov pravookhranitel'nymi organami v kreditnoi sfere // Finansovaya politika gosudarstva: sovremennye tendentsii i perspektivy: sb. materialov vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunarodnym uchastiem / pod obshch. red. L.A. Malenkovoi. Ryazan': Izd-vo FKOU VO Akademiya FSIN Rossii, 2016. S. 53-67.

3. El'tsova E.N. Finansovye problemy gosudarstvennykh predpriyatii Rossiiskoi Federatsii v sovremen-nykh usloviyakh // Ekonomika i sovremennyi menedzhment: teoriya i praktika: sb. statei po materialam XXXVI mezhdunar. nauch.-prakt. konf. № 4 (36). Ch. II. Novosibirsk: SibAK, 2014.

4. Ramazanov T.B., Konovalenko S.A., Gadzhiev N.G. Ekonomiko-pravovye problemy uchastiya gosudarstva v khozyaistvennykh obshchestvakh// Yuridicheskii vestnik DGU. 2019. T. 32. № 4. S. 94-98.

5. Konovalenko S.A. «Zolotoi parashyut»: otsenka i uchet v sootvetstvii s trebovaniyami mezhdunarod-nykh standartov finansovoi otchetnosti // Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet. 2014. № 23 (317). S. 9-14.

6. Gadzhiev N.G., Konovalenko S.A., Trofimov M.N. Problemy korporativnogo upravleniya kompanii s gosudarstvennym uchastiem // Yuridicheskii vestnik DGU. 2020. T. 33. № 1. S. 105-109.

Поступила в редакцию 20 августа 2020 г.

Received 20 August, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.