Научная статья на тему 'Некоторые приемы мотивации студентов на первом курсе'

Некоторые приемы мотивации студентов на первом курсе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1100
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИКА / МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ / РЕЙТИНГ / ГЕЙМИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кайгородцева Наталья Викторовна, Одинец Мария Николаевна, Кайгородцева Татьяна Николаевна

Современный процесс обучения студентов вузов значительно изменился. Связано это, прежде всего, с появившейся возможностью быстро и в любой момент найти нужную информацию в сети Интернет. Сегодня преподавателю уже не достаточно владеть информацией и в доступной форме доносить ее до студентов. Эффективность работы педагога в настоящее время это организация процесса обучения таким образом, чтобы студенты понимали важность и были заинтересованы в самообучении. В статье рассматриваются приемы активизации процесса обучения и повышения мотивации студентов первого курса к учению. Приводятся конкретные педагогические примеры решения вопросов мотивации учащихся, применяемые на кафедре «Инженерная геометрия и САПР» ОмГТУ. Подход по решению вопросов рассматривается в рамках дисциплины «Инженерная и компьютерная графика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые приемы мотивации студентов на первом курсе»

УДК 378.147

Н. В. КАЙГОРОДЦЕВА М. Н. ОДИНЕЦ Т. Н. КАЙГОРОДЦЕВА

Омский государственный технический университет, г. Омск

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ПЕРВОМ КУРСЕ

Современный процесс обучения студентов вузов значительно изменился. Связано это, прежде всего, с появившейся возможностью быстро и в любой момент найти нужную информацию в сети Интернет. Сегодня преподавателю уже не достаточно владеть информацией и в доступной форме доносить ее до студентов. Эффективность работы педагога в настоящее время — это организация процесса обучения таким образом, чтобы студенты понимали важность и были заинтересованы в самообучении. В статье рассматриваются приемы активизации процесса обучения и повышения мотивации студентов первого курса к учению. Приводятся конкретные педагогические примеры решения вопросов мотивации учащихся, применяемые на кафедре «Инженерная геометрия и САПР» ОмГТУ. Подход по решению вопросов рассматривается в рамках дисциплины «Инженерная и компьютерная графика».

Ключевые слова: методика обучения, педагогика, мотивация учения, рейтинг, геймификация.

Большинство вчерашних школьников идет в высшее учебное заведение потому, что, в лучшем случае, понимает, что без высшего образования сейчас не обойтись, а в худшем — их заставляют родители. При этом в 17 лет у очень немногих есть ясное представление о своем месте в жизни и о своей будущей профессии.

Дисциплина «Инженерная и компьютерная графика» изучается в течение первого курса, и студенты, только что перешедшие из школы в высшее учебное заведение, не всегда психологически готовы к тем новшествам, которые их ожидают. Задача педагогов, обучающих студентов на первом курсе, в самом начале помочь им адаптироваться и как можно быстрее «влиться» в учебный процесс вуза. Наверняка каждому преподавателю хоть раз приходилось слышать: «Да мне Ваш предмет никогда не понадобится. Я буду...». К инженерной графике это, конечно, мало относится, так как будущие инженеры осознают, что их будущая специальность связана с техникой и инженерно-технической документацией. Тем не менее, когда речь идет об изучении основ начертательной геометрии, то здесь, в связи с широкой популяризацией ЭБ-технологий компьютерной графики, современные студенты не понимают, зачем изучать методы, которые еще в 1798 году предложил Гаспар Монж.

В то время, когда в нашу жизнь повсеместно проникают ЭБ-технологии и виртуальная реальность, сама идея изображать на плоскости пространственные объекты, с сохранением обратимости чертежа, кажется им устаревшей. И то, что все правила инженерной графики основываются на использовании основ начертательной геометрии, студентов впечатляют мало. Даже лабораторные работы и задания, имеющие в своей основе четкую взаимосвязь начертательной геометрии и инженер-

ной графики, например, построение третьего вида по двум заданным, студентами воспринимается весьма формально.

При всем этом следует помнить, что современная молодежь с детства ориентирована на развлечения в виртуальном мире Интернета и в большинстве своем живет, не выпуская смартфон из рук. Несомненно, Интернет-технологии, это большое благо. Еще пару десятков лет назад, чтобы написать реферат, нужно было идти в библиотеку, заказывать книги, ждать, пока их принесут из хранилища, а потом анализировать и конспектировать нужную информацию. Теперь же достаточно набрать пару слов в поисковой строке и у тебя уже и полнотекстовые статьи, диссертации, и на русском, и на английском языках, картинки и видеоматериалы. А еще проще — в Интернете можно найти готовый материал и скачать его. Не надо тратить время на чтение, анализ, компоновку и т.д. Вопрос: на что тогда тратится время и сэкономленная энергия? Да много на что, в основном на то, что интересно.

В связи с тем, что ответ на любой теоретический вопрос легко можно найти в сети Интернет, повсеместное распространение всевозможных гаджетов приводят к тому, что ценность овладения теоретической информацией в глазах студентов падает.

И то, что раньше кропотливо записывалось за преподавателем слово в слово, сегодня в лучшем случае будет прослушано с той или иной долей внимания.

Кроме того, средства автоматизации проектирования, без которых немыслимо ни одно производство, диктуют изменения в методике и форме обучения студентов дисциплине «Инженерная и компьютерная графика» в сторону большего внимания к компьютерной графике и изучению средств САПР. Средства автоматизации из-за

специфики своего назначения — облегчить, упростить процесс проектирования и влияния на него человеческого фактора вносят свою лепту в упрощение и уплощение познавательной деятельности в процессе обучения компьютерной графике до примитивного получения навыков работы с программным продуктом.

В общем, проблема обучения состоит не в том, что преподаватель не может убедить студентов своим авторитетом и компетентностью в важности и нужности изучаемого предмета и всех в него входящих разделов, а в том, что повсеместное использование компьютера и Интернета с малолетства приучает к некоторому формализму и упрощению за счет ухода от реальной жизни в мир виртуальный [1, 2].

Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день основные проблемы обучения будущих инженеров заключаются в том, чтобы исключить эту формальность из учебного процесса и в плане выполнения заданий студентами, и в плане их оценивания преподавателем. Задача педагога при этом именно в самом начале обучения, на первом курсе, не испугать сложным предметом, не расслабить отсутствием оценок и домашних работ, а в первую очередь увлечь студента познавательным процессом: заинтересовать, просто и наглядно преподнести сложные вещи, логически выстроить взаимосвязь знаний и получаемых навыков. Раньше отчасти на себя эту функцию брала школа, но теперь подготовка к ОГЭ и ЕГЭ отвлекает детей от познавательного процесса в пользу заучивания и «натаскивания» учеников на формальное тестирование. Упрощенные до тестовых заданий знания ведут к снижению творческой составляющей процесса обучения. Получается, что в школе структурированные знания в виде тестов приводят к ситуации, когда изученные темы и полученные теоретические знания не приобретают соответствующей связи с полученными практическими навыками, что вносит свои коррективы в формализацию связи знаний и их оценки в процессе обучения.

Конечно, в вузе, в отличие от школы, появляется мотивирующий момент — стипендия, но она не всегда мотивирует на учебу. Дело в том, что студент борется за баллы, чтобы получать стипендию, а не за знания. При этом, если в виде аттестации стоит «зачет», то по системе рейтингового контроля зачет проставляется, начиная с какого-то минимального числа баллов, и если у студента нет мотивации, то он может, стремясь просто получить свой достаточный для получения зачета минимальный рейтинг, даже не довыполнить все работы календарного плана.

Таким образом, в настоящее время существует ряд тенденций, которые определяют изменения, происходящие в системе образования. С одной стороны, это проблемы, связанные с падением интереса и мотивации к обучению. С другой — это закономерные проблемы, связанные с переходом в новую информационную эпоху и изменением общественного устройства и сознания как ученика, так и педагога.

Первым возможным решением данной проблемы является применение широко используемой сейчас рейтинговой системы. В школах при сдаче ЕГЭ будущие студенты знакомятся со 100-балльной системой оценки, а впоследствии в вузе, например в ОмГТУ, действует система, которая заключается в простановке баллов за каждую выполненную

работу. При этом баллы распределены таким образом, что в течение семестра студент набирает 40 — 60 баллов, и 20 — 40 баллов — на экзамене/зачете.

Надо отметить, что любая промежуточная аттестация, в виде баллов или оценок, у части обучающихся повышает познавательный интерес за счет соревновательного момента. Однако на сегодняшний день 100-балльная система оценивания функционирует искусственно, так как в аттестат и зачетку, все равно идет оценка, пересчитанная по 4-балльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», что уравнивает различные уровни овладения учебным материалом и ликвидирует широту возможных оценок по рейтинговой системе.

Стоит сказать, что балльная система имеет много плюсов: уход от жесткой оценки за каждую работу, больше свободы учащимся в области изучения дисциплины и выполнения заданий. Преподаватель может разработать календарный план таким образом, чтобы количество заданий не было жестко ограничено. Если студент хорошо изначально подготовлен, то ему можно предложить выполнить меньше заданий, но более сложных, имеющих в своей основе нешаблонное решение. В то же время теми студентами, кому дисциплина дается тяжело, тот же объем знаний может быть освоен посредством выполнения большего числа небольших, структурированных, более легких задач и работ, которые и оцениваться будут, соответственно, меньшими баллами. То есть определенный проходной балл, который для всех одинаков, можно получить, выполнив много простых типовых заданий или пару сложных. Но есть и очевидные минусы. Так, если в календарном плане запланировано достаточно большое количество работ, а для достижения минимального уровня текущего рейтинга, в соответствии с действующей системой менеджмента качества, студенту достаточно набрать 40 баллов. То в итоге на каждую работу приходится менее 5 баллов, что непривычно для вчерашних школьников. Перед преподавателем встает непростая задача объяснения студенту выставленных баллов за его работу. Ведь студенты требуют, и они вправе знать, какие действия и во сколько баллов оцениваются в рамках одной работы. А в большинстве случаев это будут десятые доли. То есть преподавателю необходимо еще и разбивать работу на составляющие с оценкой каждой части. Тем самым объем работы и нагрузка на преподавателя увеличиваются [3].

Облегчить процесс оценки работ можно введением пороговых пределов в рамках каждой работы, когда набранные баллы студенты получают после нескольких выполненных работ либо одной общей. Например, баллы от 3 до 5 проставляются за работу «Разрез простой», где необходимо: первое — выполнить эскиз модели детали в трех видах, второе — выбрать положение секущей плоскости и выполнить разрез, третье — нанести размерные линии. При этом заранее оговаривается, что при невыполнении хотя бы одного пункта работа не оценивается. За каждую неточность или ошибку в работе балл снижается. Кроме общих, типовых заданий, студенты выполняют и индивидуальные проверочные (контрольные) работы. Если с этим итоговым заданием студент не справляется, то, например, начисляются штрафные баллы — баллы с отрицательным значением в количестве 3 — 5 баллов. Таким образом, текущий рейтинг падает и студенту необходимо выполнять дополнительные задания,

Что изображено на комплексном чертеже?

а)точка и прямая,

б) прямая общего положения,

в) горизонтально-проецирующая прямая.

Х. Г-

а

Какие координаты имеет точка М?

а) (6; -2; -3).

б)(6;2;3).

в) (6; -2; 3).

м, X " г 0

м У

Какие координаты имеет точка М?

м, X " Ъ 0

м: У

Рис. 1. Пример теста по курсу «Инженерная и компьютерная графика»

и потом опять проходить контроль. Штрафные баллы соответственны баллам, набранным за определенный промежуток, чтобы стимулировать студента на обучение, а не загнать его в тупик.

Во-вторых, повысить мотивацию к процессу обучения можно, подняв соревновательный дух, затрагивая проблемы самореализации и самоутверждения личности обучающегося. На сегодняшний день активно продвигаются идеи и методики включения игровых моментов в вузовский образовательный процесс. Соревновательный момент — момент игры — присущ людям на протяжении всей жизни, в любом возрасте. С самого юного возраста человек постигает мир и учится во время игр. Так называемая геймификация обучения, активно используемая сегодня в учебном процессе всех уровней обучения. Она подыгрывает детскости, что еще присуще студентам первого курса. Сегодняшние студенты, избалованные всевозможными гаджета-ми и интерактивными играми, не воспринимают презентации и тем более изучение теоретического материала по пособиям и текстовым файлам. Им скучно просто смотреть ролики, большинству интересно активно взаимодействовать с изучаемым материалом. Например, одним из активных мероприятий лекции может быть, прерывание изложения теоретической информации интерактивным тестированием (рис. 1). Вопросы для всех одинаковые, можно их активно всем вместе обсуждать и тут же узнать правильный ответ. Такое тестирование не оказывает психологического давления, в то же время помогает выяснить проблемные темы.

В технологии геймификации результат обучения, как и в рейтинговой системе, может оцениваться по определенной шкале, но в дополнение к баллам студенту, прошедшему определенный уровень, присваивается звание. Например, «новичок», «мастер», «спец», «ас», и т. д. Таким образом, добавляется доля игры, и, как у всякой игры, появляется преимущество перед обычным, скучным учебным процессом за счет эмоциональной составляющей. Появляются развлекательный и соревновательный моменты. Борьба за звание отвлекает от борьбы за баллы (оценку), неявно повышает мотивацию к обучению, дает возможность ошибаться и исправлять свои ошибки, снижая напряженность процесса обучения. Отсутствует эффект демотива-ции из-за не сданного теста, не выполненного сразу правильно задания. Дело в том, что зачастую, когда дисциплина априори позиционируется сложной и непонятной, обучающийся, даже не приложив минимальных усилий к изучению основ, подсознательно отказывается от ее изучения, поспешно делая вывод, что он с ней не справится. То есть он для себя решает: «Это сложно, я не понимаю, я не справлюсь, учить бесполезно, куплю, спишу и т. п.».

Еще один вид геймификации — это деловая игра. Ситуация, когда учащийся выступает в роли преподавателя. Обмен ролями способен повысить мотивацию к учебе не только у учащегося-преподавателя, но и у его учеников-сокурсников. Студенты относятся к одному поколению, общаются на одном языке, понимают друг друга лучше

и зачастую слушают друг друга намного внимательнее, чем преподавателя. Здесь играет роль тот же соревновательный момент: если кто-то из моего круга (группы, курса) что-то знает, изучил и понял, то чем я хуже. К тому же они учатся вместе, выйдут вместе из вуза для поиска работы и каждый понимает, что его сокурсник — это будущий конкурент при трудоустройстве. Недостатком применения деловой игры можно считать большое количество времени на методическую подготовку мероприятия [4, 5].

Дополнением к деловой игре являются «Дни науки», которые проводятся в вузах один-два раза в год. Они включают подготовку не конкретного студента, а помощь заинтересованной группе в изучении интересующей их тематики. Это можно совместить с работой Клуба по интересам на кафедре или научной работой в рамках НИРС (научно-исследовательская работа студента). Цель та же — повысить мотивацию к обучению за счет использования нестандартной методики изучения материала — студенты самостоятельно изучают какой-либо аспект и доносят информацию друг до друга. Преподаватель при этом выступает как консультант, его личность не довлеет над учащимися. Это снижает напряженность процесса обучения, а заинтересованность обучающихся возрастает.

Подобный клуб (Клуб любителей компьютерной графики) действует в ОмГТУ на базе кафедры «Инженерная геометрия и САПР» уже третий год. И студенты проявляют живой интерес, который не снижается, когда изучение дисциплины завершается, т. е. они посещают клуб и на втором, третьем и т.д. курсах.

Из всего выше сказанного можно выделить ключевой момент: необходимо заинтересовать учащегося дисциплиной и процессом обучения. Обучающийся — не робот, и заполнить информацией его мозг не получится. Даже при создании компьютерных баз данных и знаний информацию тщательно обрабатывают, исключают устаревшую и избыточную, переводят в электронный вид, создают определенные алгоритмы ее взаимодействия. Поэтому каждый преподаватель должен квалифицированно и своевременно перерабатывать информацию по своему предмету и использовать актуальные приемы доведения ее до учащихся.

Например, вместо статичных файлов и презентаций — вебинары и чаты, являющиеся современными активными виртуальными формами обучения, а также фильмы и анимированные ролики, к созданию которых можно и нужно привлекать студентов.

В-третьих, если процесс обучения не хочется переводить в игру, так как это может показаться несерьезным, то для повышения мотивации к обучению нужно использовать междисциплинарную связь. Например, разрабатывать задания по инженерной графике с учетом потребностей специализированных кафедр. С помощью задания открыть студентам связь между дисциплинами. Профессиональная направленность и междисциплинарная связь позволят повысить мотивацию к обучению. То, что однозначно пригодится в будущем и в профессиональной деятельности, изучаться будет более внимательно.

Кроме того, для осуществления качественного и эффективного обучения необходимо:

1. В начале обучения, обязательно проводить входной контроль. Проводить его даже не с целью

оценить знания учеников, а их потенциал и возможности с целью корректировки учебного процесса, изменения порядка и глубины изучения тех или иных тем. В идеале, наверное, лучше, чтобы тест входного контроля содержал и вопросы для определения психотипа обучающегося. Ведь есть методики, которые практически со стопроцентной вероятностью работают для того или иного психотипа, например, для экстравертов или интровертов.

2. Проводить промежуточные контроли знаний в виде экспресс-опросов или мини-тестов. Можно не на оценку, а чтобы оценить степень усвоения знаний и оперативно скорректировать дальнейшую работу.

3. Применять адаптивные обучающие системы, которые позволяют подбирать уровень сложности и порядок выполнения заданий в зависимости от результатов тестирования учащегося. Например, многие изучаемые вопросы по начертательной геометрии и инженерной графике являются взаимосвязанными и частично взаимозависимыми. Зависимость тем друг от друга определяет порядок их освоения. Так, например, до начала изучения темы «Виды» логично освоить раздел начертательной геометрии, касающийся построения проекций точки (прямой линии, плоскости, поверхности) на комплексном чертеже. Или в зависимости от ситуации поменять порядок разделов: сначала рассказать про проекции поверхности, а потом о проекции точек, прямых и плоскостей.

Студенты все разные по базовому уровню знаний, по желанию и способностям к учебе. И важно не только обучить их конкретной дисциплине, но и привить познавательную компетенцию. Для этого есть еще одна методика повышения мотивации учащихся, привлечения и удержания их внимания, состоящая в том, что весь процесс обучения разбивается на элементарные, легко выполнимые, понятные задания. Тем самым систематизируется материал лекционных и практических занятий. При этом необходимо постоянно демонстрировать перспективы применения приобретаемых умений и навыков. Ведь одна покоренная вершина влечет за собой желание идти дальше, разбираться и, наконец, понять и освоить.

Для реализации большинства методик, из приведенных выше, одним из главных препятствий является то, что преподаватели технических вузов, являясь выпускниками тех же вузов, т.е. имеют техническое образование и не обладают достаточными знания в области психологии и педагогики. Решением проблемы компетентности молодых кадров может быть возобновление обязательных всероссийских педагогических ФПК.

Подобный курс повышения квалификации для преподавателей технических вузов успешно реализуется на кафедре «Инженерная геометрия и САПР» ОмГТУ. Данный курс носит название «Преподавательское мастерство в информационной среде вуза». План занятий курсов включает в себя широкий круг вопросов, касающихся управления аудиторией, конфликтологии, теории поколений, профессиональной ответственности педагога, а также обзор современных электронных средств обучения. Рассматриваются особенности и перспективы таких форм обучения, как вебина-ры, мобильное обучение и многое другое. Курс дает возможность преподавателям более свободно и уверенно чувствовать себя в аудитории и эффективно планировать и проводить занятия.

Методики обучения различных возрастных групп отличаются и подходами, и используемыми средствами. Что одной возрастной группой воспринимается как норма, для других — как ущемление личности и подавление инициативы. Поэтому педагог должен быть ответственным за свой труд, всегда стремиться скорректировать и применить свой педагогический опыт в конкретной педагогической ситуации, а какой способ выбрать для лучшего восприятия информации студентами — зависит от его компетентности, знаний и педагогических навыков.

В статье рассмотрены лишь некоторые из возможных вариантов повышения мотивации студентов к обучению. Акцент при этом сделан на студентов первого курса, так как перед преподавателями, работающими с первокурсниками, всегда вставала необходимость не только «донести» свой предмет, но и помочь студенту «влиться» в новую систему образования, т.е. преподаватель вынужден заниматься воспитательной и разъяснительной работой, а различные приемы мотивации к учению ему в этом, безусловно, могут помочь.

Библиографический список

1. Громкова М. Т. Педагогика высшей школы : учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 446 с.

2. Лызь Н. А. Способы воспитательного влияния и риски их реализации // Педагогика. 2016. № 2. С. 32 — 39.

3. Бородич С. А., Тепляковская А. Н. Балльно-рейтинго-вая система оценки знаний студентов в вузе: проблемы и

перспективы // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. Казань: Бук, 2016. С. 139-141.

4. Томилова О. В. Опыт применения концепции гейми-фикации для повышения эффективности учебных занятий // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации КГП-2015: сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф. Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2016. С. 376-389.

5. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2011. Т. I. С. 140-146.

КАЙГОРОДЦЕВА Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры инженерной геометрии и САПР. Адрес для переписки: [email protected] ОДИНЕЦ Мария Николаевна, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры инженерной геометрии и САПР. Адрес для переписки: [email protected] КАЙГОРОДЦЕВА Татьяна Николаевна, студентка гр. БИТ-113 радиотехнического факультета. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.11.2016 г. © Н. В. Кайгородцева, М. Н. Одинец, Т. Н. Кайгородцева

УДК 378 159923 М. А. МАДЖУГИНА

Ю. Г. ВАСИЛЕВСКАЯ

Омский государственный технический университет, г. Омск

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского,

г. Омск

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ_

В статье описано исследование уровня креативности студентов-дизайнеров первого и четвертого года обучения с использованием психодиагностических методик. Выявлена зависимость средних показателей уровня креативности студентов от года обучения. Сделан вывод о том, что креативность поддается формированию и развитию, из чего следует необходимость изучения методов и способов развития креативности при обучении будущих дизайнеров в высшей школе.

Ключевые слова: креативность, творческое мышление, уровень креативности, диагностика креативности, развитие креативности.

В различных отраслях профессиональной дея- чаще встречаются креативность и творческое мыш-

тельности современного общества креативность вы- ление. Креативность обеспечивает возможность

ступает как один из ведущих факторов успешности быстрой адаптации личности к стремительно изме-

человека. В перечне требований, которые предъяв- няющейся реальности и, таким образом, становится

ляются к кандидатам на различные должности, все залогом профессиональной успешности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.