10.2. НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Аристова Наталья Александровна, аспирантка кафедры европейского права. Место учебы: Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации. E-mail: [email protected]
Аннотация: Вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов приобретают все большую важность и требуют разработки актуальной нормативно-правовой базы. В целях обеспечения актуальности и эффективности разрабатываемых норм российский законодатель активно использует европейский опыт в данной сфере. Статья рассматривает недавние примеры такого заимствования в сфере энергоэффективности и обращения с отходами.
Ключевые слова: Европейский союз, Россия, Федеральный закон № 261-ФЗ, энергосбережение, энергоэффективность, энергетика, изменение климата, экодизайн, отходы, ответственность производителя, охрана окружающей среды.
SOME EXAMPLES OF USING EUROPEAN EXPERIENCE FOR DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN LEGAL FRAMEWORK FOR ENERGY AND ENVIRONMENT PROTECTION
Aristova Natalia Alexandrovna, postgraduate student of European Law chair. Place of study: MGIMO-University. E-mail: [email protected]
Annotation: The issues of environment protection and rational use of natural resources are becoming increasingly important and require development of a modern legal framework. In order to ensure the actuality and efficiency of the prospective regulations the legislator heavily uses European experience in this area. This article outlines the most recent examples of such experience borrowings in the area of energy efficiency and waste management. Keywords: European Union, Russia, Federal LawNo. 261-FZ, energy conservation, energy efficiency, energy, climate change, ecodesign, wastes, producer's responsibility, environment protection.
В последние несколько десятилетий вопросы устойчивого развития, рационального потребления природных ресурсов и минимизации антропогенного воздействия на окружающую среду стали занимать важное место в национальной политике и законодательстве государств, международных организаций и интеграционных образований, проявляющих обеспокоенность «заботливого и разумного владельца».
Среди конкретных инициатив, принявших глобальный характер и развиваемых в рамках концепции устойчивого развития, следует выделить борьбу с изменением климата, энергосбережение и повышение энергетической эффективности, развитие альтернативной электроэнергетики и вопросы управления процессом утилизации мусора.
Европейский союз является одним из наиболее активных участников процесса «озеленения» экономики: в настоящее время сформировался значительный массив европейских норм, посвященных различным вопросам снижения человеческого воздействия в различных отраслях экономики.
Следуя европейскому и общемировому опыту, Российская Федерация также начала принимать меры по созданию правовой базы регулирования деятельности в указанных направлениях. Процесс заимствования и переработки европейского опыта РФ происходит во всех указанных направлениях (изменение климата, энергоэффективность, утилизация мусора), но с различной интенсивностью и результатами. Важность развития правового регулирования в данной сфере связана с необходимостью модернизации российского производства и экономики и улучшением условий жизни в нашей стране.
Пожалуй, одним из наиболее ярких недавних примеров использования европейского опыта может служить формирование российского правового регулирования в сфере энергосбережения и энергетической эффективности. Активное использование почти сорокалетнего европейского опыта позволило в достаточно сжатые сроки создать действующую современную правовую базу для деятельности по повышению энергоффек-тивности экономики в России.
В государствах-членах ЕС регулирование деятельности по повышению энергоэффективности осуществляется следующим образом. На уровне ЕС приняты стратегические программные документы [8], посредством директив определена общая концепция регулирования в сфере недвижимости [13], энергопотребляющих товаров, маркировки [12] и проектирования [11] товаров, а в отношении ряда энергопотребляющих товаров в форме регламентов приняты единые обязательные стандарты [7]. На уровне государств-членов принимаются нормативно-правовые акты, необходимые для реализации и детализации положений актов институтов ЕС [1].
В конце 2009 г. в России был принят новый Федеральный закон N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в федеральные законодательные акты РФ» [6] (далее «ФЗ 261»), который заложил основы современного государственного регулирования энергосбережения и деятельности по повышению энергоэффективности, очертил круг отношений и сфер экономики, являющихся предметом регулирования, предложил определенные минимальные меры экономического стимулирования, включая налоговые, а также предусмотрел административную ответственность за несоблюдение его требований.
Анализ нового российского законодательства в сфере энергоэффективности позволяет утверждать, что оно представляет собой попытку перенять передовой европейский опыт правового регулирования. В качестве предмета регулирования выбраны схожие с подходом ЕС ключевые сферы (здания, товары, публичный сектор и другие); вводятся схожие с ЕС инструменты регулирования: маркировка с указанием класса энергоэффективности, энергосервисный контракт, энергетический аудит и составляемый по его результатам энергетический паспорт.
В то же время цели действующего российского законодательства и лежащая в его основе концепция несколько отличаются от целей и базовой концепции законодательства ЕС. Основными целями российского
законодательства в сфере энергоэффективности являются модернизация российской экономики и получение доходов от продажи энергоресурсов, сэкономленных в рамках осуществления мероприятий по повышению энергоэффективности [5], в то время как целями европейского регулирования являются обеспечение энергетической безопасности ЕС и снижение негативного воздействия на окружающую среду, включая борьбу с изменением климата [9]. Помимо наличия отличных целей законодательство ЕС об энергоэффективности товаров опирается на концепцию «экоди-зайна» (англ. ecodesign) [15], элементы которой в действующем российском законодательстве в сфере энергоэффективности отсутствует.
Другой сферой, где наблюдается активное применение европейского опыта, является сфера обращения с отходами, в частности их утилизация за счет производителей соответствующих товаров. В ЕС сложилось определенное специальное регулирование в отношении определенного вида отходов, например, отработанных покрышек, т.е. старых шин.
Запрет выброса старых шин вне специально отведенных для этих целей мест и запрет приводящего к загрязнению атмосферного воздуха сжигания шин вне специальных установок изначально был закреплен на уровне законодательства ЕС [10], а затем имплемен-тирован в законодательство стран-членов ЕС. Последние при сохранении относительной свободы в части выбора механизма имплементации данного положения, тем не менее, обязаны были руководствоваться принципом «загрязнитель платит» [2]. Наиболее эффективным механизмом оказался так называемый механизм «ответственности производителя». Его смысл заключается в установлении ответственности производителей за экологически безопасное удаление произведенной ими продукции, представленной готовыми изделиями, утратившими свои потребительские свойства, а также связанной с ними упаковки.
В Государственную Думу РФ был внесен законопроект о введении обязанности производителей и импортеров товаров обеспечивать утилизацию (использование и обезвреживание) отходов, образующихся после утраты товарами потребительских свойств [3]. В настоящее время законопроект ожидает принятия его во втором чтении (осень 2013 г. или 2014 г.). Очередная редакция законопроекта опубликована Минприроды России 18 июня 2012 года [4]. Законопроект предусматривает установление ответственности производителя, включая обязательные для компаний требования к ежегодному уровню утилизации отходов, образуемых из производимой продукции. Производители смогут выбрать один из способов решения вопроса необходимости соблюдения требований к утилизации. Первый способ - самостоятельно или с помощью специальной компании-оператора (т.е. без привлечения государства), второй - посредством уплаты взноса в специальный фонд, управляемый государством. За несоблюдение требований по утилизации будет предусмотрена административная ответственность [14].
Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что использование европейского опыта положительно сказывается на состоянии нормативно-правовой базы России и способствует отражению реалий современной действительности и учету актуальных проблем в российском законодательстве.
86 % оригинальности
Список литературы:
1. Великобритания: 12. Energy Bill 2010/2011 // Department of Energy and Climate Change - URL: http://www.decc.gov.uk/en/content/cms/legislation/energy_ bill/energy_ bill.aspx; Германия - Erneuerbare-EnergienGesetz (2005), Perspektiven fuer Deutschland: Unsere Strategie fuer eine nachhaltige Entwicklung (2002).
2. Испания: Ley 22/2011, de 28 de julio, de residuos y suelos contaminados; Modificacion del Real Decreto 1619/2005, de 30 de diciembre, sobre la gestion de neumaticos fuera de uso.
3. Проект ФЗ № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации (в части экономического стимулирования в области обращения с отходами)» // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/
4. Проект ФЗ № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации (в части экономического стимулирования в области обращения с отходами)» // Министерство Природных Ресурсов и Экологии Российской Федерации. URL: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/ de-tail.php?ID=128839
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» от 27 декабря 2010 г. № 2446-р// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». - Дата доступа 02.10.2012.
6. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в федеральные законодательные акты РФ» от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». - Дата доступа 02.10.2012.
7. Commission Regulation (EU) No 1016/2010 of 10 November 2010 implementing Directive 2009/125/EC of the European Parliament and of the Council with regard to ecodesign requirements for household dishwashers; Commission Regulation (EU) No 347/2010 of 21 April 2010 amending Commission Regulation (EC) No 245/2009 as regards the ecodesign requirements for fluorescent lamps without integrated ballast, for high intensity discharge lamps, and for ballasts and luminaires able to operate such lamps; Commission Regulation (EC) No 640/2009 of 22 July 2009 implementing Directive 2005/32/EC of the European Parliament and of the Council with regard to ecodesign requirements for electric motors
8. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions "Energy 2020. A strategy for competitive, sustainable and secure energy". Brussels, 10.11.2010 COM (2010) 639 final; Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions "Energy Infrastructure priorities for 2020 and beyond - A Blueprint for an integrated European energy network". Brussels. COM (2010) 677/4.
9. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions "Energy
2020. A strategy for competitive, sustainable and secure energy". Brussels, 10.11.2010 COM (2010) 639 final.
10. Directive 2008/98/EC of the European Parliament and of the Council of 19 November 2008 on waste and repealing certain Directives, OJ L 312, 22.11.2008, p. 330; Council Directive 1999/31/EC of 26 April 1999 on the landfill of waste, OJ L 182, 16.7.1999, p. 1-19; Directive 2000/53/EC of the European Parliament And of the Council of 18 September 2000 on End-Of Life Vehicles, OJ L 269, 21.10.2000, p. 34.
11. Directive 2009/125/EC of the European Parliament and of the Council of 21 October 2009 establishing a framework for the setting of ecodesign requirements for energy-related products and amending Council Directive 92/42/EEC and Directives 96/57/EC and 2000/55/EC of the European Parliament and of the Council (recast).// OJ L 285/10 [2009]. Директива 2009/125/ЕС, устанавливающая требования к экологическому проектированию товаров, связанных с энергопотреблением
12. Directive 2010/30/EU of the European Parliament and of the Council of 19 May 2010 on the indication by labelling and standard product information of the consumption of energy and other resources by energy-related products (recast).// OJ L 153/1 (2010). Директива 2010/30ЕС о внесении информации о потреблении энергии и других ресурсов энергопотребляющими товарами в маркировку и типовую товарную документацию
13. Directive 2010/31/EC of the European Parliament and of the Council of 19 May 2010 on the energy performance of buildings (recast).// OJ L 153/13 [2010]. Директива 2010/31/ЕС об энергопотреблении в зданиях
14. http://www.linkedin.com/groupItem?view=&gid= 4749547&type=member&item=207240876&qid=ce7859db -5fb1-4e2c-849e-5bce04d0fc4e&trk=group_most_recent _rich-0-b-ttl&goback=%2Egmr_4749547
15. It.23 Art.2 Directive 2009/125/EC of the European Parliament and of the Council of 21 October 2009 establishing a framework for the setting of ecodesign requirements for energy-related products and amending Council Directive 92/42/EEC and Directives 96/57/EC and 2000/55/EC of the European Parliament and of the Council (recast). OJ L 285, 31.10.2009 10-35.
Literature list:
1. UK: 12.Energy Bill 2010/2011 // Department of Energy and Climate Change - Mode of access: http://www.decc. gov.uk/en/content/cms/legislation/energy_bill/energy_ bill.aspx; Germany - Erneuerbare-Energien-Gesetz (2005), Perspektiven fuer Deutschland: Unsere Strategie fuer eine nachhaltige Entwicklung ( 2002).
2. Spain: Ley 22/2011, de 28 de julio, de residuos y suelos contaminados; Modificacion del Real Decreto 1619/2005, de 30 de diciembre, sobre la gestion de neumaticos fuera de uso.
3. Draft Federal Law № 584399-5 "On Amendments to the Federal Law" On Production and Consumption "and other legislative acts of the Russian Federation (in terms of economic incentives in the field of waste management )" // The automated system for ensuring legislative activity. URL: http: asozd2.duma.gov.ru
4. Draft Federal Law № 584399-5 "On Amendments to the Federal Law" On Production and Consumption " and other legislative acts of the Russian Federation (in terms of economic incentives in the field of waste management ) " // The Ministry of Natural Resources and Environment of the Russian Federation. URL: http://www.mnr.gov.ru/ regulatory/detail.php?ID=128839
5. Order of the Government of the Russian Federation "On approval of the state program" Energy saving and energy efficiency for the period up to 2020 "dated December 27, 2010 № 2446- p // Legal reference system " Consultant Plus ": [electronic resource] / Company "Consultant plus". - Accessed 02/10/2012.
6. The Federal Law "On energy saving and energy efficiency improvements and amendments to the federal laws of the Russian Federation" dated November 23, 2009 № 261- FZ // Legal reference system "Consultant Plus ": / Company "Consultant Plus" - Accessed 02/10/2012.
7. Commission Regulation (EU) No 1016/2010 of 10 November 2010 implementing Directive 2009/125/EC of the European Parliament and of the Council with regard to ecodesign requirements for household dishwashers; Commission Regulation (EU) No 347/2010 of 21 April 2010 amending Commission Regulation (EC) No 245/2009 as regards the ecodesign requirements for fluorescent lamps without integrated ballast, for high intensity discharge lamps, and for ballasts and luminaires able to operate such lamps; Commission Regulation (EC) No 640/2009 of 22 July 2009 implementing Directive 2005/32/EC of the European Parliament and of the Council with regard to ecodesign requirements for electric motors
8. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions "Energy 2020. A strategy for competitive, sustainable and secure energy". Brussels, 10.11.2010 COM (2010) 639 final; Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions "Energy Infrastructure priorities for 2020 and beyond - A Blueprint for an integrated European energy network". Brussels. COM (2010) 677/4.
9. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions "Energy 2020. A strategy for competitive, sustainable and secure energy". Brussels, 10.11.2010 COM (2010) 639 final.
10. Directive 2008/98/EC of the European Parliament and of the Council of 19 November 2008 on waste and repealing certain Directives, OJ L 312, 22.11.2008, p. 330; Council Directive 1999/31/EC of 26 April 1999 on the landfill of waste, OJ L 182, 16.7.1999, p. 1-19; Directive 2000/53/EC of the European Parliament And of the Council of 18 September 2000 on End-Of Life Vehicles, OJ L 269, 21.10.2000, p. 34.
11. Directive 2009/125/EC of the European Parliament and of the Council of 21 October 2009 establishing a framework for the setting of ecodesign requirements for energy-related products and amending Council Directive 92/42/EEC and Directives 96/57/EC and 2000/55/EC of the European Parliament and of the Council (recast).// OJ L 285/10 [2009].
13. Directive 2010/30/EU of the European Parliament and of the Council of 19 May 2010 on the indication by labelling and standard product information of the consumption of energy and other resources by energy-related products (recast).// OJ L 153/1 (2010). Directive 2010/31/EC of the European Parliament and of the Council of 19 May 2010 on the energy performance of buildings (recast).// OJ L 153/13 [2010].
14.http://www.linkedin.com/groupItem?view=&gid=47495 47&type=member&item=207240876&qid=ce7859db-5fb1-4e2c-849e-5bce04d0fc4e&trk=group_most_recent_rich-0-b-ttl&goback=%2Egmr_4749547
15. It.23 Art.2 Directive 2009/125/EC of the European Parliament and of the Council of 21 October 2009 establishing a framework for the setting of ecodesign requirements for energy-related products and amending Council Directive 92/42/EEC and Directives 96/57/EC and 2000/55/EC of the European Parliament and of the Council (recast). OJ L 285, 31.10.2009 10-35.
Некоторые примеры применения евроненско! о опыта дли развития российскою законодательства в ефере энергетики и охраны окружающей среды
Представленная на рецензирование научная статья написана на достаточно актуальную тематику, что подтверждается наличием пристального внимания отдельных специалистов к данному вопросу.
Актуальность выбранной тематики обусловлена тем. что Вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов приобретают все большую важность и требуют разработки актуальной нормативно-правовой базы. В целях обеспечения актуальности и эффективности разрабатываемых норм российский законодатель активно использует европейский опыт в данной сфере.
Данная статья рассматривает недавние примеры такого заимствования в сфере энергоэффективности и обращения с отходами.
Полагаю, что данная статья имеет достаточную научную ценность и может быть рекомендована к публикации в журнале, входящем в перечень ВАК.
Рецензент доцент кафедры гражданского права Института права ФГБОУ ВПО «Тамбовский Государственный университет имени Г.Р. Державина»,
Кандидат юридических наук ^ ^ Р.В. Пузиков
РЕЦЕНЗИЯ
На статью Аристовой Натальи Александровны На тему: