3. Андреева И. Г. Знания о здоровье и их место в содержании образования // Стандарты и мониторинг в образовании : научно-методический журнал. 2012. № 1. С. 12-17.
УДК 159.972:004.738.5
А. Л. Третьяков
НЕКОТОРЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТИКО-ПРАВОВОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Автор рассматривает некоторые причины организации этико-правового и духовно-нравственного просвещения школьников в России. Описана педагогическая картина России на рубеже XIX - начала XX в. Отражена педагогическая периодическая печать, посредством которой в большинстве школ и осуществлялось этико-правовое и духовно-нравственное просвещения школьников. Определены тренды в российском образовании начала XX в.
Author discusses some reasons for the organization of ethical and legal, spiritual and moral education of schoolchildren in Russia. Described pedagogical Russian painting at the turn of XIX - early XX centuries. Reflected pedagogical periodical press, by means of which, in most schools, and carried out the ethical, legal and spiritual and moral education of schoolchildren. The trends in the Russian education system the beginning of XX century.
Ключевые слова: этико-правовое и духовно-нравственное просвещение школьников, исторический анализ, образование, предпосылки организации, периодическая педагогическая печать.
Keywords: ethical, legal and spiritual and moral education of schoolchildren, historical analysis, education, background organization, pedagogical periodical press.
Этико-правовое и духовно-нравственное просвещение учащихся не теряет актуальности вплоть до сегодняшнего дня [1], начиная с учреждения для управления образованием в Российской империи Комиссии об учреждении народных училищ, образованной в 1782 г. и двадцатью годами позже ставшей частью Министерства народного просвещения, образованного манифестом им-
ператора Александра I от 08.09.1802 г. «Об учреждении министерств» в целях «воспитания юношества и распространения наук». К его ведению манифестом были отведены:
• типографии частные и казённые;
• издания ведомостей и всякие периодические издания;
• народные библиотеки;
• собрания редкостей;
• натуральные кабинеты;
• музеи и школы всех типов.
Министерство руководило составлением уставов и правил для императорских университетов, средних и низших учебных заведений; ведало назначением и перемещением профессорско-преподавательского состава; занималось снабжением учебных заведений книгами и учебными пособиями. С 1803 г. в ведении министерства находилась Императорская Академия наук.
Согласно манифесту об «Общем учреждении министерств» от 25.06.1811 г. «Министерство народного просвещения ведает всеми учёными общества, академии, университетами, всеми общими учебными заведения, исключая духовные, военные и те училища, кои особенно учреждены для образования юношества к отдельной какой-либо части управления, как-то: Горный корпус и другие сему подобные установления, кои, находясь в особенном ведомстве, сохраняют однако же в делах общих нужную связь и сношение с министром просвещения» [2].
По уставу в России устанавливалась единая система образования (к сожалению, это законодательное решение было отменено через год). Страна была разбита на шесть учебных округов по числу университетов, в их подчинение переходили все учебные заведения, подведомственные Министерству народного просвещения. Согласно этому уставу в России устанавливалось четыре типа школ: приходские школы, уездные училища, гимназии и университеты.
Иными словами, можно говорить о том, что в ведение Министерства народного просвещения входило как этико-правовое, так и духовно-нравственное просвещение учащихся, о чём свидетельствует содержание общего среднего образования.
В целом русская классическая гимназия по своему содержанию была гуманитарной - мощная лингвистическая подготовка,
углубленное изучение литературы и истории, логики, психологии, права.
Иными словами, гуманитаризация гимназического образования неразрывно связана с его гуманизацией, которая означает переход школы от ориентации на жёсткий социальный заказ к ориентации на наиболее полный учёт интересов и потребностей личности. Гуманизации школьного образования можно достичь, на наш взгляд, посредством этико-правового и духовно-нравственного просвещения учащихся.
Из анализа таблиц недельных часовых уроков в гимназиях ведомства Министерства народного просвещения видно, что особое место занимал предмет «Закон Божий» (4 часа в неделю). Этот предмет был введён во всех школах и гимназиях, кроме военных и морских. Данный факт свидетельствует о повсеместном духовно-нравственном просвещении учащихся.
Рассмотрение вопроса об организации этико-правового и духовно-нравственного просвещения учащихся невозможно без описания существующей в то время системы образования и системы педагогических идей, которые доминировали в то время.
Развитие педагогического сознания в этот период (II половина XIX - начало XX в.) характеризуется становлением классической и реформаторской педагогики.
Вторая половина XIX в. известна такими выдающимися деятелями российской педагогики, как Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов, А. Я. Герд, Н. А. Корф, П. Ф. Лесгафт, Д. Д. Семенов, В. Я. Стоюнин, П. Г. Редкин, П. Д. Юркевич и многие другие.
Русская педагогическая классика формировались посредством идей Н. И. Пирогова, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, С. А. Рачин-ского, К. П. Победоносцева и др.
Н. И. Пирогов отмечал, что важнейшей проблемой российского образования является проблема соотношения общечеловеческого и специального образования. Пирогов выдвигал теорию, что в систему российского образования должны входить:
• всеобщая двухлетняя элементарная школа;
• реальная или классическая прогимназия (4 года обучения);
• реальная гимназия (3-4 года обучения);
• классическая гимназия (3 года обучения);
• университеты;
• другие высшие учебные заведения.
С точки зрения Пирогова, фундаментом образования должно было стать правовое и духовно-нравственное начало, его воплощением в содержании образования являлась классическая культура. Поэтому в развитии средней школы он отдавал приоритет классическому, а не реальному содержанию образования. Н. И. Пирогов многое сделал для развития образования России, совершенствования подготовки и повышения профессионального мастерства учителя, гуманизации отношений в школе, а также становления эти-ко-правового и духовно-нравственного просвещения учащихся.
Важнейшая идея Л. Н. Толстого - естественное и свободное формирование образования, особенно народной школы. Он отмечал, что русская народная школа свободно выработалась в ходе своего естественного исторического развития самим народом.
Взгляды Н. Г. Чернышевского также сыграли большую роль в развитии педагогической мысли. По его мнению, просвещение является важнейшем двигателем российского образования. Учёный отмечал, что именно правовое и духовно-нравственное просвещение сможет сформировать у школьников мировоззрение, способствующее их интеграции в то общество, в котором они жили.
Правильное воспитание должно строиться в соответствии с разумной природой ребёнка, должно ориентироваться на «развитие внутреннего человека» - такова главная идея педагогики Н. Д. Добролюбова. Стоит отметить, что индивидуальный подход к каждому ребёнку - это то, что пропагандировал Н. Д. Добролюбов и что легло в основу дальнейших его трудов.
Особняком стоит педагогика К. Д. Ушинского, которая сыграла определяющую роль в развитии народного образования в России, начальной и средней школы, женского и профессионального педагогического образования, педагогики и методик обучения, возрастной и педагогической психологии. В построении системы российского воспитания и образования К. Д. Ушинский предполагал исходить из идеи народности, которая лежит в основе воспитания любого народа. К. Д. Ушинский большое внимание уделял организации высшего женского образования в России. На базе Смольного института он хотел создать высшую школу, но отставка не позволила ему осуществить эту идею. Он разработал систему педагогического образования, включавшую в себя педагогические
классы в женских гимназиях и женских институтах типа Смольного, учительские семинарии, а также педагогические факультеты при университетах. Он также разработал основы организации, содержания, формы и методы работы этих учреждений.
Таким образом, в трудах К. Д. Ушинского предложена единая система воспитания и образования, начиная с семейного воспитания и заканчивая университетским образованием, система, в основе которой лежат принципы народности, нравственности, православия и антропологический принцип. Эта система учитывает возрастные особенности учащихся и специфические особенности каждого сословия обучающихся.
Стоит отметить, что А. С. Макаренко сумел на практике комплексно реализовать концепции о необходимости вовлечения подростков в разнообразные виды активной деятельности на началах самоуправления, выработав нравственные и правовые требования к субъектам образовательной деятельности [3].
П. Ф. Каптерев высказывал идею о воспитании чувства законности у детей. В работе «Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей» (1908) он утверждал, что именно в школе дети «получают основы гражданского образования и где обычное обучение при помощи директоров и преподавателей есть только средство для достижения другой, главнейшей и существеннейшей цели гражданского воспитания детей».
1850-е гг. обозначились также деятельностью величайших святых и мыслителей России - митрополита Филарета (Дроздова), епископа Игнатия Брянчанинова, епископа Феофана Затворника, преподобного Амвросия Оптинского и др.
Митрополитом Филаретом (Дроздовым) был осуществлён перевод Библии на русский язык.
В трудах епископа Феофана Затворника изложены фундаментальные идеи и принципы православной педагогики.
Епископ Игнатий (Брянчанинов) сформулировал важнейшие принципы православного понимания и воспитания человека.
Преподобный Амвросий Оптинский - величайший святой, к которому обращались за советом и наставлением многие великие люди России, в том числе Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и др. Практически воплотил в своей деятельности принципы святоотеческой педагогики.
Наиболее важным направлением развития педагогической мысли в России было философское направление. К вопросам воспитания в это время обращается целый ряд философов - В. С. Соловьев, В. В. Розанов, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский и др.
В области общей педагогики творят такие деятели:
• М. И. Демков - автор фундаментальных трудов по истории воспитания и общей педагогике;
• П. Ф. Каптерев - видный историк и теоретик педагогики;
• продолжается деятельность П. Ф. Лесгафта;
• широкой известностью, особенно среди учителей начальных школ, пользуются труды В. П. Вахтерова и др.
Важным направлением этого периода стала педагогика свободного воспитания. Широкую известность получил опыт С. Т. Шацкого, создавшего несколько детских коммун, в которых дети получали не только образование, но и воспитание; К. Н. Вентцеля, автора книг по свободному воспитанию и создателя школы, построенной на этих идеях.
Начало XX в. ознаменовано становлением общей, педагогической, возрастной и специальной психологии. Наиболее видную роль в её развитии сыграли: Г. И. Челпанов - один из основоположников отечественной психологии, создатель института психологии; А. Ф. Лазурский - один из создателей детской и возрастной психологии; А. П. Нечаев - один из основоположников российской экспериментальной психологии; И. А Сикорский - видный учёный в области детской психологии; В. П. Кащенко, известный своими теоретическим трудами и практической деятельностью в области воспитания детей с недостатками в психическом развитии.
В это время вопросами педагогики начинают заниматься и представители естественных наук. Наиболее видными представителями этого направления были В. М. Бехтерев, В. И. Вернадский, Д. И. Менделеев и др.
Из деятелей православной педагогики наибольшей известностью пользуется имя Иоанна Кронштадтского. Он много лет преподавал в Кронштадтской гимназии. Его педагогические идеи -христоцентричность, живая вера в Бога как основа духовно-нравственного и этического развития и воспитания человека.
В целом же основные заслуги российской педагогики XIX -начала XX в. весьма велики:
• освоены не только все формы теоретического педагогического сознания, но и созданы труды, имеющие мировое значение;
• сформирована философия и идеология российского образования;
• обоснованы такие принципы, как принцип народности и православия в воспитании;
• доказана необходимость приоритета воспитания в обучении, трудовой характер процесса обучения, личностно-коллектив-ное начало в воспитании и т. д.;
• разработаны разные модели и типы школ от начальной до высшей;
• заложены основы современного содержания образования от начальной (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, К. П. Победоносцев, С. А. Рачинский и др.) до высшей школы;
• написаны современные учебники и методики обучения по ним;
• разработаны формы и методы обучения во всех типах школ.
Начало ХХ в. - время быстрого развития российского образования. В целом, несмотря на разнообразие школ, основной в образовании становилась тенденция создания единой национальной системы образования. Это особенно ярко проявилось в проекте реформы образования министра П. Н. Игнатьева, который предлагал три варианта единой школы: современный, классический и неоклассический. Деятельность Игнатьева на посту министра была достаточно плодотворной: несмотря на военное время, наблюдается быстрый рост числа разных школ, осуществляется переход ко всеобщему народному образованию, становится все более плодотворным сочетание усилий государства и общества в делах образования, подготовлен целый ряд новых учебных планов, учебных пособий.
Ещё дальше в создании единой школы пошло Временное правительство. В постановлениях, решениях, практических разработках предполагалось создать единую, с учетом различных условий и модификаций, систему образования.
Начальная школа. Создаются разные типы начальных школ -в начале XX в. их было в России 60. Главными становятся министерские, земские и церковно-приходские школы. В 1912 г. в России учреждаются высшие народные школы с 3-летним сроком обучения и начинают функционировать учительские институты по подготовке учителей для работы в них.
Начало XX в. было особенно плодотворным для развития средней школы России. В этот период функционировали самые различные школы:
- государственные - гимназии, коммерческие училища, военные школы (кадетские корпуса) и т. д.;
- общественные - реальные гимназии, женские гимназии и т. д.;
- частные - гимназии, особенно женские, школы, училища.
Практически все эти учебные заведения давали высокий уровень образования.
Во второй половине XIX - начале XX в. выходили в свет и педагогические журналы. Именно посредством них, на наш взгляд, также формируются основы организации этико-правового и духовно-нравственного просвещения учащихся.
В результате анализа данных, собранных Российской государственной библиотекой, Научной библиотекой РГПУ им. А. И. Герцена, а также полученных из библиографического указателя Н. М. Лисовского «Библиография русской периодической печати 1703-1900 гг.» и обзора Н. Н. Аблова «Педагогическая периодическая печать (1803-1916 гг.)», было выявлено 79 названий педагогических журналов, носящих сугубо педагогический характер. Также было выявлено более 25 названий журналов, содержащих постоянные разделы по школьной педагогике и вопросам образования. Необходимо отметить, что рост числа этих периодических изданий приходится на последнюю четверть XIX в., что можно объяснить несколькими причинами:
• быстрый рост числа школ, следовательно, увеличение читательской аудитории;
• бурный рост педагогических инноваций и необходимость их распространения не только в среде педагогов, но и среди общественности, в том числе и родительской;
• повышение профессиональных требований к педагогическим кадрам;
• государственные меры по поддержке печати сыграли важную роль в увеличении числа изданий в этот период;
• временное ослабление цензурного надзора за издательской деятельностью.
На долю Санкт-Петербурга приходилось 47% издания педагогических журналов, то есть почти половина от их общего числа, на
долю Москвы - 21% журналов. Журналы издавались в Екатеринода-ре, Могилёве, Елисаветграде, Казани, Воронеже, Вильнюсе, Вологде, Астрахани, Симферополе и Тифлисе, а также в 32 других городах. Необходимо отметить, что в названных городах издавалось не по одному, а по три-четыре журнала для разных читательских групп.
Большинство провинциальных педагогических журналов печатали обзоры статей из центральных изданий. Например, журналы «Школа и жизнь» (Тифлис) и «Таврический народный учитель» (Симферополь) имели разделы «Среди газет и журналов», в которых печатались подробные обзоры педагогических статей из других педагогических изданий. Провинциальные издания содержали, в основном, информацию местного характера, подробные отчёты о педагогической жизни города или губернии, однако каждое издание содержало и сведения об общественно-педагогической жизни России в целом, а также о достижениях педагогики за рубежом. Некоторые провинциальные журналы приводили практически полные переводы наиболее интересных номеров зарубежных педагогических журналов. Важно отметить, что обзоры отечественного и зарубежного педагогического опыта и педагогических инноваций адресовались не только деятелям народного образования, но и педагогам, наставникам, учителям, родителям [4].
Для рассмотрения характера изданий и выявления степени полноты педагогической информации того времени было необходимо выбрать какую-либо из существующих классификаций или предложить новую. Просмотр самих педагогических журналов, анализ их программ, заявленное издателями целевое и читательское назначение подсказали правильный выбор, а именно классификацию В. П. Полонского, который предлагал рассматривать все педагогические периодические издания как методические, научно-популярные, справочно-библиографические и научные. Довольно часто встречающиеся практические журналы по содержанию стоят ближе всего к методическим (по классификации В. П. Полонского).
Таким образом, было выявлено:
• научно-популярных журналов - 25%;
• общепедагогических - 41%;
• методических - 21%;
• справочно-библиографических - 8%;
• научных - 5%;
• общепедагогического характера - 41% (самая большая группа журналов).
Общепедагогические журналы включают статьи по общим вопросам педагогики и дидактики, истории народного образования, истории этико-правового и духовно-нравственного воспитания, критику и библиографию. Также в общепедагогических журналах широко рассматривается общественная деятельность педагогических обществ, курсов, съездов.
Аналогичные разделы, но с иными названиями содержали все справочно-библиографические журналы. Необходимо отметить, что подобные журналы активно рекомендовались Министерством народного просвещения и были доступны в любой точке России.
Научные журналы составляли 5% от общего количества педагогических журналов и издавались, как правило, университетами, научными обществами, министерствами. Журналы были призваны содействовать внедрению достижений отечественной и зарубежной педагогической науки, инновационных разработок и идей, а также теоретическому осмыслению этико-правового и духовно-нравственного просвещения. Их целевое назначение - оказание практической помощи в повышении квалификации педагогических кадров. Научные журналы публиковали результаты исследований, образовательную статистику, руководящие статьи и рефераты по вопросам организации образования, обзоры отечественной и зарубежной педагогической печати, статьи, освещающие деятельность Лиги образования и не входящих в её состав просветительных учреждений, союзов и других общих организаций.
Сравнивая поток периодических педагогических изданий конца XIX - начала XX в. с аналогичным сегодняшним потоком, можно сделать вывод о значительно большей степени информированности педагогических работников прошлого, о понимании в те времена роли педагогической информации для реформирования образования. Об этом свидетельствует и анализ читательского назначения, которое указывалось в программе периодического издания, публиковавшейся в первых номерах журнала [5].
По читательскому назначению выделяется приоритетная группа - учителя (36%), затем следуют директора школ, лицеев, гимназий (20,3%), деятели народного образования, педагоги церков-но-приходских школ, учителя военных заведений. Родителям предназначалось 15% журналов, воспитателям и наставникам - 14%.
Особенный интерес представляет содержание рубрик педагогических журналов. Прежде всего, необходимо отметить разнообразие в их содержании. Это хорошо видно, если сопоставить содержание журналов с основными разделами таблицы ББК для массовых библиотек отдела «Педагогика». Это даёт самое общее представление, однако отдел ББК «Педагогика» не отражает всего того разнообразия школьной тематики, которая была в России в XIX в. Например, раздел ББК 74.2 «Общеобразовательная: школа» не содержит данные о начальной церковно-приходской и женской школах.
Рассмотрим подробнее тематику журналов, выходящую за рамки ББК:
1. Деятельность педагогических библиотек на различных территориях.
2. Проекты начальной школы общества грамотности.
3 1 | ^ о
. Детский мир в современной русской литературе.
4. Детское чтение и детский журнал «Как читают дети, и какой от этого происходит вред».
5. Школа и кинематограф.
6. Влияние возраста родителей на психофизические свойства детской природы; вопрос о наказании в школе, «Народные учителя о деревенском хулиганстве», «Борьба с курением учащихся», спаивание детей.
7. Вопросы сексуальной педагогики и другие темы.
8. Деятельность семейно-педагогических организаций.
9. Библиография семьи и школы.
На основании проведённого анализа педагогических журналов второй половины XIX - начала XX в. видно, что периодическая педагогическая печать транслировала идеи этико-правового и духовно-нравственного просвещения учащихся.
Таким образом, исторический отрезок XIX - начало XX в. оказался временем достаточно быстрого и плодотворного развития российского образования, когда в основном сложилась система современного российского образования.
К 1917 г. в Российской империи сложилась система духовно-нравственного и этико-правового просвещения (воспитания). В действительно же следует подчеркнуть, что такая система имела некоторые особенности - «эта деятельность получила законодательное обеспечение, разработаны государственные образовательные и воспитательные программы для несовершеннолетних, акцен-
тировалось внимание на мероприятиях по перевоспитанию несовершеннолетних, которые нарушили закон, развитии их общего образования, а также совершенствовании религиозно-нравственного воспитания, которое приобретало характер правового воздействия и становилось правовым» [6].
Таким образом, основными предпосылками организации эти-ко-правового и духовно-нравственного просвещения учащихся второй половины XIX - начала XX в. явились:
• тесное взаимодействие Министерства народного просвещения и Министерства духовных дел;
• значительное количество часов по предмету «Закон Божий», на котором рассматривались проблемы этико-правового и духовно-нравственного просвещения;
• теоретический и практический вклад представителей русской педагогической классики по вопросам формирования у ребёнка основ гражданственности, духовности, а также индивидуального образовательного маршрута;
• профессиональная педагогическая печать, рассматривающая аспекты этико-правового и духовно-нравственного просвещения учащихся;
• социокультурная и общественно-политическая среда того времени.
Примечания
1. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/11139, свободный. Загл. с экрана. (Дата обращения: 05.04.2016)
2. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения (1802-1902). СПб. : Изд-во Министерства народного просвещения, 1902. 185 с.
3. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей // Макаренко А. С. Собрание сочинений. Т. 4. М., 1957. С. 361-362.
4. Старовойтова О. Р. Педагогические журналы конца XIX - начала XX в. // Библиотечное дело. 2011. № 13. С. 35-39.
5. Там же.
6. Крыгина И. А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.13. Ростов н/Д : [Б. и.], 1999. 145 с.