91
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (3) 2014
ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
УДК 343.97 А.В. Кудряшов
A. Kudryashov
НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ОТНОШЕНИИ СОТРУДНИКОВ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
В данной работе рассматриваются некоторые преступления против порядка управления, в частности cm. 318 УК РФ «Применение насилия в отношении представителя власти» и cm. 319 УК РФ «Оскорбление представителя власти», где потерпевшими выступают сотрудники органов внутренних дел. Рассматриваются некоторые причины и условия, способствующие совершению данного вида преступления.
Ключевые аюва: сотрудники органов внутренних дел. преступления против порядка управления, причины и условия.
SOME CAUSES AND CONDITIONS THAT CONTRIBUTE TO COMMITTING CRIMES AGAINST LAW ENFORCEMENT OFFICERS
This article discusses some of the crimes against the public administration, in particular Article 318 of the Criminal Code of the Russian Federation "Violence against representatives of authority", and A rticle 319 of the Criminal (’ode of the Russian Federation "Insulting authorities " where the victims are law enforcement officers. Some causes and conditions that contribute to committing such crimes are describe.
Keywords: taw enforcement officers, crimes against public administration, causes and conditions.
Реформы органов внутренних дел МВД России, проводимые в нашей стране, коренным образом решили экономические и социальные проблемы сотрудников полиции, однако преступные акции в отношении их не снижаются.
Все чаше совершаются насильственные преступления в отношении сотрудников органов внутренних дел. Количество возбужденных уголовных дел по ст. 318 У К РФ «Применение насилия в отношении представителя власти», а также преступлений, предусмотренных ст. 319 УК РФ «Оскорбление представителя власти», посягающих на их честь и достоинство, с каждым годом становится все больше.
Целью данной статьи является рассмотрение некоторых причин и условий, способствующих совершению данных преступлений.
Как признают специалисты, за период реформ понизился профессионализм сотрудников органов внутренних дел, многие опытные сотрудники уволились из органов, а граждане практически перестали доверять полиции, население старается лишний раз не обращаться за помощью к полицейским для защиты своих прав и свобод 111.
Серьезной проблемой остается формирование позитивного общественного мнения о работе сотрудников органов внутренних дел в целях повышения доверия к ним со стороны населения.
Кроме того, отмечено, что при совершении преступления в отношении полицейского населением в первую очередь высказывается мнение, критическое по отношению к нему как потерпевшему: о его низкой квалификации, неправильных действиях, аморальном поведении, коррумпированности ИТ. д.
Также в ходе проведения следственных действий большое значение уделяется данным о личности потерпевшего - сотрудника органов внутренних дел при построении следственных версий при совершении преступления в отношении представителя власти. В некоторых случаях рассматриваются следственные версии о провокации сотрудником органов внутренних дел оскорбления и насильственных действий в отношении него.
Конечно, нельзя отрицать, что у некоторых сотрудников органов внутренних дел, когда они не оказывают активного и профессионального противодействия при задержании лица, совершившего преступление или административное правонарушение, могут присутствовать корыстные мотивы, в частности получение материальной компенсации за причинение в ходе задержания вреда здоровью различной тяжести или унижения чести и достоинства при исполнении служебных обязанностей в случае примирения потерпевшего с виновным.
92
№2 (3) 2014 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
Согласно ст. 76 УК РФ от уголовной ответственности могут освобождаться в связи с примирением с потерпевшим лица, впервые совершившие преступление небольшой или средней тяжести. При примирении с потерпевшим виновный должен загладить причиненный потерпевшем} вред.
Статья 319 УК РФ «Оскорбление представителя власти» и ч. 1 статьи 318 УК РФ «Применение насилия в отношении представителя власти» попадают под понятие преступлений небольшой и средней тяжести. В некоторых случаях виновные, кроме извинений, возмещают материальный и моральный вред сотрудникам органов внутренних дел от совершенного преступления. Конечно, можно представить, что сотрудники органов внутренних дел провоцируют правонарушителей, чтобы те их оскорбили или ударили, к пример} сотрудники дорожно-патрульной службы при оформлении протокола на лицо, управляющее транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Однако подобные деяния, где сотрудники полиции становятся потерпевшими из корыстных соображений представляются маловероятными и могут являться исключением из правил, и какое негативное и презрительное отношение должно быть к сотрудникам органов внутренних дел у органов, в чью компетенцию входит возбуждение уголовного дела по данному вид} преступлений, если они выдвигают такие версии.
Также условием совершения преступления в отношении сотрудника органов внутренних дел является предвзятое освещение средствами массовой информации (далее - СМИ) противоправной деятельности сотрудников полиции.
Гражданин, открывая газет} , слушая радио, просматривая телевизионные передачи и интернет-ресурсы, утверждается в мысли, что пьяными полицейскими совершается весь диапазон правонарушений и преступлений. СМИ давно укоренили в умах обывателя, что коррупция в полиции стала нормой. Причем в СМИ нс сообщается, что служебная деятельность полицейских сопряжена с повышенной ответственностью, высокими психическими и физическими перегрузками, работой в экстремальных ситуациях, что нередко вызывает негативные психологические последствия, к числу которых относится явление профессиональной деформации личности сотрудника, которое может подтолкнуть человека к совершению правонарушений и преступлений. В телевизионных новостях граждане наблюдают сюжеты, смакуемые телеоператорами, как несколько полицейских не могут
справиться с пьяным дебоширом, либо пьяный водитель безнаказанно нецензурно оскорбляет сотрудников ГИБДД, либо крупным планом -лицо растерявшего инспектора ДПС, от которого провокационно требуют назвать Правила дорожного движения, либо как задержанный правонарушитель панибратски похлопывает полицейского по плечу и т. п.
Очевидно, видя, что правонарушения и оскорбления остаются безнаказанными, гражданин утверждается в негативном отношении к сотрудникам полиции.
Кроме того, государство своими законодательными инициативами показывает свое отношение к полиции и органам внутренних дел.
Так Федеральный закон от 22 июля 2010 г. № 155-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодеке Российской Федерации» внес в Уголовный кодеке Российской Федерации несколько изменений, которые были направлены на ужесточение наказания и уголовной ответственности в случае совершения преступления сотрудниками органов внутренних дел |4|.
Часть I ст. 63 УК РФ «Обстоятельства, отягчающие наказание» дополнили пунктом «о» следующего содержания - «совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел». По нашем} мнению, в данном положении есть некоторые несоответствия с основным законом нашего государства - Конституцией Российской Федерации.
В ст. 19 Конститу ции Российской Федерации закреплены принципы равенства граждан перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Однако, по нашем} мнению, п. «о» ст. 63 УК РФ «Обстоятельства, отягчающие наказание» нарушает принцип равенства граждан перед законом по занимаемом} должностном} положению 131.
Также в УК РФ введена новая статья 286.1 «Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа». Состав данного преступления выражается в умышленном неисполнении сотрудником органа внутренних дел приказа начальника, отданного в установленном порядке и нс противоречащего закон}, причинившем существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (3) 2014
93
Кроме того, у словием совершения преступлений в отношении сотрудников органов внутренних дел являются непродуманные и популистские высказывания высшего руководства ОВД.
В ноябре 2009 г. Р. Нургалиев, сше возглавляя Министерство внутренних дел российской Федерации, на встрече с курсантами Московского у ниверситета МВД России на базе ОМОН «Зубр» в подмосковном г. Щелкове на вопрос: «Можно ли лишить милиционеров права на неприкосновенность?» заявил: «Если гражданин нс преступник, если он идет спокойно и ничего нс нарушает - то да. Если это нападение, то должна быть самооборона». При этом министр пояснил, что «Мы вес равны, а гражданин равен вдвойне». В свою очередь, начальник Управления информации МВД России В. Грибакин пояснил ИТАР-ТАСС, что «если поведение сотрудника милиции выглядит неадекватно, и если с его стороны зву чат необоснованные у грозы и тем более, если ли он применяет насилие, то в такой ситу ации граждане вправе оказывать ему сопротивление» 121.
Граждане, проанализировав данное высказывание, с у довольствием стали претворять его в
жизнь, активно применяя в отношении полицейских насилие. Так, некоторые правонарушители при их задержании стали оказывать активное сопро-тиаление сотрудникам органов внутренних дел ссылаясь на то, что «Нургалиев разрешил бить милиционеров». Многие правонару шители и нс вспомнят сегодня данное высказывание, но общие тенденции к неповиновению и негативному отношению к сотрудникам органов внутренних дел являются следствием проводимых с недавнего времени реформ МВД России.
Таким образом можно с у веренностью констатировать, что в настоящее время причиной совершения преступлений в отношении сотрудников органов вну тренних дел является нс только стремление лиц, совершающих преступления, уйти от ответственности, но и отрицательное отношение населения к полицейским, возникшее на почве культивируемого СМИ негативного облика данного должностного лица с целью обоснования необходимости реформ в МВД, а также в связи с потерей квалифицированных кадров, отсутствием профессионализма, физической и психологической подготовки, наличием безнаказанности за совершение любого проступка, порочащего органы вну тренних дел.
*
Примечания
1. Абдулкахирова 3. 3. Обеспечение общественного доверия и поддержки гражданами правоохранительной деятельности органов внутренних дел Чеченской Респу блики // Российский следователь. - 2012. -№ 19. - С. 34.
2. Глава МВД Ну ргалиев разрешил россиянам бить нсзаконопослушных милиционеров. -http://y\yy\\ .ncyysru.com/russia
3. Кудряшов А. В. Влияние реформы МВД России на уголовное законодательство // Правопорядок: история, теория, практика. - 2014. - № I. - С. 126-129.
4. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессу альный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 22 июля 2010 г. № 155-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 30. - Ст. 3986.
КУДРЯШОВ Андрей Владимирович, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов, Южно-Уральский государственный университет, кандидат юридических нау к. E-mail: andrcj.kudryashov.1975fymail.ru
KUDRYASHOV Andrey, Assistant Professor, Chair of Criminal Law, Faculty of Law Enforcement Officers' Training, Candidate of Law , South Urals State University (National Research University ). E-mail: andrej kudryasliov. 1975fymail.ru